Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была вчера 17:52

Марракеш — Марокко Февраль 2018

До сих пор не верится, что получилось сделать это! Посетить загадочное королевство Магриб — самое западное арабское государство. Я никогда не ставила себя в один ряд с «бывалыми» путешественниками. Никогда не коллекционировала страны. До недавнего времени все мои поездки ограничивались Европой и только. Тем не менее, благодаря четырём детским годам, проведённым с родителями в Алжире и короткой вылазке в Иорданию, уже в самостоятельном возрасте, какое-никакое представление об арабском мире у меня имелось. Ровно такое, что мне туда, в этот арабский мир, совсем не надо… С другой стороны, с израильским паспортом путь в большинство исламских стран всё равно закрыт. Хотя Марокко — одно из немногих исключений, но и туда можно попасть только в составе туристической группы.

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

В общем, зимой 2018-го я в очередной раз собиралась на карнавал. Интересовалась карнавалом на Канарах, и случайно набрела на тур с весьма оригинальной программой, объединившей праздничную неделю на Тенерифе с сокращённым, 6-дневным маршброском по Марокко. А ведь несмотря на опасения, посмотреть новую страну хотелось! И я решила, что уж шесть-то дней, пожалуй, выдержу. Тем более надеялась, что в группе, прилепившись к гиду, буду чувствовать себя уверенно.

Но если сознательный выбор был уже сделан, то подсознание тревожно металось. Наверно поэтому, едва приземлившись в Марракеше, я принялась фотографировать аэропорт. Обычно такое и в голову не приходит.

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

Однако, великолепное здание белого цвета, с ромбовидными проемами в стенах и на крыше, напоминало инопланетный космический корабль. Как большая поклонница современной архитектуры, я не могла оставаться равнодушной к столь яркому её образцу.

Узоры ромбов образовывали решётку, заполненную стеклянными орнаментами в исламском стиле. Через них в терминал лился естественный свет, а выйдя на улицу, нельзя было не отметить огромный, длиной 24 метра, козырёк крыши. Он создаёт спасительную тень для выходящих из здания, или зимой укроет от дождя — даёт прилетевшим несколько секунд освоиться с погодой в новой стране.

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

Проект аэропорта Марракеш Менара разработан в 2006 году и завершён в 2008-ом. Новый терминал стал примером того, как модернизм и традиционная исламская архитектура сплелись и ассимилировали.

Вид «космического», чистого и красивого здания аэропорта убеждал, что мы прилетели в современную страну, и слегка притуплял страх попасть с разбегу в немытое средневековье.

Три ха-ха. Как раз туда мы и попали уже через пару часов. А гид, подлец, сразу дал свободное время и бросил нас на произвол судьбы в самой гуще э-э-… экзотики. Но про это после…
Свой первый рассказ я хочу посвятить только лучшим впечатлениям, которые уже в первый день помогли увидеть в Марракеше «имперский город» и принять Марокко, как достаточно цивилизованную страну.

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

Марракеш ударил по глазам всеми оттенками красного. Я не люблю однообразно серых городов, я всегда за цвет, но вот эта гамма — от розового до пудрового, от арбузного до кораллового, от морковного до охряного… она не отпускала внимания, держала в постоянном, подспудном напряжении.

Ничего удивительного. Красный — цвет агрессии и жестокости, цвет крови, он для человека, как тайный сигнал об опасности. Но красный, одновременно, и цвет страсти, возбуждения, праздника. В Марракеше мгновенно избавляешься от малейших признаков апатии или депрессии, здесь не покидает какое-то детское, радостное предвкушение.

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

Говорят же, красный цвет любимый для дураков, детей и королей. Марракеш — город как раз королевский, столичный. Он и основан-то был изначально для того, чтобы стать новой столицей империи Альморавидов. Случилось это приблизительно в 1070 году. А с 1147 года Марракеш стал столицей халифата Альмохадов. Город и сейчас считается имперским, поскольку является одной из четырёх исторических столиц государства.

А цвет города естественнен и аутентичен. Просто столетиями здесь строили из глины, и для удешевления процесса добавляли землю, которая в Марракеше красная. Точнее, из-за особых пигментов почва имеет красный оттенок — отсюда и самая разнообразная палитра охряных, розовых и красных цветов у всех марракешских строений.

Теперь из глины ничего не строят, но в обычный бетон заливают литры розовой краски, чтобы город сохранял свой «фирменный» колорит.

Красная почва в Марракеше

Наш отель находился в Ивернаже — самом роскошном и модном районе города. С балкона открывался вид на протяженный, широкий и зеленый проспект Мухаммеда VI.

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

Вдоль этой магистрали, буквально рдеющей флагами Марокко,

оказались сосредоточены лучшие отели города, административные здания, банки, большой торговый центр, Королевский театр, Дворец конгрессов.

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

Архитектура, пусть непривычная глазу, произвела отличное впечатление. Здесь смогли умело сочетать современные европейские требования к планировке и комфортабельности с самобытным дизайном востока.

Королевский театр Марракеша, построенный в 2001 году по проекту архитектора Шарля Боккара (Charles Boccara), считается лучшим образцом марокканской архитектуры

Напротив Королевского театра, проект которого явно вдохновлён древнеримским искусством, находится здание железнодорожного вокзала Gare de Marrakech, исполненное в классическом арабском стиле. Это конечная южная станция железнодорожной сети Марокко, построенная в 2008 году. В лучших современных мировых традициях, на территории вокзала разместили торговую зону с магазинами и кафе.

