Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 21:35
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Москва — Россия Октябрь 2021

Станция метро Крылатское получила название от одноимённого микрорайона. Она была пущена в эксплуатацию 31 декабря 1989 года, став 139-ой станцией Московского метрополитена.

Подъём к южному вестибюлю украшен скульптурной композицией из бронзы. Она представляет дугу, где с одной стороны — девушка с крыльями, с другой юноша с мячом. Автор композиции — художник А. М. Мосийчук.

Все вестибюли станции выходят на Осенний бульвар.

Взлететь над Крылатским

Последний прекрасен при любой погоде, и все четыре времени года вполне могли дать наименование бульвару, однако осенью бульвар особо хорош.

Какое-то время бульвар носил имя Дмитрия Устинова, но последовали известные события и бульвар вновь стал Осенним.

Взлететь над Крылатским

Мало кто знает, в Москве неподалёку от Осеннего бульвара есть улица с одноимённым названием. Туда я и направился.

Иду по Крылатскому золотой осенью, рядом шумит пафосная Рублёвка. На пути, словно часовой, церковь преподобного Алексея, человека Божьего. Внутрь не заходил, но насколько понял, деревянный храм временный.

Взлететь над Крылатским

Планируется поставить каменный, основательный. В настоящем идёт сбор пожертвований.

Осенних улиц в России великое множество. В Крылатском таковая проходит между Рублёвским шоссе и Крылатской улицей, вдоль Серебряноборского лесничества, известна как адрес первого президента России Бориса Ельцина.

Взлететь над Крылатским

Именно его дом по адресу ул. Осенняя д-4 к-2 являлся одной из целей моего визита в Крылатское. Здание начали возводить в середине 80-х для врачей кардиологического центра, но почти сразу забросили.

Из воспоминаний Коржакова достоянием общественности стало следующее:

В 1993 году президент РФ Б. Н. Ельцин решил достроить дом с целью поселить в него всю свою семью и политических соратников. В доме получили квартиры высшие государственные чиновники: семья Ельциных (весь 6-й этаж), В. С. Черномырдин, Е. Т. Гайдар, Ю. М. Лужков, В. И. Ресин, А. В. Коржаков, П. П. Бородин, Ш. А. Тарпищев, П. С. Грачёв, В. Б. Юмашев, а также сатирик М. Н. Задорнов и др.

После 1996 года Ельцин в доме практически не проживал.

Как пишут в СМИ, соратники разругались и почти все с Осенней улицы съехали. Долгое время свет горел только в квартире Задорного. В последующем дети и внуки политиков квартиры в ведомственном доме продали.

Дабы получить информацию, я стал опрашивать местных жителей. По словам мужчины, что выгуливал собаку, свет на последнем этаже не зажигался уже более 10 лет. Первый Президент ушёл в мир иной и квартира его пустует.

Взлететь над Крылатским

Лет 15 назад я частенько проезжал по Рублёвке. Каждый раз поворачивал голову вправо, желая вобрать в себя вдруг появившиеся детали. Однако, увы, дом неизменно хранил молчание.

В прежние времена здание с шоссе хорошо просматривалось. Теперь подросли специально посаженные деревья и мы можем видеть только верхние окна Бориса Ельцина.

Взлететь над Крылатским

Если бы в его квартире хотя бы иногда зажигался свет, возможно появлялась бы иллюзия сопричастности дня сегодняшнего с Борисом Ельциным, но увы…

До начала 90-х мой дядя жил в доме ныне известном как Филипповская булочная, и окна его комнаты выходили на Тверскую. Как-то раз отец приехал в гости и после рассказывал, как с четвёртого этажа наблюдал демонстрацию с Ельциным.

Подобные развлекашки на улицах Москвы в перестроечные годы случались периодически. Плюс, кто-то может вспомнить телевизионный сюжет, как Ельцин на трамвае ездил.

Сразу после ввода дома в эксплуатацию вдоль забора посадили изящные деревца туи. Они выросли, полностью перекрыв визуальное общение между народом и властью.

Взлететь над Крылатским

Проживающий рядом мужчина рассказал, как лет 15 назад попытался сфотографировать друга на фоне Ельцинского дома. В тот же миг появилась охрана. Снимок удалили, а с фотографом провели воспитательную беседу.

