Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

«Ах, Самара городок…» День второй. Прогулки по историческому центру. Улица Фрунзе

Самара — Россия Май 2021

Город Куйбышев (нынешняя Самара) во время Великой Отечественной войны на случай отступления из Москвы был выбран в качестве запасной столицы. Именно сюда эвакуировали весь Большой театр с ведущими артистами. В театре оперы и балета впервые прозвучала 7-я симфония Шостаковича, которую композитор начал писать в блокадном Ленинграде и завершил в Куйбышеве.

А в здании нынешнего Института культуры менее чем за год абсолютно секретно строился бункер для Сталина и главных членов ЦК КПСС. Убежище глубиной с 12-этажный дом возводили метростроевцы. До 1991 года это место было засекречено. А когда рассекретили, то он стал доступен посетителям в составе экскурсии.

Еще на теплоходе попутчики нам настоятельно рекомендовали сходить на экскурсию в бункер Сталина. Но я читала, что попасть туда не так-то просто. Утром 10 мая предприняли несколько попыток дозвониться. Попали на дежурного, который продиктовал телефон, по которому никто не отвечал. Потратив время, и совсем отчаявшись попасть, решили, что пойдем гулять в сторону бункера, а там видно будет.

10 мая в первой половине дня, картина, представшая нашему взору на улицах города, разительно отличалась от вчерашней. Вместо толп народа — редкие прохожие, на дорогах почти полное отсутствие легкового транспорта.

Погода чудесная: тепло, но не жарко, под ногами нет слякоти и грязи, сверху не капает. По-моему это лучшее время, чтобы оценить красоту исторического центра Самары, раз уж с экскурсией договориться не удалось.

Решили начать прогулку по улице Фрунзе и двигаться в сторону бункера. А там, если получится попасть, то замечательно. А если нет, то значит не судьба. С таким философским настроем отправились осматривать исторический центр.

В историческом центре (улицы Ленинградская, Фрунзе, Куйбышева, площадь Куйбышева, площадь Славы) можно найти здания разных стилей и эпох: Римско-католический костёл Пресвятого Сердца Иисуса в стиле неоготика (ул. Фрунзе, 157), здания в псевдорусском стиле (Самарский драматический театр и другие), конструктивизм советских времен (здание Дома промышленности), а так же в редком для Самары норманнском стиле (Здание Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков, Куйбышева, 153). Стоит обратить внимание и на деревянное зодчество Самары и оценить экстерьеры домов, построенных в конце XIX — начале XX века. Но самое главное на улицах Самары можно отыскать очень красивые особняки в стиле модерн. Многие знаменитые самарские памятники архитектуры начала прошлого столетия выполнены именно в этом стиле. У Виктории Саркисовой есть парочка интересных рассказов про самарский модерн. Если соберетесь в Самару, то стоит почитать. Здесь есть и о даче Головина — очень интересном особняке в стиле модерн, овеянном слухами и легендами. Но сложность для туриста, приехавшего на короткий срок — это расположение дачи. Поэтому дом со слонами мы посмотрели только издалека, с борта теплохода.

Но давайте вернемся к нашей прогулке по историческому центру и пойдем по порядку.

Первое интересное здание, что нам попалось — здание филармонии (ул. Фрунзе, 141). Это истинное украшение Самары. До революции оно называлось цирк-театр «Олимп». Его построили в 1907 году. Заказчиками и владельцами театра были купцы Павел и Семён Калинины. Архитектором выступил Платон Шаманский. В этом театре пел Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Иван Козловский, тут декламировали стихи Владимир Маяковский и Александр Блок. В нём читал лекции будущий премьер-министр России Александр Керенский. Это здание принимало множество цирковых трупп, в том числе и самого Дурова!

Само здание «Олимпа» было одним из «жемчужин» российского модерна в провинции. Построенное на перекрестке оно имело скошенный угол, в котором находился вход. Таким образом, трехэтажное сооружение было открыто взору всеми своими тремя фасадными гранями.

Оно было декорировано маскаронами (изображениями человеческих голов) и великолепными плетениями. И вся эта архитектурная игра фантазии завершалась скульптурным аллегорическим дуэтом из Аполлона (бог искусств) и Эраты (богиня любви и поэзии), расположенным над козырьком верхней арки. А по бокам было украшено пегасами. Именно они не понравились Шаляпину, и он заявил, что не желает петь в конюшне (поэтому решил петь с балкона отеля).

