Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 21:15
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Далаба — Гвинея Январь 2012

Предыдущая часть — Регион Маму

Прежде чем рассказывать о достопримечательностях региона, пару слов скажу про Фута отель, где довелось ночевать. Он построен ещё при французах на склоне горы.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Говорят, это второй по качеству отель Гвинеи. Фактически обычная трёшка, но из тех, где нам довелось ночевать, Фата был лучшим.

После завтрака отправляемся посмотреть виллу французского губернатора. Особняк, как и Фута отель, построен на склоне горы в 1935 году.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Хвойное великолепие и вкусный воздух не спасли от разрушительного напора времени. Появившийся человек открывает нам разбитую дверь.

Гвинейцы, впрочем, как и другие африканцы, очень сильно удивляют. Казалось бы, французы оставили после себя здания и другую недвижимость? Пользуйся! Поддерживай всё это в порядке!

В России после революции квартиры на коммуналки делили, и любому зданию применение находили. Увы, в Африке своё понимание пользы и практичности.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Внутри особняка, о своём нынешнем запустении, с болью в душе кричит былое величие. Ажурный стиль декора имел явное намерение соединить европейское с африканским. Не получилось.

В любом случае, по губернаторскому особняку мы все прошли с интересом.

Спальню губернатора обозначают два необычных шкафа.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Интересен главный зал, с некогда изящными люстрами.

Смотритель уверяет, что в зале был маленький бассейн. Приезжавший из Дакара губернатор принимал ванну, выпивал кофе, любуясь из окна на горы и долину.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Смотрителя зовут Мамаду. Он рассказывает, что после обретения независимости в особняке любил отдыхать Секу Туре. Мамаду служит на вилле с 1967 года, и хорошо помнит первого президента.

Рядом с особняком круглое здание в национальном стиле, похожее на большую хижину.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Дабы создать туземцам знакомую обстановку губернатор принимал здесь старейшин. Пришедший к власти Секу Туре старался копировать действия белого начальника, назначая аудиенции именно здесь.

Курортное место не помогло здоровью президента.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Именно отсюда Секу Туре улетел на лечение в США, где почти сразу скончался.

Смотритель хорошо отзывается о первом президенте. В конце его правления Мамаду был начальником процветающей усадьбы, а теперь стал сторожем брошенного дома.

Рядом с виллой губернатора чернеет голыми проёмами недостроенный коттедж. Для Подмосковья он вполне обычен, а здесь в Гвинее большой дом вызывает массу вопросов, на которые опытный Мамаду отвечает, что это строится некий бизнесмен, торгующий рисом.

Старику приказано отвечать именно так, что он и делает. На самом деле это сын бывшего президента Гвинеи не успел завершить строительство. Папа проиграл выборы, приказав сыну заморозить строительство и временно покинуть страну.

Далаба стоит в Гвинее особняком. Богатые гвинейцы приезжают сюда оттягиваться. А кто в Африке богатые люди? Конечно наркобароны и политики.

Вчера в темноте мы город не видели, а он производит приятноё впечатление. Хвойные сосны, тропические деревья и крыши зданий покрывают холмы, на которых стоит Далаба.

На высокой горе среди зелени четыре минарета главной мечети тянутся в небо тонкими иголками. Мусор на улицах нет и местные женщины особенно хороши.

Основной народ населяющий Фута-Джалон и Далабу — фульбе.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

С 1700 по 1934 годы существовала сильная исламская империя, созданная эти народом.

Здесь родилась известная джазовая певица Мариам Макеба.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Далаба переводится как «дом слова» и до Москвы отсюда ровно 6500 км.

Кружим по серпантину и попадаем в великолепный сосновый лес, посаженный при проклятых колонизаторах.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Впечатление такое, будто мы в Подмосковье.

Сосновый лес пользуется популярностью.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

В первый раз за всю поездку встречаем собратьев туристов.

Конечно это французы, дети тех, кто жил когда-то в Гвинее. Их папы и мамы обустраивались надолго, вкладывая в Гвинею частичку души.

Раскидистые сосны на окраине города посадил в 1908 г. профессор-ботаник Огуз Шевалье. Когда деревья набрали силу, парк стал любимым местом отдыха Секу Туре.

Интересно, о чём думают дети бывших колонизаторов, когда смотрят на хвойный лес? Он словно каре солдат, не пускает в свои ряды другие деревья.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Уезжаем из Далабы по маршруту. Вдоль дорог стоят столбики с указанием расстояния до деревни, а второй строкой прописан определённый день недели. Так обозначается базарный день.

