Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 21:45

Сетти Фадма, Марракеш — Марокко Февраль 2018

На северо-западе Африки, через Марокко, Алжир и до берегов Туниса протянулась большая горная система, отделяющая средиземноморское и атлантическое побережья от пустыни Сахара. Называются эти горы Атласскими или просто Атлас — по имени греческого атланта.
Впервые очертания этой мощной горной цепи мы увидели, находясь в Марракеш, во время прогулки по садам Менара.

Странное это было место.
Сначала мне показалось, что мы приехали в какой-то новый, недавно заложенный общественный парк. Он и находился ближе к новой части Марракеша, а от медины — почти в трёх километрах. К тому же в Менаре не наблюдалось никаких газонов, клумб и тенистых аллей. Естественно было предположить, что «сады» ещё не успели вырасти.

Но, как оказалось, Менара — место историческое и древнее. Ещё в 12 веке халиф из династии Альмохадов отвёл за городом целую сотню гектаров под сады для выращивания фруктов и овощей. Для орошения этого, правильнее будет назвать, огорода, было устроено водохранилище — огромный искусственный пруд, куда стекали талые воды с Атласских гор.

Горы Атлас и долина Урика

В 19 веке на берегу пруда был построен двухэтажный павильон с зеленой пирамидальной крышей. И это, собственно, всё. Большинство туристов остаются разочарованными. Очевидно из-за того, что красивое название — Jardin de la Menara — провоцирует завышенные ожидания. На трипадвайзере мне как-то попался прелестный отзыв, который искренне повеселил: «Что для бедуина сад, для русского практически степь»

Мне же в то утро сады Менара были, как бальзам. Именно то, что нужно для перезагрузки от невообразимой термоядерной смеси, кипевшей в мозгах и чувствах после посещения медины и площади Мёртвых.

Усевшись за маленьким столиком на окраине старой оливковой рощи, я жевала восхитительную нугу, купленную тут же у одинокого торговца, смотрела на карпов, мелькавших в пруду и слушала пение птиц.

Горы Атлас и долина Урика

Минимум объектов и деталей в тот момент способствовали обретению равновесия и умиротворения. Только бескрайние свободные пространства, только небо и вода, в окаймлении великолепных заснеженных вершин.

Поскольку Марракеш находится у их подножия, всего в каких-то 30 км от горной цепи, экскурсия в Ourika Valley здесь очень популярна. Те, кто приезжает в Марракеш больше, чем на пару дней, обычно эту экскурсию покупают.

Дело в том, что Марракеш, не имеющий выхода к морскому побережью, считается самым жарким городом в Марокко, но до Атласских гор около часа езды, и климат там совсем иной.
Знойным летом люди находят в горах спасительную прохладу, а приехавшим в ощутимо жарком мае горы могут подарить осенний день — долина Урика всегда щедра на подарки. Нам она преподнесла… снег!

Горы Атлас и долина Урика

Снег в феврале — какое диво! Вот только не спешите смеяться. Для израильтян, которые и так видом снега не избалованы, да ещё и не были готовы, ведь приехали не в какую-нибудь северную страну, а в Африку, эта прогулка по заснеженной долине стала полной неожиданностью и настоящим бонусом. Тем более, что в долине Урика настоящие зимы со снегом случаются не часто.

Нам просто повезло. Хотя, это везение было частью одного большого невезения, простите за тафтологию. Просто мы умудрились попасть в Марокко во время единственной аномально холодной недели 2018-го. А ведь погода в путешествии — фактор крайне важный. Помните детскую песенку: «Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной…»? Вот она на поверку ни разу не соответствует истине. Упомянутые снег или зной могут сильно подпортить впечатления, а уж «дождик проливной» и вовсе поставит на многих планах жирный крест.

Собираясь ехать в Марокко, мы об этом не волновались. Это же Африка! Хоть и северная. Широта почти та же, что в Израиле, значит, и погода будет отличаться не сильно. Ближе к делу посмотрели прогноз и убедились, что так и есть: +15/18 днём, ночью +8С. Однако, за пару дней до вылета картинка на сайтах погоды поменялась: три капли из тучи — дожди, каждый день дожди!!! Днём обещали температуру порядка +10С, ночью до 4.

В полном недоумении я переупаковала чемодан, забив его свитерами и втиснув ещё одну, самую тёплую куртку, которая выручала меня на карнавалах в Северной Италии и Швейцарии. По иронии судьбы, аномально холодная неделя пришлась в Марокко именно на те дни, когда в Израиле сияло солнце и стояла нетипичная для февраля жара +26.

Горы Атлас и долина Урика

В первое же утро, попав под сильный дождь в Марракеш, я попрощалась с надеждой хорошо провести время. «Всё пропало, всё пропало!» Но буквально через полчаса марокканское солнце показало свою силу, и потом доказывало её ежедневно.

Дождь не прекращаясь лил с вечера до утра, а ближе к полудню тучи, самой безнадёжной, казалось бы, плотности, исчезали без следа. Солнце их попросту вытапливало и испаряло. Часам к четырём, когда оно начинало скатываться к горизонту, осмелевшие тучи снова начинали наступление, сползаясь от краёв неба к центру. Как будто кто-то закрывал огромные круглые жалюзи. Такой эффект я наблюдала впервые.

Поэтому Марракеш запомнился мне солнечным и, как бонус, до прозрачности промытым от пыли. Из такого вот, весеннего города мы отправились в один прекрасный день в сторону Атласских гор.

Горы Атлас и долина Урика

Сначала мы ехали по равнинной местности, и белые вершины маячили далеко впереди, но постепенно пейзаж становился все интереснее. Наконец, появилась долина Урика. Впервые я увидела её именно так: против солнца, которое било прямо в глаза. Под безоблачно-голубым небом, среди припорошенных снегом склонов, поблескивала река, едва различимая в таком контрастном свете.

