Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была вчера 23:13
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Белград — Сербия Сентябрь 2021

Не скажу, что толкнула в Белград безысходность. Выбор есть даже в нынешние времена: многие любят горы, леса и едут за природными красотами дальше, в Черногорию и Хорватию, Ну, а я, проживая всю жизнь среди гор и лесов, предпочитаю сочетание городского и пляжного отдыха. И спасибо Белграду, предоставлявшему эти варианты ежедневно «в ассортименте»! Друзья, не буду описывать каждый свой день по шагам, а просто предложу весь испробованный мною ассортимент )) Итак!

Белградское «меню» для трип-гурманов

…Любое меню начинается с закусок. В Белграде, пожалуй, это будут парки: большие и не очень, все зеленые, с цветниками, скульптурами и памятниками. И все-таки, несмотря на их схожесть, в каждом есть своя изюминка, иногда забавная, а иногда и скорбная. Ежедневно я была в каком-нибудь новом и, думаю, суммарно за всю поездку потратила на парки полноценный день с утра до вечера. Если же обходить их все сразу одним маршрутом без остановок, это заняло бы всего полтора-два часа. Ну, а мы сейчас проьбежимся по ним вообще за несколько минут.

Начнем с ближайшего от моих апартаментов Studio Kalenic — парка Кирила и Методия (не ошиблась в именах, просто написала их по-сербски). Не самый значительный парк, но с него началось мое знакомство с городом: я прилетела в 12, чек-ин — в 2, хозяйка любезно предложила мне погулять до часу, пока она приберется после предыдущего жильца. И этот час я провела как раз здесь, гуляя от памятника Пушкину к Александру I, а от него — к Кириллу и Мефодию и еще более славному для всей Сербии азбукосоздателю Вуку Караджичу (о нем непременно — попозже). Бывшая пустошь при «крале Александре» стала кампусом для студентов, а также местом встречи масонов аж до Второй мировой. И названия вокруг соответствующие — булевар Краля Александра, Технички факултет, Правни факултет.

Белградское «меню» для трип-гурманов

Второй парк, Караджорджев, знаменит тем. что примыкает к храму Святого Саввы — одному из самых крупных православных храмов мира. Не удивлюсь, если и по срокам строительства он в топе (первое место наверняка занимает прекрасная Sagrada Familia в Барселоне) — Св. Савва начал строиться в 1894-м, а открыли его в 2004 (!), и строительство еще не завершено.

Парк № 3 — Манеж, основанный между двумя мировыми войнами на месте школы верховой езды, и в нем нельзя не вспомнить Козьму Пруткова: Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол» — не верь глазам своим))) Так и я, увидев на карте точку Споменик Францу Листу, пошла к памятнику, но встретилась там не с Ференцом Листом, а с Фредериком Шопеном)) Я честно обошла все вокруг, удаляясь от точки на карте, но ни одного композитора больше не нашла, впрочем, поляк знаменит не меньше венгра…

Белградское «меню» для трип-гурманов

Парк Пионерский тоже известен прежде всего не сам по себе, а своим соседством с Народной Скупштиной — Парламентом Сербии. Хотя я нашла там необычную горку метров 5 высотой из каменных блоков. Оказыватся, когда-то здесь был королевский сад, и сто лет назад юный принц играл на этом месте в войну. А горка считалась наблюдательным пунктом сербского верховного командования на Камекчалане. Камни дейтвительно были привезены с этой македонской горы. На последнем слайде — вид на Скупштину с вершины горки))