В октябре 1917 года Валериан Куйбышевна на сцене театра-цирка «Олимп» провозгласил советскую власть.

Но это здание не вынесло проверку временем. В 1974 году здание закрыли на генеральную реконструкцию. Долго думали, как с ним быть, как восстанавливать — и наконец, приняли решение. Старое здание практически полностью разрушили и на его месте по проекту архитектора Юрия Храмова в 1988 году возвели в тех же границах новое, очень похожее на прежнее.

На улицах Самары можно отыскать очень красивые особняки в стиле модерн. Вы, наверное, в этом уже убедились на примере гостиницы, а сейчас и филармонии. Мы еще увидим много интересных архитектурных объектов, т. к. многие знаменитые самарские памятники архитектуры начала прошлого столетия выполнены в стиле модерн. Здесь можно ходить и вертеть головой на 360 градусов, замечая и рассматривая детали особняков.

Идем дальше и приходим в сквер, где находится памятник режиссеру Эльдару Рязанову. Памятник установлен на улице Фрунзе, рядом с домом, где родился известный режиссёр. Кинематографист изображён сидящим на скамейке и наблюдающим за пришедшими как сторонний зритель. Автором монумента является грузинско-итальянский скульптор Важа Микаберидзе (Прасто).

На открытии памятника в 2017 году присутствовали родственники режиссера. И его дочь оценила сходство с отцом: «По облику он (памятник) очень похож на моего папу. Он не пафосный. Он сидит c такой расслабленной, с такой полуулыбкой, с такой иронической и доброй, которая была ему свойственна и в жизни». Рядом с памятником относительно недавно был открыт музей, но скажу сразу, что по музеям мы не ходили, т. к. был понедельник (официальный выходной во всех музеях).

Чтобы найти интересные памятники и скульптуры не обязательно специально бегать от скульптуры к скульптуре и только. Достаточно гулять в районе набережной или исторического центра и внимательно смотреть по сторонам. Вот мы, когда шли по Набережной в сторону отеля были невнимательны и пропустили «Бурлаков на Волге», но в последствии наверстали упущенное, посмотрев на Набережной и Волжском проспекте не только их.

В историческом центре мы уже повстречались с Эльдаром Рязановым, а немного дальше на противоположной улице встретили Буратино.

Недалеко от нашего отеля сидит бравый солдат Швейк, а возле театра драмы Чапаев берет штурмом Институт культуры (но это мы увидим чуть позже). А сейчас пойдем на другую сторону улицы поздороваться с Буратино. Здесь же находится Литературный музей. Расположен он в деревянном здании, где жил молодой Алексей Толстой.

Улица Фрунзе просто кладезь архитектурных изысков! Рядом с литературным музеем находится Католический Польский Костел — одна из визитных карточек Самары. Правильно он называется Храмом Пресвятого Сердца Иисуса. Он словно островок Европы среди купеческого исторического центра.

Интересно, что в Самаре к концу 19 века проживало около полутора тысяч поляков, которые, образовав национально-религиозную диаспору, с момента создания своей общины мечтали о религиозном католическом храме. Но история появления этого уникального неоготического здания в Самаре имеет свою непростую и, в чем-то драматическую историю, с которой связано появление другого городского храма — немецкой Лютеранской церкви. Но обо всем по порядку.

Считается, что первые поляки появились на самарской земле в 17–18 веках. Это были военнослужащие получавшие за свою службу земельные наделы. Также в Самару приезжали польские мигранты. К таким относится уже упомянутый мною в первом рассказе архитектор Квятковский, который перестраивал гостиницу «Бристоль».

Изначально Лютеранская кирха строилась для польской общины, но в связи со вспыхнувшим восстанием полякам запретили исповедовать свою веру и иметь костел. Поэтому построенное здание на улице Куйбышева, тогда Дворянской, было отдано немецкой общине, которая о таком аттракционе неслыханной щедрости даже не мечтала. Запрет был снят только в 19 веке, и польская община купила землю под строительство. Вначале 19 века поляки возвели сначала деревянную церковь, а 1902 году под руководством самарского архитектора Александра Щербачева началась закладка нового каменного храма. За 4 года его построили, но недолго счастье длилось. В 20-30-е годы он был разграблен и в его здании разместился краеведческий музей, который теперь находится в другом историческом здании (мы до него дойдем позже). До прихода советской власти здесь находился орган, который был утрачен.

