Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 13:34

Кипр Май 2013

Много веков назад Кипр почти весь полностью был укрыт лесами, но тяжелая поступь цивилизации потребовала древесину для строительства кораблей, жилищ и их обогрева. Дерево годится для изготовления посуды и мебели. И стали на Кипре исчезать леса и вместе с ними нимфы лесов и деревьев — дриады. Куда только не вывозили лес — в Грецию, Египет, Турцию. В результате нынешний Кипр страдает от нехватки воды — одного из последствий бездумного отношения к природе.

Леса остались в горной части острова. Горных массивов на Кипре два. По случайности один из них находится на Северном Кипре, территории ТРСК, а второй на территории Республики Кипр. «Турецкие» горы носят название Кирения или Бешпармак, а «греческие» — Троодос.

Самой высокой горой Кипра является Хёнистра (Снежная), высота которой 1951 метр над уровнем моря. В древности греки называли её Олимпом. Троодос — единственное место на Кипре, где выпадает и лежит в зимнее время снег. Горный массив состоит из нескольких частей: собственно плато Троодос возле горы Хёнистра, на юго-востоке лесистый район Махерас, восточная часть носит название Пициля, северная долина Солеа, западная Маратаса. Южная часть Троодоса — виноградарский и винодельческий район Красохорья.

В один из дней мы отправились на экскурсию в горы Троодос

на экскурсионном автобусе.

Самый зеленый месяц по рассказам гидов — это январь, затем к лету зелень тускнеет.

Горный край монастырей, лесов, мёда и вина

В горах на разных участках можно было видеть более зеленые деревья и потускневшие.

Большинство рек в жару пересыхает и поэтому красивыми пятнами среди гор выделяются водохранилища.

Горный край монастырей, лесов, мёда и вина

В предгорьях сохранились огромные зияющие раны на теле кипрской земли в местах, где открытым способом добывалась медная руда. Месторождение меди было обнаружено на Кипре одним из первых в мире еще в бронзовом веке, добыча меди стала на полтора тысячелетия главным производством на Кипре. Собственно медь дала название острову, медь на латыни- «сuprum».

Мимо нас промелькнули многочисленные горные деревни. Находившиеся в разных местах горного массива, они были похожи своей архитектурой, белыми чистыми домиками с красными черепичными крышами и узкими улочками.

Горный край монастырей, лесов, мёда и вина

Но часто у каждой кипрской деревни есть свои традиции, обычаи и специализация. В деревне Фоини, где мы обедали, занимаются помимо виноградарства и садоводства изготовлением керамики и мебели, а также приготовлением лукума.

Деревня Платрес в наше время разделена на два селения: Пано-Платрес и Като-Платрес (Верхний и нижний Платрес). Пано-Платрес считается популярным горным курортом, а в Като-Платрес мы посетили винный завод.

Горный край монастырей, лесов, мёда и вина

Про здешние края писал греческий поэт, отдыхавший в этих краях, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1963 год Сеферис (Сефериадис) Йоргос (1900 -1971): «Соловьи не позволят вам уснуть в Платресе». Ничего по этому поводу сказать не могу, спал после посещения Платреса как обычно в гостинице в Ларнаке и соловьёв не слышал. После получения Кипром в 1960 году независимости сюда зачастили арабские шейхи, чтобы отдыхать от удушающей жары своих владений.

Много известных людей побывало и отдыхало в Троодосе: виконт Марльборо, Уинстон Черчилль, первый президент Израиля Хаим Вейцман. Говорят, что был такой момент в истории государства Израиль, когда Вейцман жил на Кипре и одновременно управлял страной. Последний король Египта и Судана Фарук приобрёл здесь виллу.

Интересный исторический факт: когда турки в начале прошлого века раздумывали о выделении в Палестине земель для поселения евреев, то Герцль попросил англичан выделить для этих целей Палестину, Синайский полуостров или Кипр. Англичане же предложили для временного поселения евреев Уганду, против чего выступили многие деятели сионистского движения, в том числе и Вейцман. А если бы англичане согласились на Кипр — история создания государства Израиль могла пойти по другому.

В горах Троодоса находится летняя резиденция президента Кипра. Также на горе Трони согласно завещанию был в августе 1977 года похоронен первый президент Кипра архиепископ Макариос III. Мало кто знает, что после смерти архиепископа его сердце было 3 августа 1977 года извлечено из груди, набальзамировано и хранилось в дворце архиепископа. Только 29 ноября 2006 года сердце было захоронено на горе Трони рядом с телом.

Деревня Омодос считается одной из самых живописных на Кипре. С трёх сторон она окружена виноградниками и виноделие — главное занятие её жителей. Винные магазинчики, в большей части которых предлагают бесплатную дегустацию вина, здесь на каждом углу.

