Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была сегодня 0:44

Армения Август 2021

Что и говорить, в эпоху ковида путешествовать стало намного труднее. Здесь вам и постоянно меняющаяся реальность, и непомерно возросшая стоимость перелетов, и закрытые достопримечательности, и обязательные ПЦР-тесты, своевременность получения которых, гарантируется только деньгами. Короче говоря, все стало гораздо сложнее и дороже.

Однако, не смотря на все это, отказываться от путешествий я не хочу, и как только подходит отпуск, ищу подходящие варианты.

В жарких объятиях Армении

В этом году один из кусочков моего отпуска пришелся на август, а в конце июля меня добровольно-принудительно вакцинировали, и было грешно не извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Поэтому, как только в мой личный кабинет на госуслугах, наконец-то, упал заветный сертификат с QR-кодом, я начала искать места, в которых рады привитым гостям. Одной из таких приветливых стран оказалась солнечная Армения.

Учитывая, что Армению я хотела увидеть давно, все выходило как нельзя лучше! Дело омрачалось только тем, что у меня совсем не было времени на подготовку самостоятельного путешествия. Задачка решалась только поиском готового тура. Перебрав разные варианты от разных турфирм, я остановила свой выбор на предложении от компании Ванд и ни разу об этом не пожалела.

Глубоким вечером 10-го августа, когда я уже занесла руку над кнопкой «забронировать», раздался телефонный звонок. Это звонила моя подруга Илона, которой я накануне рассказала о своих планах.

— Ты что-то говорила об Армении, — сказала Илона. — Когда ты едешь?

— Тур начинается 13-го, — ответила я.

— Я бы тоже хотела поехать.

Радости моей не было предела! Отправиться в интересную страну с подругой, которую я знаю сто лет и с которой много раз путешествовала, было для меня настоящим подарком!

Мы с Илоной углубились в обсуждение Армении и совсем потеряли счет времени. Опомнившись где-то в час ночи, решили, следуя известной мудрости, отложить покупку на утро!

В жарких объятиях Армении

Утром случилось чудо! Когда оплачивали тур выяснилось, что экскурсантов кроме нас больше нет!

Бинго!!! Мы получили индивидуальное путешествие по цене группового!

Ереван. Поющий фонтан

Наше путешествие по Армении длилось 6 дней, 4 из которых были экскурсионными. Жили мы недалеко от центра Еревана, в отеле Ani Central Inn, откуда каждый день отправлялись в поездки по древней стране.

Монастырь Ованаванк

Забегая вперед, скажу, я счастлива, что судьба подарила мне знакомство с Арменией. Эта маленькая страна настолько богата красивыми и интересными местами, что за короткий срок невозможно увидеть и сотой доли того, что она предлагает. Не успев вернуться, я уже мечтаю о новой встрече с ней.

В жарких объятиях Армении

Надо сказать, что лучшее время в Армении, это весна и осень, но тут есть своя ложка дегтя. Как вы понимаете, в топовое время всегда и везде полно туристов. Однако этой осенью у тех, кто не боится выходить из дома, есть уникальная возможность увидеть Армению во всей красе без огромных туристических толп.

Из-за того, что мой отпуск пришелся на август, мне выбирать не приходилось и я оказалась в Армении в разгар жаркого лета.

В жарких объятиях Армении

В это время температура воздуха не опускается ниже 35 градусов, а в такую жару не только сложно осматривать достопримечательности, но и невозможно увидеть Арарат во всем его блеске. Увы, в жаркие дни знаменитая гора тонет в мареве перегретого солнцем воздуха. Тем не менее в августе все же есть своя прелесть.

В доковидные времена, люди любили бывать в Армении в любые сезоны. Страна настолько разнообразна, что всегда находилось что-то интересное и запоминающееся. К сожалению, пандемия все изменила и полноводный поток туристов превратился в слабый ручеек. У меня сложилось впечатление, что, если в ближайший год ситуация не поменяется турсфера Армении зачахнет.

Надо сказать, что власти страны делают многое для туризма. Условия въезда максимально удобны, никто не давит на психику требованием носить маски и не запугивает опасностями заражения.

У меня в Армении вообще создалась иллюзия, что время повернуло вспять и вокруг нет никакого ковида, дельта-штамма и угрозы массового вымирания.

За все время, что мы были в этой стране, людей в масках можно было пересчитать по пальцам одной руки и они выглядели диковинками.

Насколько я поняла из разговоров с местными жителями, ковид-обстановка в стране спокойная, люди работают в привычном режиме, отмечают праздники и свободно перемещаются между городами. К вакцинации большинство армян относится скептически, люди не спешат прививаться, и пока их никто насильно не заставляет это делать.

Лично мне доставило огромное удовольствие вернуться в обстановку счастливых доковидных времен. Думаю, для всех, кому уже надоело жить в страхе и условиях ограничений, Армения станет настоящим глотком свежего воздуха.

