Турист Ольга Ивлева (Olga81Iv)
Ольга Ивлева
была 29 июня 2023 9:41

Скопелос — Греция Июль 2021

Когда вы позволите себе мечтать, знайте, именно в этот момент вы действительно готовы к путешествиям (девиз Эгейских авиалиний в 2021 году)

Задумав зимой 2021 года посещение невероятно живописных греческих островов под общим названием Северные Спорады, душа моя металась порядочное время, ибо сделать выбор было очень сложно — каждый из четырёх обитаемых островов (а всего их четырнадцать) был заманчив и неотразим по своему, их названия завораживали — Скиатос, Скопелос, Аллонисос и Скирос. В мои критерии входило требование, чтобы остров был покрыт густыми сосновыми лесами, поэтому Скирос выбыл из своеобразной скоринг-системы первый, как наименее зелёный из четырех, хотя желание увидеть диких скиросских пони, вольготно пасущихся в долине Ари, присутствовало. В итоге, как и всегда все решила логистика, я выбрала Скиатос по причине наличия хоть и крошечного, но аэропорта, а посетить Скопелос или Алонисос я планировала уже в рамках однодневного экскурсионного тура — в 2021 году с паромным сообщением между островами были проблемы, так как необходимо было проходить те же самые процедуры и антиковидные проверки, что и по прилете в Афинах, мне же совершенно не хотелось себя этим обременять.

Живописная бухта Amarandos стала визитной карточкой острова после Mamma Mia - начальные титры снимались именно здесь. Фото из интернета

Приняв это Соломоново решение, я немного успокоилась и, дабы немного подготовить себя, наконец посмотрела мюзикл «Mamma Mia», где засветился и старый порт Скиатоса, и божественной красоты бухты и пляжи Скопелоса. Что сказать…с первого кадра у меня перехватило дыхание от неба невероятно-голубого цвета, отвесных скал, бирюзовой воды и изумрудно-зелёного ландшафта, буквально вспомнились слова You take my breath away, все остальное действо фильма не спасла ни блистательная Мерил Стрип, ни музыка ABBA — настолько все было наивно и слащаво, на мой вкус.

Как я искала капитана Кука, а угодила в сети Посейдона

В один из тех райских дней, что я проводила в отеле, наслаждаясь цветущими садами и густыми лесами в местечке Кукунарьес, я сделала над собой нечеловеческое усилие и добралась до столицы острова и старого порта Скиатос (если вы откроете ссылку и запустите видео, то поймете, что это и правда требовало огромной силы воли). Не буду повторяться, какой сильный восторг захлестнул меня с головы до пяток от городка с его Старым портом, но, помимо получения эстетического удовольствия, у меня была вполне определённая цель — найти контору под название «Капитан Кук», чтобы купить однодневный тур на яхте вокруг Скопелоса с купанием и обедом, все удовольствие за сто десять евро. «Капитан Кук» базировался в Новом порту.

Виды на Скиатос из Старого порта

Однако, не успела я спрыгнуть на пристань Старого порта с его разноцветными судёнышками — спасибо быстроходному катеру-такси и бравому капитану Нику, как мое внимание тотчас же привлекли рекламные стенды с круизами, выставленные около каждой лодки. Переходя от одного к другому, я не заметила, что передо мной, как лист перед травой, внезапно вырос старый морской волк. Он с широкой улыбкой поинтересовался, какой тур я ищу. Сейчас, по прошествии времени, я невероятно жалею, что не сделала его фотографию — это был картинный персонаж, словно сошедший со страниц «Старика и море» — всклокоченная борода, кожа, испещренная глубокими морщинами под несмываемым бронзовым загаром и хитрый взгляд из-под косматых седых бровей. Разговор наш занял буквально пять минут — он сразу предложил тур с заездом на самый знамениты пляж Скопелоса и в столицу острова, стоило это удовольствие сущие копейки — двадцать пять евро от конторы «Посейдон». Помимо неожиданно нагрянувшей экономии я стала обладателем скидки в таверне напротив. Он ловко отсчитал сдачу, выдал купон, информацию где швартуется наш корабль и время отплытия. Вот так я и не дошла до капитана Кука, между тем мое внимание привлек местный мальчишка с белокурыми волосами, сосредоточенно удивший мелкую рыбешку. Портовые кошки, ничем не уступавшие в колорите и ушлости капитанам шхун, успешно воровали его скромный улов.

