Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был сегодня 15:00

«У нас в Пютюрбюрге…»

Санкт-Петербург — Россия Октябрь 2021
Казанский собор
36 49

«Петербургская улица осенью проницает весь организм: леденит костный мозг и щекочет дрогнувший позвоночник; но как скоро с нее попадешь ты в теплое помещение, петербургская улица в жилах течет лихорадкой». (Андрей Белый)

Мы с супругой люди «демисезонные». Дело не в том, что мы испытываем щенячий восторг от нудных дождей и распутицы. Просто я родился в октябре, она — в апреле. У нас постоянно остро встаёт вопрос — куда поехать на дни рождения. Как правило, в эти дни в России бывает слякотно и сумрачно. В этот раз недолго думали, ответ был очевиден — в Петербург! Там хоть можно спрятаться от непогоды в музеях, или театрах, или на худой конец в булочных за чашкой кофе с пирогом. Собственно так и вышло. Синоптики, словно сговорившись, хорошей погоды нам на эти дни не обещали. Переносить поездку было нельзя. Просто её надо было чем-то наполнить на случай ненастья. Поразмыслив, мы запланировали на четыре дня: три дворца, один замок, два концерта, два спектакля и, если получится, попасть в ленинградские коммуналки. Часть мероприятий мы оплатили по интернету ещё в Москве, а другую часть пришлось оплачивать на месте, т. к. не было уверенности, что мы туда попадём. Забегая вперёд, могу сказать, что программа максимум была выполнена полностью.

Хотел было начать рассказ красиво и романтично, подстать городу. Например, так:

После стремительной, зажатой в кольцах дорог Москвы, ты плавно погружаешься в Питер и неторопливо плывёшь по его улочкам, набережным, площадям, любуясь цветами и оттенками его величественных дворцов. Вырываясь из объятий колоннады Казанского собора, заплывая в тёмные подворотни, через путаные проходные дворы, лишь на немного останавливаясь во дворах-колодцах, чтобы взглядом померить периметр неба, вдруг оказываешься в незнакомом месте где-то на Фонтанке, сливаясь с общим потоком. Ты с восхищением смотришь по сторонам, а город в ответ приветливо смотрит на тебя большими глазами-окнами старых улиц.

И влепить для начала какую-нибудь атмосферную фотографию старой подворотни, из которой, собственно, все выходы в город и начинаются. Типа этой.

5
«У нас в Пютюрбюрге…»

Но, чтобы читатель не подумал, что мне в Питере от красот и впечатлений совсем «крышу сорвало», вернусь к простому и практичному повествованию.

Сам знаю — рассказом о Питере очень трудно кого-либо удивить. Все всё знают лучше меня. Зачастую поездка в Питер — это повторение пройденного. Каждый хотя бы раз там уже был. Я всё же решился вслед фотоальбомам показать этот рассказ. Как знать, может читатель и почерпнёт какие-то интересные идеи для себя в будущих поездках. В первую очередь в плане досуга, после того как «обязательная программа» уже выполнена.

Итак, хроника четырёх дней.

День 1.

Вот чем хорошо ездить в Питер в межсезонье, так это полупустые поезда. Что в Питер, что обратно — у нас не было попутчиков в купе, мы ехали одни. Да и в вагоне в целом были заняты только три-четыре купе. Но не надо забывать, что где-то в середине ноября некоторые поезда из-за отсутствия пассажиров отменяются и, соответственно, оставшиеся «уплотняются».

Наш поезд прибыл в 6:30 утра и, выйдя в город, мы сразу же оказались под чёрным небом Петербурга. По Невскому шли первые автобусы, немногочисленные люди торопились на работу, туристы спали. Шёл мелкий нудный дождь. Мы заранее договорились с хозяином квартиры на канале Грибоедова, которую мы сняли на четыре дня, что он с утра примет наши вещи, а ближе к обеду мы заселимся. Так и сделали.

Мы героически выдержали все трудности с погодой, погуляв под дождём по центру города часа три.

1 из 4

Гуляя по мокрым улицам и паркам, напитываясь питерской прохладой, мы поняли очевидную суть октября — она в запахе дождя и опавших листьях.

