Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 6:59
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Ульяновск — Россия Июль 2021

История Ульяновска начинается в 1648 году, когда для защиты восточных границ русского государства воеводой Богданом Хитрово и дьяком Григорием Кунаковым была заложена крепость Синбирск. Тогда на левом берегу Волги находилось городище, построенное болгарским князем Синбиром. А уже в наши дни, в 2008 году, в городе установили памятник его основателям.

На родине Володи У.

Мы, конечно же, помним об одной исторической личности, которой довелось родиться в этом городе. Страна Советов не могла не увековечить имя своего вождя сразу после его кончины в названии города его исторической родины. В 2003 году Московский Комсомолец подсчитал количество памятников Ленину по всей стране — получилось около 1800. Не стал исключением и Ульяновск где к столетию со дня рождения Ленина было построено монументальное сооружение — Ленинский мемориал. Правда сейчас здание закрыто на капитальный ремонт.

От мемориала, расположенного на площади, конечно же, Ленина открывается красивый вид на Волгу. Виден Императорский мост длиной более 2 км. Выше по течению реки есть ещё один мост — Президентский, его длина 5825 м, но его отсюда видно плохо.

От площади Ленина к Волге спускается Парк дружбы народов.

В нём выложены буквы — Л Е Н И Н.

На родине Володи У.

От площади параллельно Волге идёт бульвар Новый венец. Здесь есть несколько интересных памятников, одним из которых является памятник И. Н. Ульянову.

Другой памятник — это буква Ё. Памятник связан с уроженцем Симбирской губернии, автором Истории Государства Российского, Н. М. Карамзиным. В своём произведении «Опытная Соломонова Мудрость» он первым поставил две точки над «Е», оговорив в примечании: «Буква е съ двумя точками сверьху заменяет io».

На родине Володи У.

Весной 1918 года продразверстка, активно проводимая большевиками, привела к тому что крестьяне Симбирской и Самарской губерний подняли Чапанное восстание. Причины банальны, в одной только Симбирской губернии продотряды заготовили изъяли более 3 миллионов пудов хлеба, и крестьяне, видя что у них отбирают даже посевные, справедливо посчитали что их обрекают на голодную смерть. Восстание было жесточайше подавлено, его участники репрессированы, а погибшим красноармейцам поставили вот такую мемориальную доску.

Ещё один памятник менее трагичен и занимает целый дом — это дом-памятник уроженцу Симбирска И. А. Гончарову, заложенный в 1912 году. Сейчас здесь располагается Краеведческий музей.

На родине Володи У.

Но самый известный уроженец Симбирска — это, конечно же, Весельчак Володя У. 16 музеев Ульяновска объединены в музей-заповедник «Родина В. И. Ленина». Большинство из них располагается на улице имени, разумеется, Ленина. Правда раньше она называлась Московской.

Здесь в доме, который принадлежал Ульяновым с 1878 по 1887 год, расположен музей, посвящённый их семье.

На родине Володи У.

В слайдере ниже — макет дома в таком виде, в котором он был в конце XIX века.

Ульяновы были достаточно зажиточным семейством. Отец будущего вождя миrовоrо пrолетаrиата занимал должность инспектора народных училищ в чине действительного статского советника, что соответствовало чину генерал-майора в армии. Такой чин давал ему право на потомственное дворянство. На фото ниже — его кабинет.

Комната его супруги, М. А. Ульяновой.

На родине Володи У.

Их старший сын, Александр, с золотой медалью окончил симбирскую гимназию, поступил на физмат Санкт-Петербургского Университета, но начал играть в орлянку, связался с пиратами связался с революционерами. В общем, финал всем известен. Любопытно что Ульяновы до последних дней не подозревали о революционных увлечениях Александра.

Володя, тем временем, тоже не терял времени даром. Отчисленный за аналогичные подвиги из Казанского Университета он вынужден был вернуться в родной Симбирск. Позже В. Маяковский напишет про него такие строки:

И тогда сказал Ильич семнадцатигодовый —
Это слово крепче клятв солдатом поднятой руки:
— Брат, мы здесь тебя сменить готовы,
Победим, но мы пойдём путём другим!

На родине Володи У.

Правда по воспоминаниям А. И. Ульяновой Володя сказал несколько иначе: «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти». А её комната выглядит так.

За домом Ульяновых расположен сад. Чисто, опрятно, есть даже небольшое поле для гольфа.

На противоположной стороне улице расположен Музей пожарной охраны Симбирска-Ульяновска.

На родине Володи У.

Здание интересно красочным транспарантом на одной из стен.

В XIX веке пожарная команда с необходимым техническим вооружением доставлялась пожарным обозом. В упряжке использовалось от 1 до 4 лошадей.

Для удобного вывода лошадей здание конюшни устраивали продолговатое, стойла располагали по обеим сторонам так чтобы внутри конюшни, во всю её длину, был свободный проход в виде коридора.

На родине Володи У.

В XX веке на смену лошадям приходит более современная техника, например мотоцикл Урал.

Для противопожарной защиты зданий использовались кованные ворота, например такие.

На родине Володи У.

С историей пожарной охраны также связано и развитие страхования. Основной задачей страховых обществ было оказание материальной помощи погорельцам и проведение профилактических мероприятий. При страховании клиенту выдавался полис и страховая доска.

Два следующих музея, в которые мы заглянем, расположены в бывшей усадьбе семьи Черновых.

На родине Володи У.

Первый из них, Мелочная лавка, состоит из единственного зала и представляет собой реконструкцию типичной такой лавки Симбирска XIX века.

Достаточно часто домовладельцы сдавали флигели в аренду различным мастерам: столярам, плотникам, сапожникам и т. д. В качестве примера в одном таком флигеле воссоздан интерьер столярной мастерской. Здесь находятся старинные верстаки и различные столярные инструменты. А также мебель, сделанная в Симбирске более 100 лет назад.

Отдельный зал посвящён другим ремёслам — кузнечному, гончарному, ткацкому и т. д.

Как я уже говорил, Симбирск появился как крепость для обороны восточных рубежей государства. Тогда был возведен целый комплекс сооружений — Симбирская засечная черта. До наших дней от неё мало что осталось — с расширением российских границ черта потеряла своё значение. Но в Ульяновске есть небольшой музей-реконструкция с таким названием, правда состоит он из одной башни и короткого участка стены.

За дополнительную плату можно нарядиться в костюм стрельца и помахать ржавой саблей.

На родине Володи У.

Там же есть небольшой музей, посвящённый истории мельниц.

Внутри — макет мельницы и фигурки сказочных персонажей, якобы обитавших в заброшенных мельницах.

В заключении моего рассказа об Ульяновске я хочу показать Волгу, которая здесь очень полноводна. Для этого мы отправимся на речной вокзал, соседствующий с Ульновским портом. Здесь есть забавная композиция из старых шин.

На родине Володи У.

Волга здесь очень полноводна и неудивительно — чуть выше по течению расположено Куйбышевское водохранилище.

С теплохода можно хорошо рассмотреть Императорский мост.

Красивый мост через красивую реку. Полтора дня на родине Володи У. пролетели незаметно.