Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 17:49
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Кашира — Россия Февраль 2022

Мне и моей постоянной спутнице по путешествиям Марине, давно хотелось посетить древний город Каширу. Планировали перед Новым годом, однако жизнь внесла коррективы и перенесла наш визит на февраль.

Каширское шоссе в столице и области одно из основных. Однако, как лично мне кажется, электричкой быстрее. Они отправляются с Павелецкого вокзала. По времени это чуть менее 2-х часов.

Обычно, город это некое поселение в определённых границах. С Каширой всё очень не просто. Она включает отдельно расположенный микрорайон Ожерелье, бывший город Каганович, ставший Новокаширском, плюс: Старая Кашира (Кашира-1), станция Кашира, Кашира-2 и Кашира-3. Надеюсь, никого не забыл.

По понятным причинам нас интересовала Старая Кашира. Выйдя на ж/д станции, садимся в автобус № 1, и через двадцать минут выходим на остановке ул. Советская.

Две Каширы: Старая и Древняя

Это главная улица Старой Каширы. Движемся в сторону увеличения нумерации.

Дорога идёт под горку, в сторону Оки.

Две Каширы: Старая и Древняя

Первой нашей целью являлся Краеведческий музей. После его посещения мы узнали, на месте сквера, где установлен бюст А. С. Пушкину, в прежние времена возвышался оборонительный вал.

Кашира впервые письменно упоминается в 1356 году, и располагалась она на противоположном берегу Оки.

Две Каширы: Старая и Древняя

На своё нынешнее место перебралась в 1619 году, после набега казаков гетмана Сагайдачного.

К 1629 г. это уже был город с земляными валами и деревянной крепостью, входившей в Большую Засечную черту. В этом статусе он пребывал недолго и уже во второй половине XVII века сделался градом купеческим.

Одной из местных достопримечательностей можно смело назвать одноэтажную деревянную школу конца позапрошлого века. Невольно представляется, как сюда зимой по морозу ходил Филипок.

В своё время школу не снесли, ибо здесь выступал М. И. Калинин, но её будущее туманно.

Про Краеведческий музей я уже рассказывал. По соседству с музеем Успенский собор Пресвятой Богородицы — главный храм города.

Две Каширы: Старая и Древняя

Дата закладки собора известна из дела «кормовых немцев» — Давыда Францева и Ивана Жемажена, которые строили Каширскую крепость и заодно подрабатывали продажей «бесова зелья» — алкогольных напитков, к которым в те годы русские люди были не пристрастны.

В 1629 году в Кашире одновременно торжественно закладывали фундамент Успенского собора и отмечали рождение наследника престола, будущего царя Алексея Михайловича. В этот святой для каширян день иноземцы стали соблазнять их вином.

Городская общественность возмутилась и направила царю челобитную о недостойном поведении иностранных специалистов. Возникло «дело о каширских кормовых иноземцах», и последовал царский указ об изгнании их из города. Этот документ сохранился в архиве и служит для определения даты основания Успенского храма.

Бытовала легенда, что в Успенском соборе хранился голубой граненый флакон со слезами царевича Алексея (сына Петра I), который бывал в соборе на богослужениях.

10 августа 1899 года в 10 часов утра на службе в Успенском соборе молился Великий князь Сергей Александрович Романов — сын Императора Александра II, дядя царствующего Императора Николая II.

В советское время церковь не действовала. Первое богослужение состоялось в июле 1989 г. Именно здесь служил протоирей Николай Гришин, благодаря которому в Кашире проводится фестиваль «Серебристые облака».

Две Каширы: Старая и Древняя

Каждое время года прекрасно по своему, но февраль не самое лучшее время для путешествий.

Спускаясь под горку, внимательно смотрим под ноги, дабы не упасть. Улица Советская, бывшая Московская, в прежние времена упиралась в мост через Оку.

Теперь река перегорожена в других местах. По засыпанной снегом лестнице спускаемся к матушке-Оке, дабы осмотреться.

На реку, пусть даже на замёрзшую, любоваться можно до бесконечности. Укрывшись белым покрывалом, спит женщина-богатырь, не единожды прикрывавшая собой Русскую землю. Через пару месяцев Ока скинет льдины, они недовольно затрещат и пойдут вниз по течению.

Оку в XVI — XVII веке называли поясом Пресвятой Богородицы. По реке проходила граница Русского государства. С нашей стороны была Степь. Левый берег русские люди старались укрепить городками и крепостями.

На другой стороне расписными куполами и златыми крестами олицетворяет собой разумное, доброе, вечное — Белопесоцкий монастырь. Кажется, что он рядом и до него можно дойти.

Две Каширы: Старая и Древняя

Увы, нет, впечатления обманчиво. Знакомство с монастырём оставляем на потом. Возвращаемся назад, дабы должным образом изучить Старую Каширу.

По площади она совсем небольшая, но уместила четыре церкви и один монастырь. В советское время на месте кладбищ часто разбивали парки. Памятный крест Новомученикам земли Каширской установлен именно в таком парке.

