Турист Marianna (Marsik)
Marianna
была 22 марта 12:36

Гороховец — Россия Январь 2022

В старинный городок на Клязьме собирались мы с весны до осени, а приехали зимой, сделав подарок себе к Рождеству. Уж нам ли на Туристере не знать, что подарка нет милее. Только в счастливые времена о нём заботились заранее, выбирая между красивым и очень красивым, но сейчас до того ли… Окно возможностей то закрывается, то открывается и нужно улучить момент, чтобы сваять хоть что-нибудь душе и сердцу милое. На заграницу замахиваться не стали — дорого, хлопотно и в свете меняющихся новостей, тревожно. А в радиусе километров трёхсот от дома что-то интересное можно подыскать. И на эту роль как нельзя лучше подошёл Гороховец, звёздный час которого может быть так и не наступил, если бы не закрытие границ. И это время показало, что не Суздалем единым хороша российская глубинка. Есть в ней ещё и такие жемчужинки как Гороховец. На Туристере его популярность росла как на дрожжах и лавры побывавших там, покоя не давали. Засобирались и мы и хоть долго запрягали, поехали быстро. Как показывает практика за месяц до отъезда можно не найти мест в желанном отеле и купить билеты на поезд, а за день-два — вполне. Первым Booking удивил — в отеле «Дом Ершова» на одну ночь оказался свободным мой любимый номер. Виртуально давно его изучила вдоль и поперёк, можно сказать прописалась в нём. Следом порадовали РЖД — было несколько свободных мест на «Ласточку» в вагон бизнес-класса и туда и обратно. С Восточного вокзала Москвы в Гороховец можно уехать и на «Стриже», но первый поезд из Москвы слишком рано — в 6–32, второй достаточно поздно приезжает в Гороховец — 18–44. При всех раскладах «Ласточка» в 9–25 — лучший вариант по времени. На ней мы ехали впервые и впечатления наилучшие. Не знаю, так ли комфортны другие вагоны, но в бизнес-классе широкие удобные кресла по два в ряду и мест в вагоне всего 24, что сейчас немаловажно. В зависимости от времени суток предлагается завтрак или ужин. Порадовало, что качество и того и другого весьма неплохи. Три часа 17 минут до Гороховца — не дорога, а сплошное удовольствие. Не успел оттрапезничать, уже подъезжаешь, да и зимний пейзаж за окном скромен, но приятен.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

Начало было впечатляющим, но ложечка дёгтя всё-таки умудрилась попасть в бочку мёда. Дело в том, что станция от Гороховца в 12-ти километрах. О том чтобы и их преодолеть с комфортом, позаботились заранее и заказали в отеле такси. Яндекс такси в городе не работает и правят бал там частники. Встречавший водитель благожелательностью был явно не обременён и на просьбу надеть маску, ответил отказом, после чего расстались мы без лишних слов и реверансов. Разлука была без печали, вот только остались мы одни на пятачке у станции. Всё бы ничего, да было ветрено, мороз минус 15 и не хватало только вьюги белой. Но как гласит пословица не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда. И впрямь, в своей столичной одежонке мы сполна бы ощутили прелести русской зимы, если бы на пятачок не вырулил шустренький Пазик, оказавшийся рейсовым автобусом из Гороховца. По виду старенького Пазика угадывалось, что мотается он по просторам владимирщины не один десяток лет, но для нас он в тот момент был краше «Bentley». Автобус как в старые добрые времена с кондуктором. За 25 минут и 38 рублей с персоны доставил нас он в центр города — на площадь Патоличева, названную в честь уроженца этих мест Семёна Патоличева — комбрига Первой конной армии Буденного.

Прямо к площади примыкает старинный дом Ершова (Судоплатова) — первый каменный дом Гороховца, построенный Семёном Ершовым — богатейшим купцом того времени. Двухэтажный дом датируется приблизительно 1660-м годом и на тот момент был самым большим и красивым в городе. На закате купеческого рода Ершовых дом перешёл к их извечным соперникам — купцам Ширяевым. Во второй половине XVIII- го его хозяевами стали Судоплатовы. С 2017 года здесь отель "Дом Ершова" , двери которого гостеприимно распахнуты для гостей, среди которых оказались и мы. Встретили нас хозяйки Аня и Лена. Я с первых минут почему-то пыталась рассчитаться за проживание, но девушки предложили не торопиться, а отведать шампанского по случаю приезда и наступившего Нового года. Лена показала номер, в котором было чудесно всё, особенно вид из окна на Благовещенский храм.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

