Турист Virfolk

Исфахан, Кашан, Абьяни — Иран Январь 2022
  1. Январский Иран
  2. Январский Иран, часть 2

По дороге в Исфахан выяснил, что Mahan air требует ПЦР-тест для вылета из Ирана! Вот это неожиданно. Т. е. если у меня будет положительный тест, меня посадят на карантин в Иране и не выпустят в Россию? Интересно! Жизнь заиграла свежими красками, появилась новая интересная задача на завтра. Сдать тест нужно за 48 часов до вылета, который у меня рано утром 6 января. То есть обязательно завтра, так как послезавтра я буду в пути из Исфахана в Тегеран. При этом ПЦР должен быть сдан в одной из клиник из списка аккредитованных, который представлен на сайте правительства Ирана. В Исфахане таких три.

День 6, 04.01.2022. Исфахан

День начался с поиска клиники, где сдать ПЦР-тест. Здесь мне опять помогла менеджер из Iran Discovery, за что ей огромное спасибо, т. к. в иранских сайтах чёрт ногу сломит. В общем, с утра вызвал такси и съездил в медцентр, где сдал тест, обошёлся где-то в $10. Результат обещали прислать сегодня же до 17.00 по смс.

Всё, теперь Исфахан! Это достаточно большой город (третий по величине в Иране) с населением под 2 млн. человек, есть даже метро. Но старый город (исторический центр) с основными достопримечательностями вполне реально пройти за день, иногда пользуясь такси. Я не успел лишь в пару мест на окраине города (качающиеся минареты и храм огнепоклонников на горе с панорамным видом на город), они достаточно далеко от центра и пешком не дойти, но в моём списке они были факультативными, я особо и не планировал их посещать (если только вдруг останется лишнее время).

Из клиники, где я сдавал ПЦР тест, я доехал на такси до самой дальней достопримечательности — моста Хаджу (Khajoo Bridge). Вообще, цены на такси через приложение Snapp смешные, по городу у меня выходило не больше $2. Но это в Иране сейчас финансовый кризис и мощная инфляция. В Исфахане несколько старинных красивых мостов, но все посещать необязательно, я бы выделил из них 2 (Хаджу и Си-о-Се Поль), остальные на их фоне теряются и меркнут.

Мост Хаджу — арочный каменный пешеходный мост через реку Зайенде-Руд, является одним из самых знаменитых мостов в Исфахане. Построен на фундаменте старого моста по приказу шаха Аббаса II в. 1650 году. С точки зрения архитектурного изящества и отделки моста изразцами он не имеет себе равных и выполняет три функции — средство перехода через реку, плотины и место отдыха. Мост состоит из двух ярусов, в центре есть павильон для отдыха правителя.

До моста Си-о-се-поль (мост 33 арок) я дошёл пешком по высохшему руслу реки. По пути была ещё пара мостов, но они не столь эффектны. Си-о-се-поль построен в 1602 году и связал город Исфахан с армянским районом Нор-Джуга. На мосту расположена традиционная чайхана. Мост состоит из 33 пролётов, в честь чего он и получил своё название.

Вообще, у мостов я гулял в этот день 2 раза. В первый раз утром, второй — вечером, когда стемнело и включилась ночная подсветка. Ночью мосты, пожалуй, выглядят эффектнее. Надо сказать, что ночной Исфахан — это отдельная история, на меня он произвёл не меньшее, а скорее даже большее впечатление, чем днём. Если будете в этом городе, обязательно пройдитесь по его достопримечательностям в тёмное время суток.

С моста я свернул в сторону центра и пошёл по красивым пешеходным улицам к площади Накш-э Джахан. Что удивило, я часто встречал людей противоположного пола, гуляющих за руку. Исламская республика Иран? Так можно? Например, когда я был в российских Чечне, Ингушетии и Дагестане, там мне показалось, что это недопустимо, ничего подобного не встречал. Но в Иране все женщины обязаны быть вне своего дома с покрытой головой. Иногда это практически полностью упавший на плечи платок.

Исфахан

Так не спеша дошёл до крупнейшей мечети Исфахана — мечети Имама 17 века. Красивая. Внутренние стены оформлены уникальными рисунками, мозаикой, орнаментом и вязью. Вход платный, около $2. Мечети в Исфахане мне оказались гораздо ближе, чем чересчур «цыганские» в Ширазе. Особенно красивы на фоне голубого чистого неба.

Мечеть Имама, Исфахан

Из мечети вышел на площадь Накш-э Джахан — один из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Иране. Площадь построена между 1598 и 1629 годами и окружена зданиями эпохи Сефевидов. Мечеть Имама расположена на южной стороне этой площади. На западной находится дворец Али Капу. Мечеть Шейха Лотфуллаха расположена на восточной стороне, а на северной Ворота Кейсари открываются в Большой базар Исфахана.

На площадь Накш-э Джахан (она же площадь Имама) я ещё вернусь вечером, при ночной подсветке она невероятна!

В паре сотен метров от площади находится Чехель-сотун — изящный дворец 17 века с садом. Выдающееся сооружение персидской архитектуры, в составе объекта Персидские сады входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Павильон был построен Аббасом II в. 1647 году в качестве места для отдыха. В 1707 году дворец пережил пожар, в 1870 году был реконструирован. В настоящее время здесь располагается экспозиция археологического музея, представляющая старинные изделия из керамики и ковры. Залы дворца украшены фресками с изображением событий из истории династии Сефевидов, в которых прослеживается европейское и индийское влияние. Небольшие фрески любовно-эротического содержания в эпоху Каджаров были закрашены известью, что позволило им дойти до наших дней в отличном состоянии. Элегантный главный фасад дворца представляет собой галерею, крыша которой опирается на 20 тонких восьмиугольных колонн. К сожалению, он был на реконструкции, по этому я остался без его красивого фото.