Пологие горы Фута-Джалон обрываются возле вершин крутыми скалистыми обрывами. Едем рядом со скалами по долине, украшенной зелёным ковром.

На участке у местного крестьянина паркуем машины.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Перейдя по двум брёвнам говорливую речку. Шагаем под кронами кустов и деревьев, слушая птичьи трели.

Вдруг впереди, подобно острову из тумана, возникает открытый участок каменистого плато. С него тянется вниз тонкая струйка воды, разбиваясь о скалы на множество брызг, и образуя озерцо, из которого вновь вытекает речушка.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Впечатление такое, словно сверху кто-то сливает воду, давая её, то больше, то меньше.

Наверно так и выглядело плато, на котором Артур Конан Дойль разместил свой затерянный мир.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Стометровый водопад называется Дитин, и он самый высокий в Гвинее. Здесь можно простоять целый день, любуясь на добровольно шагнувший в пропасть ручей.

Вода притягивает зверей, птиц и другую живность. Михаил безошибочно определил птиц-носорогов и бананоедов.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Ничего не поделаешь, глобализация вносит поправки. Идиллию созерцания нарушают мальчишки попрошайки, которых мы здесь впервые увидели. На всём маршруте никто ничего не просил и на фотоаппарат люди реагировали спокойно.

Гиды торопят, нужно двигаться дальше. Возле машин уже ждёт обед. Рассаживаемся по местам, и, вдыхая пыль, вновь трясёмся по бездорожью.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Посетивший Гвинею раньше нас на 50 лет Аркадий Фидлер писал, что женщины фульбе в горном массиве Фута-Джаллон носят причёски в виде петушиного гребня.

А мужчины в деревнях, увидев иностранцев, наперебой предлагают им купить свои победоносные сабли, которыми они сокрушали другие народы.

Таких причёсок мы уже не увидели, а сабли фульбе давно распродали.

(Будучи в Камеруне и в Мали, об этом народе я уже писал: Фульбе в Мали, Фульбе в Камеруне)

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Проезжая по Гвинее, я ещё раз увидел фульбе, и добавлю о них пару слов.

Фульбе (пёль, фулани, фула, филани) обозначает распылённый, в Гвинее их 2,1 млн. Это красивый народ со светло-коричневой кожей и прямыми чёрными волосами. Считается, что они выходцы с Эфиопского нагорья.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Фульбе ценят мужскую красоту. В некоторых случаях приходится читать, что матери фульбе тянут сына за носик и пытаются вытянуть тельце, дабы мальчик вырос носатый и высокий. Правда это или нет, судить не берусь. В любом случае, у фульбе свои представления о красоте.

Чтобы жениться, мужчины проводят семидневный конкурс красоты, где красят лицо, наряжаются, выкатывают глаза перед невестами, стараясь понравиться. Ещё мужчина должен быть сильным и выносливым.

У одной из народностей фульбе существует праздник шата-рота, где они, соревнуясь в физической силе и выносливости — бьют друг друга кнутом. Показать слабину — значит проиграть. Невесты выбирают сильных женихов, которые будут им в жизни надёжной опорой.

Если в Мали фульбе нанимались к арабам в услужение и пасли стада, то здесь в горах Фута-Джаллон, они считают себя хозяевами жизни.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Со второй половины 18 века из глубины нагорья Фута-Джаллон начали просачиваться слухи об этом народе. Увлечённые религиозным фанатизмом фульбе провозгласили лозунг: «Бог сотворил неверных и дал им нивы, жён и детей, для того, чтобы все они стали рабами и собственностью правоверных».

Огнём и саблей фульбе воплощали его в действительность. Обладая лучшим оружием — своими знаменитыми саблями, они неизменно одерживали победы, превращая покорённые племена в рабов, давая им наделы земли и заставляя работать на себя. Сами фульбе занимались разведением скота, копаться в земле брезгуя.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Основоположником гвинейской империи фульбе считают Карамоко Альфа. Этот гордый и достойный муж совершил хадж в Мекку, решив создать на базе ислама великую империю. Правда, под конец жизни, когда вдруг в одном из сражений язычники его разбили, Карамоко сошёл с ума. Но набравших силу фульбе уже было не остановить.