Когда мы рассматривали архитектурные изыски польского костела, к нам подошел мужчина и поинтересовался, не на экскурсию ли мы в бункер Сталина собрались. Экстрасенс мелькнуло в голове… Но нет, все горазда проще…Тут Саша не растерялся и ответил: «Нет. Но очень хотим!». Разговорились. В процессе разговора выяснилось, что это экскурсовод, у которого здесь место встречи с теми, кто записался на экскурсию в бункер. В нас он безошибочно определил туристов и подумал, что мы заранее пришли на место сбора. На ловца и зверь бежит. Это мы удачно подошли! Экскурсовод сделал один звонок и присоединил нас к группе, которая начала собираться возле костела к 12 часам. Такое вот удачное стечение обстоятельств.

Наша экскурсия стартовала от костела. А по пути нам рассказали много интересного про самые значительные объекты, встретившиеся на нашем пути.

Рядом с польским костелом находится особняк Курлиной. Он же музей модерна.

Пройти мимо него и не восхититься просто невозможно. Он притягивает внимание интересными деталями, одновременно восхищает своей архитектурой и манит неизведанным. С этим домом связано много легенд, но многие из них не более чем выдумка.

Дом в его нынешнем виде построили еще в 1903 году. Московский архитектор Александр Зеленко занимался разработкой семейного гнездышка для самарского купца Александра Курлина. Этот особняк он подарил своей молодой супруге Александре Курлиной (сам Александр Курлин был значительно старше своей жены), которая к тому же слыла первой красавицей Самары. Курлина с мужем были известными в городе благотворителями: попечителями детских приютов, училища для слепых детей, коммерческого училища. Рассказывают, что она любила выходить на балкон и любоваться городом, а некоторое, в свою очередь, любовались ее красотой. Но не долго счастье длилось. После 1918 года Александра Курлина уехала в Москву, где жила в обычной коммунальной квартире на улице Мясковского у ресторана «Прага». Александра Павловна умерла в 1970-е годы. Ее похоронили в Москве на Востряковском кладбище. Перед смертью она отдала своей соседке по коммунальной квартире (дочери последнего губернатора Одессы) личную печать Александра Георгиевича Курлина из горного хрусталя — всё, что осталось у неё от былой красивой жизни.

Дальше на этой же улице мое внимание привлек еще один особняк, стиль которого можно определить с первого взгляда — модерн. Наш экскурсовод про него в тот момент ничего не рассказывал. Но я по приезду домой порылась в интернете и выяснила, что особняк Новокрещеновых. Дата постройки: ∼ 1907–1909 годы. В декоре фасада преобладают цветочные мотивы — это орхидеи, которые своими длинными изогнутыми стеблями оплетают здание и, устремляясь вверх, распускаются на его карнизе. Эти орхидеи очень похожи на те, что украшают гостиницу «Бристоль-Жигули». И это не случайно, ведь архитектор этого здания уже знакомый нам Михаил Квятковский — тот, что перестроил гостиницу «Бристоль-Жигули». Цветы являются своеобразной «визитной карточкой» архитектора Квятковского, фамилия которого, кстати, образована от польского слова «квят» — цветок.

Уютный и камерный дом Новокрещеновых — прекрасный образчик раннего, декоративного модерна.

«Это наиболее целостный, яркий пример архитектуры ар-нуво (французское название стиля модерн). В этом особняке видны признаки раннего модерна — асимметрия, декоративность, символичность, построение „изнутри-наружу“, своеобразие формотворческих стилизованных форм растительного мира, подчеркнуто яркий, индивидуализированный облик дома как единого произведения искусства». Источник

И раз речь зашла о модерне, здесь же расскажу про один интересный дом в этом стиле, который находится дальше на Фрунзе 169 и имеет черты северного модерна.

Построен он в 1991–1996 годах почти спустя сто лет со времен, когда в архитектуре главенствовал модерн. Это необычное здание построил самарский архитектор Леонид Кудеров. Дом даже получил собственное имя — Муха, в честь Альфонса Мухи, чешского художника, работавшего в стиле ар нуво.