1 из 4
1 из 4

Первым местом, которое мы затем посетили, стал Михайловский замок. Михайловский замок, возводившийся как резиденция императора Павла, соединил в себе черты светского дворца и средневекового рыцарского замка, в облике которого проступают черты крупнейших произведений европейской архитектуры. В начале XIX века в бывшей императорской резиденции разместилось Главное Инженерное училище, закрепившее за дворцом другое название — Инженерный замок.

1 из 2

Сейчас здание Михайловского замка принадлежит Государственному Русскому музею. В отреставрированных залах дворца представлена постоянная экспозиция «Лица России». Также проходят разнообразные временные выставки. В эти дни проходила выставка «Достоевский в изобразительном искусстве из собрания Русского музея (к 200-летию со дня рождения великого писателя). Интересная выставка. И ведь это здорово, что Русский музей называется Русский!

1 из 5

С интересом посетили зал Антиков, галерею Рафаэля, тронную императрицы Марии Фёдоровны, Георгиевский зал, Овальный зал и другие. Понравилась выставка «Лица России», где представлены портреты исторических деятелей Российской империи и представителей всех социальных групп того времени, а также особ царской фамилии. Приятный отреставрированный музейный комплекс с богатой историей. Красивые интерьеры и большое множество настоящих произведений искусства.

1 из 4
1 из 5

Выйдя на свежий воздух и заселившись в апартаменты, мы обнаружили, что день, собственно, уже заканчивался. Включилась первая вечерняя подсветка, город заиграл огнями, на Невском появились музыканты разных направлений и талантов.

А мы тем временем отправились в Петрикирхе на концерт органной музыки. Петрикирхе — это лютеранский собор св. Петра и Павла в начале Невского проспекта. Не довелось нам подняться на башни кирхи и спуститься в так называемые «катакомбы», не совпали мы с расписанием экскурсий, и были вынуждены оставить эту затею на следующий раз.

1 из 3

Нам было любопытно не только услышать органную музыку, но и увидеть непосредственно работу органиста. Ранее доводилось слушать орган в различных концертных залах и соборах Москвы, Петербурга, Львова, Праги и Будапешта. Но, как правило, исполнителя не было видно совсем. Он где-то там, а музыка вокруг. Интересно было бы понаблюдать за техникой игры, поэтому мы приобрели билет совсем рядом с органистом, в первом ряду. В основном звучала музыка Баха. За органом — Сергей Силаевский, штатный органист и художественный руководитель собора св. Петра и Павла «Петрикирхе», лауреат многих международных конкурсов. Звучал Малый орган.

Не скажу, что звучание органа произвело сильнейшее впечатление, хотя акустика в зале очень даже неплохая — не хватало звукового давления на нижних октавах, так чтобы слышать музыку не только ухом, но и всем телом. Акустики говорят, что для достижения идеального звука, помещение должно иметь минимум архитектурных изысков, стены должны быть без дополнительных украшений в виде скульптур и картин, а слушатели должны быть совершенно голыми, т. к. даже одежда искажает звук. Если с первым и вторым всё было близко к «идеалу», то третий пункт вообразить было сложно. И слава Богу! Даже если бы мы разделись догола, вряд ли бы что-то сильно изменилось. Будем считать, что мы тоже были близки к «идеалу».

Любопытно было наблюдать за техникой игры органиста, как он переключает регистры и как с этим переключением меняется тон инструмента. Игра на органе подразумевает активную игру не только руками, но и ногами тоже. Особенно на нижних октавах. Педальной клавиатурой органисты управляют наиболее басовитыми трубами, для которых под партитурой пишется отдельный нотный стан. Если присмотреться, то можно заметить, что органист играет в специальной обуви с узкими каблуками и мысами, чтобы не задеть соседние «клавиши». Словом, видеть это было очень интересно.