Река Урика берет начало в Высоком Атласе, бежит вниз, образует по пути семь живописных водопадов, и выкатывается в долину, красной лентой пересекая холмы. Красный цвет, как вы уже догадались, вода реки приобретает из-за особых пигментов, которыми насыщена земля в Марракеше и окрестностях.

Горы Атлас и долина Урика

Для туристов, которые покупают экскурсию в долину Урика у местных гидов на площади Джамма эль-Фна, обычно устраивают пеший поход к первому водопаду (если считать от истока реки, то, конечно, к последнему, самому нижнему).

В отзывах на Трипадвайзере я вычитала, что тропа к водопаду не слишком оборудованная, местами даже кажется опасной, а подъем для многих оказывается достаточно трудным.

Горы Атлас и долина Урика

Но у нас была собственная программа, в которую сложные марш-броски не входили, тем более февраль для таких походов не сезон. Даже знаменитое кафе на берегу реки, куда туристов после посещения водопада обычно везут обедать, стояло закрытым. Под искрящимся солнцем только сдвинутые в кучу и заметённые снегом разноцветные кресла составляли весьма яркую композицию…

Мы приятно проводили время, катаясь по долине и периодически делая остановки для прогулок в живописных местах. Позже, нагулявшись по снегу, поехали в поселение Сетти Фадма (Sti Fadma) знакомиться с жизнью и бытом марокканских берберов.

поселение Сетти Фадма (Sti Fadma)

Горы Атлас и долина Урика

Предки современных берберов никогда не жили единым народом — это были отдельные, самостоятельные кланы, рода и племена, связанные лишь общим языком и сходством в обычаях. Сетти Фадма и сейчас не выглядит, как привычная нам деревня. Это множество отдельных или стоящих группами домов, рассеянных по всей долине на довольно приличном расстоянии друг от друга.

Горы Атлас и долина Урика

Дома из дикого камня ожидаемо бурые или рыжие, обмазанные глиной, одноэтажные или двух-трёхэтажные, с плоскими крышами. Некоторые семьи в нижнем этаже держат скот, а сами располагаются выше.

Этажи не совсем обычные в нашем понимании: это «коробочки», довольно хаотично налепленные друг на друга. Например, третий этаж в доме, где мы были, представлял собой три комнаты — три отдельных мазанки, построенных на плоской крыше второго этажа, а «коридорами» между комнатами служили свободные пространства на крыше, под открытым небом.

Горы Атлас и долина Урика

Посещение берберского дома было запланированной аттракцией — нам предложили выпить чаю с мёдом и попробовать домашнего творога и масла. Пожалуй, самым примечательным для меня в этой дегустации стал сахар — берберы пользуются не песком и не рафинадом, у них до сих пор в ходу сахарные головы

Горы Атлас и долина Урика

Хозяйка дома заваривала чай, соблюдая древние традиции. Использовала три чайника, смешивала струи, переливала, выливала, добавляла кипяток. Колдовала, короче… Чаепитие у берберов — это целое шоу, которое, между прочим, только теперь показывают туристам за деньги, а вообще это — предмет особой гордости и вековая традиция. У меня, к сожалению, из-за плохого освещения в комнатах не получались четкие фотографии, а вспышкой во время чайной церемонии я пользоваться постеснялась.

Хозяйки, чтобы впечатлить гостей, демонстрируют им свои красивые пузатые чайники с чеканкой и изогнутым носиком, но главное — ловкость и умение попадать длинными струями в маленькие стаканчики, не расплескав ни капли. Чем выше подняты чайники в руках — тем выше престиж.

Дом, куда приводят туристов, понятное дело, был не самый убогий. Рассчитан на большую семью, но мы, кроме хозяйки чаепития и одного мальчишки, возможно, её внука, никого не видели. Был ли это действительно жилой дом или образцово-показательный «макет»? Не знаю.

Горы Атлас и долина Урика

Из интереса я прочла рассказы путешественников, которые забрались ещё дальше, в Высокий Атлас. Судя по всему, там деревни берберов ещё экзотичнее, и люди живут, сохраняя древний уклад, не понятно в каком веке… Снег там не тает круглый год, а зимой снежные заносы бывают такими сильными, что общины остаются полностью отрезанными от цивилизованного мира.

Горы Атлас и долина Урика

По сравнению с ними селение берберов Сетти Фадма в долине Урика, где мы гостили, можно считать продвинутым. К ним даже проведено электричество! Хотя на момент нашего пребывания его уже три дня не было, но местным, видно, нипочём. В доме есть печка, примитивная кухня, чай привычно готовят на углях.

Горы Атлас и долина Урика

В феврале ещё не настал сезон массовых экскурсий по долине, и мы оказались там практически единственными туристами. А посему, едва покинув гостеприимное жилище, на первой же улице мы неожиданно подверглись особо агрессивной атаке местных торговцев сувенирами.

Это был аттракцион! Торговец тебя достаёт, ты спасаешься от него в автобусе, уезжаешь, выходишь через несколько километров на очередную прогулку, а тот же торговец снова возникает перед тобой, как из воздуха, и продолжает разговор с тех же слов, на которых вы расстались! Я не сразу догадалась, в чем дело: у ребят был один допотопный автомобиль на всю команду, и они на нем просто следовали по долине за нашим автобусом, не упуская случая заново предложить свой товар при каждой нашей остановке.

Горы Атлас и долина Урика

Честно говоря, бусы и браслеты у них были очень даже ничего, — если брать на сувениры, то стократ лучше, чем любые магнитики. И цену за них можно было, при определённом упорстве, сбить основательно. Так что уехала я из долины Урика с уловом — целым мешком подарков для всех своих коллег.