Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:40

Алушта — Россия Ноябрь 2014

Как-то, разговаривая со знакомой женщиной, упомянул русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва, она спросила: "Кто это?"

Вполне ожидаемый вопрос, ведь писатель покинул Россию в 1922 году, умер на чужбине в 1950 году. Его считали ярым антисоветчиком, книги не публиковались долгое время и стали издаваться лишь в СССР времён перестройки.

А ведь не каждый писатель становился претендентом на Нобелевскую премию по литературе. Шмелёв номинировался дважды — в 1931 и 1932 году, причём среди номинантов оба раза были три русских писателя -эмигранта: Иван Шмелёв, Иван Бунин и Дмитрий Мережковский. Причём Бунин всё же стал лауреатом Нобелевской премии в 1933 году.

В Алуште я познакомился с местами, связанными с именем Ивана Шмелёва. Именно здесь вызрело его решение покинуть родину.

Единственный в мире Музей писателя Шмелёва находится чуть выше дома-музея Бекетова Строгости провинциального музея. После посещения музея Бекетова я решил не откладывать дело в долгий ящик и дойти до музея Шмелёва.

Чтобы до добраться до музея — нужно потрудиться. Начав путь от дома Бекетовых, требуется чуть ли не карабкаться по горам, сбивая ноги в достаточно долгом пути,

По крымским следам писателя Ивана Шмелёва

а затем карабкаясь вверх.

Здание музея находится в одноэтажном здании.

По крымским следам писателя Ивана Шмелёва

Открылся музей 21 сентября 1993 года, открытие было приурочено к 120-летию со дня рождения писателя.

Хотя в доме находится ряд вещей, документов и фотографий, посвященных жизни и творчеству, но в этом доме писатель во время своего пребывания в Алуште не жил. Но когда попытка размещения музея в его алуштинском доме оказалась безуспешной, то было подобрано здание, построенное в начале ХIХ века и принадлежавшем химику В. Н. Бекетову, брату архитектора А. Н. Бекетова.

По крымским следам писателя Ивана Шмелёва

Это здание находилось на большом участке земле, до революции принадлежащего различным представителям семейства Бекетовых. Когда я побывал в музее, то смотрители жаловались, что помещения не отапливаются, хорошо, что это южное побережье Крыма, а не центральная Россия.

Зато вид от дома — замечательный.

По крымским следам писателя Ивана Шмелёва

Правда в некоторых местах обзор ограничен.

Добраться до бывшего дома Шмелёва было достаточно просто. Он находится примерно на полпути между остановкой троллейбуса и домом Сергеева Ценского. Сначала я доехал от своего санатория на троллейбусе, а потом поднялся по лестнице вверх. И сразу же увидел памятный камень с мемориальной плитой.

По крымским следам писателя Ивана Шмелёва

Подойдём поближе и прочитаем надпись:

«Здесь будет сооружена Часовня Покаяния, Примирения и Памяти жертв погибших в гражданских братоубийственных войнах. Камень освящен в день 120-летия со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва 21 сентября 1993 года»

Вскоре после революции, в июне 1918 года, Шмелёв вместе с семьёй уехал в Алушту, где сначала жил в пансионе «Вилла Роз», принадлежавшем Тихомировым, а затем приобрёл земельный участок с домом.

По крымским следам писателя Ивана Шмелёва

Вошла в книгу «Солнце мёртвых» часовня, которую было видно от его дома Православная часовня, ставшая храмом.

Осенью 1920 года, когда Крымский полуостров был занят Красной армией, писатель был арестован большевиками. Сын Шмелёва — Сергей состоял в Добровольческой армии, а после отступления Врангеля был арестован и расстрелян в Феодосии, несмотря на ходатайства писателя.

(Из Интернета)

Позже писатель в письме адвокату Оберу писал: «Мой сын, артиллерийский офицер 25 лет, Сергей Шмелев — участник Великой войны, затем — офицер Добровольческой Армии Деникина в Туркестане. После, больной туберкулезом, служил в Армии Врангеля, в Крыму, в городе Алуште, при управлении Коменданта, не принимая участия в боях. При отступлении добровольцев остался в Крыму. Был арестован большевиками и увезен в Феодосию «для некоторых формальностей», как, на мои просьбы и протесты, ответили чекисты. Там его держали в подвале на каменном полу, с массой таких же офицеров, священников, чиновников. Морили голодом. Продержав с месяц, больного, погнали ночью за город и расстреляли. Я тогда этого не знал. На мои просьбы, поиски и запросы, что сделали с моим сыном, мне отвечали усмешками: «выслали на Север!» Представители высшей власти давали мне понять, что теперь поздно, что самого «дела» ареста нет. На мою просьбу Высшему Советскому учреждению ВЦИК, — Всер. Центр. Исполнит. Комит — ответа не последовало. На хлопоты в Москве мне дали понять, что лучше не надо «ворошить» дела, — толку все равно не будет. Так поступили со мной, кого представители центральной власти не могли не знать."

Мечта — жить в Крыму — сбылась для Шмелева, но страшным образом. Здесь он пережил все ужасы гражданской войны. Когда весной 1922 года писатель возвратился обратно в Москву, то друг писателя поэт Иван Алексеевич Белоусов (1863 -1930), вспоминал: «…Шмелев вернулся в Москву, я едва узнал его при встрече: вместо живого, подвижного и всегда бодрого, я встретил согнутого, седого, с отросшей бородой разбитого человека. В Москве он несколько поправился, но страшно тосковал, что не может писать».

Именно в Алуште писатель принял решение навсегда покинуть страшную страну, принёсшую ему столько горя. После возвращения в Москву Шмелёв эмигрировал.

Поэтому появление этого камня здесь не случайно, только время идёт, а часовни всё нет и нет…

Одноэтажный домик, где жил Шмелёв, сохранился до наших дней.

По крымским следам писателя Ивана Шмелёва

На домике — мемориальная доска.

Дом является частной собственностью и, в принципе доступ к нему ограничен, если даже не запрещен. Но погода была прекрасная и я прошёл за ограду. Никого в доме не было и внутри он напоминал бомжатник с матрасами, брошенными на полу.

По крымским следам писателя Ивана Шмелёва

Рядом шла стройка и видимо дом использовался как каптёрка и как место для отдыха. На стене сиротливо висела репродукция.

В своё время хозяевам государство предлагало выкупить этот дом или предоставить другой на крымском побережье, когда планировалось создание здесь музея Шмелёва, но хозяева отказались наотрез. И в результат дом стоит и валится, а внутри творится форменное безобразие.

На своём участке Шмелев намеревался строить дом, сажать виноград, наслаждаться чудесным Крымом и даже завести лошадь… Небольшой дом им был построен, но счастья это писателю не принесло.

А виды от дома на самом деле изумительны.

По крымским следам писателя Ивана Шмелёва

Пусть даже зелень пожухла в связи с поздней осенью. Только гора Кастель прячется от моего взора в тумане.

В результате дом-музей Шмелёва в Алуште открыли совсем в другом месте, никак с писателем не связанном.

А я вновь спустился по ступеням, вернулся на торную дорогу и решил, разнообразия ради, пройти пешком до Алушты.