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

То есть, основной принцип развития городской инфраструктуры в новых кварталах Марракеша являет собой попытку органичного сочетания Востока и Запада. Как правило, используя достижения европейских технологий для создания комфорта, здесь прячут эту «конфетку» внутри зданий, построенных именно в классическом арабском стиле. Этот же стиль выдержан и во всех дорогих отелях, коих на проспекте немало.

Отель «Mogador Menara», в котором мы остановились, тоже отличался роскошным декором. На жилых этажах всё было вполне стандартным, а вот в холле и прилегающих помещениях возникало ощущение, что находишься на экскурсии в каком-нибудь дворце.

Отделка потолков, панелей и дверей впечатляла сложностью и изяществом

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

Первый из марокканских дверных молоточков мы тоже увидели именно здесь. С этими молоточками вообще интересная история. Во-первых в Марокко они являются подлинными произведениями искусства, а во-вторых, их может быть сразу несколько на одной двери.

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

Например, есть молоточек для хозяина, которым воспользуются его друзья-соседи или те, кто пришёл по важному делу. А есть женский молоточек, для гостей хозяйки — например, если заглянула соседка поболтать или занять щепотку соли.

Это как, знаете, раньше в коммуналках по количеству звонков в дверь жильцы определяли, к кому пришёл гость, так и здесь по различному звучанию стука в дверь, хозяева могут примерно догадываться, кто к ним пожаловал. Занятно.

Рядом с нашим отелем находился Palais des Congres — здание, предназначенное для проведения международных конгрессов и выставок.

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

В Марракеше сейчас стало модно проводить всевозможные семинары, слёты и конференции. Экзотично, роскошно и выгодно по части расценок.

Не знаю, как всё здесь выглядело каких-нибудь пять лет назад, но в конце 2016 года в Марракеше ускоренными темпами была произведена реставрация. Город тогда готовился к приему Всемирной конференции ООН по изменению климата, и власти приложили все усилия, чтобы знаменитый «имперский город» предстал для тысяч делегатов и гостей в наилучшем свете. Убрали мусор, заново окрасили фасады домов…

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

На главных городских магистралях — проспектах Мухаммеда VI и Хасана II — отремонтировали дорожное покрытие и заменили уличное освещение. Красивые фонари, множество фонтанов, геометрически выверенные зеленые композиции и аккуратно, фигурно подстриженные деревца — обновлённый Марракеш предстал нам именно таким, каким его и хотят преподнести гостям.

Потому уже вечером, забыв все тревоги, мы задумали короткую прогулку. Могла ли я ещё накануне даже помыслить о том, чтобы отправиться куда-нибудь в арабской стране без группы и гида, да ещё в темное время суток! Но чистота, красота и порядок успели повлиять на сознание, моё отношение к Марокко начало изменяться.

Пока на город опускались сумерки, я почти не уходила с балкона своего номера, наблюдая, как красиво включается вечерняя подсветка. Пойти погулять по прекрасно освещенному проспекту Мухаммеда VI хотелось всё сильнее, и мы отправились в сторону торгового центра «Менара».

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

Конечно, с сомнениями мы затянули время, и теперь делать покупки или хотя бы прицениться к товарам в Menara Mall у нас не получилось, поскольку было уже поздно и большинство магазинов успели позакрываться.

Тем не менее, в почти опустевший торговый центр нас пропустили беспрепятственно, и мы бродили там, как в музее. Дело в том, что первый этаж этого новейшего и крупнейшего на сегодняшний день торгового комплекса в Марракеше оформлен в виде реального местного рынка — traditional Souk.

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

Утром мы уже успели побывать на настоящем рынке в Медине и потому с удовольствием отмечали теперь аутентичность деталей в дизайне Menara Mall. Понятно, что в торговом центре это просто стилизация, но настолько качественная, что вызывает не меньший интерес, чем подлинный городской базар. К тому же здесь всё сияет и сверкает, ни малейшего хаоса, всё шикарно, гламурно и расставлено со вкусом.

И тут самое время вернуться к названию моего рассказа. Что же такое «джеллаба» или, как иногда произносят, «джеляба»?

Это длинное платье, которое носят и мужчины, и женщины в арабских странах Северной Африки. Мода на него пришла в незапамятные времена от берберов, для которых джеллаба была традиционной одеждой.

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

Летом длинный, свободный халат с пышными рукавами и остроконечным капюшоном, спасает от палящих лучей солнца. Зимой тёплая и плотная джеллаба прекрасно согревает и защищает от ветра и от дождя.

Марроканские старички в джелябах сильно смахивают на злых гномов %F0%9 °F%98%89

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

Удобная штука. Человеку в ней уютно, а выглядит он в такой одежде прилично, традиционно, не хуже других. А что под джелябой?

Под ней может быть надето всё, что угодно! Возможно деловой костюм бизнесмена, а возможно, рабочий комбинезон строителя или автозаправщика. Или же джеляба накинута поверх самой обычной одежды, вроде джинсов и футболки.
Но часто, ой как часто, джеляба скрывает от глаз немытое тело и не стиранные лохмотья!

Так и Марракеш. То, что я показала в этом рассказе — внешняя сторона имперского города. Его красивая, выходная джеллаба. Уютная, опрятная, аутентичная.

Красный Марракеш. Нарядная джеллаба

Что же под ней? Да, как и у людей — по разному. Мы видели в Марракеше настоящие шедевры мудехара, но и убогие трущобы тоже. Колоритный восточный базар и обшарпанные улицы… Одним словом, в Марокко нам предстояло окунуться в невероятную, головокружительную смесь впечатлений.