Что касается самого здания Петрикирхе, то у него довольно любопытная история, о которой подробнее я лучше расскажу после следующего посещения собора. Пока в качестве анонса скажу, что внутри собора в советские времена был бассейн (!). После того, как собор закрыли в 1930-х годах и разграбили, в нём устроили склады. А позднее перестроили в бассейн. В центральном нефе устроили железобетонную ванну длиной 25 метров, а в алтарной части — вышку для прыжков. С других трёх сторон зала — трибуны на 800 мест. Это легко себе представить, находясь внутри собора. Теперь это уже часть биографии здания.

1 из 3

День 2.

Второй день нашей поездки был главным. Не из-за того, что он совпал с моим днём рождения (хотя были все основания парусить по-алому). Скорее потому, что было запланировано посещение, наверное, самого красивого и самого большого петербургского дворца — Юсуповского.

Но сначала о месте проживания. Нами была забронирована квартира в самом центре города, на Грибанале между Подковой и Гостинкой, в пяти минутах ходьбы до Катькиного сада (на пересечении канала Грибоедова и Невского проспекта). Прошу прощения за жаргонизмы — четыре дня проживания в тусовочном районе дали о себе знать. В тихом дворе, в старом трёхэтажном доме. От нашего дома через крышу соседнего был виден купол Казанского собора, и выходя со двора, мы первым делом видели именно этот собор.

1 из 2

Самый центр города. Все главные достопримечательности в пешей доступности. Вот мы и отправились к Юсуповскому дворцу к назначенному времени пешком, чтобы увидеть то, что не увидели в первый день.

1 из 3

Сначала шли вдоль канала Грибоедова, перешли по Банковскому мосту на другую сторону. Затем по Гороховой улице на Мойку, чтобы потоптаться в Исаакиевском сквере. Затем по Почтамтскому мосту на улицу Декабристов, по дороге заскочив на Львиный мост.

1 из 3

И вот мы уже во дворце. Там надо электронные билеты, купленные заранее обменять в кассах на обычные, и ждать. Точно в назначенное время выходит экскурсовод, раздаёт наушники и радиоустройства, и экскурсия, собственно, начинается. Скажу, что вот эти приспособления, которые стали применять в музеях очень удобная вещь. Можно задержаться у любого экспоната и при этом слышать рассказ экскурсовода. Конечно же, есть и привычные уже аудиогиды. Можно скачать приложение с App Store и слушать информацию с телефона. У нас же была экскурсовод Марианна, очень эрудированная с хорошо поставленной речью. Кроме того под антиковидной маской можно было разглядеть обаятельную и красивую женщину, с выразительными карими глазами. Поэтому мужская часть нашей группы не отставала и предпочитала находиться рядом с ней.

У нас была расширенная экскурсия по всем залам дворца длительностью почти три часа. Экскурсия была восхитительной! Интересно окунуться в атмосферу жизни и быта одного из богатейших родов России. Невероятно красивые интерьеры.

1 из 5

Особенно впечатлил Юсуповский театр, куда можно прийти отдельно на концерт или спектакль, который можно отследить на сайте музея. Театр напоминает богато украшенную золочёную шкатулку.

3
«У нас в Пютюрбюрге…»

Главная парадная лестница с грандиозной люстрой весом почти 600 килограмм и лепным куполом. Все покои очень разные: гобеленовый зал, мавританская гостиная, деревянный зал для балов, невероятной красоты потолки в технике гризайль, люстры со статуэтками, малахитовый камин, узорный паркет. Потрясающие интерьеры дворца, богатство и роскошь идеально сочетаются с простым домашним уютом.

1 из 4

Интересно было послушать историю рода Юсуповых от VI века (казанская царица Сююмбике из этого рода) вплоть до наших дней (потомки проживают в Греции), об их семейном проклятии, о том, как они после революции спасались бегством из России.

1 из 5

В Юсуповском дворце был убит Григорий Ефимович Распутин, пожалуй, самый загадочный человек и совершенно точно один из самых противоречивых деятелей в истории России. Это трагическая и мистическая страница в истории дворца. Всё воспроизведено очень достоверно с восковыми фигурами всех действующих лиц.

