Турист liolil (liolill)
liolil — была 3 мая 12:28

Дилижан, Лори — Армения Июль 2021

Горная Армения щедра на достопримечательности. Продолжаем открывать страну, движемся с севера на юг: ужин на обрыве, святой храм и экстрим-парк.

Лорийское диво

Реку Дебет огибают горы, изрезанные, словно сыр, пещерами — еще до конца не исследованными. Пещера Мендз Эр — одна из таких загадочных, находится возле Алаверди прямо напротив горы с электростанцией на ее плоской вершине. Предполагают, что здесь было доисторическое место обитания человека. Сейчас живописная местность обустроена: над обрывом создали чудесный ресторан, организовали зону отдыха и смотровые площадки. Даже проходят мастер-классы по йоге и ковроткачеству, есть контактный зоопарк.

Страна камня

Место новое, но уже полюбившееся местным. Собираются всеохватными семейными застольями и дружескими компаниями. Для камерной атмосферы есть домики на краю — в такой уютной обстановке и прошел наш ужин. В непогоду горячий хаш, непременный режан и черный кофе особенно радуют.
Самое романтичное тут — огибающая дерево смотровая, прямо как домик на дереве из детства. Вторая смотровая рядом ограждена стеклом и охраняется добрейшим псом. Туман и дождь не скрыли местных красот, даже сделали все еще таинственней. Но оказаться в ясную погоду здесь все же мечталось.

Санаинская святыня

Рассказывают, что одна из пещер горы Дебета ведет к монастырю Санаин. Мы же к нему добирались к нему обычным путем, хоть и немного непролазным.

Санаин — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, один из главных культурных центров севера страны, основанный в 966г. царем Ашотом III Багратуни для изгнанных из Византии монахов. Знаменит своей школой художников-миниатюристов и каллиграфов, а также крупнейшим книгохранилищем средневековой Армении. Здесь начинал свой путь юный поэт и ашуг Саят-Нова, тут находится некрополь княжеского рода Багратуни. Есть версия, что одна из этих ветвей породнилась с Рюриковичами, а от брака Василия Мономаха и армянской княжны рода Багратидов родился Юрий Долгорукий.

Страна камня

«Санаин» буквально означает «этот старше того» — подразумевая, что Санаинский храм древнее соседнего храма Ахпата. По легенде, храм строили отец и сын, но из-за ссоры сын ушел строить Ахпат. Отец творение сына оценил, они примирились. Но все же Санаин был первым и считался более значимым.

В Санаинском монастыре сохранилось около 50 хачкаров — каменных крестов, символов спасения душ. Здесь они филигранно ажурные и вырезаны из камня. В центральной церкви Сурб Аствацацин высокий потолок, через купол свет падает на плиты пола, треск плачущих свечей, молча проходящий народ — и от этого всего какое-то изумление.

Страна камня

Для лучшей сейсмостойкости и прохода в семинарию построен узкий коридор. Здесь читал лекции сам Григор Магистрос Пахлавуни и другие легендарные ученые средневековой страны. Уцелела часовенка, высокая колокольня; черный камень храма вместе с холмистым туманным ландшафтом навевают грезы о Шотландии.

Помимо Санаина и Мендз-Эр здесь можно посетить дом-музей братьев Микоян — совместно с Гуревичем конструкторское бюро создало те самые самолеты МиГ. Близко расположены монастыри Ахпат, Ахтала, знаменитый Каменный мост и живописный комплекс Зарни-Парни. А мы движемся на юг.

Тавушский драйв

Едешь по Тавушским райским кущам сквозь гипнотический стрекот кузнечиков, через просторы полей, мирные села со спелой кукурузой за косыми заборами. И неожиданно натыкаешься на швейцарский курорт. Тут оранжерея с неизвестными растениями, изысканные пруд и ресторан, холеные лошади в загоне и пряничные дома-отели.

Страна камня

Главное здесь — ZIP-line над безнадежно глубоким ущельем. Когда не знаешь об этой безнадежности, бравируешь на селфи «доспехами» для безопасного проезда. И тут страшно шагнуть в пропасть (первый прыжок на такой канатке все-таки). Сквозь предательские слезы летишь на головокружительной высоте, зависаешь в бесконечности среди острых скал беспомощным комочком. Наконец, ощущаешь твердую поверхность под ногами. А после первого прыжка в следующие втягиваешься и учишься созерцать все прекрасное вокруг.

Страна камня

Вспомнить о конечности себя и о том, как прекрасно мироздание можно в YELL-парк. Это первый и пока единственный подобный парк для любителей активного отдыха в Армении, находится в провинции Тавуш в селе Енокаван, в 140 км от Еревана и от Тбилиси.

Экстрим дополняют медитативные занятия: помимо канатных дорог есть скалолазание, езда по бездорожью на грузовиках, веревочный парк, а из размеренного — пешие и велопрогулки, ночевки в «домах хоббитов» с диджеем у костра. Тут хочется остаться хотя бы ради грозных гор и звездного неба, необязательно совершая экстрим-подвиги.

Страна камня

«Я хотел вернуть жизнь в мои края и открыл YELL»

О том, как все это возникло и о стартапах в Армении — отдельная история для какого-нибудь бизнес-издания. Но на секундочку все же расскажу. Все появилось буквально из ничего: несколько лет назад тут среди бездорожья были лишь глухие села и красивая природа. Все это было родным для основателя парка Тиграна Чибухчяна: «Я хотел вернуть жизнь в мои края и открыл YELL». Вдохновился канаткой в Индии, вместе с женой и сыном продумал план, на свои средства все построил и проложил дороги. Правда, результат превзошел источник вдохновения в разы. Теперь YELL-парку нет равных, он бьет рекорды по посещаемости даже в пандемию.

Лорийские чудеса и тавушский экстрим подарили эмоций сполна, впереди ждали еще открытия — оставим это на следующую часть рассказа.

Благодарность за организацию путешествия Комитету туризма Армении.