Как я уже написала вначале рассказа, на улицах Самары можно встретить здания в разных стилях, стоящие бок о бок. Напротив красивого особняка в стиле модерн расположено здание в стиле конструктивизм. Такая игра контрастов: от изысканных плавных линий и декора к монолитному образу. Сейчас здесь Штаб ПриВО. «Полное название — Дом Красной армии имени Климента Ворошилова. Назван в честь наркома по военным и морским делам, одного из пяти первых маршалов СССР. Кроме того, именно Ворошилов принимал легендарный куйбышевский парад 7 ноября 1941 года. Любовь к не самому талантливому советскому полководцу проявилась и в названии улицы. Современная Ленинская с 1926 по 1957 год именовалась Ворошиловской». https://drugoigorod.ru/10_konstructivizm/

В Самаре в историческом центре стоит обратить внимание и деревянное зодчество, такое уютное и камерное. Оценить красоту домов, находящихся на улице Фрунзе. Мы уже увидели здание Литературного музея и деревянные дома на противоположной стороне улицы. А вот самый, на мой взгляд, красивый деревянный особняк Самары находится на площади Чапаева. Это дом помещика Юлия Поплавского (ул. Фрунзе, 171), который был крупным помещиком и имел земельные участки в Николаевском и Бузулукском уездах Самарской губернии. В конце XIX — начале XX века Поплавский распродал почти все свои земли и решил вложить деньги в строительство доходных домов в Самаре. Построил он дом и для себя.

Свой особняк Поплавский решил поставить на улице Саратовской (Фрунзе) между бакалейной лавкой В. А. Кичаева и гостиницей «Театральная». Проект заказал не кому-нибудь, а самому Александру Щербачёву. Пишут, что купец хотел, чтобы городской особняк был похож на его усадьбу в Малой Малышевке, но нельзя не обратить внимание и на сходство дома Поплавского со стоящим рядом Драмтеатром: та же 3-частная 5-осевая композиция фасада, те же шатровые крыши по бокам…

Дом был построен в 1900 году, и семья Поплавского жила в нём до Революции. Правда, сам Юлий Иосифович скончался в 1912 году, и всё его имущество унаследовал его сын Евдоким. В 1919 году дом Поплавского был отдан под коммунальное жилье, сейчас это обычный жилой дом.

Если у вас будет больше времени в Самаре, то оцените экстерьеры деревянных домов: мещан Вырыпаевых (ул. Комсомольская, 45) и мещан Смирновых (ул. Ярмарочная, 36) — все они построены в конце XIX — начале XX века. У нас, увы, времени на них не было.

Но все-таки главное украшение площади — это не особняк Поплавского и даже не дом Муха, стоящий рядом, а здание драмтеатра и памятник Чапаеву.

Здание Самарского драматического театра является одной из самых известных достопримечательностей Самары. Потрясающе красивое строение, напоминающее сказочный терем — гордость самарской архитектуры 19 века. Это здание было построено намного позже, чем основан театр. Изначально он располагался в хлебном амбаре, построенном на средства жителей города. И только в 1888 году было принято решение о строительстве нового здания в русско-московском стиле. Архитектором проекта стал Михаил Чичагов.

Новый театр был выстроен из красного кирпича, украшен белокаменными изразцами и четырьмя пирамидальными башнями. Фасад здания украшен декоративными элементами русского зодчества. В 90-е годы оно вошло в список памятников истории и культуры федерального значения.

К мундиалю, видимо, был проведен небольшой косметический ремонт. Но, как обычно бывает у нас в России, хватило денег только на лицевой фасад.

В целом же место очень красивое и удачное. С него открывается неповторимая панорама на реку, а здание отлично видно и с Волги с борта теплохода.

В 30-е годы, а если быть точнее, то 6 ноября 1932 году перед зданием драмтеатра появился памятник Чапаеву работы Матвея Манизера. Здесь на площади, носящей имя комдива, его видели, наверное, все бывавшие в Самаре или в Куйбышеве.

Немного истории: над памятником Матвей Манизер работал в Ленинграде. Там же ему позировали прототипы скульптурных фигур. Перед тем, как отправить памятник на волжские берега, его осмотрел Киров, который весьма впечатлился. Памятник получился на славу. К тому же, это была первая многофигурная композиция, изготовленная при советской власти. Киров возжелал для Ленинграда такое же чудо. Копия была отлита перед самым началом войны, а установлена у Военной академии связи уже во время блокады.