В жарких объятиях Армении

Раз уж я затронула тему ковида, хочу сказать, что сейчас в Армении большое число иранцев и индусов. Некоторые из них едут сюда чтобы привиться от вируса, т. к. в Армении действует закон о бесплатной вакцинации иностранцев. Я точно не знаю, насколько высоким спросом пользуется это предложение, но наш отель был практически полностью заполнен индусами.

Для получения бесплатной прививки, иностранец должен прожить в стране не менее 10 дней, и только после этого его привьют вакциной АстраЗенека в одном из передвижных пунктов. Такой пункт мы видели в Ереване на Северном проспекте. Сказать, что там были огромные толпы, я не могу, небольшая очередь, которая довольно быстро двигалась. По всей видимости процесс налажен очень четко.

В жарких объятиях Армении

Надеюсь, эта информация пригодится тем, кто хочет уже сегодня открыть себе путь в Европу, привившись признанной там вакциной!

Из Москвы в Ереван можно добраться прямым рейсом. Вариантов достаточно много и легко можно подобрать максимально удобное для себя время и условия.

В жарких объятиях Армении

Приятно, что Армения одна из немногих стран, куда можно въехать по российскому паспорту. Так что это направление вполне можно рассматривать, как альтернативу переполненным Крыму и Сочи.

Монастырь Хор Вирап на фоне Араратской равнины

Удобно еще и то, что в Армению можно ехать с рублями. В стране нет никаких проблем обменять рубли на драмы. Я лично убедилась, что в Ереване это можно сделать в любом обменнике.

Ко всему прочему в Армении совсем нет языкового барьера. Везде, где мы побывали, у нас ни разу не возникло сложностей в общении. Впрочем, у нас вообще ни с чем и нигде не возникло никого дискомфорта и напряжения.

Армяне относятся к россиянам очень доброжелательно. Мне нравилось ощущать себя желанным гостем. Скажу больше, я просто растаяла, когда в крепости Амберд мне сказали, что билет для россиян стоит столько же сколько и для местных жителей.

В жарких объятиях Армении

Немного отвлекусь от рассказа об Армении и вернусь к тому моменту, когда я еще находилась на Родине, в аэропорту Внуково. Здесь со мной произошла удивительная история, объяснения которой у меня нет и сегодня.

Я вылетала из Москвы вечером, и, учитывая тот факт, что в Ереване мне предстоит оказаться где-то в полночь, решила заглянуть в Дьюти фри и купить себе на всякий случай что-нибудь съестное.

Взяв бутылку воды, каких-то орешков и чипсов, я подошла к кассе. Там, как водится, предъявила свой посадочный и тут выяснилось, что мне ничего не продадут! Представьте, как вытянулось мое лицо!

— Почему? — спросила я.

— Потому что Вы летите в Армению. — ответил кассир.

— И что? — недоумевала я.

— Таковы правила Евразийского Экономического Союза.

Не солоно похлебавши, я отправилась в кафе, где купила себе воду и бутерброд. При посадке никто мои покупки не конфисковал. Выходило, что правила ЕАЭС в Дьюти фри действуют, а в кафе нет.

Еще большее удивление у меня вызвал тот факт, что, как оказалось, правила ЕАЭС действуют только в Москве. Удивительным образом при вылете из Еревана у меня не возникло никаких проблем с покупками в магазине беспошлинной торговли.

Если кто-нибудь знает с чем я столкнулась во Внуково, просветите меня, пожалуйста.

У Армении настолько глубокая история и она так богата достопримечательностями, что говорить об этом надо отдельно. Так что сейчас я ограничусь рассказом о некоторых ее особенностях, которые мне запомнились.

Начну с того, что армяне называют себя хай или хайе, а Армению величают Хайестаном. История этих самоназваний уходит корнями во времена строительства Вавилонской башни.

Множество племен и кланов участвовали в возведении башни. Глядя на то, как идет работа, вавилонский царь Бэл решил объединить всех строителей под своим началом. Одно из племен этому воспротивилось. Его предводитель собрал своих людей и увел их из Месопотамии. Звали этого человека Хайк.

Он привел свой народ на берега озера Ван и основал здесь царство, в центре которого была гора Арарат, а границы очерчивались вокруг трех озер: Ван, Севан и Урмия. Если взглянуть на карту, царство Хайка занимало обширную территорию.

Бэл был оскорблен неповиновением и, к тому же, ему совсем не нравилось видеть у своих границ крепнущее новое государство. Бэл решил покорить Хайестан. Сражение между народом Хайка и вавилонской армией состоялось 11 августа 2492 года до нашей эры, недалеко от озера Ван, в местности Айоц дзор.

Ереван. Кафедральный собор

В жестоком бою Хайк убил Бэла. Вавилонская армия, потеряв своего царя, бежала.

