Турист Вадим Брянск (vadimbryansk333)
Вадим Брянск
был вчера 17:19

Кызыл, Абакан, Красноярск — Россия Август 2021

Начиналось все еще в 2020 году. Наша коллега с сайта, Галина Горшенина, пригласила поучаствовать в таком туре, но из-за ковидного карантина в этих регионах тур в прошлом году не состоялся. Наконец, со второй попытки все, казалось, срослось. План был такой. Прилетаем в Красноярск, смотрим город и окрестности, затем переезд до Абакана, куда прибывает вторая часть группы, кому так удобнее. И старт на двух 4×4 микроавтобусах Mitsubishi Delica и пикапе Mitsubishi L200 с прицепом и группой сопровождения из двух поваров и руководителя экспедиции.

Т. к.все добирались до точек разными рейсами, то и повезло каждому в разной степени. Мой самолет из-за тумана посадили вместо Красноярска в Абакане. И пока я думал — выйти или нет и ждать группу до завтра, самолет порулил на взлет до Красноярска. Садились в молоке, а тут еще и дым от якутских пожаров для комплекта… Это на фото солнце, если кто не понял))).

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

В общем, начало так себе. День провели в тумане в городе и окрестностях,

доехали до Красноярской ГЭС(фото сделано на обратном пути через 2 недели).

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Сказать, что я был разочарован первым днем — не сказать ничего. Следующим утром мы грузились в «нашу» Делику в ожидании того, что дальше от Красноярска начнут появляться просветы в небе.

Ближе к Абакану так оно и случилось, дыма стало меньше. Но утренний туман никуда не делся и двое из нашей группы вместо Абакана приземлились в Барнауле. Пока туман рассеялся и самолет прилетел на место, прошло несколько часов и выезд группы задержался.0–2 не в нашу пользу за 2 дня. Правда, задержка позволила нам основательно и спокойно затариться алкоголем и прочими снеками. Первая ночевка не в гостиничных условиях была на полпути от Абакана до границы с Тывой.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Несколько деревянных почти круглых домиков-аилов с общими удобствами на улице на фоне живописнейшего окружения.

Собственно, необычные пейзажи — это то, за чем лично я поехал в этот поход (следующее фото@ Дмитрий Копцев).

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Что до бытовых условий — было 5 ночевок в палатках,3 в аилах и кемпингах-шарах с удобствами снаружи. Зато наличие палаток позволяло разбить лагерь в таких местах, где в принципе нет никакого жилья.

Остальные ночи были в цивилизованных условиях. И таких ночей было бы больше, если бы Тыва опять не объявила карантин — закрылись все гостиницы, юрточные лагеря и общепит. С питанием же проблем не было от слова совсем. Сразу при постановке лагеря первым делом ставили кухонный блок — большой желтый шатер-столовую

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

со светом от аккумуляторов и палатку для собственно кухни. Выпить с утра чашечку чая-кофе с зачетным видом — чем вам не VIP!

Хедлайнером маршрута была Тыва, но и в Хакасии мы успели кое-что посмотреть. За несколько десятков километров до нашей следующей ночевки-кемпинга Снежный Барс, уже на закате, попали просто в мистическое место на реке Она(завтра увидим реку Он).

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Вода, скалы, туман, заходящее солнце — все так сложилось, что оторвать народ от съемки удалось не скоро.

Даю координаты места, вдруг кому-то пригодится: 52.298902,89.829672.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Оно того стОит! Неожиданно и интересно!

Следующее утро. Трек к горному озеру Маранкуль,1500 м над уровнем моря от нашего кемпинга Снежный Барс, где мы жили в огромных палатках-шарах в полный рост и с печкой,

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

по живописному лесу через красивую реку с порогами и интересным названием Большой Он

понравился всем без исключения. Лучший вид на Маранкуль открывается примерно за километр до берега.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

У озера живет только сторож, присматривающий, чтобы не ловили рыбу без разрешения. Правда, как до этой рыбы добираться без машины — непонятно. В общем, с точки зрения перспектив для туризма к озеру есть еще над чем работать. Говорят, что будут прокладывать дорогу, но мало ли что у нас в России говорят. Добравшись до озера часть от женской половины нашей группы пошла купаться в холодной воде (маньячки))), а мы с коллегой из Белгорода восстанавливали силы перед обратным треком)))

Вечером нас ждала шикарная баня в кемпинге-впереди Тыва в палатках, все отмывались с расчетом на несколько дней без горячей воды. Следующий день подарил исключительно живописные кадры. Граница Хакасии и Тывы на высоте 2200 м,

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

очень фотогеничные заболоченные озерца уже в Тыве

и крышесносные речные и горные панорамы.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Просто дикий восторг. Хорошо, что компания подобралась соответствующая-всем только дай пофотографировать, так что на фотостопах выпрыгивали из машин все.