Златоглавый храм — не единственная архитектурная ценность Гороховца. Их здесь более ста, а «Дом Ершова» в прямом смысле в кольце церквей и монастырей, построенных гороховецкими купцами, славившихся не только баснословными богатствами, но и благими делами. Особенно преуспел в этом купец и благотворитель Семён Никифорович Ершов, оставивший о себе память на века в церквях и монастырях им построенных. Впервые его имя упоминается в 1669 году в грамоте Патриарха Иосафа. В ней говорится что на деньги посадского человека Семёна сына Ершова возведена каменная церковь во Знамение Богородицы за Клязьмой, в Знаменском мужском монастыре. В то время Ершовы были одной из самых знатных купеческих семей Гороховца и их стараниями многое в городе делалось. В 1680-ых годах Семён Никифорович вёл одновременно строительство трёх каменных церквей вместо обветшавших деревянных. Гороховец в то время был полностью деревянным. Нам же наконец-то представилась возможность увидеть Гороховец наших дней. Вот только короткий зимний день клонился к закату и уж очень не хотелось с городком знакомиться впотьмах. По совету Лены сразу пошли к Николиной горе — издревле считавшейся красным местом Гороховца.

На Николину гору можно подняться по лестнице или пройти по дороге, сделав небольшой круг. Мы пошли кругом, заинтересовавшись церковкой дивной невдалеке. Зима — не самое нарядное время российской глубинки, но гороховецкие пейзажи трогательны и у натур особо впечатлительных не одну слезу могут вышибить.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

Удивительно хороша в облике городка церковь Вознесения Христова у Николиной горы — одна из трёх каменных церквей, строившихся Семёном Ершовым в 1686–1689 годах. Имено в этот период гороховецкую землю украсили ещё Троице-Никольский и Сретенский храмы. За три года три храма, построенных на века, золотыми буквами, вписавшими имя Семёна Ершова в историю Гороховца. К сожалению, годы лихолетья и забвенья не обошли Воскресенскую церковь стороной. В 30-ые годы были уничтожены колокольня, ограда и прошли десятки лет до восстановления и первой службы, состоявшейся в 2015 году. От этого храма к Никольскому дорога всё время вверх, но любуясь весёлыми домишками и не заметишь как преодолён крутой подъём.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

Улочки гороховецкие больше напоминают деревенские. Дома с резными наличниками добротные и до сих пор в них можно разглядеть следы былой красоты. Гуляя по Гороховцу, невольно проникаешься душевностью и желанием никуда не спешить. Да спешить и не получится. Не знаю как летом, но зимой в Гороховце тротуаров нет и идти приходится по обочинам дорог. Благо, что машин немного и к пешеходам они уважительны, к фотографирующим, особенно. Запечатлеть многое хочется, но дело это непростое. Найти правильный ракурс можно, лишь увязая по уши в снегу…

Так за разговорами и фотографиями дошли до Свято-Троицкого Никольского мужского монастыря.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

На самом высоком холме Гороховца, над Клязьмою рекой с XVII-го века стоит Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь, построенный на месте небольшой обители, основанной преподобным Сергием Радонежским. Судьбы монастырей и церквей российских во многом схожи — закрытие, разорение, забвение. Этот монастырь не стал исключением — был закрыт в 1920 году и лишь в 1993-м возвращен церкви.

В центре монастыря возвышается главный храм обители — изумительной красоты Троице-Никольский храм, разрешение на строительство которого, Семён Ершов получил у московского Патриарха Иоакима, обратившись к нему с челобитной в 1686 году. Спустя три года храм был освящён.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

Чуть позже — в 1710 году у монастырской ограды была построена церковь в честь преподобного Иоанна Лествичника. А построил изящную однокупольную церковь с красивым крыльцом извечный соперник Семёна Ершова — купец Иван Ширяев. То было время расцвета гороховецкого купечества. Купцы церковь почитали и на благое дело денег не жалели, а их соперничество шло на пользу городу.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

Монастырь виден почти с любой подгорной части города и с его территории виды на Гороховец чудесны.

