Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была сегодня 6:56
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...
Победитель голосования
«Итоги 2021»

Владивосток — Россия Август 2021

Идея этого небольшого, но чудесного путешествия целиком принадлежала моему сыну Александру. Он нашел подходящий тур, заранее всё оплатил и таким образом преподнёс мне приятный сюрприз на день рождения. Без Саньки я вряд ли бы отважилась на такую поездку. Добираться предстояло далеко, а ночевать пару дней надо было в палатке. Но обо всём по порядку.

На край земли, навстречу солнцу

24 августа. Утром, на фирменном поезде «Океан» я приехала во Владивосток. Название столицы Приморского края собрано из слов «владеть востоком» и закрепляет за городом славу главных морских ворот России на Дальнем Востоке.

Владивосток нередко называют краем света. Здесь заканчиваются материк, страна и самая длинная железная дорога в мире — Транссибирская железнодорожная магистраль. Она тянется через всю Россию, связывая стальной нитью Европу с Азией. Конечный пункт Транссиба — железнодорожный вокзал Владивостока. Здание, заложенное в 1891 году, в начале 20 столетия было перестроено и стало похоже на Ярославский вокзал в Москве. Прогуляться по залам вокзала и рассмотреть его снаружи — отдельное удовольствие. Своими шатровыми крышами, шпилями, башенками, окнами в виде кокошников и колоннами на входе здание напоминает сказочный терем. Цветные майоликовые изразцы с изображениями цветов, ягод и птиц усиливают впечатление наряднности.

На край земли, навстречу солнцу
Над железнодорожными путями переброшен виадук, по которому можно пройти к Морскому вокзалу. К его причалам швартуются многопалубные гиганты под флагами Японии, Республики Корея, Китая, Багамы, Сингапура. Но сейчас из-за угрозы распространения коронавируса судозаходы круизных лайнеров в порт отменены.

На край земли, навстречу солнцу

Видовые площадки морвокзала открывают обзор на бухту Золотой Рог и на город, раскинувшийся амфитеатром вдоль изломанного побережья. Первое, что сразу бросается в глаза — холмистыый ландшафт, хаотично разбросанные на разной высоте здания и жилые кварталы на сопках, сползающие к морю. Кажется, что здесь нет ни одной прямой дороги. Узкие, беспорядочно петляющие улицы подобны волнам: то взлетают ввысь к небу, то падают вниз.

Для того чтобы лучше понять город, нужно непременно увидеть его с воды. Конечно, я никак не могла упустить возможность прокатиться на прогулочном катере. Маршрут экскурсии пролегает мимо рыбного и торгового портов, острова Русский, батареи Поспелова, бухты Улисс и Диомид, Золотого и Русского мостов. Оба моста были построены в 2012 году к саммиту АТЭС. Золотой мост, соединивший берега бухты Золотой Рог, имеет уникальные пилоны в виде буквы V. Длина моста — почти 1400 метров.

На край земли, навстречу солнцу
Русский мост входит в пятерку самых больших вантовых мостов мира. Он переброшен через морской пролив Босфор Восточный и связывает материковый полуостров Назимова с мысом Новосильского на острове Русский. Тросы моста окрашены в цвета российского флага.

На край земли, навстречу солнцу
А вот чтобы посмотреть на Владивосток с высоты достаточно подняться на одну из сопок города. Отличная «неофициальная» видовая площадка, откуда открывается захватывающий вид на южную часть Владивостока, пролив Босфор Восточный, Русский мост, бухты Патрокл и Улисс расположена на самой высокой точке сопки Монастырская.

На вершине установлен «белый шар» — бывший радиопрозрачный геодезический купол для радара ПВО, оставшийся от советской эпохи. Рядом находятся руины Уссурийской мортирной батареи.