Во второй половине 19 века они овладели всей территорией Фута-Джаллон, совершая набеги на равнину. Их армия противостояла как французам, так и мандиго во главе с Самори Туре. Государство Фута-Джаллон просуществовало вплоть до 1934 года.

Невооружённым глазом видно, что уровень жизни здесь выше, нежели в среднем по Гвинее.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Через какое-то время останавливаемся в посёлке возле красивой мечети. Рядом педальная водоколонка, на которой, грациозно тряся красотой, прыгает на одной ноге стройная пёлька.

Чувствую жуткую усталость. Путешествие очень сильно утомило, и я близок к нервному срыву. Вот так сел бы на ковёр самолёт и улетел бы в Москву. В таких случаях помогает смотреть на работающего человека, особенно если это женщина, что я и делаю.

Но отмечу, в деревню мы приехали не просто так. Она является духовным центром народа фульбе. Нас здесь ждут уважаемые старики, дабы рассказать о традициях.

Пройдя через маленький круглый домик,

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

оказываемся напротив конусообразного строения с крышей из соломы, уложенной ёлочкой до самой земли.

Разуваемся и пролезаем через низкий вход в виде норы.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

За соломенной крышей большой круглый домик, где поджав ноги, нас ждут около двадцати старцев. Рассаживаемся на коврах по-турецки напротив, и начинаем вдыхать аромат своих и чужих ног.

На полу замечаю некоторое движение маленьких клопиков или чего-то в этом роде. Здесь понимаю, почему в африканских хижинах полы земляные — дабы не собирать насекомых.

Меня зажали у стены свои товарищи и старики, выйти не получится. Сидим и всей компанией ждём ещё одного деда. Клопы приближаются, а разговор, который хочется скорее закончить, не начинается. Наконец, когда завязывается беседа с тройным переводом, отбиваясь от тварей дрожащих, стараюсь запомнить и записать.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Почтенные дедушки просят представить нашего самого старшего мужчину. Им указывают на профессора-энтомолога Михаила. Затем старики вносят разлад среди женщин, пытаясь выявить самую возрастную. Отдуваться приходится гиду Наташе.

Относительно молодой дед с противоположной стороны, говорит от имени дряхлого главы деревни. Сразу видно, что оратор захватил власть.

Мне представилось, что он начнёт говорить своим старикам примерно следующее:

«Почтенные собратья, посмотрите на этих белых придурков! Вы таких муд… ещё не видели. За эти бабки им предлагали Мальдивы, Мексику, Таиланд, а они выбрали нашу Гвинею. Теперь трясутся по бездорожью и ночуют в публичных домах».

Тут старики начнут, брызжа слюной, смеяться, открывая беззубые рты, тыча в нас пальцами, и катаясь на полу от смеха.

От мыслей отвлекает перевод Наташи.

— Мы арабы. Триста лет назад пришли сюда из Мекки и вытеснили отсюда буддистов, — начинает оратор.

— Буддистов? — через Наташу переспрашиваю я.

— Да, именно буддистов. Они ушли в Либерию и в Сьерра-Лионе, — отвечает довольный собой лектор.

Тут мне всё становится ясно, что я знаю больше чем он. Буддистами он именует анимистов. Слушаю уже не так внимательно, стараясь больше отбиваться от клопов. Запоминаю примерно следующее.

Когда война закончилась, люди с девяти провинций построили эту хижину советов. Она называется каз. Три раза в год здесь проходит собрание старейшин со всех районов.

По Западной Африке. Ч - 7. Фута-Джаллон

Политикой пёли не интересуются и просто живут на земле. Старики показывают человека, совершившего хадж. Из Гвинеи паломничество обходится в 8 тыс. долларов (дороже чем из России).

Обрезание мальчикам делают не как раньше бритвой, а в больнице. (Нужно заметить, что в этих краях, особенно у мусульман, совершается женское обрезание, но оратор от темы ушёл)

Внутренний интерьер дома советов украшает большой барабан с кожаными колотушками. В барабан стучат колотушками по большим праздникам, либо когда умирает кто-то из стариков. Звук слышен на 20 км. Государство не помогает. Не замечают пёлей и единоверцы из богатых арабских стран.

Проиграв схватку клопам, несколько раз вхолостую подскакиваю блохой, когда кажется, что ну уже всё. Но безжалостный старик говорит, говорит и говорит.

Наконец, Наташа дарит подарки и немного, денег. Лектор, осматривая нас, спрашивает, чем мы можем помочь ещё? Приходится раскошелиться, дабы скорее обрести свободу.