Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была вчера 22:23

Карелия, Вологодская область — Россия Сентябрь 2021

В гости к Бесу

Помните рассказ О. Генри «Вождь краснокожих»? А теперь представьте, что вас на все лето мобилизовали на дачу с двумя такими вождями в качестве подопечных.
Помнится, в конце рассказа герои были готовы за 10 минут добежать до канадской границы… Вот и я, к вожделенному 1 сентября вполне созрела для того, чтобы бежать подальше, в глухие леса, и желательно туда, куда достижения прогресса в виде мобильной связи ещё не добрались…

Не зря говорят: мысль материальна. Тут же мне на глаза попалась реклама тура в Карелию, на восточный берег Онежского озера. Название места звучало интригующе — Бесов нос. Фотографии завораживали. На машине из Питера, на всё про всё — 3 полных дня. Идеальный вариант!

Компания подобралась прекрасная — наш предводитель, он же водитель, он же гид Олег, и 4 девушки бальзаковского возраста.

День 1

Стартовали рано утром от Московского вокзала. Первая остановка на завтрак — кафе «Фермер». Не только кафе, а целое хозяйство с продуктовым магазином, сувенирным киоском и двумя козлами Чубаккой и Борисом в качестве украшения.

В гости к Бесу

Смело могу рекомендовать, вкусно, уютно, недорого.

Несмотря на то, что жаркое в этом году лето задержалось и на сентябрь, именно на наши дни синоптики пообещали арктическое вторжение с дождями, а некоторые особо рьяные — даже и со снегом. К счастью, все оказалось не так сурово, температура держалась в районе 8–10, дождики перемежались солнцем, а небо выдавало такое разнообразие цветов и форм, что можно было бы часами сидеть и смотреть этот документальный фильм, производства студии «Природа».

В гости к Бесу

Заезжаем в Вытегру, районный центр Вологодской области. Особо ничем не примечательный городок, каких много в центральной России. Деревянная застройка, советские панельки, Ленин, магнит с пятёрочкой. Но есть один особый объект: подводная лодка. Самая настоящая, проекта 641, по классификации НАТО «Фокстрот». Находилась на службе с 1970 по 2001 год. В 2002 ушла на пенсию и переехала в Вытегру, где и продолжает работать, уже в качестве музея.

Даже для тех, кто далёк от этой темы, представить работу и быт подводников интересно, а уж для тех, кто читал Покровского или Овечкина, это зримая, материальная иллюстрация их рассказов. Что могу сказать: люди, добровольно обрекающие себя на такую службу — герои.

Торпедный и жилые отсеки, системы управления, алфавит для перестукивания в случае аварийной ситуации. Трудно представить, как в таком ограниченном пространстве можно жить и работать неделями экипажу из 80 человек!

В гости к Бесу

Затарились в Вытегре продуктами и не только ими. Следующие 2 ночи нам предстоит провести в коттедже на рыболовной базе на Тудозере. Но рыбаков среди нас нет, поэтому рассчитывать на уху не приходится.

Путь наш лежит на север, вдоль Онежского озера. Берег ровный, пологий. Тем удивительнее внезапно возвышающаяся над озером Андом-гора, или, правильнее, Андомский геологический разрез. Оранжевые, розовые, сиреневые, зеленоватые слои песчаника и глины сияют в лучах заходящего солнца. Возраст пород, выдавленных ледником на поверхность, составляет по оценкам геологов 400 млн. лет.

В гости к Бесу

На склонах и камнях можно найти отпечатки раковин и панцирных рыб девонского периода, чем мы с энтузиазмом и занялись.

В гости к Бесу

Жаль, скоро стемнело, и мы поспешили на базу, где под уютный треск поленьев и нехитрый ужин продолжили наше знакомство.

В гости к Бесу

День 2

Утро порадовало ярким солнцем и огорчило холодным ветром. Не то чтобы мы боялись замёрзнуть, о тёплой одежде позаботились заранее. Просто ветер означал, что намеченная поездка по озеру в отдаленный Муромский монастырь не состоится. Возможности плавсредств, которые есть в наличии у местного населения, не позволяют при таком волнении выходить в открытое озеро, слишком велик риск.

Но до главной цели нашего путешествия, мыса Бесов Нос, мы всё-таки доберёмся. На машине туда не доехать, дороги нет, но ведь река — тоже дорога, только для лодок.

Загрузились — вперёд!

Сначала неширокая, зажатая лесом, река Чёрная постепенно разливается, и ближе к слиянию с Онежским озером вполне себе сравнится с какой-нибудь Окой. Вот они, северные реки. А уж ручьев безымянных тут и вовсе не счесть. То ли дело у нас в средней полосе: какая-нибудь Поколяйка, шириной метра два, а гордо именует себя рекой:)

В гости к Бесу

Полчаса с ветерком, и мы у цели.