Зимой Гороховец словно цветок из белого камня, словно маленькая жемчужинка глубинки российской. И разве не чудо, что не затерялась она в веках и дошла до наших дней.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

Панорама зимнего города впечатляет и влюбляет в него навсегда. Всё в этом месте радует взор — и припорошенные снегом золотые купола и заречные леса с рекой заснеженной и монастырь на другом берегу.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

В январские каникулы в Гороховце был один морозный день. В него мы и пожаловали. Метеоновости обещали мороз и солнце и день чудесный, но как всегда приврали. Из чудесного дня нам достался мороз, но это не помешало увидеть старинный город во всей красе. Озябшие, но впечатлённые, мы отправились в «Дом Ершова», где погода, вопреки всем прогнозам, прекрасной была.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

В этот зимний вечер Гороховец был сказочно красив.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

Небо, загрустив наклонилось, в сумерки укутав дома…

Несмотря на усиливающийся мороз, в отель шли медленно. В этом маленьком провинциальном городке удивительная аура. В нём спокойно и улыбчиво. Может ещё и от того, что так красивы белоствольные берёзы его. Высокие, стройные поют они нежную песню, тонкими ветвями шумя на ветру. В таком лирическом настроении мы пришли в «Дом Ершова», плавно переместившись из атмосферы старины в атмосферу праздника.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

В рождественские дни всех гостей встречали шампанским.

«Дом Ершова» был обязательным пунктом пребывания в Гороховце, чтобы из атмосферы древнего городка не выпасть ни на миг. Да и побывать внутри дома с такой историей давно хотелось. Отель в предновогодние и рождественские дни был полон гостей и только чудом удалось попасть в палаты купеческие.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

Эти стены хранят тайны и истории знаменитых купеческих семей Гороховца — Ершовых, Ширяевых, Судоплатовых.

Не обошлось без фотосессии — не каждый день в купеческих домах принимают.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

Под сводами купеческих хором было уютно и тепло и праздничный вечер удался. Аня и Лена как радушные хозяйки очень внимательны ко всем гостям. В «Доме Ершова» готовят только для гостей, но как готовят. Блюда на ужин и завтрак — произведения кулинарного искусства.

Утро следующего дня в планах был Сретенский женский монастырь. Его белоснежная колокольня и Сретенский собор — украшение Гороховца.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

Главный вход на территорию монастыря был закрыт и мы совершенно случайно вышли к Сретенскому собору с другой стороны. Вокруг было пустынно, безлюдно и пройтись по территории монастыря мы так и не решились. Конечно свои коррективы внесла погода. День был холоднее вчерашнего, мороз не унимался и уличные гулянья пришлось разбавить посещением музея купечества, расположенного в доме Ершова (Сапожникова), на Нагорной улице.

Этот дом — замечательный образец древнерусского зодчества, самый известный из купеческих домов Гороховца того времени. Построен был по заказу процветающего тогда купца Семёна Ершова. Дом в течении времени не раз менял хозяев. В XVIII-ом веке владельцами дома стали купцы Ширяевы, а с начала XIX-го до 1918 года дом принадлежал купцам Сапожниковым. Сейчас в доме располагаются экспозиции историко-архитектурного музея Гороховца. За 120 рублей можно неограниченное время любоваться интерьерами купеческих домов конца XVII — начала XVIII веков. Ценителям старинных интерьеров музей интересен и конечно он заслуживает отдельного отзыва, а сейчас несколько фотографий, чтобы иметь представление о быте гороховецкого купечества.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

Музей небольшой и как мы не растягивали время посещения, пришло время идти на улицу. По плану была набережная. но зимой она не блещет красотой и ничто там надолго не задержит. Говорят, что настоящей набережной у Гороховца никогда и не было. На этом месте были огороды, да сараи, а набережную сделали совсем недавно. Летом она смотрится более нарядной, но у нас была зима.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

Гороховец — городок маленький и сколько по нему не кружи, обязательно выйдешь к Благовещенскому храму — главному храму Гороховца.

Этот величественный храм — последний из череды, построенных иждивением Семёна Никифоровича Ершова. Возведён был в 1700-ые годы и с того времени не претерпел особых изменений, дойдя до наших дней строгим и торжественным, как он и задумывался Семёном Никифоровичем. О его последних годах почти ничего неизвестно, но есть версия, что он принял монашеский постриг, как и его родители, ставшие схимниками Флоришеской пустыни.

Маленькая жемчужинка российской глубинки

Мы давно не путешествовали по российским просторам и Гороховец произвёл необычайно приятное впечатление. Городок по всем параметрам хорош. Кладезь для любителей старины и пейзажей. Правда пока он не избалован переизбытком туристов, но очень хотелось бы, чтобы к Гороховцу не заросла народная туристическая тропа и из уст в уста передавалось, что есть в российской глубинке городок, который обязательно нужно видеть. Наше первое знакомство было удачным и пролетело как один миг. Вечером Аня и Лена проводили нас до станции и уже в поезде мы получили от них сообщение с пожеланиями о скорой встрече. И как после этого не вернуться в этот старинный городок — кстати, ровесник Москвы. В 2018 году Гороховцу исполнилось 850 лет. И несмотря на то, что невелик он, в нём ещё смотреть, не пересмотреть…