Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 22:20

Катания — Италия Декабрь 2021

С наступлением декабря и сопутствующих ему неизбежных холодных дней, возникла мысль — а не полететь ли куда-нибудь в теплые осенние края? Выбор пал на Средиземноморье, а из него мы остановились на неизвестном нам доселе острове Сицилия.

Почему-то до сих пор о нем в наших мозгах существует какое-то предвзятое мнение — «О! Там небезопасно — это ведь родина Мафии! И не какой-нибудь, а Сицилийской!» Но, взглянув на хорошее предложение авиакомпании RyanAir, предложившей беспересадочный полет между Киевом и Катанией всего за 80 евро в оба конца (А может и она с этой мафией — «В доле»?)- решили рискнуть и не пожалели! Три часа полета и самолет, преодолев пролив, разделяющий материковую Италиию от Сицилии, приземлился в аэропорту. Мы пробудем три дня в Катании, а затем, взяв напрокат автомашину, вырулим вокруг острова.

12.12.21 — Катания. Прилет и первый вечер

И вот мы в Катании — древнем портовом городе на восточном побережье острова Сицилия. Поначалу в нем у нас был забронирован отель, но потом кто-то из друзей отговорил нас от него и посоветовал взять апартаменты — дескать, там — это класс! У вас будет тепло и будет своя кухня! Зачем — уже живя там, думали мы? Кругом полно всякого рода кафешек и ресторанов. Но, наскоро покопавшись в Букинге, выбрали экзотику — Apartment Romeo & Juliet! Как раз, то, что нам — молодежи и надо! Хе-хе…

Машину для автопробега по Сицилии решили взять, когда будем выселяться и начинать наше путешествие по острову — в Катании она не нужна. Поэтому нас встретил хозяин и поселил в этих апартаментах. Что сказать о них — 1 этаж, наглухо зашторенное окно, выходящее на улицу с односторонним автомобильным движением. Вместо форточки в стекле! окна вырезана круглая дырка — ее мы потом заткнули занавеской. Отопления нет — хозяин позже принес тепловентилятор. Комнатка с кухонькой маленькая — метров 12–15. Но — главная фишка этого жилья — его Имя! И — сладкая парочка, которая была в разных позах повсюду — на стенах, дверях, занавесках…

В этот первый вечер, заселившись, пошли к сердцу города — Соборной площади и Собору св. Агаты — до них было чуть больше километра. Навигатор вывел нас на центральную улицу Via Etnea, которая была уже вся по-рождественски празднично украшена. Эта улица появилась ещё в XVII веке, когда Катанию восстановили из руин после очередного землетрясения. По обеим ее сторонам стоят живописные палаццо (дома-дворцы) в стиле сицилийского барокко, церкви и общественные здания. Ну, а мостовая улицы выложена булыжниками из лавы, которые доставили с Этны.

Катания — начало автопробега по Сицилии

По ней мы вышли на первые две самые знаковые локации города — Соборную площадь (Piazza Duomo) со стоящим на ней фонтаном с черным слоном, выполненном из вулканического камня и Кафедральному Собору Св. Агаты, восстановленному из руин после землетрясения в начале XVII столетия. Сейчас он имеет пышные черты сицилийского барокко. Собор был открыт и, с соблюдением всех антиковидных предосторожностей (маски и QR), его можно было посетить.

На этой же Соборной площади находится еще один интересный, но выполненный уже из мрамора, фонтан dell’Amenano. Он был создан в середине XIX века и имеет интересную конструктивную особенность — вода, ниспадая с чаши вниз, уходит как бы под город — в подземную реку.

На самой Соборной площади в этот теплый вечер прямо на улицу были выставлены столики и можно было поужинать не заходя в помещения. Везде спрашивали QR-код вакцинации. Хорошо, что у нас в свое время были сделаны прививки вакциной AstraZeneka — одной из четырех, принятых в Евросоюзе и Америке…

Катания — начало автопробега по Сицилии

Услышав звуки красивых итальянских классических мелодий, направлись в сторону Катанийского университета, здание которого тоже выходило на главную торговую улицу Via Etnea. Там был настоящий Бал! Дамы и кавалеры почтенного возраста, разряженные в шикарные наряды моды прошлых веков, грациозно исполняли старинные и классические танцы.

Вся главная улица сияла праздничными огнями, отовсюду звучали прекрасные рождественские мелодии и новогодние песни. Народ гулял, веселился, но — большинство соблюдали масочный режим и на улицах!

13.12.21 — Экскурсии по Катании и ее окрестностям

С чего лучше всего начать познание незнакомого города? Конечно — с хорошо организованной экскурсии. Самостоятельного русскоязычного гида мы там не нашли, поэтому воспользовались испытанным нами в разных городах мира экскурсионным сервисом типа Hop/on-Hop/off — автобусом с аудиогидом, дававшим пояснения туристам на разных языках. Другим его плюсом является возможность выйти по маршруту на любой из остановок, немного погулять и сесть потом на другой автобус, следующий далее по тому же пути. Купив билет (15 евро/чел) мы проехались по двум маршрутам — сначала за город к городку Aci Trezza (12 км) с очень живописными вулканическими островками под названием Isole dei Ciklopi, а потом по городу.