Две Каширы: Старая и Древняя

По соседству с крестом памятник Сергию Радонежскому.

Крест и Святитель рядом с церковью Николы Ратного. Она строилась на пожертвования купцов и ведёт отсчёт времени с 1779 г. В советские годы не действовала. На месте колокольни построили жилой дом. И вот в таком укороченном виде церковь вернули РПЦ в 1991 г.

При матушке Екатерине Кашира была перестроена прямыми перекрёстными улицами на кварталы.

Две Каширы: Старая и Древняя

На крутых склонах осуществить подобную планировку возможности не было и потому город от реки отодвинулся.

Повторюсь, улица Советская главная артерия Старой Каширы.

Две Каширы: Старая и Древняя

Именно здесь старались построиться знатные купцы.

Научный сотрудник Краеведческого музея рассказывала, как городские власти устроили для неё небольшую экскурсию с подъёмом на колокольню Введенской церкви. Это самое высокое здание в городе. Виды сверху потрясающие! Плюс, на колокольне старинные часы, которые два раза в неделю заводит часовщик.

К сожалению, для массового туризма повторить подобное невозможно. Будем надеяться, власти отреставрируют лестничные пролёты на колокольне. Если начнут пускать, с удовольствие вернусь в Каширу!

Две Каширы: Старая и Древняя

1 августа 2016 г. в сквере на Советской улице, в честь 660-летия города, был установлен памятник стрельцу. Автором монумента стал известный скульптор Вадим Кириллов. Это собирательный образ защитника древней Каширы.

Стрелец получился бравый и где-то слегка шапкозакидательный, демонстрирующий явное пренебрежение опасностью. Хотя, если взять в расчёт, по какому поводу его поставили, на мой взгляд, памятник должен был быть другим.

В 1572 г. 120-тысячное крымско-турецкое войско двинулось на Москву. Ценой собственной жизни 200 каширских стрельцов на бродах Оки сумели на сутки задержать наступление.

Две Каширы: Старая и Древняя

Через несколько дней в битве при Молодях армия крымского хана Девлета I Гирея будет полностью разгромлена благодаря умелым действиям воевод Воротынского и Хворостина. Те сутки, что дали русскому воинству каширяне, оказались бесценны.

От себя добавлю, битва при Молодях сравнима с Куликовским и Бородинским сражением. Если бы крымцы прошли на Москву, Русское государство могло попросту исчезнуть. Жаль, но у нас о тех событиях почти никто ничего не слышал.

Ещё одна достопримечательность — бывшая водонапорная башня. Изначально выдвигалась идея, устроить на башне обзорную площадку, но от неё отказались. Башня соседствует с тюрьмой. И тем не менее зданию нашли применение. На первом этаже расположилась хлебная лавка.

Две Каширы: Старая и Древняя

В первой половине XIX вв. Кашира являлась важным торговым центром. В городе развернулось каменное и деревянное строительство, строятся церкви и жилые дома в стиле классицизм. Жители занимаются садоводством и огородничеством, а также мелкокустарным производством.

С проведением в 1860-х гг. в стороне от Каширы Курской и Рязанской железных дорог торговля в городе сильно сократилась. Развитие города возобновляется только в 1900 году, когда в непосредственной близости строится Павелецкая железная дорога и возводится станция Кашира.

Две Каширы: Старая и Древняя

В Ожерелье я не был, но Старую Каширу промышленно развитым городом назвать трудно. Есть сложности с работой, молодёжь стремится в Москву, либо в соседнее Ступино.

Зато город в буквальном смысле рай для кинематографа.

Две Каширы: Старая и Древняя

Застройка Старой Каширы в два-три этажа, большой купол Преображенского собора виден издалека. Так незаметно за разговорами мы подошли к Никитскому женскому монастырю. Обитель основана в 1884 году.

Её судьба довольно стандартна. В советское время закрывалась. В конце 41-ого на территории располагались части РККА, оборонявшие Каширу. После войны чулочно-носочная фабрика смогла уехать лишь в 1998 г.

На территории Спасо-Преображенский собор

и Никитский храм.

Две Каширы: Старая и Древняя

Изюминкой монастыря могу по праву назвать обзорную площадку. Ока и противоположный берег просматриваются на дальние расстояния.

Возможно, именно отсюда в 1572 г. Девлет I Гирей наблюдал, как его огромное войско вступило в бой за переправу с горсточкой стрельцов.

Составив список достопримечательностей, мы сразу поняли, что придётся брать такси. Так и поступили. Водитель прибыл через десять минут. Следующей локацией стала церковь Флора и Лавра 1766 г. постройки.

В советское время храм не закрывался. На момент нашего визита внутри шла реставрация отдельных фресок. И вот ведь как бывает: женщина служительница разрешила фотографировать, а у меня запотел фотоаппарат.