***

О немеркнущей магии кинематографа и музыки

В назначенное утро я приехала в Старый порт ровно к 9:00, чтобы иметь запас по времени — отплытие планировалось ровно в 10:00. Город еще спал, как и рыжий котяра, накануне валявшийся в магазине одежды. Он мирно посапывал у самого корабельного мостика, не обращая ни малейшего внимания на двуногих, cнующих мимо него. C облегчением для себя отметила, что хоть и стоит экскурсия двадцать пять евро, однако плыть мы будем вовсе не в ужасной лоханке, а на вполне себе комфортабельном судне.

Мой старый знакомец
Момент отплытия из Старого порта Скиатоса

С каждого пассажира взяли заполненную анкету о вакцинации, и мы отчалили к изумрудному Скопелосу под музыку ABBA в исполнении актеров — до сих пор не могу сдержать смех, вспоминая ужасный вокал и тотальное отсутствие слуха у Пирса Броснана. Но обаяние старых песен не испортить ничем, поэтому настроение у пассажиров было самое радужное, кто-то дружно подпевал, я же выскочила на палубу, чтобы кожей почувствовать встречный ветер и солёные морские брызги.

Достучаться до небес. Скопелос
Наш бравый капитан, настоящий морской волчище, отменно вел наш корабль и маску носил исключительно на локте

Чистая зелень морских вод

Во все времена Скопелос лежал в отдалении от торговых морских путей и, более того, сюда ссылали неугодных и провинившихся из Византии. Вовсе недурная ссылка, тем более остров отличается невероятно мягким климатом круглый год, как думаете? Скопелос, наряду со своими соседями, во все времена был своеобразным медвежьим углом — и под владычеством Византии, и под Венецией, и под Османской империей. Благодаря своей «затерянности» остров сохранил свою первозданную природу, густые сосновые леса, и кристально чистую морскую воду, напоминающую аквамарин. Плиний Старший дал название этому минералу в честь «цвета, напоминающего чистую зелень морских вод», и это высказывание можно смело отнести к Скопелосу. По сей день на острове сохраняется матриархат — когда пара женится, родители невесты обязаны подарить молодожёнам дом с «оливняком», и недвижимость будет записана на имя жены. Так что головная боль о приданом здесь актуальна как нигде.

Достучаться до небес. Скопелос

Наша первая остановка — прославленный Mamma Mia пляж, Агиос Янис, к которому очень сложно добраться — можно либо причалить на судне, как мы, либо приехать на машине, если вы остановились на острове, общественный транспорт сюда в принципе не ездит. Когда я покупала этот круиз, Хемингуэевский старик поведал, что только «Посейдон» швартуется на этом пляже. Правда или нет — не знаю, но кроме нашего корабля других плавсредств здесь действительно не наблюдалось, поэтому я сделала вывод, что-либо они соблюдают расписание, либо наш капитан действительно прожженный морской волк. После Mamma Mia в моду вошло венчаться в крохотной церквушке святого Иоанна Крестителя на самом верху скалы. Поначалу мне не очень хотелось туда карабкаться, я не могла налюбоваться на буйство цвета.

Достучаться до небес. Скопелос

Пляж — крохотный и безлюдный, со всех сторон окруженный густым сосновым лесом, спускающимся буквально к кромке воды. Тем не менее лежаки с зонтиком тут присутствуют и стоят безбожные двадцать пять евро, и пока пляжного работника, готового ободрать всех как липку, не было видно, часть народа с нашего корабля расположилась под этими самыми зонтиками. Как только он появился, я решила прогуляться по следам бесстрашной Мерил Стрип, бегавшей по козьим тропам и опасным ступеням подобно молодой лани, потому как платить за зонтик стоимость круиза в мои планы совсем не входило. И я пошла.

Достучаться до небес. Скопелос

Мне казалось, море переливается пригоршней ярких самоцветов, щедро рассыпанных рукой Создателя — здесь и бирюза, и аквамарин, и изумруд — всевозможные сочетания сине-зелёного цвета, плавно переходящего в безоблачное небо. В воздухе, прогретым солнцем, обильно напоенным терпким, чуть горьковатым и пряным ароматом хвои, беспрестанно трещали цикады. Дикий ландшафт, почти не тронутый рукой человека, был невозможно притягателен.

