Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была вчера 23:59

Коломна — Россия Июль 2021

Коломна — один из старинных городов Московской области, сохранивших свой исторический облик и притягивающих своей аутентичностью многочисленных туристов. На Туристере очень много рассказов и фотоальбомов, рассказывающих и показывающих Коломну.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Это и понятно, город очень популярный. Кстати сказать, я и пленилась этим городом, читая отчёты и рассматривая фотографии наших туристов: Кремль, Соборная площадь, монастыри, многочисленные храмы, посадские улочки с домами тех времён. Хотелось самой побывать там и окунуться в атмосферу древнего русского города.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Наверное, это желание так бы и осталось неосуществлённым. Но, как это порой бывает, мы попадаем в какие-то места совершенно случайно, в связи с какими-то обстоятельствами. Дело в том, что дочь моя с недавнего времени живёт в Серпухове и я целую неделю этим летом гостила у неё.

Но я же ещё и любопытный турист! А с туристической точки зрения, неделя для Серпухова — это много. Поэтому на выходные мы с дочерью съездили в Коломну.

Церковь Пресвятой Троицы на Репне
Храм Вознесения Господня (конец XVIII века) на улице Красногвардейская.

На 2 ночи я забронировала на Букинге номер в апартаментах «Квартиры в доме купчихи Морозовой». Кстати, рекомендую. Расположены в историческом центре, на улице Октябрьской революции, в хорошо отреставрированном купеческом доме. До Кремля идти буквально 5 минут.

Церковь Михаила Архангела.

Но вот добраться в Коломну из Серпухова оказалось делом непростым. Расстояние между этими городами небольшое, примерно 100 километров. Но сообщения между ними общественным транспортом нет. Единственный вариант — электрички, но только через Москву (причём надо перебраться с одного вокзала на другой), и по времени это выходит больше 5 часов.

Дочь сразу предложила «не париться», а поехать на такси. Ну что ж, воспользовались приложением Яндекс Go и, заплатив 2500, за два с небольшим часа, без хлопот и с комфортом доехали до наших апартаментов в Коломне.
Заселившись и пообедав в ближайшем от апартаментов симпатичном и вкусном ресторанчике Sibas — Lovelas по ул. Яна Грунта (рекомендую), мы отправились к Кремлю.
И первое, куда мы попали — Площадь двух революций, на которой расположен Иоанно-Богословский храм. 67-метровую колокольню храма видно издалека. Высокая, стройная, увенчанная шпилем колокольня привлекла внимание ещё когда мы ехали в такси. Пять ярусов колокольни украшены многочисленными, преимущественно ионическими колоннами, вазами, изящной лепкой.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Далее мы прошли на улицу Лажечникова. Красивые домики с магазинами, музеями и кафе и мастерскими.
Мы так и не смогли понять, пешеходная ли она. Вроде, люди гуляют прямо по дороге, лавочки и цветники по центру, но в тоже самое время и машины здесь же ездят.

На этой улице расположен один из двух монастырей на территории Коломенского кремля — Успе́нский Бру́сенский женский монастырь. Первый храм монастыря был построен по указу Ивана Грозного в XVI веке. Монастырь действующий. Ярко красное здание напоминает сказочный терем.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

В 1922 году монастырь был закрыт, его послушницы выселены, а здания приспособлены под общежитие и овощехранилище.
В 1997 году монастырь был возобновлён, и с этого времени постепенно реставрируются его здания. В 2006 году завершено восстановление Крестовоздвиженского собора.
Пройдя по территории монастыря, мы вышли к стенам и башням Кремля. Грандиозное сооружение. Впечатляет.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Коломенский кремль возводился ещё при Василии III, в 1525–1531 годах. Это было мощное сооружение, протяжённостью 1940 метров, состоящее из 17 башен. Высота стен кремля достигала 21 метра, а их толщина 4,5 метра. Кремль строили по проекту итальянских архитекторов для защиты Московского княжества от набегов татар.

Устояв в битвах, кремль не выдержал атак времени и мирных жителей, разобравших на строительный материал значительную часть стен и башен в XVIII — начале XIX века. Известно, что только указ Николая I в. 1826 году прекратил эти бесчинства в Коломне и других городах, но многие памятники к тому времени уже были полностью утрачены. Коломне повезло чуть больше, кое-что осталось и отреставрировано.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Сегодня сохранилось всего 7 башен, стены — один участок между двумя башнями целиком и два отдельных участка.
За стеной Кремля — памятник великому князю Дмитрию Донскому в честь победы русских войск на Куликовом поле в 1380 году. Памятник установлен в 2007 году.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Далее в нашей прогулке была Соборная площадь, которая также располагается на территории кремля.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

В центре площади — пятиглавый Успенский кафедральный собор, основанный Дмитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой ордой в битве у реки Вожа. Собор является прекрасным памятником «московского стиля» XIV–XV веков. Предполагают, что в росписи храма в 1392 году принимал участие мастер Феофан Грек (фрески не сохранились).