Выбрав язык, слушаем краткую историю Катании. В городе сейчас проживает около 320 тыс. жителей и он является самым густонаселенным нестоличным муниципалитетом Италии. Катания была основана в 729 г. до н. э. Времена существования города характеризовались разными его владениями — греками, римлянами, арабами, норманнами и др. Наверно, именно это и обогатило его художественное, архитектурное и культурное наследие.

Помимо внешней экспансии, город подвергался и своим внутренним катаклизмам — землетрясениям и извержениям вулканов. Из них, наиболее катастрофическими было землетрясение 1693 года, а самым разрушительным извержением вулкана Этна было в 1669 году. После этого город отстроили заново на слоях старых развалин и щебня, что на несколько метров подняло его уровень и с тех пор он дошел до нас в том виде, в каком мы его знаем и видим сегодня.

Выезжая из города, минуем железнодорожный вокзал и старую промышленно-портовую зону, которая сейчас активно модернизируется и застраивается.

Железнодорожный вокзал г. Катания

На второй смотровой площадке водитель делает остановку и разрешает выйти минут на десять. С нее открылся вид на старинную Крепость Castello Normanno (Castello di Aci), построенную еще в 1076 году. Сейчас в ней находится музей. А вдали на снимке виден мыс в городке Aci Trezza. Там и будет наша конечная остановка.

Крепость Castello Normanno ( Castello di Aci)

В городке Aci Trezza мы вышли на час до следующего автобуса и прогулялись по набережной этого местечка. Чем оно интересно? Во-первых, своей уникальной береговой линией, возникшей по воле вулканической активности. Собственно, и весь городок выстроен на вновь спустившемся к морю слое вулканической магмы.

Мы с удовольствием прогулялись по набережной, на которой были выставлены интересные инсталляции, сделанные из черных вулканических камней.

Ну, а фотосессия свадебной парочки, которую мы застали в этом красивом вулканическом заливе, тоже очень украсила эту поездку.

Через час подошёл наш автобус и мы, вернувшись к месту старта на площадь Дуомо, пересели на другой, который совершил познавательную поездку уже только по городу. Из этого автобуса мы не выходили, а только отмечали наиболее интересные места, чтобы прогуляться к ним пешком позже сегодня или завтра. Так активно прошел первый день.

14.12.21 — Самостоятельные экскурсии по Катании

На следующий день мы запланировали в этой же туркомпании поездку к вулкану Этна. Но, подойдя утром к офису, увидели какое-то смятение на лицах сотрудников — кто-то куда-то звонил, а все напряженно слушали. Через час такого томительного ожидания был вынесен вердикт — экскурсии не будет по причине небезопасности для туристов — вулкан делает попытки проснуться!

Тогда, взяв у них карту с основными достопримечательностями и нашими вчерашними отметками интересных для нас мест в городе, мы пошли в самостоятельное познание Катании.

Римское наследие

Для начала, заглянули в развалины римских амфитеатров. Первым на нашем пути стал амфитеатр, который находится в самом сердце исторической части Катании — на площади Стезикоро (Piazza Stesicoro). Но мы смогли увидеть только самую малую часть этого строения — остальное было скрыто под дорогами и фундаментами современных зданий.

К счастью, сохранились древние лабиринты ходов и каменная кладка, можно даже увидеть арки, колонны и фрагменты трибун. На арене, часть которой еле видно, проводились бои гладиаторов, сражения с животными и даже были баталии кораблей, для чего перед шоу чаша заполнялась водой.

Катания — начало автопробега по Сицилии

А вторым обьектом, расположенным на улице Via Vittorio Emanuele II, был хорошо оборудованный Римский театр, в который пускали уже по билету (6 Eu/чел). Сначала нас встретил небольшой музей с образцами мелких фрагментов и остатками скульптур, а также лежащими в залах и на улице колоннами.

Катания — начало автопробега по Сицилии

Затем, выйдя из музея, мы попали к затопленной водой сцене у громадного амфитеатра.

Обойдя ее, поднялись по ступенькам на самый верх амфитеатра. Удивило — как это старинное чудо удалось сохранить — по всему периметру его окружали жилые дома.

Этот Римский театр возник на месте греческого во II веке уже Нашей Эры. Римляне не только значительно расширили сцену, но и пристроили к ней певческий одеон (театр), вмещавший 1,5 тысячи зрителей. К VI столетию сооружение пришло в упадок. А в Средние века его стены, блоки и декоративные элементы стали растаскивать для строительства храмов и жилых домов. В итоге театр окружили здания, через него проложили улицу, чем окончательно поспособствовали его разрушению. Сцену обнаружили в XIX столетии во время раскопок.