После одержанной победы, Хайка возвеличили до небес и объявили отцом всего племени. Чтобы навечно связать себя с великим победителем, люди стали называть себя «хай». День же 11 августа стал всенародным праздником Навасард, символизирующим наступление нового года. Фактически этот день смело можно считать днем образования Армении.

Может это всего лишь красивая легенда, но армяне действительно живут в этом краю с древних времен и давно с ним сроднились. За тысячелетия живущие здесь люди познали и радость побед, и горечь поражений. За долгую историю времена триумфа сменялись временами горьких потерь.

Первый раздел Армении произошел в 4-м веке нашей эры. Страна пала под натиском враждующих между собой Рима и Персии. Соперники разорвали Великую Армению на Восточную и Западную. За свою историю Армения всегда оказывалась в поле зрения господствующих империй. Ее много раз делили и перекраивали. То, что мы сейчас называем Республикой Армения, всего лишь небольшая часть восточных земель некогда великой державы.

В жарких объятиях Армении

Надо сказать, что не смотря на все перипетии судьбы, Армения сегодня — мононациональное государство. Вы не поверите, но в 21 веке на долю коренного населения приходится более 98%. Это действительно удивительно, ведь в разное время в этих землях правили урарты, греки, римляне, персы и османы. Как в таких условиях люди смогли не распылиться и не раствориться в других народах? Что помогло им сохранить свою культуру, обычаи и самоидентификацию?

Монастырь Эчмиадзин

Узнав о мононациональности Армении, мне стало очень интересно, из кого же состоят те 2% жителей Армении, которые армянами не являются. И вот, что я узнала. Сегодня среди национальных меньшинств выделяются езиды и молокане.

В жарких объятиях Армении

Молокане — это русские, оказавшиеся в Армении в 19 веке. Часть этих людей переселилась сюда, поверив своим проповедникам, что в окрестностях горы Арарат грядет тысячелетнее царствие Христа, а другая часть оказалась здесь не по доброй воле. Русский царь сослал их в Армению за ересь.

Молокане по своей сути христиане, но они отвергают церковные обряды и таинства, не носят нательных крестов и не крестятся, а еще в дни постов они употребляют молочные продукты, что, как известно, церковь запрещает. Интернет рассказывает, что разговаривают молокане на каком-то особом диалекте русского языка. Интересно, смогла бы я понять их речь?

В жарких объятиях Армении

Сейчас в Армении живет порядка 5 тысяч молокан. Мир их обособлен и в политической жизни страны участия они не принимают. У них даже нет своего представителя в парламенте.

Мне было бы интересно познакомиться с жизнью этих необычных людей, но в короткую поездку это знакомство уложить не получилось.

Езиды в Армении более многочисленны, их в стране порядка 36 тысяч человек. В отличие от молокан, у езидов есть свой представитель в парламенте.

Интересен тот факт, что курды считают езидов частью своего этноса, но сами езиды себя с курдами не ассоциируют. Они считают себя прямыми потомками вавилонян.

В жарких объятиях Армении

У езидов очень необычная религия, в основе которой лежит зороастризм. Их религия малоизучена, так как знания в ней в основном передаются из уст в уста и, кроме того, считается, что езидами не становятся, а только рождаются. Так что чужаков не допускают до святых тайн.

Еще у езидов довольно необычные обряды. Меня, например, очень удивило, что в день свадьбы жених должен бросить в голову своей невесте яблоко. На мой взгляд, это весьма травмоопасно.

Симфония камней

В Армении езиды, в массе своей, живут на склонах горы Арагац и занимаются разведением овец. Отправляясь в эти места, можно увидеть стада баранов под охраной пастухов и их верных собак.

По словам нашего гида, езидские собаки представляют большую опасность для пеших туристов. Эти свирепые псы любого чужака воспринимают как угрозу для стада и бесстрашно бросаются в бой. Учитывайте это, если соберетесь самостоятельно побродить по горам Армении.

В жарких объятиях Армении

Я увлеклась рассказами о национальных меньшинствах Армении, но пропустить эту тему мне не хотелось, уж очень колоритны эти народности, чтобы не сказать о них пару слов.

Завершая свой рассказ об особенностях Армении, хочу сказать еще об одной. Несмотря на то, что страна лежит на широте, где господствует субтропический климат, это абсолютно ничего не значит. В положение дел вмешивается рельеф местности и все путает.

В жарких объятиях Армении

В итоге получается, что на Араратской равнине и в Ереване правит бал континентальный климат, в горах владычествует умеренный климат и только на юго-востоке, у границы с Ираном, можно оказаться во власти субтропиков.

Таким образом, учитывая маленькие размеры страны, при желании, за один день можно побывать в трех климатических зонах.

Монастырь Сагмосаванк

На этом я завершу свой первый рассказ об Армении и через некоторое время вернусь с продолжением.