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Слева от собора — Колокольня и примыкающая к ней Тихвинская церковь.

Чуть дальше находится один из самых древних коломенских храмов — церковь Вознесения Словущего, в которой в 1366 г. венчался Дмитрий Донской.

Справа — Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, самый молодой из кремлёвских монастырей, ведёт своё летоисчисление с 1799 года. Однако многие его здания гораздо древнее, так как основан он был на месте архиерейского дома, упоминающегося в писцовых книгах 1577–1578 годов

Известные Кирилл и Мефодий, создатели славянской азбуки. Памятник был открыт на Соборной площади 23 мая 2007 года. Фигуры отлиты из бронзы. В левой руке Кирилла располагается та самая азбука, а Мефодий держит Евангелие.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

За Соборной площадью, по направлению к реке Москва разбит сквер с лавочками, цветниками. Вообще приятное место, много отдыхающих горожан и туристов. Отсюда можно спуститься к реке Москва.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Двигаемся дальше, к Пятницким воротам. По пути встречается Крестовоздвиженская церковь. Построена в 1760 — 1764 годах на месте древнего храма XVI века. Полностью перестроена в XIX веке.

Пятницкие ворота — одна из башен Коломенского кремля, парадный вход в историческую часть города. Чудом сохранившаяся до наших дней сторожевая башня впечатляет своим размером и величием.

Стены же были разобраны, когда строили свои усадьбы купцы первой гильдии. Все старые усадьбы были сделаны из материалов Коломенского Кремля.

У стен Пятницкой башни гостеприимно распахнул ворота музей «Душистыя радости». Как было не зайти? А там, оказывается, ещё и маленький «Буфетъ», где пекут блинчики трёх видов: гречишные, пшеничные и овсяные. Очень приятное место! Будете в Коломне, обязательно загляните сюда и порадуйте себя вкусными блинчиками с чайком-кофейком.

За воротами, на улице Зайцева — Калачная. Коломенский калачи — популярная еда. Сколько не проходили мимо — там всегда народ. Мы так их и не попробовали, лень было стоять в очереди.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

На территории кремля до сих пор сохранились жилые кварталы с симпатичной одно- и двухэтажной купеческой застройкой 18–19 веков.

К востоку от кремлевской Пятницкой башни раскинулся купеческий посад. На Посадской улице стоит украшенный пятью ярусами кокошников белоснежный красавиц — храм Святителя Николы на посаде. Это единственная в Коломне старообрядческая церковь.

Недалеко от храма — Церковь Покрова Богородицы. Построена в 1813–1828 годах по заказу купцов братьев Кисловых на фундаменте здания конца ХVII века. Церковь, вроде бы как реставрируется и закрыта для посещения.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

На прилегающей к церкви улице расположены красивые деревянные дома.

Идём дальше. Наша цель — пастила. Музейная фабрика пастилы была обязательным пунктом в нашем туристическом плане. Тем более, что мы с дочерью — большие сладкоежки. Как же можно было не попробовать настоящую коломенскую пастилу?

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Считается, что здесь она настоящая, приготовленная по старинным, ещё дореволюционным рецептам.
Не знаю, как по будням, но в выходные на фабрике было очень много народу! Буквально не протолкнуться.

Пастилу мы купили, конечно же. Первый раз пастилу без сахара. Цена не порадовала: 300 рублей за невесомую пачку.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Вкус… необычный. Скажу так: съел и не почувствовал. Совсем не похоже на то, что мы покупаем в магазине. На второй день пришли на фабрику опять и купили пастилу с сахаром (в виде аппетитного рулетика). Ну, не восторг! И очень дорого! Но это лично моё мнение.
К сожалению, не смогли попасть на театрализованное представление, где рассказывают об истории пастилы и способах её приготовления. Надо было записываться заранее.

Перед фабрикой стоит Шевлягинская бассейка. Она названа в честь благотворительницы Марии Николаевны Шевлягиной, на деньги которой в 1902 году в Коломне проведён водопровод. Вода из артезианских скважин по чугунным трубам поступала в специальные водоразборные башенки, получившие в народе названия «бассейки».

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Со временем «шевлягинские бассейки» были разобраны. Эта была восстановлена в 2013 году. Колонка действующая и подключена к городскому водопроводу. Такую же вторую бассейку мы видели на территории Кремля.

Москва река в районе Кремля — популярное место отдыха горожан. На другой берег можно попасть по пешеходному понтонному мосту. Фишка этого моста в том, он может разводится. Но происходит это не в определённый час, как например, мосты в Петербурге, а по требованию судоводителей. Так что, если повезёт и вы окажетесь у реки в нужное время, то увидите развод моста.

