Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.

Тюмень — Россия Ноябрь 2013

В Тюмень мы прибыли 2 ноября 2013 г. утром довольно большой группой поездом из Перми. В группе были в основном сотрудники нашей организации и члены их семей. Первый день провели в основном в дороге, успели посетить музей Г. Е. Распутина в Покровском https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/pokrovskoe/museum/24955/responses?id=10446 и Тобольск https://www.tourister.ru/responses/id_36124 .

Исчерпывающе-полный очерк о Тюмени, её истории и развитии, содержится на сайте Туристер. РУ https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/tyumen Благодаря этому нет необходимости подробно касаться исторических деталей в описании городских достопримечательностей. По ходу рассказа, воспользуюсь некоторыми подсказками этого сайта, а также Википедии и иных публикаций интернета.

Вечером 2 ноября вернулись из Тобольска в Тюмень, где нас ожидала гостиница «Восток». Когда заселились, было уже совсем темно. Из окна открывался вид напротив. Светится храм Святого Димитрия Донского, а вокруг него тонет в темноте сквер Памяти.

Тюменские были

Утром имели возможность увидеть гостиницу и снаружи. Внешне ничего особенного, здание явно советской постройки. Но для нас, постояльцев на ночь, гостиница была достаточно удобна, тем более что внутренняя начинка в ней вполне современная. Фасад гостиницы выходит на одну из центральных улиц Тюмени — улицу Республики.

С утра 3 ноября мы посетили горячие источники «Верхний Бор», чему посвящён отдельный отзыв https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/tyumen/spa/28123/responses?id=10692 . На это ушло немало времени, а вечером мы уезжали поездом обратно.

После горячих источников и обеда (уже после 15 час.), была предусмотрена короткая экскурсия «по историческим местам». Правда, в отличие от экскурсовода, публике всё было как бы «ни о чём». Хотя началась наша экскурсия в примечательном месте: с набережной реки Туры и Моста Влюблённых.

Тюменские были

Мост вантовый пешеходный, ширина 6 м, длина около 250 м. Построен на месте обрушившегося деревянного моста в 1985–87 гг., в 2016–17 гг. проведён его капитальный ремонт. Между прочим, река Тура судоходная, поэтому полотно моста «подвешено» над рекой на уровне высокого правого берега. Левый берег здесь значительно ниже. Перепад высот компенсируется при помощи пилона высотой 64 м, установленного на опоре со стороны левого берега.

Своё современное название «Мост Влюблённых» получил в 2003 г. На ограждениях красивой лавочки — естественно, замочки. Удивило, что замочков мало, а на перилах моста их совсем нет. Но это фото ноября 2013 г. В современных публикациях, увы, картина рисуется совсем другая. Скамеек нет, зато замочками увешаны все перила, так что администрация, во избежание перегрузки моста, вынуждена периодически срезать с него все замки.

Тюменские были

Ну и мои тут на мосту Влюблённых отметились. В некотором удалении виден Вознесенско-Георгиевский храм. Можно было бы туда и дойти, но… экскурсия этого не предусматривала.

С моста Влюблённых хорошо просматривается набережная Туры. Высота правого берега здесь более 20 м, поэтому набережная имеет четыре яруса. Самый нижний ярус, насколько понимаю, предназначен для противодействия водному потоку в паводок, когда возможен его подъём на несколько метров, поэтому оформлен скромно, даже строго. Выше идут ярусы для прогулок и отдыха.

На моём фото показан первый участок набережной, законченный строительством в 2012 г., всего за год до нашего визита. Сейчас, по данным Википедии, длина набережной превышает 3 км, и она популярна у жителей и гостей Тюмени.

Недавно прочитал нелицеприятный (мягко говоря) и очень подробный разбор Тюменской набережной известного блогера Ильи Варламова. Не буду переписывать детали его разбора, но вынужден с ним во многом согласиться. Действительно, даже на моей картинке можно заметить, что здесь отсутствует зонирование, нет детских зон и спортивных площадок, не развита инфраструктура, очень мало зелени.

Но тогда, в 2013, глядя на новенькую тюменскую набережную, я никак её не анализировал, только восхищался. Да ещё подумал с горечью, что в Перми даже реконструкция старой камской набережной (всего-то около 1 км) ещё не начиналась, уж не говоря о новых участках…

Тюменские были

Если поднять взгляд несколько выше набережной, можно увидеть здания на высоком правом берегу Туры. Слева — здание, в котором размещается Факультет музыки, театра и хореографии Тюменского государственного института культуры. Справа — 4-звёздная гостиница «Спасская» на ул. Ленина.

Если посмотреть с верхнего яруса набережной вдоль правого берега Туры, то вдали, за мостом Влюблённых, увидим купола тюменского мужского Свято-Троицкого монастыря. Туда мы сейчас и направимся.

Тюменские были

Внутри монастыря увидели в окне одного из зданий памятную доску, посвящённую Святителю Филофею.