За памятник Манизер получил звание Заслуженного художника.

Архитектор куйбышевского постамента — Иосиф Лангбард, прославившийся, прежде всего, своими конструтивистскими постройками в Белорусской ССР.

Оплатили изготовление монумента бывшие бойцы чапаевской дивизии и самарский пролетариат.

Технические характеристики: вес памятника 12 тонн. Материал — бронза. Высота — 10 метров. Основание постамента 17×22 метра. Фигуры в полтора раза человеческого роста.

Образ лихого комдива Чапаева с легкой писательской руки Фурманова ушел в народ, а кинообраз из фильма братьев Васильевых сделал еще популярнее этого исторического персонажа, а уже потом сделал его героем многочисленных анекдотов.

Собирая и изучая обширный документальный материал, Манизер пришел к выводу, что создавать образ Чапаева без чапаевцев невозможно. Тогда же пришла идея показать Чапаева на коне. Здесь, на площади мы видим комдива на коне, а в реальности, по утверждению некоторых источников Чепаев (настоящая фамилия правильно пишется через букву «е» и изначально на памятнике была написано именно так) командовал пехотной дивизией, на коня садился в исключительных случаях. И хотя, этот памятник можно сказать литературному персонажу, но сходство с реальным имеет портретное. Т. к. для скульптуры Чапаева памятника позировал его сын Александр, по словам современников поразительно похожий на отца. Остальные персонажи так же имели реальные лица — реальных людей. «Образы, намеченные в эскизах, — писал Манизер,- разрабатывались потом на основе подходящей натуры. Отдельный типаж взят с непосредственных участников гражданской войны. Так, например, мне позировал несколько сеансов старый сибирский партизан. Пензенский татарин-рабочий дал мне прекрасный материал для волжского грузчика…" Как вы поняли, скульптор искал подходящую натуру. Так, например, за комиссаром находится фигура, приподнимающегося с земли бойца-башкира и ее прототипом послужил башкирский поэт Гайсы Юсупов, погибший во время Великой Отечественной. Единственный женский персонаж — Анка-пулеметчица — выдуманный. В реальной жизни таковой не было. Но, для этого образа позировала реальная женщина — ткачиха Е. В. Ткачёва. Впоследствии она стала заместителем председателя Самарского горисполком и проживала в доме напротив памятника. И как утверждал наш экскурсовод, окна ее квартиры выходили на площадь, что позволяло ей каждое утро любоваться на себя. Но длилось это, увы, не долго, т. к. она была обвинена в правотроцкистской деятельности и репрессирована.

Памятник очень удачно вписан в ландшафт, что усиливает динамику всей скульптурной композиции. Чапаев с командой будто бы штурмует высоту. Но с этим связана одна курьезная история. Дело в том, что перед памятником в здании, где сейчас расположен институт культуры, долгое время был обком партии. Народ очень любил шутить по этому поводу примерно так: «Чапаев штурмует обком и правильно делает». В связи с этим, некоторые чиновники решили, что памятник надо развернуть в другую сторону, т. е. пустить всю компанию с горы. Ну, вы понимаете, эффект уже будет другой. Попытались спросить разрешение автора, который ответил категорическим отказом типа: «пока я жив — никогда!» Удивительно, но на защиту памятника встал председатель обкома, который сказал, что он не хочет смотреть в окно на *опу коня.

А мы тем временем заворачиваем во двор бывшего обкома, нынешнего института культуры и идем в бункер Сталина. Это одна из самых известных и посещаемых достопримечательностей некогда закрытого советского города.

Кстати, здание, которое сейчас занимает Институт культуры, выглядит, как постройка советских времен, но это истина только наполовину. Действительно оно было перестроено в 1932 году Щербачевым. А изначально построено в 1915 году архитектором П. В. Шаманским с элементами ампира под резиденцию самарского губернатора и губернское правление. И было двухэтажным, а Щербачёв увеличил его на 3 этажа и добавил пятиэтажный пристрой. С двадцатых годов в здании размещались региональные органы власти: губком, крайком, обком партии, облисполком. Сейчас это здание принадлежит Самарскому государственному институту культуры.