1 из 2
«У нас в Пютюрбюрге…»
 

После экскурсии мы выпили кофе на кухне князей Юсуповых. Восстановлена маленькая розовая кондитерская. Есть сувенирный магазин, где я не удержался от покупки фотоальбома. Юсуповский дворец оставил самое сильное впечатление в этой поездке…

А вечером снова концерт. В эти дни в Петербурге проходил XIV международный фестиваль «Ситар в Петербурге». Он организован с целью ближе познакомить публику с самим инструментом и музыкантами-исполнителями ситарной музыки, привлечь внимание к совершенно другому напрвлению музыкальной культуры человечества — индийской классической музыке, а через неё к истокам народной музыки вообще. Мы попали как раз на гала-концерт фестиваля. Мероприятие проходило в Колизей-Арене (это бывший кинотеатр «Колизей» на Невском, переоборудованный в концертный зал).

2
«У нас в Пютюрбюрге…»

В первом отделении выступали Денис Кучеров — табла, Алокеш Чандра — ситар, Ильдар Хабибуллин — вокал. Во втором отделении к ним присоединились группа «Тамаринд» и пробующий себя в разных жанрах творчества небезызвестный Стас Намин.

1 из 4
«У нас в Пютюрбюрге…»
 
На сегодняшний день такого рода фестиваль на территории России проводится только в Петербурге.

День 3.

На третий день у нас был запланирован дворец Белосельских-Белозерских и театр Ленсовета вечером. А утром, имея трёхчасовой запас времени, мы отправились в Петропавловскую крепость. Как сказал один писатель — Петербург уже давно описан, а что не описано, то лучше видеть самому. На фотографиях ниже Петропавловская крепость, какой увидели её мы. Кстати, именно в Петропавловской крепости мы впервые увидели петербургское солнце. Оно такое же, как и в Москве. Вылезло ненадолго, подразнив нас, и опять скрылось.

1 из 3
1 из 3
Особенно умилили зайцы, рассосредоточенные по всей крепости. Недаром же остров называется Заячий.
1 из 5
И особенно этот чистюля-воробей, который чётко с одиночным ударом колокола полетел куда-то по своим воробьиным делам.

Билет во дворец Белосельских-Белозерских мы приобрели заранее в Москве, так как знали, что экскурсии туда бывают далеко не каждый день. Удивила бабуся, которая на входе проверила у нас билеты. Потом она же померила у нас температуру, она же раздела нас в гардеробе, и на удивление всех… она же провела нам экскурсию. Этакая «многостаночница». Может поэтому и экскурсии не каждый день, что только одна бабуся на весь дворец? Но не будем её обижать — давайте её назовём интеллигентной и очень приятной дамой. Сама экскурсия охватывала только часть помещений, но они стоят того, чтобы их увидеть.

1 из 2

Как и принято красивая парадная лестница, огромные залы с красивыми хрустальными люстрами. Попали и в Красную гостиную — убрать бы оттуда стол с охранником, стеллажи и эту блажь с запретом фотографирования. Словом дворец и фасадом замечателен, и интерьерами прекрасен.

1 из 2

Конечно, то, что мы начали с Юсуповского дворца был наш просчёт. После него дворец Белосельских-Белозерских как бы и не дворец вовсе. Так поначалу показалось. Но на самом деле это не так. Всё равно интересно и по-своему красиво. Во дворце проводят концерты симфонической музыки. Было бы интересно такой когда-нибудь посетить.

1 из 2

Вечером мы пошли в театр Ленсовета. Очень атмосферный и по-домашнему уютный театр. Камин с удивительной деревянной резьбой. Экспозиция театральных костюмов, история театра и его актёров в лицах в виде фотографий в фойе превращает его в музей, побродить по которому перед спектаклем самое милое дело. Зал небольшой, но уютный, хорошее освещение, звук. Но сама постановка разочаровала. Интересно было бы увидеть актрису Анну Ковальчук в одной из ролей. Но была замена.

1 из 5

Очень приятно, что после всех наших вечерних мероприятий, так или иначе, мы оказывались на залитом электрическим светом Невском проспекте, и у нас была очередная возможность восхититься этим замечательным городом.