Мыс Бесов Нос — средний из трёх Носов. Южный, на котором мы высадились — Кладовец, северный — Пери Нос.

В гости к Бесу

Кроме классической красоты сочетания гранитных скал, воды и неба, Бесов Нос известен своими петроглифами. Среди них собственно и изображен тот, чьё имя мыс носит. Сфотографировать «беса» не так то просто, размер его более 2 метров, скалы у воды скользкие, очень легко съехать в воду со всеми вытекающими в буквальном смысле слова последствиями.

В гости к Бесу

Вот он, бес, на коротких ножках с длинными руками и квадратной головой. Учёные определяют возраст петроглифов в 4- 5 тысяч лет. Резонный вопрос: откуда тогда в его руке крест? До рождения Христа впереди ещё тысячелетия. Объясняют — крест, мол, монахи пририсовали, когда пришли в эти места в 16 веке. Ну, по-видимому, не только монахи старались оставить свой след в веках. Хватает и вырезанных на скалах надписей в стиле «Киса и Ося были тут» разной степени древности.

Дошли мы и до Пери Носа. Можно идти по пляжу, удивляющему своими цветными песками, и по лесу, где уже проложены деревянные мостки. Территория эта относится с Муромскому заказнику и благоустраивается для туристов.

Онежская кардиограмма

В гости к Бесу

На Бесовом Носу стоит старый деревянный маяк, уже неработающий.

Находились, насмотрелись, надышались, набрали целый пакет белых и подосиновиков, организовали маленький пикник с видом на озеро и — в обратный путь, который, как известно, всегда короче…

В гости к Бесу

Вечером устроили грибной пир под местные напитки и разговоры о прошлых и будущих путешествиях…

В гости к Бесу

День 3

Сегодня покидаем нашу гостеприимную базу и двигаемся в обратный путь. В программе была деревня Мандроги, но единогласным решением этот туристический аттракцион решено было поменять на куда менее известное, но заслуживающее внимания место.

Вепсский замок или Глаз Росомахи- так называют эту крепость или как правильнее назвать сооружение, выбитое в гранитной скале. Финны построили его во время Великой Отечественной войны.

Чтобы добраться туда, приходится воспользоваться паромом в посёлке Вознесенье, там, где из Онежского озера вытекает полноводная Свирь.

В гости к Бесу

Пока ждали паром, прогулялись по окрестностям.

Вот такой небанальный Владимир Ильич.

В гости к Бесу

Снаружи- поросший мхом и кустарником холм, а внутри целая система коридоров, комнат и огневых точек, выходящих далеко за его пределы.

Зашли — кромешная тьма, телефонный фонарик выхватывает только мглу… Хорошо, Олег знал куда идти, и — за ним, сначала по голосу, потом по крутой лестнице вверх, к просвету, потом по железным скобам в стене…

В гости к Бесу

(Признаюсь, я ждала, что мои старшие товарищи, глядя на такое безобразие, откажутся штурмовать вершину, и тогда бы я с чистой совестью последовала их примеру. Но они, ничтоже сумняшеся, с ловкостью восемнадцатилетних карабкались наверх, ну и… что мне оставалось ещё, кроме как тряхнуть своими годами и килограммами…)

Не зря крепость называют Глаз Росомахи, отсюда просматривается вся округа на многие километры.

В гости к Бесу

А вот и сам «глаз», оборудованная огневая точка

Назад спокойно спустились по лестнице:)

На обратном пути постояли над Волго-Балтийским каналом, посмотрели, как проходит шлюз большой сухогруз, едва умещающийся в шлюзовую камеру…

В гости к Бесу

Послушали, как на соседнем судне кто-то из старших по громкой связи учит Андрея швартоваться, используя все богатство флотского лексикона…

Заезжали полюбоваться на сохранившиеся деревянные храмы, типичной северной архитектуры…

Вот эта Георгиевская церковь в селе Родионово датируется концом 15 века! Конечно, трудно представить, какая часть постройки сохранилась с тех времён, но даже с учетом более поздних перестроений это самая старая постройка в регионе.

В гости к Бесу

Ильинская церковь в селе Саминский Погост ещё стоит, а вот церкви Тихвинской иконы Божьей Матери рядом с ней повезло меньше, это уже руины.

В гости к Бесу

Покормили местных кабысдохов остатками колбасы и полные впечатлений покатили назад в Питер.

Вот вам рецепт, как всего за 3 дня обрести полное душевное равновесие:)