Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — сейчас на сайте
На Кипре

Вологда, Кириллов — Россия Июнь 2021

Просто удивительно, насколько музыка и кино приближают к нам то или иное место, делая его родным и знакомым. Именно так произошло в своё время и с Вологдой. Всем известная незамысловатая песенка Песняров сделала её супер популярной, как говорится, у всех на устах.

Вообще весь Русский Север, как регион крайне интересен, но Вологда стоит в нём особняком. Резной палисад сделал своё дело, добавив ей особой привлекательности.

Просидев почти целый год на Кипре и вернувшись в июне в Москву, я по-настоящему изголодалась по путешествиям. Как ни странно, душа просила чего-то исконно русского, старинного, аутентичного, высокодуховного. На Вологодчине сошлись воедино все эти грани, поэтому я особо не раздумывала, куда податься. И первое моё путешествие по России пришлось на Вологду.

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Логистика этого вояжа оказалась очень удобной, ночной поезд с Ярославского вокзала унёс меня на север, и рано утром я уже выходила на вокзале Вологды. В моем распоряжении было четыре полных дня и три ночи. Кстати, такой вариант удобен и для работающих туристов, ведь уехать ночным поездом можно сразу после работы, не добавляя лишних дней к отпуску. Прибавляем к выходным два отгула, например, и получается отличный пролонгированный уикэнд на Русском Севере. Такой расклад отлично подходит как москвичам, так и питерцам.

Конечно, в Вологду достаточно поехать и на два дня, но тогда можно посмотреть только сам город, а ведь там столько всего интересного вокруг! Поэтому я выбрала для себя оптимальный вариант в четыре дня. За это время я и сам город успела изучить, и по древним монастырям Вологодчины поездить, и в этнографическом музее Семёнково погулять, и даже побывать в усадьбе Брянчаниновых.

Резные домики с палисадами и без

Но сначала было знакомство с самой Вологдой и её главной визитной карточкой — резными деревянными домиками. Это именно то, что создает неповторимый облик города, делая его нарядным, привлекательным и на редкость миловидным.

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Поэтому естественно первым делом я отправилась знакомиться с традициями вологодского деревянного зодчества. Купеческие и доходные дома 19 века просто чудо как хороши, почти все они созданы в едином архитектурном облике — украшены резными наличниками, балюстрадами, ажурными балкончиками и мезонинами. А ведь вологодские деревянные домики с резными палисадами и без них славились на всю Россию задолго до того, как «Песняры» спели свой знаменитый хит.

И как же здорово, что практически все эти исторические памятники деревянного зодчества со вкусом отреставрированы и бережно поддерживаются, радуя нас и сегодня своим нарядными фасадами. Вот, честно, даже не ожидала такого! Деревянные особняки разбросаны по всему городу, особенно их много на улицах Герцена, Мальцева, Благовещенская, Ленинградская, Воровского, Маяковского, Октябрьская. Так что, придется хорошенько побегать, чтобы увидеть их все, но усилия явно того стоят.

Одна из самых старинных деревянных построек Вологды, знаменитый Дом Засецких оказался на реставрации, поэтому особого впечатления не произвёл.

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Да и вообще, как ни странно, гораздо больше мне приглянулись не столь растиражированные домики, а совсем даже малоизвестные. Но тем интереснее было их для себя открывать и удивляться.

На улице Герцена сосредоточено немало прекрасных деревянных особняков 19 века. В этом отношении эта улица очень удобна и интересна. Великолепный Дом Левашова с ионическими колоннами, парадный Дом Ситникова, где сегодня разместился Литературный музей, Дом Панеева с воздушным кружевом наличников. Прекрасная коллекция деревянных памятников архитектуры!

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

На Советском проспекте были также обнаружены прекрасные образчики деревянного зодчества — Дом купца Самарина с музеем купеческого быта. Заглянула, довольно милый.