«Бомбоубежище ставки Верховного Главнокомандующего» — так официально называется бункер, который расположен под зданием Самарской академии культуры. В советское время здесь находился обком партии. Объект был секретным, и даже работники обкома не подозревали, что находится у них под ногами. Более того, жители окрестных домов, жившие здесь в годы ВОВ, так же не подозревали о том, что в здании идет хоть какое-то строительство. Все велось в обстановке строжайшей секретности. Как такое было возможно? Как подвозились материалы и куда и как вывозился строительный мусор? А это, на минуточку, 25 тысяч кубометров извлеченного грунта!

Точных ответов, подтвержденных документами, у краеведов нет. Но версии, как это возможно было сделать, вам обязательно расскажут на экскурсии. Главное, чтобы экскурсовод попался хороший. А я не буду отнимать у них хлеб, и пересказывать всю экскурсию. Просто приведу кое-какие факты.

Бункер Сталина был одним из самых защищенных военных сооружений своего времени. Его глубина — 37 метров, это примерно высота 12-этажного дома, помещенного под землю. Для сравнения: глубина бункера Гитлера в Берлине — 16 метров, бункера Черчилля в Лондоне — около 5 метров.

Сейчас, когда бункер открыт для посещения, это все же не совсем музей. Он считается объектом гражданской обороны и до сих пор находится на ее балансе, но использоваться по прямому назначению уже вряд ли будет. Время не стоит на месте, и способы убивать друг друга регулярно совершенствуются. Так что подобная защита уже неактуальна.

Долгое время ходила легенда, что бункер строили заключенные, которых после сдачи объекта расстреляли. Но позже выяснилось, что работали на этом секретном объекте московские метростроевцы, которые дали подписку о неразглашении военной тайны. Ходят слухи, что и их расстреляли, но и это, скорее всего только слухи. Так же как и то, что из бункера ведут подземные ходы на другой берег Волги.

А вот то, что строительство бункера Сталина велось поразительно быстро — это факт. Сложное военное сооружение закончили за восемь месяцев.

А Сталин так и не побывал в своем бункере.

Экскурсоводы пригласят вас спуститься на 37 метров под землю. Здесь находятся зал заседаний площадью 72 квадратных метра и 36-метровый кабинет вождя. Обстановка комнат напоминает о военном времени: все сделано основательно, без ненужной роскоши. Но в тоже время нет ощущения, что вы находитесь в подземелье.

В кабинете генералиссимуса четыре двери: входная, дверь в туалет и две двери-обманки (за ними — бетонная стена). Сделаны они для того, чтобы у человека, живущего в этой комнате, не возникло тягостное ощущение, будто он в каменном мешке.

Сейчас в комнатах — музей истории Великой Отечественной войны в Куйбышеве, где хранятся подлинные письма, написанные Сталиным, военные приказы и планы.

Фотографии из бункера не производят яркого впечатления, но место зачетное, которое однозначно надо посетить. Вы узнаете много интересного не только об этом объекте, но и о периоде ВОВ в Самаре, на тот момент Куйбышеве. А это очень интересные истории: о размещении иностранных дипломатических миссий, о написании и премьере седьмой симфонии Шостаковича, об авиационной промышленности в годы ВОВ.

Одну историю вкратце расскажу, так как она связана с Уралом.

Авиазавод из Воронежа в Куйбышев был эвакуирован в 1941 году. Перед директором Матвеем Шенкманом стояла задача — наладить в Куйбышеве производство штурмовиков Ил-2. В 1942 году он и главный инженер завода летят в Нижний Тагил, чтобы решить сложную проблему государственной важности. В годы войны на Уралвагонзаводе помимо танков выпускали корпусы для штурмовиков Ил-2. Этот самолет терпит катастрофу в Уральских горах. Самое интересное в этой истории, что место крушения было найдено поисковиками только в 2017 году в районе Старик-камня. Выяснить, что это за самолет и кто на нем летел, смогли благодаря, найденному Ордену Ленина. Покрытый копотью и грязью орден Ленина лежал под мхом в небольшой расщелине между валунами. Главное — на награде сохранился четкий номер, указывающий на владельца — Матвея Шенкмана директора авиазавода. Орден пролежал и был найден поисковиками спустя 75 лет!

Как вы уже поняли, тем, кто здесь не был, место я рекомендую. Эффектных кадров в бункере, возможно, вы и не сделаете, но вот уж точно узнаете много чего интересного.

На этом я прерву свой рассказ. Хотела один день уложить в один рассказ, но пока писала, получилось много букв. Поэтому продолжение следует…