Пост охраны с южной стороны удалили. Осталась только будка на входе рядом с калиткой.

Взлететь над Крылатским

В любом случае, эпоха Ельцина, как и его дом, теперь часть истории.

Жизнь движется дальше. Вот и я возле Ельцинского дома решил не задерживаться. Дворами направляюсь обратно в сторону парка.

Взлететь над Крылатским

Застройка района началась в середине 80-х прошлого века. Крылатское образовано на месте деревень Татарово и Крылатское. И первая и вторая письменно упоминаются в средневековье, однако сам микрорайон новый и обилием достопримечательностей похвастать не может.

С другой стороны, храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском — памятник архитектуры XIX века федерального значения.

Взлететь над Крылатским

Построен на месте церквей более древних. Первое упоминание относится к 1554 году.

Согласно летописи, царь Иван Грозный, вотчиной которого являлось и Крылецкое (Крылатское), останавливался в деревне по случаю освящения там храма во имя праздника Рождества Девы Марии.

Возведенное тогда церковное здание сгорело в 1713 году и вскоре после этого на его месте была построена новая деревянная церковь, которая простояла до середины XIX века.

Свой нынешний облик храм приобрёл в 1877 году. С конца XIX века и вплоть до 1930-х годов в церкви хранилась икона Рудненской Божией Матери, которая, по преданию, была найдена неподалёку.

Божественный образ в середине 30-х оказался утрачен, а храм в 1941 г. окончательно закрыт.

Взлететь над Крылатским

В советские годы всё здесь было стандартно: производство, склад и медленное угасание. Полуразрушенное здание возвращено РПЦ в 1989 г.

Реставраторы проделали огромнейшую работу.

Взлететь над Крылатским

Внутреннее убранство и особенно фрески достойны всяческих похвал.

Интересно рассматривать детали. На изучение фресок и иконописных ликов у меня ушло не менее десяти минут.

В настоящем в храме Рождества Пресвятой Богородицы хранится частичка мощей мученика Вонифатия.

Взлететь над Крылатским

Напомню, святой мученик Вонифатий покровитель трезвости.

После визита в церковь с какой-то особой лёгкостью спускаюсь под горку,

Взлететь над Крылатским

где тенистый овраг на две половинки разрезает ручей.

Как я уже писал, в середина позапрошлого века возле храма была обнаружена икона Рудненской Божией Матери. На месте обретения поставили часовню, а находящийся рядом родник до сих пор считается чудотворным.

Испив водицы и набравшись сил, начинаю штурм соседнего холма.

Взлететь над Крылатским

На противоположной стороне на фоне синего неба и рваного жёлтого платка осени, подобно космической ракете, тянется ввысь храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Что говорить, места здесь сказочные!

Взлететь над Крылатским

Полное отсутствие какой-либо промышленности вывело микрорайон на лидирующие позиции по цене за квадратный метр.

Ландшафтный парк Крылатские холмы в 1998 г. получил статус особо охраняемой природной территории регионального значения.

Взлететь над Крылатским

Парк образован на правом берегу Москва-реки, на одном из выступов Теплостанской возвышенности.

На территории несколько холмов и три оврага. Зимой действуют горнолыжные спуски.

Взлететь над Крылатским

Покататься на лыжах сюда приезжают со всей Москвы.

Плюс, виды на столицу выше всяких похвал!

Взлететь над Крылатским

Наслаждаясь просторами, здесь можно простоять целую вечность.

Фауна Крылатских холмов разнообразна.

Взлететь над Крылатским

Здесь обитает более 60 видов наземных позвоночных животных. Среди них — млекопитающие, занесённые в Красную книгу Москвы: заяц-русак, малая бурозубка и рыжая вечерница.

На холмах произрастает более 360 видов сосудистых растений и 17 видов лишайников.

Некоторые из растущих трав занесены в Красную книгу Москвы.

Взлететь над Крылатским

Друзья, выбирайте хорошую погоду и приезжайте в Крылатское.

Посетите церковь, наберите воды из родника и обязательно полюбуйтесь с Крылатских холмов на самый лучший город Земли.