На Ленинградской улице роскошный особняк купца Пантелеева сегодня занимает Музей забытых вещей, очень кстати любопытный и необычный. Сам особняк очень богато декорирован, и не скажешь, что это деревянная отделка, больше похоже на изысканную лепнину.

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Запомнились и другие традиционные домики — лазурный Дом Орлова, где сегодня разместился местный Дом актера,

прекрасный образчик классицизма Дом Соковикова, где когда-то жил поэт Батюшков.

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Из неожиданных открытий особое впечатление произвел Дом купца Черноглазова или Дом с лилиями на улице Чернышевского. Великолепно отреставрирован, любо-дорого посмотреть. И по-соседству с ним нарядный Дом дядюшки Гиляя, литературная резиденции вологодских писателей.

А ещё мне понравилось, что многие исторические особняки сегодня это жилые дома, где живут обычные люди. Интересно, каково это жить в таких памятниках деревянного зодчества?

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Ещё раз хочу подчеркнуть, домики разбросаны по всему городу, но сам процесс отыскивания их превращается в увлекательный квест.

Вологодский Кремль

Вологодский Кремль начал возводиться самим Иваном Грозным в 16 веке. По большому счёту это не совсем Кремль в привычном понимании, но тем не менее здесь есть на что посмотреть, да и весь его ансамбль смотрится очень эффектно.

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Изюминка Кремля, это, несомненно, Софийский собор. Лаконичный, по-северному строгий, наполненный роскошными фресками, от самого пола до потолка! Очень впечатлило!

И Воскресенский собор в стиле барокко тоже очень здорово смотрится, нарядно и празднично!

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Ну и подняться на Колокольню тоже нужно непременно, виды сверху очень даже ничего.

Хорош Вологодский Кремль, настоящее украшение города! Тут же рядом и Музей Кружева, тоже одна из фишек Вологды.

Ну, а за самыми эффектными панорамами Кремля нужно непременно отправиться на другой берег реки, виды оттуда на ансамбль храмов просто великолепный!

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Вокруг Кремля на набережной тоже очень красиво. Здесь обустроена очень гармоничная территория с оригинальными арт-объектами и скульптурами. Памятник русскому поэту Батюшкову, уроженцу Вологды очень удачно вписан в пейзаж.

Чуть дальше очень милый памятник букве О, как дань оканью местных жителей.

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Удивительно, но знаменитое вологодское оканье я в Вологде почти нигде и не слышала, видимо всё это осталось в прошлом. Или вот памятник Скамейке посидим поокаем, здесь снова обыгрывается вологодское оканье. Удачный арт-объект для фотосессий!

Да и вид оттуда с высокого берега Вологды неплохой открывается! Подарок городу от местных кузнецов, между прочим.

Вологодские храмы

Их в городе не сказать, что очень много, но все же достаточно. Вот только одна беда — в отличие от резных домиков далеко не все они приведены в божеский вид, многие откровенно нуждаются в реставрации. И это тем более обидно, что в Вологде встречаются очень необычные оригинальные церкви, по-настоящему уникальные и самобытные. Сразу бросается в глаза, что религиозные постройки города отличаются большим разнообразием архитектурных стилей — от русского узорочья до строгого классицизма.

Нет, безусловно, самые знаковые храмы, такие как Софийский и Воскресенский выглядят очень неплохо. Но стоит отойти подальше от Кремля, как сердце кровью обливается!

Такие чувства обуревали меня при виде обветшалой церкви во имя Святителя Никола Златоуста на другом берегу реки Вологды

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

или совершенно уникального храма Варлаама Хутынского с вазонами в изящной манере русского классицизма.

Определенно, эти шедевры достойны лучшей участи! Надеюсь, что всё же их когда-нибудь отреставрируют, правда, совершенно непонятно, сколько это займет времени.

Из храмов в приличном состоянии можно отметить Храм Святителя Николая на Глинках, церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке, храм Святых Равноапостольных Константина и Елены в Верхнем Посаде — прекрасный образчик русского узорочья и совсем свеже-отреставрированную Петропавловскую церковь на Советском проспекте.

