Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:40

Алушта — Россия Октябрь 2014

Путешествовать по Алуште я начал в первый же вечер после прибытия. После ужина, чтобы не покрыться жиром, решил прогуляться, а так как города еще не знал, карту не прикупил, то пошёл по пути наименьшего сопротивления и отправился к центру города по набережной.

Сергеев-Ценский: ночная встреча и дневные расставания

Слева были санатории, аквапарк, различные увеселительные заведения.

Слева плескалось, рокотало и набрасывалось на берег Чёрное море.

Сергеев-Ценский: ночная встреча и дневные расставания

От берега устремлялись в морские дали писы, но берег их не отпускал на волю порезвиться.

Над всей этой вечерней загадочностью бежала лунная дорожка. Отыскалось место, выделенное на побережье для пляжа нашего санатория.

Сергеев-Ценский: ночная встреча и дневные расставания

Постепенно дошёл до центральной набережной и тут я увидел первый памятник в Алуште.

Располагался памятник чуть в стороне от набережной в сквере санатория «Слава», чуть белея в темноте.

Сергеев-Ценский: ночная встреча и дневные расставания

Я не признал писателя и подошёл поближе, чтобы его рассмотреть.

Памятник был изваян из белого мрамора по проекту известного скульптора Николая Васильевича Томского (настоящая фамилия — Гришин; 1900–1984). Установлен в 1966 году. В руках писатель держит стопку книг.

Интересно, что скульптор создал в 1962 году портрет писателя С. Н. Сергеева-Ценского (песчаник, гранит), который хранится в Курской областной художественной галерее.

Алуштинский памятник попал в 1980 году на почтовые конверты.

(Из Интернета)

С двух сторон от памятника располагались две прямоугольные клумбы, напомнившие мне саркофаги древних.

Даже узоры присутствовали.

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (1875–1958) впервые появился в Алуште в 1905 году, а в конце Первой Мировой войны перебрался сюда на постоянное место жительства. Здесь же и умер и похоронен.

Сергеев-Ценский любил Алушту и написал прекрасные строчки о городе:

«Вторая родина моя

— Алушты край уединённый…

Полвека здесь я, в ширь влюблённый,

Читаю книгу бытия».

И не случайно остался здесь навеки.

В далёком 1905 году писатель Сергей Николаевич Сергеев-Ценский купил участок земли на склоне горы, вдали от людского жилья. Это и сейчас окраина города, а тогда это место находилось за городом. Уединение порой полезно для писательского труда.

В 1906 году на участке уже стоял дом с верандой, а вокруг дома росли фруктовые деревья и кипарисы. С перерывом на Великую Отечественную войну в 1941–1945 годах писатель прожил здесь до своей смерти в 1958 году.

Похоронен был здесь же в усадьбе, которую не реквизировали в советское время.

В 1962 году здесь был открыт Литературно-мемориальный музей Сергеева-Ценского.

Когда я услышал, что в городе есть Алуштинский литературно-мемориальный музей Сергея Николаевича Сергеева-Ценского, то загорелся мыслью об его посещении. Я не являюсь рьяным поклонником творчества Сергеева -Ценского, но новые музеи всегда привлекательны. Вот только попасть в музей было не суждено. В санатории «Киев» пару раз организовывали экскурсии по близлежащим музеям, но этот музей находился на расстоянии. Если для нашей доставки из аэропорта Симферополя в Алушту и обратно после завершения нашего курортного отдыха арендовали троллейбусы, то для посещения музея это делать никто даже не думал, а другого транспорта не было.

Возле санатория находилась конечная остановка троллейбуса № 2.

Сергеев-Ценский: ночная встреча и дневные расставания

На нём я спокойно доехал до остановки «Музей Сергеева-Ценского».

Подъём по крутой лестнице

Сергеев-Ценский: ночная встреча и дневные расставания

и брошенный взгляд на открывающуюся внизу панораму города.

Приглашение манило в музей,

Сергеев-Ценский: ночная встреча и дневные расставания

а указатель на стене парка словно бы подгонял меня на крыльях предвкушения от посещения музея.

Вот только встретили меня закрытые ворота парка,

где располагается дом-музей Сергеева-Ценского.

Сергеев-Ценский: ночная встреча и дневные расставания

На входных воротах висело объявление о санитарном дне.

«Не повезло» — подумал я.

Решил пройтись к центру Алушты пешком. Интересно, что музей находится на горе, С какой стороны не приближайся к нему то шоссе, всё равно придётся подниматься. Ну, а вниз идти проще.

Сергеев-Ценский: ночная встреча и дневные расставания

Когда я приехал на следующий день, то ворота продолжали быть закрытыми, только объявление отсутствовало.

Третий раз судьбу искушать я не стал. Посмотрел через ворота на и тропу растущие деревья.

Прошёлся вдоль ограды.

Сергеев-Ценский: ночная встреча и дневные расставания

Полюбовался на кипарисы, которые большей частью были вырублены во время войны, но затем заново посаженные.

Кипарисов в городе Алушта хватает, я же отправился восвояси.

Сергеев-Ценский: ночная встреча и дневные расставания

Третий раз стоять и смотреть как баран на закрытые ворота желания не было. Более я здесь не появлялся. Впереди ждали Партенит, Севастополь, Симферополь и Ливадия.

Но мои хождения по муках оказались не напрасны — я отыскал дом, где жил другой русский писатель По крымским следам писателя Ивана Шмелёва. Кстати, недалеко от дома-музея Сергеева-Ценского.