Судьба Филофея Лещинского (1650–1727) вообще интересна, а с точки зрения продвижения православия в Сибири — интересна вдвойне. Сын потомственных католиков — польского князя Богуслава Лещинского (отцовство которого оспаривается) и принцессы Анны фон Дёнхоф, он учился в православной бурсе, затем служил простым священником в православном приходе в Киеве. В православной церкви Украины дослужился до эконома Киево-Печерской лавры и наместника Брянско-Свенского монастыря.

Во исполнение указа царя Петра I от 18 июня 1700 года, в Великом Новгороде 4 января 1702 года Филофей Лещинский был посвящён в сан митрополита Тобольского и Сибирского и направлен в Тобольск вместе с несколькими учёными монахами. В Тобольске Филофей Лещинский оставил по себе добрую память. Назову лишь некоторые события, связанные с его именем.

В 1703 году Филофей Лещинский добился от Петра I разрешения на открытие в Тобольске первой в Сибири Славяно-русской приходской школы (на тот момент подобные школы существовали только в Киеве, Москве, Чернигове и Ростове).

К 1704 году Филофей расширил Софийский собор в Тобольске, а в самом соборе создал резной иконостас на испрошенную у Петра I тысячу рублей. В том же году Филофей основал первый церковный хор из сосланных в Сибирь казаков.

Старейший в Сибири Тобольский театр был основан в 1705 году владыкой Филофеем Лещинским для популяризации среди местного населения идей православного христианства, но постепенно стал вполне светским и пользовался у тоболяков большой популярностью.

Особые отношения сложились у владыки Филофея с тюменским мужским монастырём, с которым он ознакомился ещё в 1702 г., когда следовал к месту службы в Тобольск через Тюмень. Тогда он увидел «обитель Преображения Господня опустошённую и приходящую в падеж падения».

К владыке Филофею мы ещё вернёмся, а пока нам попала на глаза расположенная недалеко от монастырской стены детская площадка. На ней выстроена деревянная модель, возможно, того же самого Тюменского мужского монастыря — тех времён, когда он был ещё деревянный.

Тюменские были

Возможно, после первого своего визита митрополит Филофей решил возродить монастырь как «Свято-Троицкий» в каменном исполнении. Добиться такого решения ему удалось. 14 декабря 1706 года в Тобольск была послана царская грамота с разрешением «на Тюмени в Спасовом монастыре построить церковь каменную».

В 1709 г. митрополит Филофей тяжело заболел, принял схиму под именем Феодор и удалился на покой в Тюменский Троицкий монастырь. Тем не менее, до 1711 г. он продолжал управлять Тобольской епархией из монастыря до прибытия нового митрополита Иоанна Тобольского (Максимовича).

В 1711 — 1715 гг. схимонах Феодор занимался миссионерской деятельностью среди нехристианских племён епархии, последовательно уничтожая предметы языческих культов и проповедуя православие, в чём весьма преуспел.

В эти же годы Филофей лично руководит строительством Троицкого собора в Тюменском монастыре. Его стараниями двухэтажный пятиглавый Троицкий собор в стиле украинского барокко был достроен и освящён 16 июня 1715 года. Собор, кроме главного Троицкого, должен был иметь ещё четыре престола. Из них второй престол, в память пострижения и воспитания Филофея в Киево-Печерской лавре, назван в честь Успения Пресвятой Богородицы, третий — в честь Преображения Господня, чтобы сохранить старое название монастыря.

Тюменские были

В 1715 году, в связи со смертью Иоанна Тобольского, на Филофея царским указом вновь были возложены обязанности по управлению епархией. Повинуясь воле царя, в 1717 году Филофей вернулся в Тобольск, однако не отошёл от миссионерских дел и лично крестил несколько остяцких племён. Некоторые из этих эпизодов описаны в романе Алексея Иванова «Тобол».

Филофей управлял епархией до 1720 года, когда наконец в возрасте 70 лет был отпущен Петром I на пенсию. С этого момента и до конца жизни владыка поселился в Тюменском монастыре и продолжал проповедовать православие.

Филофей Лещинский скончался 31 мая 1727 года здесь же, в Троицком монастыре, где и был похоронен напротив входа в собор, дабы, как гласит его завещание, «мимоходящие попирали прах ногами». Позднее над его могилой было устроено мраморное надгробие и помещён его портрет. К сожалению, внутрь Троицкого собора мы не заходили и не смогли поклониться праху этого великого человека.

По замыслу Филофея, ещё при его жизни началось возведение каменной монастырской стены (1721–1739), так похожей на стены Московского Кремля, а у южной стены монастыря был заложен Петропавловский собор (1726).

Тюменские были

Петропавловский собор, получивший своё название в честь Святых Петра и Павла, был закончен в 1755 году. В его архитектуре также просматриваются черты украинского барокко.

После Свято-Троицкого монастыря нас отвезли в центр, где и оставили на два часа, до отъезда на вокзал. Не помню точно, где это было, но там рядом оказался рыбный магазин. Поговаривали, что если где и можно было отовариться настоящей сибирской рыбой, так это только там. Нас эта тема не очень интересовала, но несколько фотографий там я сделал. Вот аквариум с живыми рыбками.

Тюменские были

А это — «настоящая сибирская рыба» в разных видах. Видимо, тогда ещё не везде такое было.

Потом нам (т. е. мне с женой и внуком) посоветовали оставшееся небольшое время посвятить ближайшим достопримечательностям, что мы и сделали. Прежде всего, конечно — «Сквер сибирских кошек» на улице Первомайской.

Тюменские были

Фактически это 12 кошачьих фигур на трёх постаментах, долгое время существовавшие под неофициальным названием «Аллея кошек». Затем сначала в местной, а затем и в центральной прессе была опубликована статья Татьяны Гардановой о документально доказанной истории отправки спецвагонами из Тюмени в Великую Отечественную войну сибирских кошек для борьбы с крысами в Эрмитаже. Статья имела авторский подзаголовок «Сквер сибирских кошек». Это имя и получил сквер после его официального утверждения городскими властями в 2008 г. Вероятно, тогда же появилась и эта памятная доска.

История занятная и, возможно, правдивая. Однако отлитые из чугуна и позолоченные фигуры кошек мне, честно говоря, не понравились. Как-то не чувствуется в них настоящего художественного начала.

Уже когда готовил этот рассказ, вычитал, что кошки на постаментах совсем не похожи на настоящих сибирских. Не могу судить, никогда не держал на руках настоящего сибирского кота (дома у нас курильский бобтейл, но это же совсем не то!).

Тюменские были

Фрагмент улицы Первомайской около Сквера сибирских кошек.

От Сквера сибирских кошек мы пошли мимо цирка через Детский парк и Цветной бульвар.

В сумерках в Детском парке не было почти никого, кроме нас

Тюменские были

Зато Карандаш со своей верной Кляксой всегда рады помочь любому ребёнку

На фоне входа в Тюменский цирк на Цветном бульваре оживлённо рассказывает очередную цирковую байку Юрий Никулин с отполированными до блеска пальцами и носками башмаков

Тюменские были

А на пустынной детской площадке по-прежнему веселится Стрекоза и без устали трудится Муравей

Уже совсем в сумерках показалось огромное Колесо обозрения

Тюменские были

Все эти замечательные объекты и скульптуры расположены на Цветном бульваре. Интересна история его возникновения. Ранее на его месте были «Городской сад» и «Центральный спортивный стадион». Оба объекта с ростом города устарели, и было решено на их месте создать пешеходный бульвар, что и осуществили в 2004 году. В 2007 году бульвар получил название «Цветной» — возможно, по примеру Москвы, где цирк находится также на Цветном бульваре. Открывается Цветной бульвар со стороны улицы Орджоникидзе роскошной входной аркой.

В центре площади, образованной входной аркой, расположен памятный знак «Нулевой километр Тюмени». Считается, что здесь находится центр Тюмени и отсюда идёт отсчёт километров до других городов, упомянутых на знаке — Омска, Кургана, Ханты-Мансийска и др.

Тюменские были

Слева от арки находится скульптура мотоцикла в натуральную величину. Установлен в мае 2012 года, в рамках проведения в Тюмени первого байк-фестиваля, собравшего более 650 любителей мотоциклов со всей страны. Как пишут, «памятник полностью изготовлен из кованого железа, в нем нет ни одной заводской детали. Над необычным байком месяц трудились шесть тюменских мастеров».

Спортивный комплекс «Центральный» на перекрёстке ул. Ленина и ул. Орджоникидзе. Построен в 2004 г.

Тюменские были

Торговый центр Тюменский ЦУМ. Построен напротив спорткомплекса «Центральный в 1972 г., в 2003—2007 гг. проведена его реконструкция с увеличением площади торговых площадей практически вдвое. В 2011–12 гг. при ЦУМе построена многоэтажная многофункциональная парковка.

Рядом с ЦУМом обнаружили необычный памятник с надписью: «Полюбите собаку безродную, одинокую, бездомную…»

Тюменские были

Оказывается, это «Памятник бездомной собаке». Памятник был построен на частные пожертвования и торжественно открыт 25 июня 2010 г. Это памятник-копилка: рядом с фигурой собаки есть отверстие, куда можно бросать деньги. Собранные средства направляются в помощь приютам для бездомных животных.

С памятника собаке начинается площадь Единства и Согласия, протянувшаяся от улицы Орджоникидзе на юго-восток, вдоль улицы Ленина. А замыкает эту площадь монументальное здание Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа. Один из фасадов здания Суда выходит как раз на улицу Ленина, на которой ждёт автобус, чтобы отвезти нас на железнодорожный вокзал.

Тюменские были

Вот и закончилось наше короткое знакомство с Тюменью, оставившее в целом весьма приятные воспоминания.