Другие достопримечательности Вологды

Кроме храмов, Кремля и резных домиков в Вологде много и других интересных мест и местечек.

Купеческое прошлое города представлено великолепными дореволюционными особняками и историческими гостиницами в районе площади Возрождения. Это совсем другая Вологда — каменная, губернская, помпезная, с размахом! И всё же миловидная провинциальность города и здесь бросается в глаза.

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Перейдя на противоположный берег реки Вологда я слегка приуныла — здесь всё как-то особенно запущенно, видно руки до этого берега ещё никак не дошли у местных властей. Хотя кое-что привели в порядок, как Дом Губернского правления, например, дай бог и другие здания со временем отреставрируют! Вот тогда-то город заиграет всеми своими гранями и яркими красками!

В Вологде немало интересных памятников и музеев.

Дом-музей Петра Первого оказался закрыт, в него я не попала,

зато попала в очень необычный Музей забытых вещей с милыми старинными вещичками

В Вологде где-где-где, в Вологде где...
и Усадьбу купца Самарина, где воссоздан дух уютной провинциальной старины.
В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Ну и конечно же, я побывала в Музее Вологодского кружева, где представлены подлинные шедевры кружевного плетения. Очень стоит заглянуть!

В общем, двух дней на осмотр самого города вполне достаточно, и это без спешки, с посещением разных музеев, храмов и подъемом на Колокольню. Одного дня будет явно маловато.

Спасо-Прилуцкий монастырь

Совсем недалеко от города находится Спасо-Прилуцкий монастырь. Туда легко можно добраться на автобусах 28, 22 и 14 от остановки Старый Рынок. Ехать всего минут 15, около семи км. Кстати, монастырь открывается очень рано, с шести утра.

Монастырь, безусловно, интересный, но правильно будет его смотреть до посещения Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей. Тогда впечатления будут идти по нарастающей.

Православная мужская обитель, основанная учеником Сергия Радонежского Святым Дмитрием Прилуцким, известна с 14 века и считается одним из самых древних и почитаемых монастырей Русского Севера. Мрачная у него история, в 30-ые годы в его стенах была тюрьма. Ну, а сейчас обитель вернули верующим, привели в порядок. Красочные полосатые башенки по периметру монастырских стен, признаться удивили своим ярким дизайном.

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

К сожалению, на территории монастыря пускают далеко не везде. Так, в мое посещение был закрыт проход к самой древней деревянной церкви. Жаль, но таковы правила в действующем монастыре. Пришлось довольствоваться малым.

В качестве утешения дошла до моста, откуда открываются чудесные виды на ансамбль обители.

Этнографический музей Семёнково

В тот же день я съездила ещё в одно интересное местечко недалеко от Вологды — этнографический музей Семёнково. Доехать туда можно от вокзала на 37 автобусе.

Сегодня в музее представлена коллекция из 12 жилых домов 19–20 веков, привезенные из разных районов Вологодской области. В каждом из них создали свою экспозицию, знакомящую с крестьянским бытом Вологодской губернии: дом плотника, комната ткачихи, дом мастера по росписям и дом гончара.

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Прекрасное место, где можно прикоснуться к традициям жизни наших предков, к истокам культуры и менталитета русского народа. Здорово, что создаются такие музеи под открытым небом, сохраняются традиции деревенского быта и доносится история далекого прошлого до нынешнего поколения.

Семёнково мне очень понравилось, с удовольствием там прогулялась пару часиков.

В усадьбу Брянчаниновых за колокольчиками

«Непременно съездите в усадьбу Брянчаниновых, там сейчас как-раз цветут колокольчики, очень красиво!» — посоветовала мне администратор моей уютной мини-гостиницы Сканди.