Приближаемся к наиболее удаленной и возвышенной точке маршрута — и это самый знаменитый, грандиозный парк Калемегдан. Вот та «закуска», которую я не распробовала до конца, хотя на нее ушло больше всего времени. Я гуляла по Калемегдану несколько часов, но если вернусь когда-нибудь в Белград и захочу посмотреть что-то во второй раз — это точно будет он! Парк огромен, полон старинных церквей, мостов, крепостей и ворот, в нем есть смотровые площадки и даже несколько музеев, не говоря уже о кафе, фонтанах, детских площадках и самых разных бюстах и монументах. Я прошлась по всему этому, а также вдоль теннисного корта и Дино-парка, обсерватории и художественного павильона, и оказалось, что еще половина неисхожена! Немного цифр: парку 150+ лет, в нем 3000+ деревьев 80 пород, высота холма — 125 м, а площадь территории — 50+ гектар. И всего три — но это очень грустное «три» — три года, когда Калемегдан бомбили. В 41-м фашисты, в 44-м союзники, в 99-м натовцы… И все-таки, гуляя по обширному парку и постоянно встречая фундаменты и останки старинных построек и крепостных стен, думаешь не о бомбежках, а о том, сколько разных народов видело это место: римлян и готов, гуннов и византийцев, венгров и турок… О Калемегдане надо говорить отдельно, и я обязательно это сделаю!

А теперь поворачиваем назад — через Студенческий, или Университетский, парк. Расположен между химическим и филологическим факультетами Белградского университета. Ему без малого сто лет, он интересен красивой оградой, ну, а аллеи, памятники, цветники и лавочки выглядят приветливо, но без неожиданностей. Мне гораздо больше запомнилась небольшая постройка прямо рядом с парком — Шейх-Мустафино тюрбе. На картах об этом месте нет ни слова, ни отзывов, ни хотя бы перевода. Мне повезло: когда я подходила к парку, молодые родители предложили деткам заглянуть в окошко этого «домика», затем заглянула и я — и спросила папу: а что это?! Он и объяснил как мог: гробница дервиша Шейха Мустафы, в конце XVIII в. здесь было место поколонения и совершения исламских обрядов. Мавзолей Шейха Мустафы — это правильный шестиугольник, т. е. форма шатра. Или тюрбана)) Совершенно внезапная находка, поверьте — вот так идешь по обычной современной улочке (ул. Вишничева), подходишь к вполне современному парку, на лавочках сидят студенты, у фонтана бегает малышня — и вдруг на тебе, слева химфак, а справа захоронение Шейха… Впечатлило!

Ну и последний парк — Ташмайдан (произносим с ударением на втором слоге, не на последнем!). Кстати, однокоренное с Калемегданом: майдан, или мегдан, по-турецки — поле. Очень интересный и даже слегка эклектичный парк! Он уступает по площади Калемегдану, но побольше остальных и, кажется, вобрал в себя всего понемногу: здесь есть и каскад фонтанов с вечерней подсветкой, и церковь — да еще русская, Св. Троицы (через три года отпразднует 100-летний юбилей), по обе стороны от длинной центральной аллеи есть детские и собачьи площадки, здесь можно зайти не только в кафе, но и в салон красоты, а еще прямо на территории Ташмайдана расположился небольшой Институт сейсмологии Сербии (судя по размерам 2-этажного домика, землетрясения страну не очень беспокоят). И снова самые разные скульптуры и монументы: вот забавная свинья, вот памятник Гейдару Алиеву (да-да, Азербайджан спонсировал благоустройство парка), вот каменный мемориал жертвам военных действий 1991—2000 гг. И вот самое скорбное место, о котором и сейчас вспоминаю с волнением. Это простой, не помпезный памятник, на котором по-английски и по-сербски написана короткая фраза: Мы были просто дети… Если честно, такие чувства до сих пор у меня вызвал единственный мемориал — это туфельки на берегу Дуная в Будапеште. Но в ту войну погибли миллионы, и наша страна пострадала больше всех. А эта скульптура так молода — подумать только, мы все уже жили на этой земле, и не так плохо жили, а в мирном Белграде под бомбами гибли ни в чем не повинные дети… Да, такой он, Белград — красивый, зеленый, приветливый и позитивный, но то тут, то там, бывает, задумаешься о нелегкой судьбе города и горожан.

До сих пор не могу вспоминать спокойно...