Достучаться до небес. Скопелос

Я так и не добралась до вершины скалы — застряла где-то посередине пути. Меня совершенно заворожил вид огромных валунов и волн, с неистовым грохотом разбивавшихся об эти каменные глыбы. Гомер поселил своих сирен на мифическом острове Анфемоэссе, хотя, на его месте, я бы определила их сюда. Стрелки часов проворно подбирались ко времени отплытия, двенадцати часам — два часа, отведённые на знакомство с местностью, подходили к завершению, и нас, счастливых и взбудораженных пассажиров Посейдона, ждала столица острова с одноимённым названием Скопелос.

***

Aqua Marina, взрыв цвета и света

Город Скопелос мне понравился ещё на дальних подступах. Симпатичные домики усыпали небольшой холм, плавно спускающийся к порту, парусные красавицы-яхты мерно покачивались на волнах. Всех пассажиров попросили надеть маски на случай полицейской облавы инспекции, но, слава Богу, в этот день у полиции были другие заботы, и нас никто не подстерегал со штрафами и карами. Удивительно, но когда ноги ступают на сушу, вас буквально обволакивает неуловимая атмосфера неги и своеобразной изысканности, это носится в воздухе. Конечно, это и близко не Портофино, но почему то в мозгу всплыла именно эта ассоциация.

Достучаться до небес. Скопелос

И все же, при моей горячей любви ко всему утонченному, сравнивая два порта — Скиатоса и Скопелоса, я отдала безоговорочное предпочтение первому из них — есть в нем нечто приземленно-прекрасное, пусть не столь изысканно-рафинированное, но такое притягательное и плотское, населённое живыми образами романов Пападиамантиса. Скопелос же, хоть и выигрывает по аристократичности, показался мне более туристическим и картинным, видимо, не последнюю роль в этом сыграла популярность фильма. Не смотря на сходство цветовой гаммы, каждая островная столица обладает своим индивидуальным лицом, колоритом и экспрессивностью. А уж чему отдать предпочтение, зависит от того, что вам ближе.

Достучаться до небес. Скопелос

Вода в порту — все так же изумительно чиста и переливается всеми гранями изумруда, а на ее прозрачной поверхности колышутся не менее яркие лодки и судёнышки, на чьих бортах отражаются озорные блики. Решив оставить порт на сладкое и минуя набережную, где туристы отдыхают за столиками кафе, ноги мои несли меня исследовать город изнутри. К несчастью, моя страсть к красивой посуде не знает удержу, поэтому витрина первого же магазина не оставила шансов — я купила несколько великолепных керамических тарелок под ярко-желтой глазурью с алеющими маками и сочными лимонами, точь-в-точь что я видела в Антибе несколько лет назад. В Италии такого добра тоже предостаточно, но здесь работа гораздо утонченнее, а потому и стоит покупки. Из магазина я вышла с приличным весом в руках и с облегченной банковской картой, и неспешно побрела вверх по узким лабиринтам близлежащих улочек.

Достучаться до небес. Скопелос

Моей радости не было предела, когда я поняла, что туристы предпочитают тусоваться исключительно на набережной, и город в моем полном распоряжении. Как же он меня очаровал своими аккуратными желто-белыми домиками с разноцветными ставнями — настоящий взрыв цвета, а не только традиционная бело-синяя классика. Неизменная красавица, бугенвиллея доводит образ до художественного совершенства. Неудивительно, что Голливуд выбрал Скопелос — более эстетически выверенную картинку сложно придумать.

Достучаться до небес. Скопелос

Любуясь на эту сияющую палитру красок, мне лишь оставалось сожалеть, что не увижу город в нежном свете предзакатного солнца. Я попыталась представить, какая это должно быть пленительная нега — сидеть на набережной с бокалом прохладного розе и наблюдать, как солнце неспешно краснеет и садится в эту изумительную бирюзовую воду. На Спорадах меня ждало еще одно удивительное открытие — неплохие сухие розовые вина и шампанское греческого производства. Все тот же Плиний Старший с уважением отзывася о винах Скопелоса, и за островом держалась легенда, что он появился из морской пучины благодаря Стафилу, сыну греческого бога виноделия, Диониса. Однако, в наше время вино на острове практически не производится с 1940-х из-за эпидемии филлоксеры, зато выращиевание сливы, славившейся своим необычайным вкусом во все времена, продолжается и поныне.

