Турист liolil (liolill)
liolil — была 25 апреля 14:01

Гавар — Армения Июль 2021

До конца не оправившись от YELL-драйва, мы отдали честь героям «Мимино» в Дилижане, проехали много интересных сел (Фиолетово, старинное село молокан или деревню «армянского Пушкина», например) и оказались на юге страны. Юг, как и положено, радовал солнцем и обещал еще приключений.

Море

Море в Армении — это Севан, конечно же. «Гегамское море», сокровище страны, второе по величине пресноводное высокогорное озеро мира. Севан сверкает на солнце, его обрамляют выстланные облаками хребты, — и от этого всего водоем еще великолепнее.

Где небо упало на землю, и почем фунт армезана

В этот день по всей стране гремел Вардавар — самый мокрый праздник, на который принято обливать друг друга водой. Поэтому здесь было особенно людно, зато мы избежали перспективы промокнуть насквозь в Ереване.

Отдых на Севане имеет свои особенности: теплее всего вода с июня по август, в остальное время озеро ледяное. Загорают осторожно: из-за среднегорья и тонкого слоя атмосферы есть риск обгореть.

Где небо упало на землю, и почем фунт армезана

Над озером кружат армянские чайки — эндемические обитатели Севана. Помимо них на территории национального парка «Севан» встречаются другие редкие птицы, ради которых знающие люди собираются в целые орнитологические туры.

Максим Горький трепетно любил Севан и называл его «небом, упавшим на землю». В точности метафоры нас убедил тур на катере. Сквозь синее-синее небо-озеро, слепящее солнце, брызги и ветер мы пролетели мимо пляжей и таких легендарных зданий на берегах, как: Дом советских писателей, дача Чубайса, резиденция президента и древний монастырь Севананк.

Где небо упало на землю, и почем фунт армезана

Прогулка по озеру начиналась и заканчивалась у Нойленда (Noy Land) — это новомодный курорт на Севане, одобренный самими «Орлом и решкой». О том, что курорт правда хорош, говорило отсутствие свободных мест на прекрасных газонах, за столиками и даже на гамаках и качелях в тени.

Храм

Мимолетом побывали в храме Айраванк на западном берегу Севана. Спешно пробирались сквозь толпы и старались впитать хоть на самую малость атмосферу священности. А священность была — суете сует не затмить красоту строения с резными ставнями и, словно кадр кинофильма, белыми голубями на крыше; а еще тут вид с холма еще краше.

Где небо упало на землю, и почем фунт армезана

У Айраванка есть второе интересное название — «Мардахавняц». «Мард» в переводе с армянского — человек, а «ахавни» — голубь. По легенде, в 1381 году в Армению вторглись войска Тамерлана, и тысячи мирных армян укрылись в монастыре. Чтобы не погибнуть от рук врага, местный священник Ован произнес молитву перед реликвией Креста Господня — люди обратились в голубей и улетели на свободу.

Сыроварня

Крафтовыми сырами фермы Макеилянов в Гаваре снабжают лучшие винотеки и рестораны Еревана. Благородные с корочкой из виноградных листьев, нежные сливочные, пикантные острые, алкогольные, армезан и еще порядка 30 видов авторских сыров. И все это расписано на месяцы вперед — полакомиться удастся только в самом ресторане или на дегустации, купить себе пару головок не получится.

Где небо упало на землю, и почем фунт армезана

Возле просторного дома с загнутыми на манер пагоды краями крыши оборудован суперсовременный погреб — здесь и зреют сыры. Глава семейства Арман рассказывает о таинстве сыроварения и о ведении семейного дела, а его жена Марине собирает для нас сырное ассорти.

Где небо упало на землю, и почем фунт армезана

Прежде у Макиелянов была налаженная жизнь в Ереване, Арман, про профессии экономист, держал цветочную лавку, Марина работала биохимиком. Но, по их словам, после 30 лет жизненные приоритеты поменялись: хотелось дать детям экологически чистые продукты и просто быть ближе к родителям, которые жили в сельской местности. Фермерством раньше никто из их них не занимался, поэтому изучали все с нуля. Разделили обязанности: на Армане продвижение бизнеса, на Марине — создание уникальной рецептуры.

Где небо упало на землю, и почем фунт армезана

Используются испанские и армянские традиции сыроделения. Рецепты зачастую рождаются по вдохновению, экспромтом. Как-то из перегревшегося молока получился отменный маасдам; а тот самый армезан — патриотичный вариант итальянского пармезана. Сыры зреют от полугода до года, требуют пристального внимания. Так, для достижения богатого букета уникального сорта Cognac Traditions Марине ежедневно обмазывает сыр коньяком. Помимо того, что все таинство сыроварения на Марине, ей еще удается заботиться о четверых детях. Родители признаются, что дети сыр не любят, только традиционные чечил, чанах или лори.

Наша дегустация проходила в летней веранде, почему-то в каждом ломтике улавливались какие-то зеленые нотки свежести. С сыром подавалось вино, мед, вишневое варенье — хотелось растянуть эти моменты.

Где небо упало на землю, и почем фунт армезана

Обратный путь в Ереван обернулся пробками — если соберетесь на Вардавар, следует это учитывать. Из озерной прохлады столица встречала жаром, еще не испарившейся водой с тротуаров и шумными ресторанами. Наутро в аэропорту не проходило стойкое чувство недосказанности, будто не дочитал книгу до конца — надеюсь, будет возможность узнать Армению еще.

Благодарность за организацию путешествия и теплый прием Государственному Комитету по Туризму Армении.