* * *

Друзья, после закусок в меню идут первые блюда. В них разнообразия я не ищу — достаточно каждый день одной и той же тарелки супа)) И этой большой тарелкой стала Ада Циганлия — пляжная зона на окраине города.

Белградское «меню» для трип-гурманов

Здесь сразу надо сделать отступление. К «меню» неожиданно был приложен бонус — хозяйка апартаментов, золотая женщина, в первый же день отдала мне на все дни проживания свой проездной, безлимитный и бесплатный. Ах, люблю я частное жилье за границей, вечно там перепадет что-нибудь этакое, чего не получишь в отелях))) До Ады Циганлии я планировала ездить каждый день с пересадкой (как вариант — на автобусе, до которого идти минут 20). В оба конца — 200–300 руб. ежедневно, что никого не разорит, но и приятней отдых не сделает)) А проездной =- сделал, теперь я не экономила на маршрутах, а спокойно возвращалась после пляжа домой и уже из дома отправлялась по городу. Или наоборот, с утра по городу, в обед на пляж — по настроению и по погоде. Правда, погода все дни стояла стабильная: 25–27, в обед до 30. Спасибо Белграду за прекрасную идею сделать из острова Ada Ciganlija полуостров: реку Сава в двух местах перегородили, получилось искусственное озеро, а по этим дамбам можно проходить на полуостров. А можно и не проходить, оставаться на ближнем к городу берегу. Мне дальний понравился больше — не было столько водорослей, зато плавали лебеди)) А так по обе стороны примерно одно и то же: отлично благоустроенная пляжная зона. Десятки кафешек, прокат великов, самокатов, лодок и т. д. Самым добрым словом вспоминаю два плюса Ады: 1) Wi-Fi — не от кафе, а просто Ada Wi-Fi, быстрый, доступный и мощный; 2) у всех кафе есть столики не только в залах, но и вдоль воды. И можно сидеть за этими столиками, ничего не заказывая, просто наслаждаться мягким диванчиком (пляж, собсно, галечный). Я сначала полагала, что сел за столик — заказывай. Но как-то утром иду по дорожке вдоль воды, ловит меня юноша из кафе, приглашает сесть на диванчик у воды. Говорю: да я позавтракала перед пляжем, не голодна еще. — Заказывать совсем не обязательо! — Really? — Yes, madam! — Well, thanks a lot! — Welcome to Srbija, madam!))) И знаете, так он лихо это Welcome to Srbija произнес… вот именно Srbija, без Е, как мы привыкли. Я все потом сидела на мягком креслице, и пыталась повторить, и думала: вот ведь, как же они так произносят-то — с ударением не на гласную, а на R?..))) у них ведь и серб — это срб, и площадь — трг, наловчились же!..

Ну и собственно об озере, получившемся из кусочка Савы: все наперебой в отзывах, прочитанных перед поездкой, писали: вода чистая. Нда. Нет, ну не то чтобы прямо коричневый чаек, как вода в Каме (это я наш спринт-тур по Пермскому краю вспомнила). Но кто говорит «чистая», тот не был у нас на Тургояке. Welcome to Turgoyak!))) Конечно, она более-менее прозрачная на входе и вообще вход удобный, галька оч мелкая, без валунов, и песок начинается почти сразу же в воде. Просто когда заплываешь подальше (вот тут-то я и поняла, почему я одна плыву от берега, а все остальные — вдоль берега), под тобой прорастают некие длиннющие водоросли и начинают елозить по ногам. Сразу вспоминаются триффиды из бессмертной книги Джона Уиндема))) правда, там они вообще жалили людей и пожирали, а эти водоросли мягко гладят. Но я к такому обращению не привыкла, и они меня напрягали. По счастью, только на ближнем берегу. Выяснив эту особенность, я просто отбросила лень, шла лишних минут семь по дамбе на дальний берег и там блаженствовала. Кафе с диванчиками там чуть меньше, и они разместились дальше по берегу, но диванчики тоже хороши до первого купания — затем ты садишься мокрая, сама высыхаешь, а диванчик под тобой — нет! А сначала казалось так роскошно — сидишь за столиком, обложившись диванными подушками, шлешь тут же по Вотсапу далеким родным и подругам войсы и фото столика с пепельницей (у них же курят все от мала до велика!), только сигары какой-нибудь не хватает))) В общем, перепробовав все варианты, я снова стала уходить на гальку на дальнем берегу — ну их, эти диваны и водросли, зато здесь чисто и лебеди плавают! Прямо как на афише у театра — Лабудово jезеро! С этими лебедями интересно вышло: увидев в первый же день семерку грационых птиц, я просто обомлела. В двух метрах от меня, прямо у кромки воды — просто чудо!..

