Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 23:07
На Кипре

Санкт-Петербург — Россия Август 2021

В этот раз моя встреча с Санкт-Петербургом продлилась целых шесть дней, и я наконец-то смогла подробно посмотреть те его районы, до которых раньше почему-то никогда не доходили руки.

В один из дней я решила прогуляться вокруг станции метро Чернышевская, где, как известно, сосредоточено множество архитектурных шедевров.

Начала я свой маршрут от Воскресенской набережной, где меня интересовал памятник жертвам политических репрессий.

Появился он здесь относительно недавно, в 1995 году, это дар городу от художника Михаила Шемякина. Вот и ещё парочка сфинксов в мою питерскую коллекцию! Эта парочка очень оригинальная — одна сторона лица у них вполне себе обычная, а вот вторая изъедена до черепа.
Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

Смотрится жутковато и зловеще. В центральной части композиции расположен каменный крест с оконцем в решётке, венок из колючей проволоки и книга. Памятник находится прямо напротив политической тюрьмы Кресты.

Одним словом, тематика в этом месте соответствующая.

Здесь же рядом в маленьком скверике — бронзовый монумент Ахматовой.

Тонкая, стилизованная фигура поэтессы смотрит через плечо на Кресты, куда она регулярно ходила, стояла в очередях, носила передачи мужу и сыну. Место выбрано идеально, поэтому впечатление от монумента очень сильное! Это тоже новая достопримечательность города, открытие памятника состоялось 18 декабря 2006 года — на сорокалетие ухода из жизни великой поэтессы.

Чуть дальше по набережной Музей кофе (вот мне не совсем понятно, к чему он в Питере),

Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

а за ним памятник кораблю Полтава. Вот это здесь очень к месту!

Именно с этого корабля началась слава российского военно-морского флота, сам Пётр I участвовал в его проектировании, а теперь корабль в скульптуре смотрит на Неву, как-бы напоминая нам о своих былых подвигах. Тоже из серии новейших достопримечательностей города — он появился здесь в 2015 году.

Теперь мне надо углубиться внутрь, по проспекту Чернышевского прохожу мимо Церкви Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость

Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

и сворачиваю на Захарьевскую улицу, где меня интересует знаменитый Египетский дом. Давно мне хотелось увидеть этот дом, и вот он перед глазами! Действительно, неподражаемо, самый настоящий шедевр, к тому же это единственный в Северной столице образец египетского стиля. Бывший доходный дом Л. И. Нежинской был возведен архитектором Сонгайло в 1913 году. Здесь всё сплелось воедино — мода тех времен на ретроспективизм, пожелания заказчицы, вкусы архитектора. Как результат — получилось то, что получилось, что мы видим и чем восхищаемся сегодня. Я долго ходила вокруг этого архитектурного шедевра, рассматривая детали фасада.

Колонны украшены стилизованными головами четырёхликой богини любви, а по сторонам подъезда стоят огромные статуи Бога Солнца Ра. Египетская тематика прослеживается во всём. Дом считается одной из вершин архитектуры русского модерна.
Даже удивительно, что такой роскошный дом был предназначен для сдачи внаём. И сегодня это тоже жилой дом. Интересно, каково это жить внутри такого произведения искусства? Захарьевская улица, 23, не пропустите!

Вдоволь налюбовавшись Египетским домом я выхожу на улицу Чайковского.

Что за чудо эта улица, что ни дом, то шедевр! Вот прелестный особняк Юревича (Чайковского, 45) в новогреческом стиле!

Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

А вот знаменитый Дом Юриста или Особняк Кельха (Чайковского, 28) в стиле поздней эклектики. Дом знаменит своими роскошными интерьерами, особенно готической гостиной и флигелем, но попасть внутрь совсем непросто, хотя вроде экскурсии туда и организуют.

Напротив — великолепный особняк Трубецких-Нарышкиных (Чайковского, 29).

Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

Здание с интересной историей. Первым владельцем особняка был прадед Пушкина, Абрам Ганнибал, тот самый арап Петра Великого. Среди последующих владельцев — Трубецкие и Нарышкины, при которых фасад здания был реконструирован. Интересно, что в марте 2012 года здесь был найден один из самых ценных кладов в истории России. Ну, а сегодня особняк стал новой event-площадкой города, где проходят всякие торжества, конференции, фотосессии, концерты. Старинные интерьеры были тщательно воссозданы, по отзывам внутри сверх роскошно.

Иду дальше, теперь перед глазами трёхэтажный изящный дворец, другого слова не подберу.

Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

Это Дом Бутурлиной (Чайковского, 10). Изысканный особняк в стиле необарокко был построен в 1860 году и принадлежал статс-даме Елизавете Бутурлиной. Его автор архитектор Геральд Юлиус Боссе создал этакий мини Зимний дворец, жаль только, что сегодня фасад слегка обветшал.

Особняк знаменит и тем, что когда-то здесь снимала комнату семья Софьи Ковалевской. Здание пережило немало драматических событий. После революции его и поджигали, и топили печку мебелью, и лишь в 1930 году особняк взяли под охрану как памятник архитектуры и превратили в многоквартирный жилой дом. Примечательный памятник архитектуры, что и говорить, ещё бы привести его в порядок, вообще бы цены не было!

На углу улиц Чайковского и Гагаринской привлекает внимание красное угловое здание. Это факультет Дизайна Академии Штиглица.

Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

Напротив — Дом Кокошкина с коринфскими колоннами, великолепный образчик классицизма.

Ну, а сама Академия Штиглица тоже тут неподалеку — Соляной переулок, 3.

Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

Сюда мне позже удалось попасть на очень интересную интерьерную экскурсию, но это предмет отдельного рассказа. Рядом с Академией — церковь Святого Великомученика и целителя Пантелеймона или попросту Пантелеймоновская церковь в стиле петровского барокко.

Считается одной из старейших церквей города, построена в честь побед русского флота.

Ну, а теперь я направляюсь в Мозаичный дворик на улице Чайковского, 2. Очень интересное и необычное место в центре Питера! Здесь всё сделано из мозаики — стены домов, детская площадка, скульптуры!

Основателем и вдохновителем этого необычного дворика стал художник Владимир Лубенко. Вместе со своими учениками он превратил обычный маленький дворик в волшебный мир сказки. Получилось яркое и необычное городское пространство, оригинальный арт-объект, добавивший городу особую прелесть!

Отдышавшись после встречи с этим маленьким чудом, я выхожу на Литейный. Парадный проспект буквально усеян великолепными особняками и доходными домами.

Глаза просто разбегаются от таких архитектурных изысков! Здесь много всего интересного и по-хорошему на один этот проспект стоит выделить отдельную прогулку. Но времени как всегда на все хотелки не хватает, поэтому ограничиваюсь лишь отдельными достопримечательностями Литейного. У домов 15 и 17 примостился маленький китайский садик. Это Сад Дружбы — подарок Шанхая к 300-летию Петербурга.
Сад является уменьшенной копией знаменитого сада Юй Юань в Шанхае, побратиме Питера. Приятное местечко с пагодой, беседками и скульптурами, оживляющее городское пространство. Правда, совсем малюсенькое, так что надолго я там не задержалась.

Свернув с Литейного на улицу Пестеля, выхожу к Спасо-Преображенскому собору. Один из самых старинных и красивых соборов Санкт-Петербург был возведен в середине XVIII века по приказу Елизаветы Петровны.

Это не просто собор, это собор Преображенского полка — первого русского гвардейского полка. Декор поэтому соответствующий, на военную тематику. Раньше здесь располагались казармы преображенцев, поэтому место выбрано не случайно. Елизавета решила построить в этом месте храм буквально через несколько дней после вступления на престол в знак благодарность Богу за такую милость. Так, в 1743 году здесь был заложен каменный храм во имя Преображения Господня, который позднее стал именоваться собором всей гвардии. Величественный пятиглавый собор в стиле позднего классицизма окружен очень необычной оградой, состоящей из стволов трофейных турецких пушек, украшенных двуглавыми орлами с коронами.
Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

Всё это приурочено к победе в русско-турецкой войне. Смотрится очень торжественно и парадно. И сразу понимаешь военную направленность этого храма. Внутри тоже очень торжественно — главный купол расписан под цвет облачного неба, в центре которого изображена большая звезда.

Главный алтарь освящён в честь праздника Преображения Господня, правый придел — в честь Сергия Радрнежского, левый — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского. Могу сказать, что этот Собор оставил очень сильное впечатление. Это не просто основной храм для военных, а веками намоленное святое место.

И снова я выхожу на Литейный, любуюсь его великолепными зданиями. Вот Дом Офицеров (Литейный, 20), сегодня здесь расположился военно-исторический музей.

Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

А вот Доходный Дом Тупикова или Дом с башенками (Литейный, 21) — эклектика в чистом виде! Такой уж точно не пропустишь!

Этот угловой огромный дом чудо как хорош, несмотря на нагромождение всего и вся! Тут и башенки, и колонки, и эркеры, и арочки, и бог знает что ещё! Элементы романской, мавританской, древнерусской архитектуры! Люблю такой микс, такие компиляции, смотрится бесподобно! А на фасаде примостились дракончики и павлины! Как же всё это мило! Здание со столь экзотичным фасадом было возведено в 1876 — 1877 годах архитектором Дютелем для потомственного почетного гражданина Андрея Михайловича Тупикова, владевшего несколькими многоэтажными доходными домами в столице. В советские времена в этом доме жил Самуил Маршак и как знать, не навеял ли это сказочный терем мотивы его стихов!

Один из самых знаменитых доходных домов на Литейном — безусловно Дом Мурузи (Литейный, 24).

Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

Архитектор Серебряков построил его в 1874—1877 гг. для миллионера и византийского князя А. Д. Мурузи. Ярко выраженный мавританский стиль — восточные мотивы тогда были в моде. Когда-то здесь жил Бродский, о чём напоминает мемориальная табличка, а еще раньше Лесков, Гиппиус, Мандельштам. В каком-то смысле дом очень литературный.

Выхожу на Кирочную улицу, где глаза тоже разбегаются от архитектурных шедевров.

Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

Попыталась проникнуть в уникальный двор Дома Бака, но потерпела фиаско, решетка оказалась наглухо закрыта.

С Киррочной сворачиваю на улицу Восстания. Здесь сразу же бросается в глаза розовый особняк Мясникова (Восстания, 45) в стиле необарокко.

Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

Говорят, в прошлом здесь собирался весь цвет петербургского общества, а интерьеры поражают особой вопиющей роскошью. Первым владельцем особняка был купеческий наследник Мясников, ну, а позже, как водится, владельцы сменялись один за другим. Радует, что это прекрасное здание сохранилось до наших дней и после реставрации открыто для посетителей. Сделала себе мысленную отметку, в следующий визит в Питер неплохо было бы попасть сюда на экскурсию.

Свернув в Саперный переулок, вижу любопытный дом в стиле эклектики с бородатыми атлантами в шкурах (Саперный пер, 13).

Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

На фасаде — львиные и кошачьи маски, драконьи головы. В общем, дом примечательный и что приятно, недавно отреставрирован. Это доходный дом Англареса, архитектор — Павел Дейнека.

Так я и кружила вокруг Литейного, то сходя с него, то снова возвращаясь. Вот особняк Зинаиды Юсуповой (Литейный, 42), прекрасное историческое здание, которым владел род князей Юсуповых.

Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская

Особняк был построен в 1858 году архитектором Бонштедтом для Зинаиды Юсуповой, урожденной Нарышкиной, вдовы гофмейстера князя Бориса Николаевича Юсупова. Сюда можно попасть на экскурсию, по слухам парадные апартаменты оформлены в разных стилях и очень изысканы. Решила, что в следующий свой приезд в Северную столицу непременно так и сделаю. Сегодня этот особняк в стиле итальянского Возрождения с элементами барокко является памятником истории и архитектуры.

Здание полностью облицовано бременским песчаником из Германии. Фасад поражает своим изысканным великолепием и лепными украшениями. Парадный вход украшен порталом с большими кариатидами. Над входом размещается балкон, украшенный каменными вазами и скульптурами.

Начался противный питерский дождь и не дал мне возможности досмотреть другие интересные места вокруг Литейного. Вместо этого мне пришлось спрятаться в Музее Ахматовой в Фонтанном доме (Литейный, 53),

Интересный маршрут вокруг станции Чернышевская
о чем я ничуть не пожалела, музей очень интересный, но это уже совсем другая история.

Вот такой маршрут вокруг станции метро Чернышевская я прошла в один из дней моего визита в Питер. Надеюсь, кто-то захочет его повторить и дополнить другими интересными местами в этом районе. Ведь Питер поистине неисчерпаем!