Барокко — превалирующий стиль зданий центра Катании

Следующим интересным объектом на нашем пути стал Оперный Театр Массимо Беллини, названного так в честь композитора В. Беллини — уроженца Катании. О строительстве театра власти города задумались еще в начале XIX века, однако возвели здание только в 1890 году. Премьерной постановкой стала опера маэстро «Норма». Потолок зрительного зала театра расписан сценами из самых знаменитых произведений Беллини, а парадное фойе украшает его статуя. Здание построено в стиле барокко.

Катания — начало автопробега по Сицилии

Как раз, когда мы проходили мимо него, на площади перед ним была выставлена печальная экспозиция — взорванный легковой автомобиль. Как оказалось — в период 13—17 декабря 2021 г. здесь проходило памятное мероприятие, посвященное 30-ти летия начала активной борьбы с мафией. Через полгода — в мае и июле 1992 года, произошли два больших теракта, повлекших за собой гибель главных руководителей борьбы с мафией — Фальконе и Борселлино.

Катания — начало автопробега по Сицилии

Как известно, Джованни Фальконе и Паоло Борселлино были самыми активными борцами с мафией — у них со школьных лет были две переплетенные дружбой жизни и их постигла одна и та же печальная судьба — оба были жестоко убиты. Видеоролик о гибели этих борцов с мафией можно посмотреть здесь.

По центральной части Катании можно бродить бесконечно — все дома на улицах представляют собой бессомненные памятники архитектуры. И не зря в 2002 году его исторический центр в стиле барокко был внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия!

Катания — начало автопробега по Сицилии

Но вместе с тем, всего в нескольких кварталах от них нам попадались улочки с простецкими одно-двух-трехэтажными домами, с облупленной штукатуркой и многочисленными граффити на их обшарпанных стенах.

Проходя по одной из таких улочек, на которой был рыночек с сувенирами и черными торговцами, я сделал ее фотографию, но ко мне тут же чуть ли не с ножом подскочил черный парень и давай угрожать, что здесь нельзя снимать! После того, как я сказал, что сейчас вызову полицию и вообще я и сам оттуда, он затих и отошел. Хорошо, что был день, а не вечер или ночь…

Катания — начало автопробега по Сицилии

После этого мы быстро вернулись обратно к центральным кварталам и улицам, наполненными туристами и сувенирами для них. Здесь было красиво и отовсюду звучали рождественские мелодии.

Выйдя вновь на главную улицу Via Etnеa, носящую имя стоящего прямо за городом вулкана и взглянув в его сторону, мы обомлели — над городом стоял столб дыма, вырывавшегося из жерла вулкана! Вот почему была отменена наша экскурсия к нему! Все-таки их опасения подьвердились! Что было бы, если бы этот катаклизм застал нас на склонах вулкана? Прогуливаясь по городу, ощутили на своих руках и лице какие-то легкие прикосновения посторонних тел — оказалось, что это был вулканический пепел…

Катания — начало автопробега по Сицилии

Посмотрев на стоящие рядом автомашины, мы обомлели — на их капотах был довольно большой слой такого, выпавшего всего за час-другой, вулканического пепла. Что интересно, ровно год назад — 14 декабря, вулкан тоже просыпался и сверкал огнями. А вообще, за весь 2021 год такое с ним случалось неоднократно…

Хорошей достопримечательностью Катании является большой зеленый парк Giardino Bellini, названный так в честь композитора Беллини. Он находится неподалеку от главной улицы Виа Этна в центре города на двух симметричных холмах, связанных между собою аллеями, лестницами и очень красивыми, выложенными галечкой, дорожками.

Катания — начало автопробега по Сицилии

Мы пришли в этот парк уже почти в четыре часа дня. Начинало вечереть, да еще и Этна, выбрасывая много дыма и пепла, сильно затеняла небо на горизонте. В парке, несмотря на середину декабря, еще работали фонтаны.

Катания — начало автопробега по Сицилии

В нем есть где прогуляться и есть где посидеть, укрывшись за деревьями от городского шума. В парке есть и скамейки, и беседки типа а-ля 18 век. Есть в парке античные статуи и есть аллея с мраморными бюстами местных знаменитостей. Я представляю, как здесь приятно бывать, спасаясь от летнего зноя! Но, к сожалению, таких парков в городе — раз, два и — обчелся.

Катания — начало автопробега по Сицилии

Возвращаясь домой в наш апартамент, проходили уже тихими и пустыми улицами. Порой — заваленными и мусором. На Сицилии, как мы убедились позже — это проблема! И не только административная (невозможность властей решить везде проблему с его переработкой), но и «культурой» многих граждан, выбрасывающих мелкий мусор прямо из окон машин на дороги…

Тревожно сияет на закате Этна. Что-то будет ночью…

Катания — начало автопробега по Сицилии

Завтра начинается наш круговой вояж по Сицилии — в аэропорту Катания мы возьмем напрокат автомашину и проедем вокруг всего острова против часовой стрелки. Первой остановкой на нашем пути будет интересный в историческом и архитектурном планах город Таормина. После не очень удачного опыта с арендой апартаментов в Катании, мы решили для ночлегов выбирать только отели с сервисом не ниже 3* и с опциями «завтрак» и «парковка»!