Стала снимать видео, а остальные лежат себе спокойно, привыкли. На следующий день я вспомнила, что у меня на смартфоне закачаны сотни полторы мелодий в исполнении Дэвида Гарретта, в том числе и фрагмент Лебединого озера. Дождалась лебедей, включила и мелодию, и запись видео. Ничего, народ тут же воспрял, подтянулся и тоже стал снимать — под музыку-то оно куда гармоничней…))

* * *

Основная часть меню — вторые блюда.

Белградское «меню» для трип-гурманов

На горячее у меня идут музеи)) Белград предлагает отличный выбор, я даже не стала посещать повторно очень понравившийся в прошлый транзит музей науки и техники. Если опять же пройти без остановки вдоль всех музеев, получится каких-то полтора часа)) Но музеи — не домики вдоль улицы, время, отведенное на них, никто так не меряет. Думаю, ушла треть всего времяпрепровождения в Белграде. О каждом, как я всегда говорю в рассказах, надо писать отдельно, и я это даже собираюсь сделать, пока же небольшой обзор с информацией и впечатлениями.

Этнографический музей (Студентски трг — вот оно, слово без единой гласной, трг!) — рядом со Студенческим парком. Один из самых крупных, весьма достойный музей. Три этажа, самое интересное вверху (хотя не буду навязывать свои вкусы): макеты старых поселений, воссозданные интерьеры изб и квартир старой Сербии. На втором — рукоделие, тканые и вязаные вещи, множество народных орнаментов, вышивок. На первом — национальные костюмы, десятки пар и отдельных жителей разных областей Сербии в разных ситуацихя: праздник, свадьба, повседневность и т. п. Глаза разбегаются, области забываются, но общее впечатление остается! Красиво, увлекательно и, может быть, даже кому-то полезно. Плюс магазин сувениров — не китайских магнитов, а рукодельных работ. Увы, был закрыт. Еще один маленький минус — оплата только наличными, однако показали банкомат в 10 м от входа.

И снова пришлось воспользоваться этим банкоматом для оплаты соседнего музея — Югославского киноархива. В разных источниках он называется по-разному — югославского кинематографа, Югославская фильмотека, но суть понятна. Да, там регулярно показывают художественные фильмы в небольшом кинозале, но я была днем, вечера ждать не захотела, да и днем вряд ли села бы в кресло на полтора часа — лучше походить по музею, тем более он тоже немаленький, те же полтора часа и провела в нем. Музей очень современный, залами явно занимался прекрасный дизайнер. Где-то на интерьер было даже интересне смотреть, чем на десятки портретов югославских киноактеров эпохи социализма. Тем более что я знаю лишь двух-трех, в основном Гойко Митича, как любой советский телезритель)) А вот в залах с историей развития кинематографа было совсем интересно: старинные аппараты, механизмы, фотографии и кадры из фильмов. Даже старый-престарый фильм на несколько минут показали. Музей двухэтажный плюс цоколь, мне самым интересным показался первый этаж — о развитии кинематографа, хотя тематические залы типа «комедийные, семейные фильмы, вестерны» и т. п. — тоже вполне. Информация идет на сербском и английском, не зная первый и более-менее владея вторым, можно понять совершенно все))