Нам повезло, как раз плыл корабль и мы понаблюдали, как мост раздвигается.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Совершенно необычно: полностью уходит к противоположному берегу и также возвращается.

Рядом с мостом, вдоль реки — уютная прогулочная зона. Есть лавочки, на которых можно отдохнуть и подышать свежим воздухом, посмотреть на воду.

За первые полдня в Коломне мы посмотрели почти всё. Вот чем хороша Коломна, в отличие, например, от Серпухова, это тем, что исторический центр сравнительно небольшой, всё расположено компактно, и не надо преодолевать километровые расстояния от одной достопримечательности к другой.
А завтра ещё целый день… Вечером, на сон грядущий, я зашла на Туристер, и просмотрев ещё раз отчёты о Коломне, узнала о том, что на другом берегу Москва реки есть село Старое Бобренёво. В нём расположен Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь.
Решили прогуляться туда с утра, до наступления жары. Дорога от апартаментов до монастыря заняла минут 30. По Бобреневскому пешеходному мосту перешли на другой берег.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Позади осталась Коломна, поблёскивая на солнце куполами соборов.

Вид на храмы Соборной площади с другого берега Москва реки.

Увидев монастырь, слегка разочаровались. В нём до сих пор идут реставрационные работы! Не то, чтобы я этого совсем не ожидала, читала об этом, но всё же надеялась, что это не так масштабно.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

В 1929 году монашеский приют закрыли, храмы и церковные сооружения стали использовать как склады для хранения минеральных удобрений. Вскоре большинство зданий пришло в упадок.
Восстановление монастыря началось в 1991 году, сразу после возвращения его Русской православной церкви. Неужели восстановление так долго длится? Или это уже повторная реставрация? Совсем не понятно.
Но, раз пришли, то надо зайти.
На входе нас попросили надеть распашную юбку (мы были в брюках) и накинуть платок. Всё это висело на вешалке. Дочь моя, человек — очень далёкий от религии, махнула на всё это рукой, и осталась бродить вокруг монастыря. Я же облачилась в подобающие одежды и прошла на территорию. Кстати, это был единственный монастырь, из посещённых мною в Серпухове и Коломне, где попросили надеть надлежащую этому заведению одежду.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Монастырь с интересной историей. Перед Куликовской битвой 1380 года Дмитрий Донской и его полководец Дмитрий Боброк-Волынец дали обет в случае победы построить на коломенских землях монастырь. Через год на землях Боброка была основана обитель. В дельнейшие годы крепостные стены обители защищали не только Коломну, но и юго-восточный проход к Москве.
Архитектурный расцвет и независимость монастырь получил к середине XIX века. В то время за каменной оградой обители уже располагались сохранившиеся до наших дней собор Рождества Богородицы и храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери.
В начале XX века монастырь был известен своей медицинской помощью окрестному населению и коломенским жителям.
Я зашла в единственный открытый объект монастыря — собор Рождества Богородицы.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

В нём шло венчание уже немолодой супружеской пары. Гостей было совсем немного, и мне стало неловко, будто я ворвалась в чужое таинство. Я тихонечко вышла и походила по территории монастыря, той части, которая уже приведена в порядок.

Вернувшись из Бобренёва, мы продолжили знакомство с Коломной. Старались ходить по разным улицам. В историческом центре дома в основном одно, двух и трёхэтажные.

И здесь — контрасты: рядом с красивыми, хорошо отреставрированными домами, стоят неказистые, облупленные домишки. Особенно это бросается в глаза на улицах подальше от Кремля. Может, и они дождутся когда-нибудь ремонта.

Как, например, это здание, где сейчас размещается культурный центр «Дом Озерова»
Центр был открыт в 1980 году к 600-летию Куликовской битвы. Его территория предназначена для проведения выставок и концертов.

Дом Озерова. Своё название дом получил по фамилии последнего владельца, А. С. Озерова, купца I гильдии, оставившего после себя добрую память своей благотворительностью.

Вечер второго дня мы гуляли по территории Кремля. На берегу реки Коломенка, по соседству с кремлевскими стенами расположен современный Коломенский центр конькобежного спорта. Построен в 2006 году в стиле хай-тек. Это целый спортивно-тренировочный комплекс с медицинским центром, бассейном и саунами, игровым и тренажерным залами, открытым стадионом.

Коломна. Кремль, храмы, пастила

Ну вот и закончились выходные в Коломне, городе храмов и Кремля, купеческих домов и улиц. У него своя неповторимая атмосфера, как, впрочем, и у каждого древнего русского города. Уютный, неторопливый исторический центр города оставил очень приятные впечатления.