Горный край монастырей, лесов, мёда и вина

Кипр — родина знаменитого вина «Командария», которое в частности делают монахи в горах Троодоса.

Виноградная лоза с Кипра дала жизнь многим винам Европы. Так предание гласит, что из черенков кипрского винограда, подаренных графу Шампани Тиболу, вырос виноград из которого были созданы чудесные вина Прованса и шампанское. Кипрская лоза стала предком также для мадейры, марсалы и токайского.

Интересно ведут себя водители автобуса, непосредственно- как дети. Ни с того, ни с сего автобус остановился. Мы не знай, что начали думать. Всё оказалось проще — водитель увидел спелую черешню прямо над обрывом и пошёл лакомиться.

Горный край монастырей, лесов, мёда и вина

Видимо от расположения солнца зависит, но черешня на другой части дороги возле горы была еще зелёной.

На халяву не получилось поесть свежей черешни, но мы попробовали черешню нового урожая в Фоини, а затем в Платресе купили у бабушки, продававшей прямо возле дороги. У неё был несколько очумелый вид, когда толпа русских выскочила из автобуса и стала покупать черешню килограммами.

Оливковые деревья растут по всему Кипру с древнейших времён и также в глубину веков уходят традиции изготовления оливкового масла.

Горный край монастырей, лесов, мёда и вина

Растёт в горах и рожковое дерево с плодами в виде коричневых стручков, из которых изготавливают сладкий сироп.

Помимо свежих фруктов хватает консервированных сладостей, взгляните на разноцветную радугу, составленную из банок.

Горный край монастырей, лесов, мёда и вина

Здесь узнал, что варенье можно из баклажанов делать.

Одновременно со сбором урожая продолжают радовать глаз цветущие деревья.

Горный край монастырей, лесов, мёда и вина

Нельзя не упомянуть про мёд. Во многих туристических путеводителях рекомендуют помимо прочего привезти с Кипра мёд. Есть теория, что от кипрских пчел произошли все остальные разновидности пчёл Средиземноморского региона. На Кипре мёд можно купить практически везде, не исключение и деревеньки Троодоса, благо растительности здесь поболее чем на побережье и пчеловодов хватает.

В 2013 году с 29 сентября по 3 октября в Киеве проходил XXXXIII Международный Конгресс Апимондии. Под этим красивым названием скрывается Всемирная Федерация Пчеловодческих Ассоциаций, основанная в 1893 году. Её конгрессы проводятся раз в два года, начиная с 1897 года, и не проводились лишь во время мировых войн. С 2005 года на конгрессах проводится конкурс во многих номинациях под названием Мировая Пчеловодческая Премия. С 2013 года стали вручать Медовый Серебряный Кубок Мировой Пчеловодческой Премии. Другое её название Серебряная чаша Карла и Вирджинии Вебб и названа она в честь знаменитых пчеловодов Carl & Virginia Webb, Карл занимается пчеловодством с 1959 года, Вирджиния — с 1964 года. Так вот этот кубок и две золотые медали в номинациях в коммерческих классах «Светлый мёд» и «Мёд цвета среднего, между светлым и тёмным» получил представитель Кипра Dimitris PAPAKOSTAS. Он представлял мёд под торговой маркой «Tziverti», принадлежащей компании Honeymell ZP Ltd, которая кочует по Кипру с 1800 ульями.

Но мы в мае 2013 года о таком оглушающем успехе кипрского мёда на мировой арене не могли даже предполагать.

Горный край монастырей, лесов, мёда и вина

Когда на Кипре жарко, то в тени под деревьями в горах идеальное укрытие.

Деревья сражаются с кручами и упрямо лезут вверх в горы,

Горный край монастырей, лесов, мёда и вина

порой даже часть корней висит воздухе, но дерево не сдаётся.

А переход от лесистых участков к пустынным порой бывает неожиданным.

Из-за высокого расположения гор на них устанавливаются метеорологическое оборудование. Есть такое оборудование над горой Трони.

Горный край монастырей, лесов, мёда и вина

Во времена средневековых арабских набегов горы служили укрытием для жителей острова. Здесь монахи спокойно жили и творили, писали иконы, украшали фресками храмы, Недаром здесь находятся 9 храмов и один монастырь, признанные памятниками ЮНЕСКО. Со мной в гостинице жила женщина, которая несколько раз ездила на экскурсии в горы Троодоса. Ею целью было именно посещение монастырей. И каждая экскурсия была в разные монастыри. Я же побывал лишь в трёх: святого Пантелеймона, Честного Креста и самом известном на Кипре монастыре Киккос. Все монастыри посетить всё равно не удастся, а на Кипре достопримечательностей хватает.

Да и море рядышком — звало к себе.