В двух минутах от предыдущего, рядом со входом в Калемегдан (ул. Узун Миркова, 14), расположен Педагошки музей (можно, я побалуюсь и не буду переводить?). Совсем другого вида, в старом доме с внутренним двориком, так что здесь даже не странно, что никаких тебе карт не принимают. Привычно спрашиваю, где ближайший банкомат — в ответ слышу «да ладно, проходите так». Хвала вам, добрые люди (а вот здесь переведу — хвала по-сербски не то, что вы подумали, а банальное «спасибо». И ударение на первый слог — хва-ала). Музей современным не назовешь, но рассказывает он об истории образования в стране и выглядит очень гармонично. Старые полки и витрины со старыми книгами и пособиями. Детки в старинной школьной форме, учитель строго смотрит на класс, о, а вот и угол с горохом — я не шучу, это тот самый горох, на который ставили коленями провинившихся учеников… Достойный музей, а уж если вспомнить, что обошелся мне бесплатно, могу сказать о нем только хорошее. Тем более что именно здесь я увидела воочию, почему Вук Караджич (упомянутый еще в первом парке Кирила и Методия) так уважаем сербами и поныне. Он преобразовал общепринятую кириллицу и создал чисто сербскую азбуку. А конкретно — убрал несколько непроизносившихся букв и добавил шесть букв, употребляемых именно в сербском языке. Написать эти буквы здесь не могу, клавиатура русская, а не сербская)) но буквы интересные. Например, «учебники» по-сербски — «учбеники» (в сентябре на каждом углу с лотков продавали новые и принимали старые учбеники, вот я и запомнила). Но вторая буква здесь не наше глухое Ч, а звонкое, или, по-другому, мягкое ДЖ. Как-то так)) Не углубляясь в лингвистические дебри, скажу лишь, что сербский язык — великий язык уже хотя бы потому, что благодаря Вуку Караджичу достигнуто полное соответствие написания и произношения. Это вам, ребята, не французский, где пишется Renault, а произносится «Рено»…)))

В шести минутах от Педагошки находим совсем маленький Музей театрального искусства (ул. Господар Jевремова, 19). Полтора небольших зала, которые лучше назвать просто комнатами, впрочем, вход бесплатный уже официально, так что заходим и смотрим с удовольствием. Немного костюмов, париков, много афиш, фотографий, плакатов — почему-то половина из них посвящена постановкам «Чио-Чио-Сан» разных лет, а почему, спросить было не у кого. Один раз выглянул из служебной двери молодой человек, поздоровался, сказал «платить не надо», и осталась я в одиночестве. Кто сходит позже, поделитесь впечатлениями, пожалуйста, и разгадкой этой тайны.

Следующий музей ретро-автомобилей (ул. Маjке Jевросиме, 30; если что, это улица Матери Ефросиньи) стоит в четверти часа ходьбы от театрального. Кажется, там даже принимают безналичную оплату (а может, у меня с собой было?), но точно помню, что в банкомат меня не гоняли. Здесь тоже один зал, не считая неплохо оформленного плакатиками и модельками помещения на входе. Но зал этот огромен, и десятки авто стоят там без особой тесноты несколькими рядами. За 4 месяца до этого побывала в подобном во Владивостоке, всерьез задумалась, какой лучше — и так и не решила)) Друг друга они стоят и по количеству, и по качеству экспонатов. Разница лишь в том, что во Владивостоке музей поделен на залы и машины в нем в основном отечественные, а здесь большинство итальянских, французских, немецких и пр. Кроме легковых есть и гоночные с Формулы-1, впервые увидела так близко.