1 из 5

День 4.

Последний день нашего пребывания был самым насыщенным за всю поездку. Наше утро началось с посещения Таврического дворца. О его посещении мы договаривались утром в день прибытия в Петербург, прячась от дождя в кафе в начале Невского. Сначала просто позвонили, потом по электронной почте пришлось отсылать паспортные данные, так как во дворце в настоящее время располагается Межпарламентская ассамблея государств участников СНГ, а также Организация Договора о коллективной безопасности. На входе сверяют паспортные данные, просвечивают сумки, измеряют температуру. В момент нашего посещения там проходили работы комиссий, можно было нос к носу столкнуться с какой-либо медийной личностью. Это обычная практика в этом дворце. Но во время каких-то крупных заседаний экскурсии не проводятся. На официальном сайте дворца есть вся информация о проводимых экскурсиях. При записи по электронной почте работники дворца отвечают быстро, при необходимости напомнят о ваших недостающих сведениях. Оплата в день посещения на месте.

4
«У нас в Пютюрбюрге…»

Красивый дворец как снаружи, так и внутри. Находясь в Екатерининском зале, невольно представляешь роскошные балы тех времён. Его размеры поражают. Красив и купольный зал, в котором находится действующий орган.

1 из 4

Приятно, что есть возможность не только увидеть зал заседаний Государственной Думы начала XX века, но и «выступить» перед пустым залом и даже «принять ряд важных законов». После революции в Таврическом дворце размещалось Временное правительство, затем Петроградский совет рабочих депутатов.

1 из 3

Как и к любому дворцу, к нему прилагается большой сад — отличное место для прогулки в центре города.

1 из 3

Но у нас не было времени долго по нему гулять и мы устремились на Владимирскую, где у нас была запланирована экскурсия по ленинградским коммуналкам. На контрасте с дворцами это любопытно бы было посмотреть. В Петербурге вошли в моду необычные экскурсии: могут по дворам и парадным провести, могут по крышам, могут ползком по клубам и барам, а могут и по коммуналкам. Мы выбрали последнее. В рамках двухчасовой экскурсии мы посетили три «действующие» коммуналки. Не буду подробно останавливаться на всех, дабы не вызвать чувство отвращения и не испортить вам аппетит. Покажу только ту, в которой до эмиграции жил писатель Сергей Довлатов. Дом, в котором жил Довлатов, находится по адресу — улица Рубинштейна, дом 23. Возле дома установлен замечательный, по моему мнению, памятник. Без всякого пафоса, живой портрет писателя. Лучше не придумаешь. Передан характер, образ. «Гений — это бессмертный вариант простого человека». Рядом — пишущая машинка Ундервудъ в граните. И профиль собаки Довлатова — Глаши.

1 из 2

Сначала во двор, который и двором то назвать сложно — большая автостоянка. Из двора налево, потом направо арки в галереи в другие непонятные дворы-колодцы. Опять арки. Низкие. Тёмные. Обшарпанные. Грязная дверь. Дурно пахнущая черная лестница. Облезлые стены. Мусор. Это просто мы зашли не через парадный подъезд.

1 из 2

Коммуналка Сергея Довлатова не является музеем. Ожидать чего-то эффектного не приходится. В комнате от самого Довлатова ничего не сохранилось. Только красивая зелёная изразцовая печь и якобы сундук, который не его вовсе, но стоит здесь ещё со времён постройки дома.

1 из 2

Сохранились его воспоминания:

«Жили мы в отвратительной коммуналке. Длинный пасмурный коридор метафизически заканчивался уборной. Обои возле телефона были испещрены рисунками — удручающая хроника коммунального подсознания. Мать одиночка Зоя Свистунова изображала полевые цветы. Жизнелюбивый инженер Гордой Борисович Овсянников старательно ретушировал дамские ягодицы. Неумный полковник Тихомиров рисовал военные эмблемы. Техник Харин — бутылки с рюмками. Эстрадная певица Журавлёва воспроизводила скрипичный ключ, напоминавший ухо. Я рисовал пистолеты и сабли…