Достучаться до небес. Скопелос

Знаете, о чем я в последствие пожалела? Что не купила очаровательную акварельку с видами Скопелоса и Скиатоса — такие мелочи я оставила до Афин, а в Афинах…были все острова, кроме моих прекрасных спорадических красавиц, видно, до сих пор они так и скрываться от людских взглядов, даря свою красоту местным жителям, яхтсменам, голливудским актерам и любителям Mamma Mia. Между тем время двигалось к обеду, и свежий воздух усиливал аппетит, который я так удачно нагуляла своей прогулкой. Спустившись обратно на набережную, я наугад выбрала многолюдную шумную таверну с радушной красавицей-хозяйкой, вход в эту таверну расположен прямо напротив этой композиции с пушками.

Достучаться до небес. Скопелос

Меню обрадовало дешивизной, и пока я ждала заказанное блюдо, рассматривала карту Спорад на разложенной салфетке. Вот он Скиатос, где я жила, вот Скопелос, а вот прекрасный Алонисос, третий бриллиант в короне. Побывать на этом живописном острове мне не удалось, потому как расписание круиза на Алонисос было запланировано в субботу, а у меня как раз в этот день был утренний рейс в Афины. Что сказать, просто погуглите этот остров — он ещё дальше от цивилизации, чем Скопелос, и еще краше, там нет курортов, зато есть множество маленьких отельчиков и апартаментов, жизнь течёт неспешно и традиционно, как текла много веков подряд. Алонисос обладает такой идеальной экосистемой, что в девяностых его признали Национальным морским парком, здесь обитает колония тюлений, дельфинов и множество редких птиц. Если когда-нибудь вас занесет в эти края, не пропустите этот чудесный остров. Еду принесли довольно быстро, не могу сказать, что было вкусно, тот исключительно редкий случай, когда греческая трапеза не оставила никаких впечатлений, утешала низкая стоимость и чувство обретенной сытости.

Достучаться до небес. Скопелос

После трапезы оставалось совсем немного времени до отплытия нашего корабля с бесстрашным капитаном у руля, поэтому я решила потратить его на коротное исследование набережной по периметру и поснимать утлые лодчонки с их постоянными спутниками — водоплавающими птицами. Дойдя до поворота, я увидела белоснежную церковь Church of the Virgin Mary (Panagitsa Tower) — как это по-гречески, белый цвет на фоне ярко-синего неба, но поднятся в нее я не успела, а жаль — могу только представить божественную красоту, простирающуюся с обзорной площадки на море и порт.

Достучаться до небес. Скопелос

К великому сожалению, дальнейший формат поездки не предполагал швартовки ни на идеальных песочных пляжах, ни в укромных тихих бухтах. Необходимо остановиться на Скопелосе хотя бы на несколько дней, чтобы сполна и всласть насладиться этой благодатью, а ещё обязательно посетить хотя бы несколько церквей и монастырей — их на острове начитывается около трёхсот, встретить бесподобный закат, пока сумерки не накроют своей властью все вокруг, и в воздухе будет слышен лишь тихий плеск волн, а на небе будет сверкать россыпь далеких звезд, уходящая в бесконечность. Кто живет в больших городах, услышит мою тоску по звездному небосводу. У меня же была лишь ознакомительная встреча. А пока, я говорю:

— До свидания, аквамариновый остров, ты — прекрасен.

P. S. Во время зимнего локдауна 2021 года, когда я сидела на удаленке, то дала себе слово, что, как только появится возможность, я буду путешествовать в разные и, самое главное, новые места, не буду повторяться, никогда не буду откладывать путешествия, как частенько делала это в последние, допандемийные годы. Но Спорады — воистину обетованные острова, созданные для возвращения. Они околдовывают прибывшего и уже никогда не отпускают. От всей души желаю вам, мои дорогие друзья, доехать до этих необыкновенных островов. Спорады влюбят вас в себя бесповоротно и с первого взгляда.