Две Каширы: Старая и Древняя

Отмечу, место, где расположился храм, в городе одно из древнейших. В 20-х годах прошлого века в овраге по соседству проводились раскопки. Учёные констатировали наличие стоянки древнего человека. Наши предки квартировали в искусственно прорытых пещерах, до шести метров длинной.

По пути к Белопесоцкому монастырю водитель, свернув с дороги, показал, как выглядит родной город с противоположной стороны Оки.

Две Каширы: Старая и Древняя

К этому моменту небо начало проясняться.

Белопесоцкий монастырь предстал во всей красе.

Две Каширы: Старая и Древняя

Туристами обитель неизбалованна. Монастырь в относительной близости от столицы, но остаётся в тени более известных собратьев.

До войны использовался по хозназначению, после оказался заброшен. Это позволило дойти до нашего времени с минимальными потерями.

Две Каширы: Старая и Древняя

Садимся в машину, начинаем кружить по лесным дорогам. Следующая достопримечательность храм иконы Божией Матери «Знамение». Это уже Ступинский район, при этом небольшое село, к которому относится храм, называется Старая Кашира.

В прежние времена на этом месте стоял храм деревянный. Всего в Старой Кашире их насчитывалось 14. Нынешний возведен в камне в 1816 году стараниями владелицы села помещицы Елизаветы Фёдоровны Ильиной.

Чуть мы отъехали от храма, по другую сторону бугра предстало древнее Городище. Оно появилось резко и сразу. Белая засыпанная снегом гора словно парила в воздухе.

Две Каширы: Старая и Древняя

Когда Кашира впервые упоминается в 1356 в духовной грамоте как село, речь идёт именно об этом месте.

По одной версии, войска Дмитрия Донского, шествуя на Куликово поле, соединились под Коломной. По другой, это произошло в Кашире. По местному преданию, преподобный Сергий Радонежский, следуя из Коломны в Серпухов через древнюю Каширу, благословил Дмитрия Донского именно здесь.

В 1480 году, по приказу князя Ивана III, Кашира была сожжена из-за невозможности противостоять татаро-монгольским набегам. В 1531 г. крепость возродилась. Она состояла из 8 башен, высоких земляных валов и деревянных укреплений.

В 1517 г. произошёл первый набег крымских татар. До конца столетия Кашира пережила их более 20. Наиболее разрушительный случился в 1571 году.

Со всех сторон снежная горка оказалась усеяна следами. Кто-то вверх поднимался, но повторить подобное довольно сложно. Скорее всего, горку приступом брали дети. В юном возрасте упасть и скатиться — забавное развлечение. Но если ты уже не ребёнок, невольно думаешь о последствиях.

Стоя перед бугром и прокручивая его историю, штурмовать вал я даже не помышлял. Что меня двинуло вперёд, сам не понимаю. Такое впечатление, словно меня какая-то сила поддерживала и подталкивала. Вертикальный склон я преодолел быстро. Взгляду открылось внутреннее пространство крепости.

Потолок по площади такой же как пол, но при этом зрительно он представляется меньше. Кажется, что вся мебель комнаты на потолке не смогла бы уместиться. Такие же мысли возникают и здесь.

Две Каширы: Старая и Древняя

Нам остаётся разве что представлять, где располагался дом воеводы, церковь, соборная площадь, торговые кварталы, въездные ворота и восемь башен. К крепости примыкал посад, и Каширка наверняка была судоходной…

По утверждению археологов, первым здесь появился городок Дьяковской культуры (7–4 век до н. э.). Место было стратегическим и потому из века в век люди выбирали его для жизни.

По другую сторону валов спит в низине под льдом превратившаяся в ручей Каширка. Городок усеян следами, словно бумага письменами Нестора, разобрать которые не представляется возможным.

Древняя крепость отстранилась от настоящего, укрылась снежным покрывалом, перейдя в другое измерение.

В подобных местах отсчёт времени особый, неподвластный суете настоящего.

Две Каширы: Старая и Древняя

В результате боевых действий и эпидемий к началу Смутного времени Кашира запустела. В 1609 г. город признал власть Лжедмитрия II. В 1618 г. был разорён казаками гетмана Сагайдачного. Каширяне крепостные сооружения разобрали и на следующий год перенесли их на другую сторону Оки, что в прежние времена было немыслимо.

Старая, вернее, Древняя Кашира стала трамплином, оттолкнувшись от которого, Русское государство начало расширяться. Крепость с её валами и впадиной посередине представляется неким мифическим гнездом, где вылупился сказочный птенец, оперился, взлетел и сделался большой птицей.

Две Каширы: Старая и Древняя

В 1648 г. состоялся последний поход крымцев на приокские земли, но он закончился неудачно. Их войско оказалось на голову разбито. В последующем произойдёт много войн, стычек и битв, но Москва и Поочье сделаются крепким тылом.

Добравшись до станции Белопесоцкая, мы расплатились с таксистом, сели в электричку и через полтора часа оказались на Павелецком вокзале.

Друзья, Каширу для однодневного путешествия однозначно рекомендую!