Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 19:44

Дебар, Струга, Маврово — Северная Македония Июль 2016

Молодое балканское государство Македония (Бывшая Югославская Республика Македония) до сих пор не слишком раскручено в плане туризма. Даже в наши дни, когда туризм стал явлением массовым, Македония продолжает оставаться одной из самых неисследованных стран Европы.

Объяснить внятно, почему во время незапланированно выпавшего отпуска меня понесло именно в те края, до сих пор не могу. Просто, так сложилось. И оказалось, что в Македонии можно неплохо отдохнуть, увидеть много интересного, да и природа не подкачала.

Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

Базой на всю неделю стал для меня городок Струга — курорт, расположенный на берегу великолепного, огромного и чистейшего озера Охрид. Честно говоря, долгое время из озёр Восточной Европы без раздумий я могла бы назвать только Балатон, а информацию о природе Македонии начала читать лишь накануне спонтанной поездки. Так что весьма неожиданно было узнать, что с 1980 года Охридское озеро занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Думать, что скоро его увижу, стало ещё приятнее.

Озеро имеет тектоническое происхождение и находится на высоте 695 метров среди гор, высота которых доходит от 1500 до 2000 метров. Охрид является одним из старейших озер на Земле и, кроме того, это самое глубокое озеро в Европе (294 м). Поэтому его иногда называют «македонским морем» или же сравнивают с Байкалом, потому что оба водоёма необычайно глубокие и древние.

Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

Поездка пришлась на конец июля, когда чистейшая вода Охридского озера переливается всеми оттенками бирюзы, завораживая искристой прозрачностью и гипнотизируя покоем.

Однако, выпал один день с ветреной погодой, и озеро нахмурилось, налилось свинцовой рябью, а к его берегам покатились почти морские волны.

После грозы
Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

В первый же вечер, после заселения в отель и ужина, я устроилась было на балконе с видом на Охрид, но снизу донеслись звуки слишком громкой музыки и людской гомон. Внутри патьо ресторана при нашем отеле началось празднование свадьбы. Созерцательному настроению это, определено, мешало, и я отправилась прочь, на прогулку по Струге, благо световой день летом длится долго. К отелю тем временем всё подтягивались нарядные люди. На одну стайку гостей, идущих мне навстречу по мосту, на шпильках и в шелках, я как раз смотрела в тот момент, когда их окатило брызгами из реки — в воду с перил моста сиганул купальщик! А среди прилично одетых горожан и туристов уже проталкивался к перилам следующий «господин» в плавках. Выглядело это нелепо, но забавно.

Так я обнаружила, что помимо пляжей на Охридском озере, в городе имеется ещё одна зона отдыха — на берегах Чёрного Дрима — реки, которая протекает прямо через центр Струги. Особую привлекательность составляет тот факт, что место истока реки находится тоже в черте города.

В городе Струга. Чёрный Дрим вытекает из Охридского озера

Начальный участок Чёрного Дрима забран в двухъярусные каменные берега набережной: на верхнем ярусе сплошными рядами выстроились столики ресторанов и кафе, а нижний ярус, тот, что ближе к воде, используется, как пляж, поэтому люди купаются прямо в центре города!

Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

Воды Чёрного Дрима в пределах Струги, действительно, кажутся очень тёмными, почти черными, особенно в сравнении со светло-голубым озером. Но вот городские строения заканчиваются, а Черный Дрим устремляется вдаль, набирая силу, постепенно становясь все светлее. Синим, голубым.

На следующий день, проезжая по трассе R1201, мы некоторое время следовали за изгибами реки и наблюдали, как среди буйства зелени и горных склонов Черный Дрим несёт свои воды от озера Охрид к конечной цели — Адриатическому морю.

Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

В районе села Дебар мы не упустили возможность съехать с узкой дороги на обочину и остановиться. И такое нельзя пропускать, потому что природа, при участии Чёрного Дрима, создала в этом месте фантастически красивый пейзаж!

Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

С этой точки уже видны очертания массивных горных хребтов, расположенных на территории Национального парка Маврово, куда мы скоро отправимся.

Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

Бросаем прощальный взгляд на реку почти на границе с Албанией, рядом с албанским городом Кукес. Здесь Черный Дрим сливается с Белым Дримом и меняет своё название — далее река зовётся просто Дрим (Дрин).

Через некоторое время дорога начинает петлять по горным серпантинам внутри парка, мимо его каньонов, пиков и ущелий, утопающих в зелени тысяч самых разнообразных видов растений.

К сожалению, в парке нет рейсовых автобусов, поэтому туристам удается попасть туда либо на автомобиле, либо в составе экскурсионной группы

Монастыри в горах

Национальный парк Маврово, безусловно, является одним из красивейших мест Бывшей Югославской республики Македонии. Он расположен в северо-западной части страны на высоте 1220 метров над уровнем моря, и простирается на территории 73000 га вдоль скалистых хребтов, поросших густым лесом.

Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

Являясь третьим по величине Нац.парком Македонии, Маврово по большей части остаётся заповедным, но рано или поздно, я думаю, здесь появятся курорты, которые смогут составить конкуренцию признанным западно-европейским местам отдыха.

Так, уже сейчас в Маврово набирает обороты одноименный горнолыжный курорт, а к затерянным в горах монастырям «протоптали дорожку» паломники и туристы. Но в целом, туристическая инфраструктура нац.парка развита пока недостаточно. Например, мы проезжали место, где мощные сероводородные источники бьют прямо из-под горы. Однако, это богатство пропадает впустую, всё что там на сегодняшний день построено — это небольшой отель, явно ещё советских времен.

Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

По пути в озерный край и рай для горнолыжников, глаз невольно задерживается на россыпи маленьких сёл, словно затерявшихся в горах Национального парка. Над крышами одних возвышаются минареты мечетей, над другими владычествуют православные церкви.

В селе Райчица находится женский монастырь Св. Георгия победоносца, в котором хранится частичка мощей этого святого и чудотворная икона Божией Матери, а трудолюбивые, как пчелки, монахини вышивают жемчугом и бисером митры и церковные одеяния. Паломнические туры этот монастырь никогда не обходят стороной, но мы осмотрели его лишь снаружи, наша цель была чуть дальше.

Знаменитый, старинный православный Бигорский монастырь святого Иоанна Крестителя расположен ещё выше в горах. Вот туда мы и направлялись. Доехать можно только до места, где на шоссе имеется табличка-указатель, затем надо подниматься к монастырю либо пешком, либо за 1 € на специальном минибусе.

Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

Вместить в данный рассказ всё увиденное в Бигорском монастыре просто нереально, объект заслуживает отдельного отзыва. Но не могу не показать фрагменты фресок с наружной части монастырской церкви.

Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

Практически из любой точки на территории монастыря открываются виды на завораживающие покоем и бесконечностью горы, по которым рассыпаны маленькие горстки сельских крыш.

Трижды Маврово

Различных македонских сёл нам предстоит посетить ещё немало, а пока мы сосредотачиваемся на названии «Маврово», которое здесь носят сразу три объекта. Прежде всего Маврово — это Национальный Парк, в котором сейчас мы находимся, а далее направляемся в село Маврово, образованное вокруг искусственного озера, тоже с названием Маврово.

Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

До середины прошлого века село Маврово ничем не было знаменито. В 1947 году здесь возвели плотину, перекрывшую русло горной реки.

Село, расположенное в низине, среди поросших лесом горных склонов, могло быть полностью затоплено, но все дома и строения к тому моменту были благополучно разобраны и перенесены выше по склонам. За исключением церкви Св. Николая — свою церковь жители села настолько почитали, что отказались разбирать её — это в их глазах было то же самое, что разрушить.

Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

Вскоре электростанция начала работать, а вода заполнила низину, и на месте села образовалось искусственное озеро Маврово. Храм, оставленный на прежнем месте, естественно, оказался затоплен.

Весной, когда озеро Маврово более полноводное, церковь Св. Николая скрыта в нем почти полностью. Постепенно, за лето водоём мелеет, и строение показывается из воды. А если год выдаётся не слишком дождливым, то примерно с конца сентября до церкви можно дойти посуху и даже побывать внутри. Так же и зимой, когда озеро покрывается льдом, а храм целиком оказывается снаружи.
Жители села считают, что церковь хранят высшие силы. Иначе как объяснить тот факт, что за 70 лет, будучи затопленной, она до сих пор стоит и не разрушается.

Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

Однако, молиться в утонувшей церкви невозможно, и поэтому в селе Маврово возвели аж две новых, причем обе посвятили Св. Николаю. Главный храм села построен в греческом стиле и стоит прямо у основной трассы.

Ещё одна церковь Св. Николая совершенно русская по виду, с золотыми куполами-луковками, находится на берегу озера возле шикарного гостиничного комплекса. Её я видела только издалека и, к сожалению, не смогла сфотографировать.
Гостиничный комплекс, кстати, не единственный в селе. В наши дни Маврово превратилось в притягательное туристическое место. Многих привлекают пешие, конные и автомобильные прогулки по Национальному парку, а кого-то отдых у озера.

Охрид, Маврово и Чёрный Дрим

В зимнее же время Маврово превращается в горнолыжный курорт, год от года все более набирающий популярность. Под лыжные трассы здесь «побрили» лес на внушительном участке. Вид покрытой нежной травкой полосы на склоне горы впечатляет даже летом.