В связи с карантином размещение в палатках оставалось безальтернативным вариантом ночевок в республике. Наш главный скооперировался заранее с каким-то местным начальником и тот дал нам в провожатые до нашей стоянки пару ребят.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Один из них оказался победителем конкурса горлового пения в Казани…

Ну, а лагерь мы разбили возле стоянки чабанов

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

на берегу речки и на опушке леса одновременно, в долине среди гор, километрах в двадцати от поселка Бай-Тал, практически на границе с горным Алтаем.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Несмотря на август вода в реке была такая, что через пару минут сводило ноги, пока не привыкли. Зато пить можно было прямо из реки. В этом месте мы провели 2 ночи с радиальными вылазками по живописным окрестностям

с видом на близлежащую гору Бай-Тайга,

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

съездили к популярным у местных холодным (ледяным) радоновым источникам Шивилиг на высоте 1 800 м.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Конечно, потенциал для туризма в Тыве огромный — в соседнем Алтае аншлаг, а здесь никого.

Инфраструктура, конечно, совсем отсутствует, но для тех, кто хочет увидет настоящую природу — самое то!

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

После трех подряд ночевок в полевых условиях народ сильно хотел принять горячий душ и командор договорился, чтобы нас пустили переночевать в какое-то муниципальное общежитие с душем в коридоре в городке Ак-Довурак. Сам городок запомнился своим апокалиптическим разрушенным комбинатом Тыва-асбест (я думал, что подобные развалы уже ушли в прошлое)

и статьей в интернете, как о самом криминальном городе России, в который даже не хотят ездить таксисты из столицы-Кызыла. Информация в тему — алкоголь продается в Тыве с 11 до 15.00. Не успел — опоздал…

После ночевки в цивилизованных условиях нас ждал буддисткий храм Устуу-Хурээ недалеко от родины нашего минобороны С.Шойгу, которого в Тыве очень уважают и при поддержке которого монастырь был восстановлен. Основанный в начале прошлого века, в 1937 г. он был разрушен, однако часть глинобитных стен сохранилась до сих пор.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Внутри нового храма достаточно живописно, много интересных деталей.

В доковидные времена на территории храма проходил музыкальный фестиваль с карнавальным шествием. Даже не представляю, когда это повторится…

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Следующая стоянка была выбрана экспромтом — палатки у озера Чагытай.

Должны были ночевать в шикарном юрточном лагере Алдын-Булак на берегу Енисея,

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

но долбаный карантин спутал нам все карты-лагерь закрыли. Полюбовавшись на него и на Енисей

двинулись в сторону Чагытая, по пути останавливаясь на запечатлеть красоту. На верхнем фото священная у буддистов и шаманистов гора Хайыракан, выбранная 30 лет назад Далай ламой, как место силы.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

К озеру мы приехали уже на закате. Парадоксально, но комаров практически не было ни в этом месте, ни в предыдущем. А при ночевке в общежитии в Ак-Довураке наших просто заели. Комары, что ли мигрируют вслед за людьми.

Местные кони, пасущиеся на этих берегах постоянно, были, наверное, удивлены странным пришельцам в странных домиках.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Недалеко от озера находится Дургенский каньон с водопадом.

Место живописное, даже в пасмурную погоду и очень популярное у местных. Пожалуй, здесь было больше людей, чем в некоторых поселках. Девчонки, как и везде, инстаграмятся и делают себяшки.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

После двух ночевок на озере переезжаем через соленое озеро Чедер (кстати, соленых озер в Тыве немало)

транзитом через Кызыл, в котором закрыты даже парки, в Красноярский край, в заповедник Ергаки. По программе — трек к Висячему камню и к Перевалу художников.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Гостиница «Хозяин тайги»-деревянные домики, двухместные номера с душем после палаток показались просто раем. Прогноз погоды на день трека был не таким райским — обещали кратковременный дождь с последующими прояснениями. На них и была вся надежда.

Половина трека до Висячего — удобная дорожка, местами с деревянным настилом, но ближе к Камню начинается курумник-т. е.множество крупных камней разной формы и остроты, по которым нужно пробираться. При дожде или мороси они становятся скользкими и хождение или, скорее, лазание, по ним сильно нагружает суставы. Как по мне — трекинговые палки сильно облегчают задачу. Висячий Камень находится на высоте 1 750 м. Весит примерно 600 тонн.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Как он держится на краю пропасти-непонятно.

Самый популярный маршрут к Камню — через озеро Радужное.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Если посмотреть фото в полном размере, то Камень кажется совсем маленьким с этого ракурса. А вот так выглядит озеро от Камня.

На треке у озера можно встретить бурундуков, которые хоть и не даются в руки, но людей не боятся.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

К сожалению, все хорошее быстро заканчивается. Наступил прощальный день — возвращение в Красноярск через Саяно-Шушенскую ГЭС (боковой сброс воды сделали после аварии 2009 г.),

Красноярскую ГЭС, которую удалось увидеть не в тумане (фото выше) и Дивногорск. Завершился тур ужином в ресторане в центре города.

Сибирь 2021.Тыва-Хакасия-Красноярский край

Две недели пролетели очень быстро, поездка полностью оправдала ожидания, спасибо Altai Discovery Team и ее руководителю Денису Фролову за отличную организацию экспедиции!