Чехель-сотун

После дворца дошёл ещё до одной красивого места — мечети Джами. Крупнейшая общественная мечеть Исфахана, является результатом длительного строительства: она была заложена около 771 года н. э., но реконструировалась и достраивалась до конца XX века. С 2012 года мечеть Джами внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Исфахан, Мечеть Джами

Затем я до темноты гулял по огромному рынку Исфахана (крупнейшему в мире!) несколько раз заблудился в нём, наматывая километры (!) по его улицам. А потом поймал такси, доехал до моста Хаджу, где я уже был утром, и проделал практически тот же самый маршрут, но уже при ночном освещении. Разве только от моста Хаджу до моста Си-о-се-поль в этот раз доехал на такси, так как между ними около 2 км не особо интересной дороги, по которой уже прошёлся утром.

Ночью Хаджу, пожалуй, будет поинтереснее, чем Си-о-се-поль (но это неточно).

Мост Хаджу

А вот мост 33 арок (Си-о-Се-Поль):

Площадь Накш-э Джахан ночью — наверно, самое яркое впечатление в Исфахане. Невероятные отражения в воде! Фантастические ощущения!

Исфахан, Площадь Накш-э Джахан

Всё, теперь — спать, завтра не менее интересный, но, к сожалению, последний день путешествия по Ирану (день вылета не считаю). Кстати, пришла смс от исфаханского медицинского центр с отрицательным результатом ПЦР-теста. Ура! Я вернусь домой без дополнительных приключений. Правда, при регистрации на рейс (да и вообще в аэропорту) его так ни разу и не спросили. Даже обидно стало. Хотя может, Mahan air получает его в электронном виде, так как когда я был в клинике, у меня спросили название авиакомпании и номер рейса при заполнении анкеты.

День 7, 05.01.2022. Абьяни и Кашан

В 8.30 у отеля меня ожидало такси, заранее заказанное через Iran Discovery на весь день по маршруту Исфахан — Абьяни — Кашан — отель около а/п Тегерана общей протяженностью около 470 км. Этот трансфер обошёлся мне в $95 и был оплачен заранее ещё в России, включено 5 часов ожидания у интересующих меня достопримечательностей.

До Абьяни 170 км, последняя часть дороги, свернув с основного многополосного шоссе, проходит по живописным горам. Сама деревня находится на высоте окло 2000 м над уровнем моря, поэтому здесь снег.

Абьяни считается одним из самых древних населённых пунктов Ирана и существует не менее 2000 лет. Местные жители долгое время исповедовали зороастризм. Только в промежутке времени между XVI и XVIII веками они приняли ислам. В 1975 году деревня была включена в список национального наследия Ирана как культурный объект, в 2007 году — в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В деревне Абьяни сохраняется традиционный стиль сельских построек центрального Ирана. Здесь расположены руины средневекового военного укрепления, а также мечеть. Местные жители продолжают традиции ручного ткачества. Жители одеваются в традиционные костюмы.

Кстати, въезд в деревню платный, за пару километров от неё шлагбаум с кассой. По традиции, около $2.

Абьяни

Иранский снеговик:

Мужчины носят крутые штаны:

Петляя по улочкам деревни, я поднялся на самый её верх, откуда открывается вид на серебряные и блестящие на солнце крыши поселения, а также виднеется крепость на склоне горы с противоположной стороны деревни.

Вот к этой-то крепости, что можно разглядеть на фотографии выше, мы сейчас и пойдём. От неё открывается картиночный вид на Абьяни:

Абьяни

По моим ощущениям, Абьяни — это must see, обязательно к просмотру. Мне очень понравилось изучать его улочки, тупики, повороты, после которых открываются каждый раз новые неожиданные виды. Других туристов не было. ЗдОрово.

Теперь движемся в последний населённый пункт моего иранского вояжа — Кашан!

В первую очередей туристы едут сюда, чтобы посмотреть дома персидских купцов, бани султана и сады Фин. Я же начал осмотр Кашана с развалин старинного замка (вроде как был ещё при сельджуках в 10 веке) с «холодильником» на её территории. Одна из немногих бесплатных достопримечательностей, но территория запущена, много мусора.

Холодильник в замке Кашана
"Холодильник" в замке Кашана

Затем посетил пару исторических особняков и мавзолей султана Амир Ахмада, которые находятся недалеко друг от друга.

Исторический особняк семьи Боруджерди

По дороге в сторону базара свернул на одну из малозаметных улочек и оказался около весьма интересной мечети Ага-Бозорг 18 века с медресе на нижнем уровне, видимо, для защиты от жары. А базар, несмотря на то, что была среда, оказался закрыт.

Но больше всего в Кашане меня интересовала археологическая зона Тепе-Сиалк, где обнаружены останки двух зиккуратов. Поселение существовало с эпохи неолита и до конца бронзового века (датируются примерно 6000–5500 годами до н. э.). Зиккурат Сиалк был построен около 3000 года до н. э.

Тепе-Сиалк находится на окраине города, и я почему-то решил его осмотреть в последнюю очередь, разобравшись с основными достопримечательностями в центре Кашана. Но когда я подъехал к нему, оказалось, что объект работает до 16:00, а было уже начало пятого. Это несколько удивило и расстроило меня, обычно достопримечательности в Иране работают как минимум до 18:00. Что ж, пришлось ограничится фото из-за забора. Очень жаль.

На этом мой вояж по Ирану можно считать завершённым, осталось добраться до отелея около тегеранского аэропорта (210 км), откуда завтра утром вылет в Москву.

Путешествие получилось замечательным, ярким и насыщенным. Несколько напрягали известные коронавирусные заморочки, но нынче без этого никуда. Всем удачи!