Наша квартира вряд ли была типичной. Населяла её главным образом интеллигенция. Драк не было. В суп друг другу не плевали. (Хотя ручаться трудно). Это не означает, что здесь царили вечный мир и благоденствие. Тайная война не утихала. Кастрюля, полная взаимного раздражения, стояла на медленном огне и тихо булькала…

Мать работала корректором в три смены. Иногда ложилась поздно, иногда рано. Иногда спала днём. По коридору бегали дети. Грохотал военными сапогами Тихомиров. Таскал свой велосипед неудачник Харин. Репетировала Журавлёва. Мать не высыпалась. А работа у неё была ответственная. (Да ещё при жизни Сталина) За любую опечатку можно было сесть в тюрьму.». (Сергей Довлатов. «Наши»)

Остальные вещи в комнате принесены с барахолок, просто для антуража. В том числе работающий патефон. Получился этакий музей советского быта.

Самое аутентичное, что есть в комнате — окно, в которое многие годы смотрел Довлатов. Сама квартира жилая, в конец «убитая». Из соседней комнаты (а их здесь ещё пять) вышла девушка в тренировочном костюме и, поставив кастрюлю с водой на газовую плиту, тихо ушла в темноту…

2
«У нас в Пютюрбюрге…»

… А перед самым поездом у нас было запланировано посещение старейшего заведения Санкт-Петербурга — арт-кафе «Подвалъ бродячей собаки».

2
«У нас в Пютюрбюрге…»

Очень атмосферное и историческое место. Вот уже сто лет здесь проводятся мини-спектакли, концерты и поэтические вечера. Камерно. Уютно. Тесная компания зрителей. Артисты на расстоянии вытянутой руки.

4
«У нас в Пютюрбюрге…»

Мы присутствовали на литературно-музыкальном спектакле по произведениям А. П. Чехова. Комедия, не лишённая доли щемящей трогательности. Впрочем, как и все произведения Антона Павловича Чехова.

1
«У нас в Пютюрбюрге…»

»У нас в Пютюрбюрге…« — любила говорить героиня одного из рассказов Анна Павловна, предаваясь прекрасным воспоминаниям. Кроме глубокой и ироничной чеховской драматургии и виртуозного актёрского исполнения прозвучали великолепные городские романсы под волшебные звуки рояля. Если вы были в Санкт-Петербурге и ещё не посетили этот бар, то сделайте обязательно это в следующий приезд! Вы не разочаруетесь.

4
«У нас в Пютюрбюрге…»

… Наше пребывание в Петербурге подходило к концу. Оставалось забрать вещи из квартиры (спасибо хозяину квартиры Олегу и за эту услугу!) и не торопясь, под тяжестью дождевых облаков, дойти до Московского вокзала. Ровно без пяти двенадцать под музыку Глиэра отходил исторический поезд — «Красная Стрела»

1 из 4

Под стук колёс с закрытыми глазами я видел Питер. Вспомнилось:

«Какая это красота! — Нева в неоновом разливе…
Дома вдоль берегов застыли, как звуки с нотного листа.

И ни прибавить, ни отнять — в гранитном платье „шпиль“ и „стрелка“,
Дворцовой площади тарелка, а в небе туч косая прядь…

Пройдусь пешком… Летит ко мне, прорвав суровую блокаду,
Сквозь толщу лет создатель града на вечно вздыбленном коне.

Я был здесь, кажется, всегда: и сваи бил, и пил в трактирах,
Я в коммунальных жил квартирах, и на Сенатской стыл тогда,

Когда гвардейские полки в каре стояли… Память кружит:
Блеск эполет, мельканье кружев, и фабрик зычные гудки…

Стою на Троицком мосту, гляжу в Неву, как будто в Лету…
Не каждому везёт поэту воспеть Петрову красоту!» *

До свидания, Петербург! Мы ещё к тебе вернёмся!

-

* — Стихотворение питерского поэта Виктора Чалкова — «Санкт-Петербургу».

Фотоальбомы к рассказу

Теги: Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Бронирование отелей
в Санкт-Петербурге
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии