Турист user281707
user281707
была вчера 18:17

Успеть все за три дня в столице Татарстана (Казань 2021)

Казань, Свияжск — Россия Сентябрь 2021

День первый — познавательный

Наш прекрасный двухэтажный поезд прибывал из Москвы на железнодорожный вокзал Казани с утра. Казань встретила нас ясным солнечным небом и прохладным свежим воздухом. Посмотрев на карту, мы решили направиться в наш отель пешочком, который находился недалеко от набережной озера Кабан, и до которого от ж/д вокзала идти примерно пару километров. Вообще по центру Казани, где находятся основные достопримечательности, спокойно можно передвигаться пешком, не используя общественной транспорт.

Казань сразу произвела на нас приятное впечатление своей чистотой и ухоженностью, а также отсутствием беспорядочной застройки и высокоэтажных зданий. А когда над твоей головой светит солнышко и видно голубое небо, и на душе становится веселее. Шли мы от вокзала почти по прямой вдоль канала Булак, на крутом бережке которого тут и там сидели местные рыбаки. Вдоль всего канала тянется череда прекрасных деревьев с пушистыми кронами, а по самому каналу разбросаны небольшие фонтанчики. Через канал ведут мостики, выложенные булыжником, на которых можно стоять и любоваться перспективой, окрестными пейзажами и интересными отреставрированными домами.

Канал Булак

Впадает канал в озеро Кабан, на берегу которого стоит интересный по своей архитектурной задумке Татарский Государственный Академический Театр им. Галиасгара Камала, формой напомнивший мне сразу Театр юного зрителя в моем родном городе Новосибирске.

Сравнение архитектуры г. Казань и г. Новосибирск

Сразу скажу, что вдоль всего озера идет чудеснейшая современная набережная, сделанная именно для людей, по которой мы не однократно гуляли с превеликим удовольствием и днем, и вечером. Она прекрасна в любое время: по-европейски продумана, экологична (сделана в этаком скандинавском стиле с совмещением дерева, зелени и металла) и очень эстетична.

По пути в наш отель нужно было пересечь «Парк тысячелетия Казани» — это милый скверик в котором стоит красивый фонтан с символом Казани — драконом Зилантом (его можно увидеть здесь повсюду, а легенду о нем прочитать здесь https://kpfu.ru/media-sociology/struktura/otdelenie-zhurnalistiki/kafedra-teorii-i-praktiki-elektronnyh-smi/uchebnaya-gazeta-39medialabirint39/legendy-staroj-kazani-76297.html), но который отчего-то в сентябре уже не работал. Сам парк небольшой, но с большим количеством лавочек для отдыха. Видно, что он новый (основан в 2005 году — год тысячелетия Казани) и нужно время, чтобы там выросли деревья и сформировался свой природный ландшафт. И еще в этом сквере очень понравились резные массивные ворота по периметру, также с маленькими Зилантиками наверху у центральных ворот.

Бросив в гостинице сумки, мы решили направиться в центр Казани. Прямо у нашего отеля берет свое начало главная пешеходная улица города — улица Баумана (как приезжие москвичи гордо называют ее Арбатом). В начале данной улицы находится популярная в Казани сеть кафе «Тюбетей», где мы сразу смело и взяли по два знаменитых татарских эчпочмака. Один стандартный с рубленной говядиной, луком и картошкой и второй президентский с курицей и морковью. Оба были прекрасны на вкус и цвет.

Фотогеничный эчпочмак

Также в начале этой улицы в доме под номером 49 находится старая проломная аптека, которая не закрывалась ни на один день — ни во время войны, ни во время революции. Внутри аптеки очень красивый интерьер с выставкой аптечных предметов из семейной коллекции Бренингов (основателей данной аптеки), а также есть старый кассовый аппарат (но явно нероссийского производства) и макет здания в прошлые годы. Все это очень занимательно, и, если есть время, можно зайти и поглядеть на эту красоту.

Пройдя чуть дальше, можно увидеть памятник знаменитому уроженцу города Казани — Федору Шаляпину, красивое здание гостиницы, названной в его честь, а также сине-голубой Богоявленский Собор, в котором, как говорят, он был крещен.

Успеть все за три дня в столице Татарстана (Казань 2021)

Внутри собора ничего интересного нет, а вот рядом с ним стоит кирпичная башня-колокольня Богоявленского Собора со смотровой площадкой. Вход на смотровую площадку составлял 100 рублей. Рекомендую на нее подняться, так как оттуда открываются очень красивые виды Казани: видна река, Кремль и сам город, а подъем туда совсем несложный, справится даже ребенок.

Подъем на башню
Панорамные виды с башни колокольни

Налюбовавшись видами Казани с высоты птичьего полета, мы пошли дальше по улице Баумана к самому Кремлю. На самой улице очень шумно, ходят толпы туристов, непонятные личности в костюмах мультяшек и прочая туристическая фигня, особо смотреть на ней нечего кроме кучи местных баров, кафешек и т. п. Единственное из любопытного, на что можно взглянуть — это на карету Екатерины второй, в которой постоянно кто-то фотографируется, и памятник коту казанскому (и то не обязательно).

И вот наконец-то нам открывается красивый холм, на котором стоит чудесный белоснежный Кремль и уже видны минареты мечети Кул Шариф. Внизу у подножия холма у выхода из метро (станция Кремлевская) стоит на страже наш любимый дракончик Зилант, торжественно неся свой пост, охраняя свой город.

Поднимаемся к башенкам Кремля и заходим внутрь. Знаю, что на территории Кремля много музеев, каждый желающий может выбрать любой на свой вкус, но ни в один из них мы не заходили, а просто любовались архитектурой, гуляли и наслаждались.
Что же сказать насчет мечети Кул Шариф? Немного современных строений на территории России можно назвать настоящими архитектурным искусством (2005 год открытия мечети). Но эту мечеть смело называем таковым. Ну как же она прекрасна, какая величественная, переливающаяся на солнце своим белым мрамором. Она как будто парит над землей, мне кажется ею можно стоять и любоваться хоть целый день, настолько она красива и царственна.

Величественная Мечеть Кул Шариф

Еще на территории Кремля стоит прекрасный православный Благовещенский Собор, внутри которого очень красивые, восстановленные реставраторами фрески 16 века и мощи Святого Гурия. За Собором открывается великолепная панорама на дворец земледельцев, реку Казанку, Церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы и Казанский Собор.

Также на территории Кремля можно увидеть гробницы, мавзолей казанских ханов, — памятник истории и археологии в Казани. Построен в XV веке, разрушен в XVII веке, ныне руины мавзолея законсервированы и музеефицированы. Рядом стоит Падающая башня Сююмбике, с которой связаны разные легенды, которые также можете найти и посмотреть здесь https://kpfu.ru/media-sociology/struktura/otdelenie-zhurnalistiki/kafedra-teorii-i-praktiki-elektronnyh-smi/uchebnaya-gazeta-39medialabirint39/legendy-staroj-kazani-76297.html. Нам очень понравились красивые кованные ворота башни, увенчанные солнцем и полумесяцем, а по кругу от них можно увидеть все зодиакальные знаки. Если есть возможность, приходите полюбоваться башней в день зимнего солнцестояния 22 декабря. Только идите сразу к главным воротам, где изображены луна и солнце. Именно в этот день солнце оказывается посередине ворот, заливая их фантастическим светом.

Далее мы спустились с кремлевского холма и пошли мимо дворца земледельцев (еще один новодел Казани, к которому мы вернулись уже вечером и увидели в вечерней подсветке) к открывшейся в 2020 году Национальной библиотеке Республики Татарстан. Проходили мы по какому-то зажиточному району Казани с коттеджами, дорогими элитными домами и новомодной школой.
Библиотека — это красное кирпичное здание на холме с рядом стоящей золотой стеллой с ангелом, к которой снизу ведут ступеньки. Само здание мне напомнило чем-то архитектурный стиль скандинавских стран. Эх, если бы все библиотеки России были такими! Это действительно общественное пространство, построенное на европейском уровне. Можно зайти внутрь библиотеки отдохнуть там, посидеть, кому-то возможно поработать и подняться на смотровую площадку, где можно сделать прекрасные фотографии (вход в библиотеку свободный).

Национальная библиотека Республики Татарстан внутри

Далее мы направились к отелю на заселение, но уже другим маршрутом просто любуясь архитектурой города. Заметили, что в Казани очень много новодельных домов, но видно, что они построены с умом, не абы как и при этом очень гармонично вписываются в общую архитектуру города. Также нами замечано, что в центре во многих домах сделаны подземные парковки, либо отдельно стоящие закомуфлированные паркинги, что оставляет надежду, что с парковками в России беда не во всех городах.

Заселившись и передохнув в гостинице, мы направились на самостоятельную прогулку по вечерней Казани. Первое, что настоятельно рекомендую посмотреть, это вечерний театр кукол Экият. Очень необычное резное здание, которое вечером необыкновенно подсвечивается. Также по уличным ступенькам можно подняться на второй ярус театра к часам и скульптуре маленького принца. Гордость, что в Казани есть такое чудесное и сказочное место, в которое можно ходить со своими детками.

Татарский государственный театр кукол Экият с цитатой из книги Маленкий принц
Татарский государственный театр кукол "Экият" с цитатой из книги "Маленкий принц"

Рядом с театром располагается небольшой парк с интересными инсталляциями на тему Алисы в стране чудес, чудесных татарских сказаний, а также есть замечательные гамаки, на которых можно поваляться и расслабиться (только главное найти свободный). На другой стороне от парка располагаются забавные памятные фургончики старинных трамваев, ведь Казань город, где одними из первых появились электрические трамваи. Тут же находится станция метро «Суконная слобода» и могу сказать то ли мы так попали, то ли действительно метро не особо популярный вид транспорта в Казани, так как народу там не было от слова совсем. В автомате около турникетов можно купить пластиковый жетон на проезд, стоимостью 30 рублей. Кассы мы не нашли, только автоматы.

Ехали мы до станции «Козья слобода», а оттуда дошли до Центра семьи Казан, который вечером при подсветке просто чудесен. Посмотрели мы на Казан, на рядом стоящие статуи семейства Зилантов и Барсов -хранители семейных ценностей и браков, на Кремль с противоположного берега реки Казанки и пешочком через речку направились на Кремлевскую набережную, которая светится и переливается чудесными огоньками. Зимой эту набережную заливают и делают из нее бесплатный каток, вот это я понимаю радость для горожан.

Центр семьи Казан

Нагулявшись и надышавшись свежим воздухом направились по ухоженным улицам Карла Маркса и Пушкина «на боковую» в отель.

День второй — увлекательный

Второй день в Казани был посвящен г. Свияжску. Но сначала с утра мы прогулялись по старо-татарской слободе, посмотрели там все маленькие древние мечети, красивые и яркие деревянные домики, наделали кучу красочных фото. Люблю просматривать эти фото до сих пор и поднимать себе настроение, настолько они красоченные и жизнерадостные.

Старо-татарская слобода

Примечательно в старо-татарской слободе находится Мечеть Аль-Марджани, которая не закрывалась даже в советское время. Это была единственная действующая мечеть в Казани и поэтому обязательно обратите на нее внимание. Пешком по улице Татарстан мы направились к Северному Речному вокзалу, откуда отплывают кораблики в г. Свияжск и г. Болгар. Конечно же можно доехать туда на автобусе или троллейбусе, там их ходит много.

По дороге мы попали на так называемую «Блошку». В парке имени Карима Тинчурина в выходные работает блошиный рынок. Мы даже и не думали, что где-то сохранились еще настоящие блошиные рынки, с удовольствием походили среди казанцев, каждый из которых продает частичку своего «накопленного добра». Естественно, что среди всего «добра» попадается и много китайского барахла, но есть и действительно интересные вещички, в том числе и советские, которые у многих могут вызвать чувство ностальгии. Мы ничего там не покупали, но любителям так сказать предметов, которые в будущем могу стать настоящим антиквариатом, на заметку.

Само здание Северного Речного вокзала современное и большое, но что удивительно запертое со всех сторон. Билеты приобретаются не в самом вокзале, а справа от него в маленьком самостройном здании-сарайчике, где платный туалет и не особо любезные дамы в возрасте, которые с очень большой неохотой тебе отвечают на какой-либо вопрос. Приходилось выманивать из них информацию клещами.
Информация для последующих после нас туристов: до Свияжска можно добраться самостоятельно на теплоходе с дачниками, который делает кучу остановок, примерно время в пути 2 часа в одну сторону. Но плюсы в том, что билет в одну сторону стоит всего 127 рублей. Отправление утром в 09 часов.
Либо два раз в день в 09 00 и в 13 00 до Свияжска ходят метеоры, время в пути 40 минут, стоимость 800 рублей туда-обратно. Но как нам сказали в 09 00 метеор точно ходит, а на 13 00 пойдет в рейс только если наберется не менее 20 пассажиров. Мы ездили на 13 00 и наш метеор поехал, народу было немного где-то 25 человек. Обратно метеор отправляется в 17 00, то есть времени на острове 3 часа, что вполне себе достаточно, можно успеть все посмотреть в спокойном режиме.
На метеоре кататься классно, особенно на местах спереди, где открываются прекрасные панорамные виды на Волгу с ее островками, дачками и даже церквушками на крутых берегах. Частично проезжаем в пути Казань, можно также увидеть с воды знасенитый Храм всех религий (туда мы не ездили специально, видели его с воды и с железной дороги, нам этого хватило).

Очередной островок на Волге
Церквушка на берегу Волги

Первое на что бросается взгляд по прибытии на остров-град Свияжск — это необычное здание в скандинавском стиле, которое оказалось Музеем археологического дерева «Татарская слободка». Любопытный музей, но мы в него заходить не стали, а пошли дальше в гору к монастырям. По пути видно очень красивое здание из красного кирпича в готическом стиле, окруженное огромными древними соснами. Это оказалось ничем иным как школой, прям даже захотелось в такой школе поучиться.
По дороге к Богородице-Успенскому Свияжскому монастырю открывается много красивых панорамных видов с острова на Волгу. А вообще остров омывается тремя реками Свиягой, Волгой и Щукой. Раньше на остров можно было попасть только по воде, но теперь построена еще и сухопутная дамба дорога.
На территории монастыря в Церкови Святителя и Чудотворца Николая находятся мощи святителя Германа, а также его скит, где он молился. Там же за 100 рублей можно подняться на смотровую площадку, но подъем туда очень крутой, поэтому нужно быть очень аккуратным и лучше детей с собой не брать. Виды открываются оттуда очень живописные. Также на территории находится главная жемчужина острова — Собор Успения Пресвятой Богородицы, в котором сохранились великолепные старинные фрески XVI века. Храм открыт не всегда, а только в часы индивидуальных посещений. Но в наш день посещения храм был закрыт совсем, что было конечно очень обидно.

На территории острова Свияжска находится еще один монастырь, более молодой и женский. Но раньше он был также мужским, речь идет об Иоанно-Предтеченский монастыре. Из интересного на территории монастыря находится старая деревянная церковь Пресвятой Троицы, а также красивый внешне, но внутри довольно скромный Собор иконы Божией Матери. На территории продают вкусные монастырские пирожки.

Дальше мы просто гуляли по острову, любовались видами, спустились на пляж, где народу совсем никого не было и дальше поплыли на нашему метеорчике обратно до Казани.

Метеор

День третий — вдохновляющий

Утром последнего нашего дня пребывания в Казани мы выселились из гостиницы, оставили там ненужный пока что багаж и направились в Свято-Успенский Зилантов женский монастырь (ранее был мужским монастырем), который находится на территории Казани в адмиралтейской слободе. Добраться туда можно на автобусе 10А и выходить нужно на остановке Речной техникум. Далее почти по прямой улице мимо пожарных и военных частей чуть-чуть поднявшись в горку.

Название монастыря имеет отношение к названию горы, на которой, согласно преданию, обитало мифическое существо — крылатый змей Зилант. Что удивительно в этот день в Казани был то ли туман, то ли смог, но поднявшись в горку к монастырю появилось солнышко и голубое небо. Не описать словами какое это уединенное и умиротворенное место. Видимо мало кто о нем знает и мы были там из гостей лишь вдвоем. Сразу видно насколько с любовью заботятся монахини о своем жилище: какая ухоженная территория, по которой летают пчелки и бабочки, а пруд с рыбками, около которого можно посидеть и помечтать, — настоящий райский уголок.

Но судьба у братии данного монастыря в годы гражданской войны довольно трагическая. В 1918 году десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре на его основе была образована православная община. Община просуществовала до 1928 года, а затем была ликвидирована. В советское время ансамбль на Зилантовой горе был почти стерт с лица земли. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 1930-е годы.

Могу сказать, что в этом месте действительно открывается душа человека и ощущаешь такое спокойствие и в тоже время силу, что уходишь оттуда действительно с чистой благодатью, наполнившей сердце.
Пожалуй, это один из немногих монастырей, в которых я была, где не было кучи туристов, суеты и толчеи. А в котором путник может найти то, что необходимо измоченной душе современного человека, а именно тишины и покоя, где можно сесть и все обмыслить без посторонних глаз и порицаний.

Дальше мы хотели до отъезда успеть посетить Петропавловский собор, который построен в стиле русского барокко. Внешне он очень необычен и выглядит как конфетка-леденец, но рядом стоящая колокольня с часами еще реставрируется. Поднявшись по ступенькам ко входу в собор, можно увидеть красивый вид на Казань. Внутри Собора находится величественный высочайший золотой иконостас. В нижнем ряду иконостаса верхнего храма находится почитаемая икона св. апостолов Петра и Павла, единственная сохранившаяся без поновлений от первоначального иконостаса.

Дальше мы направились через милый парк черного озера к воссозданному и уже открытому Собору Казанской иконы Божией Матери, который построен на месте обретения в 1579 году особо почитаемой в православном и во всем христианском мире святыни — Казанской иконы Божией Матери. Внутри находится копия этой почитаемой иконы. К ней очереди нет, как, например, к иконе в Казанском Соборе г. Санкт-Петербурга.

Погуляв еще немного по городу, покушав в местной сети татарского фастфуда «Кастыбай», который нам очень понравился, мы направились в отель за сумками и далее на ж/д вокзал.

P. S. Уже в поезде одна из местных жительниц рассказала нам очень интересный факт. В постсоветские годы 90-е и 2000-ые очень много исторических красивейших зданий было просто снесено и разрушено, а жителей данных зданий просто выгоняли на окраины города, а многих стариков так и вообще увозили с сердечным приступом тут же на машинах скорой помощи.
Очень грустно, что такое наследие пропадает повсеместно во всей России. И конечно хочется, чтобы как можно больше исторических архитектурных строений сохранялось, а не бездарно разрушалось, заполняя место уродским новоделом и отмывом на этой земле немалых средств.