Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 18:53
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Боровое — Казахстан Июль 2017

В тот год лето у нас на Урале выдалось холодным и дождливым. Надоела нам такая погода, мы — пять человек сели в машины, да и поехали поюжнее — в Казахстан с надеждой, что там будет теплее, да и ЭКСПО-2017 посмотрим в городе Астана (теперь уже Нур-Султан, бывший Акмолинск, потом Целиноград и Акмола). Из Екатеринбурга мы сначала доехали до озера Медвежье, что находится почти на границе с Казахстаном, там отдохнули три дня и отправились дальше. Границу прошли без особых проблем, но около часа потратили.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Направились в сторону Астаны, путь не близкий, поэтому сначала мы решили остановиться на базе отдыха «Майбалык», что в 7 км от знаменитого озера Боровое и в 250 километрах от Астаны. База отдыха «Майбалык» находится на берегу озера Текеколь — небольшое чистое озеро, где можно искупаться или половить рыбку.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

В советское время здесь был санаторий, недалеко находится соленое озеро Майбалык с лечебными грязями, но сейчас санаторий не работает, отдохнуть можно только рядом на скромной базе отдыха. Здесь мы остановились на две ночи.

Почему не на озере Боровом? Просто потому, что здесь малолюдно, чисто и достопримечательности Бурабая недалеко, и рядом есть озеро Большое Чебачье.

озеро Большое Чебачье.

Вот только покупаться нам на этих озерах не удалось — погода и здесь, как на Урале, не баловала теплым солнышком, ну хорошо, что дождя не было. Правда в первый день на озере Текеколь мы смогли позагорать до обеда и даже поймать пять рыбок на ушицу.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

А когда небо затянуло, поехали обследовать окрестности. Заехали в город Щучинск — районный центр Акмолинской области, первоначально это была станица, основанная в 1850 году российскими казаками. Сейчас здесь население около 46 тыс. человек. Кстати, здесь родился Максим Ярица — российский актер, участник команды КВН «Уральские пельмени», здесь жил у бабушки Тимур Батрутдинов (из Комеди клаб). Мы проехались по городу, ничего примечательного не увидели, как-то все уныло и скучно, малолюдно, можно было и не заезжать.

Город расположен на озере Щучье, к его берегу мы и подъехали.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Но там тоже ничего примечательного не заметили и отправились в поселок Боровое (Бурабай). Мы знаем, что Казахстан славится своими степями, но встречаются и горы, и озера, и даже леса.

Степь широкая

На эту тему есть и популярная легенда: Творец, создавая землю, дал казахам только степи, но жители попросили его еще что-нибудь добавить. Тогда создатель раскрыл свою сумку и рассыпал по степи красивые горы и озера с чистейшей водой. Сейчас этот зеленый оазис с горами и озерами называется Бурабай. А в советское время это был популярный курорт Боровое. Национальный парк Бурабай был создан в 2000 году. На его территории находятся 14 больших озер, самыми известными являются Боровое (Бурабай), Щучье, Большое Чебачье, Котырколь, Горное, Лебединое и Карасье. Такую природу, как здесь, вряд ли еще можно встретить где-либо в Казахстане.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

На берегу озера Бурабай на Кокшетауской возвышенности на высоте около 480 метров расположился поселок Бурабай (Боровое). Поселение было основано в конце 19 века казаком Зубовым, он построил небольшую мельницу на реке Громотухе, которая является протоком между двумя озерами — Боровое и Большое Чебачье. Окружающий сосновый бор дал название селению — Боровое. Правда казахи говорят, что название месту дало слово «бурабай» — верблюд, потому что один из горных хребтов Борового имеет схожесть с лежащим верблюдом. Вот мы заехали в Бурабай. Поселок курортный, оживленный, особенно на рынке, улочки узенькие, тесные, на каждом заборе — объявления «сдается жилье». Июль здесь тоже выдался прохладным, поэтому свободных мест на базах и в домах было достаточно. В Боровом на улице мы купили экскурсию на завтра, надо бы увидеть всю красоту и достопримечательности этого оазиса буйной природы среди казахских степей. Если бы мы сами поехали в заповедник за красотой, то пришлось бы оплатить въезд в национальный парк, а там пешком всего не обойти, он огромен, и надо разбираться куда там ехать и что увидеть, и почитать какие легенды сопровождают каждую достопримечательность. Проще было взять экскурсию, что мы и сделали.

И вот мы едем в экскурсионном автобусе по живописной дороге, первая наша остановка на перевале.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Акылбаевский перевал назван в честь местного проводника Акылбая, чье имя в переводе означает «богатый ум» — он очень хорошо знал лесную местность и помогал торговым караванам проходить перевал между горами Жеке батыр и Кокшетау. Кругом живописные скалы и сосновый лес.

Потом посетили Поляну Абылай-хана. Это место у казахов является легендарным и названо так в честь хана Абылая, про которого люди сложили немало легенд, написали множество поэм. В 1991 году, когда отмечалось 280-летие хана, здесь была установлена стела в его честь. На вершине стелы парит золотой орел — символ независимости казахского народа.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Абылай хан смог объединить свой народ в борьбе с джунгарами. Война с джунгарами длилась почти сто лет, конец кровавым столкновениям хан положил, объединив три великих жуза казахского народа. Местом для проведения курултая с ханами казахских родов Абылай хан выбрал поляну близ Борового. На краю поляны на пригорке стоит природного происхождения гранитный трон, с этого места поляна видна как на ладони, и любой звук отчетливо слышен.