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Да я и сама туда собиралась, вот только добраться до этой усадьбы не так-то просто. Экскурсии туда организуют очень редко, автобус, который раньше ходил по этому маршруту, почему-то в этом году отменили. Оставался единственный вариант — на такси. Удачно скооперировавшись с одним постояльцем отеля мы вскладчину взяли такси и с ветерком за полчаса домчались до села Покровское, где и находится музей. Цена вопроса — 500 р. в одну сторону, совсем немного за привилегию увидеть такую красивую усадьбу!

Вот и она сама — прелестный особняк с мезонином, в нежных кремовых тонах, украшенный изысканной лепниной.

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Не усадьба, а розовая мечта! И всё это великолепие — на фоне синих колокольчиков, коих здесь видимо-невидимо в конце июня! Ничуть не хуже знаменитых лавандовых полей в Провансе, подумалось мне. Смотрится просто восхитительно!

До чего же прекрасен этот образец дворянской усадьбы в силе классицизма! И как же замечательно, что такое место любовно отреставрировали, причем не так давно, в 2009 году. Говорят, большой вклад в этот процесс внесла внучка последнего владельца имения, живущая в США, потомок рода Брянчаниновых.

Ну, а сама усадьба была построена в начале 19 века представителем знатного дворянского рода Александром Семёновичем Брянчаниновым. Старинный каменный дом поражает своей красотой — стройностью пропорций, богатой пластикой фасадов, обилием изящного декора. В общем, процесс любования здесь может надолго затянуться. А ведь надо ещё и интерьеры посмотреть, и по тенистому парку прогуляться. В общем, два-три часа в этом месте — самое то.

Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри — маст-си на Вологодчине

Наверное, это самое-самое вкусное в Вологодском крае. Зная это, я заранее озаботилась заказать экскурсию в эти два места. Таким образом можно за один день побывать в двух знаковых древних монастырях Белозерья.

Ферапонтов монастырь совершенно поразительный.

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Это даже уже не монастырь, а уникальный музей древнерусского зодчества с единственной сохранившейся в России росписью великого Дионисия. За этими древними фресками конца 15 века в Соборе Рождества Богородицы в первую очередь все сюда и едут.

Небесные фрески совершенны и поражают своей красотой, цветом и фактурой. Лики, смотрящие в самую глубину души — это очень сильно! Прекрасный объект ЮНЕСКО!

А в каком красивом месте стоит монастырь! На крутом берегу у Ферапонтовского озера, откуда открываются открыточные виды!

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Лаконичный, изящный, какой-то камерный, совершенно не подавляющий величием!

Кирилло-Белозерский монастырь совершенно иной — грандиозный, мощный, огромный, с величественными стенами и широкими галереями!

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Основан в 14 веке последователями Сергия Радонежского, в частности Кириллом Белозерским, в честь которого и назван! Крепостная стена очень серьезная, видно, что монастырь был оплотом русского севера. Не монастырь, а самая настоящая крепость на намоленой Кирилловской земле! Обязательно надо обойти его по внешнему периметру, чтобы увидеть все башни и стены, осознать всё его величие и размах.

А также подняться на колокольню, виды оттуда на сам монастырь и Сиверское озеро совершенно восхитительны!

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Также как и открыточные виды на архитектурный ансамбль монастыря с разных точек озера!

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Настоящая жемчужина Русского Севера! Место славы и силы!

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

Интересно, что сегодня это уже не действующий монастырь, а музей-заповедник.

В Вологде где-где-где, в Вологде где...

По-хорошему, чтобы увидеть монастырь по-максимуму и без спешки приезжать сюда надо с раннего утра и на целый день. Полдня на такой грандиозный объект мне показалось маловато.

Вот так и пролетели мои четыре дня на Вологодчине, получился очень гармоничный микс из уникальной архитектуры самой Вологды, древних монастырей Белозерья, этнографического комплекса Семёнково и усадьбы Брянчаниновых. Мне кажется, это очень удачный расклад для длинного уикэнда, как для москвичей, так и для питерцев! Однозначно рекомендую!