Кто устал — бодритесь, следующий музей на той же улице, только дом 19, и это всего 3 мин ходу. Теперь опять без перевода — Поштовий музей (ударение, как всегда, на предпоследнем слоге). Большой музей на первом этаже жилого дома с множеством залов, этакий лабиринт, где можно узнать ВСЕ об истории создания и развития почты, телеграфа и телефона (вообще он так и называется кое-где — Музей ПТТ). Тоже бесплатный, бонусом идет очень приветливый и говорливый пожилой служитель на входе, который готов рассказывать долго и быстро о музее, но, увы, по-сербски. На просьбы говорить хоть чуть-чуть по-английски смущенно улыбается. По-русски — аналогично. И все равно приятно! В большом холле на входе — прекрасные коллекции марок, еще запомнилась огромная почтовая карета, не знаю, реальная ли, но в натуральную величину, только очень новая. Вози она почтальонов — через день потеряла бы свой шик… наверное, отреставрировали… Дальше идут залы с телеграфными и телефонными аппаратами, почтовыми поездами, ящиками, формой почтальонов, механизмами и машинами, всего не перечислишь! Очень люблю всевозможные музеи связи, посещаю их повсюду, покупаю там открытки с изображениями этих музеев, отсылаю затем в челябинский Музей почты Южного Урала)) Там музейчик на порядок проще и меньше. Или на два порядка)) И открытки с роскошными видами аналогичных заморских музеев они принимают и выкладывают с удовольствием)) У них уже есть открытки из музеев почты Будапешта, Вашингтона, Стокгольма… Это я к тому, что по окончании просмотра всех залов закладывайте часа полтора, даже если ходите очень быстро! добрый служитель одарил меня целой пачкой открыток с почтовыми ящиками Сербии. Есть даже дубли — кому вдруг надо для коллекции, не стесняйтесь, говорите, охотно подарю))

Белградское «меню» для трип-гурманов

И снова бесплатный музей — железнодорожного транспорта (ул. Неманина, 6). Идем от ПТТ минут 20. Здесь я вообще за сорок минут осмотра не увидела никого — ни сотрудников, ни посетителей)) Несколько небольших залов, в них — модели паровозов и локомотивов, вагонов и цистерн. макеты ЖД-участков, костюмы железнодорожников, атрибутика, карты, фотографии, портреты и плакаты. В целом интересно, хотя даже не самый увлекательный ЖД-музей в Екатеринбурге понравился, пожалуй, больше. Но там и вход был платный))

Ну и завершающий пункт в разделе «меню» белградских музеев — это замечательное, просто шикарное «горячее» — Музей истории Югославии. Недалеко от ЖД-вокзала, но далеко от места, где я жила. Даже от ЖД-музея идти больше получаса. Я ехала до Хайд-парка, потом шла мимо него, до ул. Михаила Мике Янковича, 6, как говорят карты. На самом деле вы просто не пройдете мимо этого места: какой-то идеальный оазис с фонтанами, розами, великолепным ландшафтным дизайном. Музеев по сути здесь два — первый, Дом цветов, посвящен целиком и полностью Иосипу Броз Тито. Даже не всей его биографии, а больше кончине вождя. В центре зала — белоснежная усыпальница с золотыми буквами. Гравий, зелень, чистота абсолютная. По бокам два зала. В одном воссоздан кабинет Тито, затем идут подарки населения Югославии вождю, очень много из них прислано детьми в больницу Любляны, где лежал товарищ Тито перед смертью. Это что-то небывалое. Читаешь, например, письмо мальчика «Дорогой и любимый друг Тито, выздоравливай скорее, мы очень любим тебя…», словно переносишься в эпоху сталинизма, а ведь президент умер в 1980 году! Спросила потом у хозяйки апартов — действительно так любили вождя? Она пенсионерка, постарше меня. «Да, — говорит, — я помню, очень плакала, когда скончался»… В противоположном зале газеты, журналы с обложками, посвященными Тито и его кончине. А еще несколько десятков эстафетных палочек. Надо будет рассказать о них подробнее в отзыве о музее, если кто не знает об этих эстафетах я не знала)))