Эта скала-трон по народному поверью считается священным. Многие туристы и местные жители обходят камень вокруг семь раз, поскольку эта цифра считается у казахов счастливой, загадывают желание, веря, что оно обязательно сбудется.

Поляна уникальна тем, что здесь свой особый микроклимат, температура воздуха на ней на 2–3 градуса выше, чем во всей остальной курортной зоне. Еще говорят, что здешнее солнце и воздух способствуют омоложению человеческого организма. С поляны открывается прекрасный вид на окружающие горы.

Елки-скалолазы.
Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Самая высокая гора парка Бурабай — Кокшетау (Синюха) высотой 947 метров. Вокруг видим горы причудливой формы, одна похожа на лежащего на спинке ежика, другая — на воина, следующая на крепость.

С этой долины видны Жаке батыр, Три сестры, и Окжетпес. и сама Кокшетау, кстати, «старшую» и «среднюю» «сестру» местные жители прозвали горой-ежиком.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

А гора Болектау, в отличие от прочих гор, стоит на отшибе, ее название так и переводится: «одинокая, отдельно стоящая гора», высотой 147 метров. На поляне стоят скульптуры в национальном казахском стиле.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Здесь есть огороженное стойбище с юртами, где можно познакомиться с бытом и национальным искусством казахского народа.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Рядом продают кумыс — лечебный оздоравливающий напиток. Возле музея тоже стоят скульптуры.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Погуляв по поляне, отправляемся к озеру Боровое. Историческое название его — Аулиеколь в перевод означает «Священное озеро», второе историческое название озера — Карагайлы. Сейчас его называют Бурабай. Глубина озера составляет 7 м, а длина — 4,5 км., оно входит в группу Кокшетауских озер.

На берегу у истока реки Громовой находится уникальный природный объект — «танцующая» березовая роща.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Причудливо изогнутые белые стволы деревьев застыли, как танцующие девушки. Здесь живет легенда — в народный праздник переодетый хан незаметно наблюдал, как танцуют девушки. Они, узнав хана, замерли от неожиданности, с тех пор так и стоят в виде изогнутых берез у озера.

Самое популярное место озера — Голубой залив. Над водой залива поднимается 20-метровая скала Жумбактас. Эта скала интересна тем, что если смотреть на нее с разных точек, то можно увидеть сфинкса, лицо девушки с развевающимися волосами, с другой стороны — камень превращается в лицо старухи.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Но мы вокруг скалы не плавали и всех причудливых фигур не увидели. Про Жумбактас есть легенда: когда-то, давным-давно, казахи и калмыки враждовали между собой. Однажды батыры Абылай-хана совершили набег на зимовки калмыков, захватили огромную добычу: быстроногих калмыцких лошадей, золото, серебро, оружие, и остановились они на отдых в одном из красивейших мест под названием Бурабай, чтобы разделить добычу. Среди добычи была и молодая девушка калмычка невиданной красоты. Всю добычу разделили между собой батыры Абылай-хана, но вот только никак не могли решить, кому же достанется девушка. Хан любезно позволил девушке самой выбрать жениха. Девушка забралась на скалу и сказала, что останется с тем, кто попадет стрелой в платок в ее руке. Но ни один батыр так и не сумел попасть в цель, и они закричали в гневе, что стрела не долетит, и это дало имя горе — Окжетпес: ее название так и переводится. Девушка же, не желая жить в плену, бросилась с вершины в озеро, на месте ее падения появилась скала Жумбактас, что означает «таинственный, загадочный камень». А рядом на берегу залива возвышается гора Окжетпес (дословно «не долетит стрела») высотой около 300 м.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Южный, западный и северный берега озера гранитные, местами возвышающиеся над водой в виде утёсов, а восточный берег песчаный, пологий.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Мы погуляли среди скал и гор, вдыхая сосновый воздух, разглядывая причудливые каменные изваяния. Красиво, что тут еще скажешь.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Но настало время собираться в дорогу, от Бурабая до Астаны (Нур-Султана) — 250 км. Дороги в северном Казахстане хорошие, бензин дешевле, чем в России, навигатор все показывает, симку покупали местную, покатались с удовольствием.

На обратном пути мы еще раз посетили поселок Бурабай, но как-то он нам не приглянулся — маленький, тесный, частный сектор с «клетушками» для отдыхающих, чаще с удобствами на улице. Отели у озер дорогие, а к частникам и в кемпинги не хочется. Приличное жилье может и найдется, но искать надо заранее. Песчаный берег Борового озера огорожен — почти весь занят частными пляжами и платными зонами отдыха, к озеру можно подойти только возле камней.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Есть хороший плюс: вдоль озера проложен широкий деревянный настил, что нас порадовало, с удовольствием прогулялись у берега.

Боровое — Бурабай. Поездка по северному Казахстану

Незаметно подступил вечер. Солнца как не было, так и нет. Но прекрасную природу погодой не испортишь, было интересно увидеть новые красивые места.