Очень жалею, что решила, будто второй музей в этой же зоне и по тому же билету (здесь принимают карты!) так же невелик, и бродила почти час по первому. Второй оказался в разы больше (и еще интересней, как по мне), пришлось в конце ускориться, чтоб не порушить все планы на день и банально успеть до закрытия. Второй — это собственно история Югославии. Великолепный музей в виде большой анфилады, где каждый зал посвящен конкретному периоду истории государства. Вообще интересно так идти по правой стороне из зала в зал, приближаясь, так сказать, к нашему периоду, а затем возвращаться по левой стороне назад и снова погружаться в прошлое. Экспонатов множество. Все, что вы видели в музеях, представлено здесь — артефакты, документы, пресса, макеты, картины, листовки и карты, личные вещи, оружие и мундиры, опять эстафетные палочки, только еще больше, бюсты и скульптуры… Есть разделы, посвященные лично президенту, с перчатками и ботинками Тито, галстуками и костюмами, нет разве что носков и нижнего белья. Там же — чучела птиц, убитых вождем на охоте. Десятки ценных подарков от лидеров государств всего мира. Азиатские и африканские особенно экзотичны)) Сколько бы я ни говорила сейчас об этом музее — все будет мало, поэтому могу только посоветовать посетить его, будучи в Белграде. Если говорить, в какой музей я пошла бы повторно, могу назвать именно этот. Его никогда до конца не рассмотришь))

Белградское «меню» для трип-гурманов

Ну вот мы и покончили со «вторыми блюдами». Я почти сыта, но как же без десерта? Думаю, на сладкое вполне можно предложить прекрасные улицы сербской столицы. Богемная Скадарлия, где из каждого ресторана, а стоят они почти вплотную, с открытых веранд доносится живая музыка — здесь исполняют песню Джо Дассена, а рядом «Подмсосковные вечера».

Улица Кнеза Михаила — пешеходная зона с бутиками и прекрасными историческими зданиями.

Граффити с портретами рок-музыкантов в самых неожиданных местах города.

Площадь Славия, неподалеку от которой я жила (со светомузыкальным фонтаном, который ни разу не звучал, а ведь я туда ходила чуть не каждый вечер! ОК, пусть это будет самым большим разочарованием от поездки). Да даже небольшая улица Голсвордjева, на которой я жила в милых апартаментах — целая квартира с удобствами и кухней в моем распоряжении за 1,3 т. р./ночь — совершенно не столичная цена, правда? И да, надо наконец спросить у хозяйки, в честь кого так названа улица — уж не в честь ли Голсуорси? А что, если есть улица Джона Кенедия, почему бы и Голсуорси не быть?

Белградское «меню» для трип-гурманов

Кстати, о Джоне Кеннеди — ведь это улица в Земуне. Вот что будет у меня вишенкой на торте — Земун! Когда-то отдельный город, теперь это район Белграда. Я выбралась туда в последний вечер и с большим удовольствием погуляла по действительно старинным мостовым. А главное — забралась на холм к башне Гардош (в справочнике нашего сайта холм Гардош и башня «Миллениум», тоже верное название, упоминаются здесь). Стыдно сказать, узнала о башне, только готовясь к поездке, а потрясла она меня не меньше, чем кельнский Собор или, к примеру, собор Канта в Калининграде — да, собор Канта подойдет для сравнения, чем-то они похожи именно в вечернее время.

Хочу закончить рассказ опять по-сербски — хвала Београду! Еще раз спасибо Белграду, разочарований я практически не встретила (ну разве что музей города был закрыт безо всяких объяснений), а очарована была каждый день, открывая для себя что-то новое в приветливом и солнечном городе.

Мороженое и черный лимонад в сети старинных кафе-мороженых Moritz Eis

Белград ненавязчиво напомнил, что, хоть жизнь и коротка, кроме скорби в ней есть много приятных моментов, надо только замечать их и трудиться над пополнением «вкусняшек» в нашей жизни. Как все мы, туристеровцы, собственно и делаем каждым своим путешествием.

Before I die (Прежде чем я умру) - я хотел бы... на Аде Циганлии эта напоминалка выглядит не грустно, а конструктивно

Спасибо и вам за внимание)) Приятных путешествий всем, друзья, и берегите себя!