На край земли, навстречу солнцу

На склонах сопки расположено Морское кладбище. Этот самый старый владивостокский некрополь знаменит могилами военных моряков, погибших в разные периоды боевой истории Тихоокеанского флота. Кладбище стало последним пристанищем и для иностранцев, сражавшихся в Приморье в годы Гражданской войны: чехословацких легионеров, английских, японских и канадских солдат. Самая знаменитая могила кладбища — захоронение путешественника В. К. Арсеньева. Притягивает взгляд памятник экипажу подлодки С-178, затонувшей в бухте Золотой Рог в 1981 г.

Во Владивостоке всё так или иначе связано с морем. Несмолкающие крики чаек, гул кораблей, матросы в тельняшках, серфингисты, разноцветные контейнеры для грузов, мачты на рейде, непроглядные туманы, сильные ветра и стойкий солоноватый запах в воздухе сливаются в единый, неповторимый образ города.

На край земли, навстречу солнцу

Гостей города обязательно привозят на символический «край земли», к маяку на полуострове Шкота. Здесь, в девяти километрах от центра Владивостока, заканчивается материк и начинается море, переходящее в Тихий океан. Маяк был возведен в 1876 году на оконечности кошки — искусственно насыпанной косе. Изначально маяк был деревянным. К нему вёл дощатый мост, от которого остались только ржавые трубы, торчащие из воды. В 1910 году была построена каменная башня высотой 11,9 метров. Кошка, мыс и маяк носят имя военного моряка Михаила Яковлевича Токаревского. При штормовых волнах коса уходит под воду, и любоваться маяком получится только с берега.

Владивосток — город непредсказуемый и капризный. Погода здесь скачет в любом направлении и меняется несколько раз в день. С утра может идти нудный моросящий дождь, а к обеду вдруг выглянет яркое солнце. Кроме того, летом здесь нередки тайфуны и циклоны. Замечу, что за все время моего пребывания в Приморье не было ни одного дождливого дня, что удивительно для этих мест.

На край земли, навстречу солнцу
А еще Приморье — это крабы, гребешки, креветки, мидии, осьминоги и прочие морские гады. К сожалению, цены на дальневосточные морепродукты вызывают шок у туристов из других регионов России. Дешевле купить икру в Москве, нежели у нас на Дальнем Востоке.

На край земли, навстречу солнцу

Попробовать местную «экзотику» мы отправились в паназиатский ресторан Zuma. Столик сын заказал заранее. В меню ресторана собран фьюжн из корейской, сингапурской, тайской, малазийской, индонезийской, лаосской и вьетнамской кухонь. На выбор много вкусностей и сладостей, но неизменным успехом пользуются блюда из даров моря.

Качество еды здесь отменное, а официанты по-хорошему общительны. Дизайн интерьера выполнен в азиатском стиле. Кругом дерево, камень, цветы. Приглушённый свет, негромкая музыка, комфортные кресла, свечи. Здесь уютно и вкусно. Мы отлично провели вечер.

На край земли, навстречу солнцу

После еды на Востоке рекомендуют совершить прогулку. Гулять по Владивостоку приятнее всего в самом центре, в историческом районе, который жители называют «Миллионка». Все интересные маршруты требуют наличия автомобиля, так как город занимает огромную площадь и не слишком приспособлен для пешеходов. Единственная пешеходная улица Владивостока носит имя адмирала Виталия Фокина, а среди граждан негласно зовется «приморским Арбатом». В начале ХХI столетия ее замостили гранитом, украсили фонтанами, фонарями в стиле ретро и преобразовали в пешеходную. С наступлением темноты улицу заливает теплый белый свет светодиодной иллюминации «Звёздное небо».

25 августа. Утром мы поехали на Русский остров. Он расположен в заливе Петра Великого и входит в состав архипелага Императрицы Евгении. Это самый крупный остров на крайнем Юге Тихоокеанской России. Его территория составляет почти 100 км², из которой большая часть покрыта лесом.

На край земли, навстречу солнцу
Более полувека Русский остров был изолирован. Здесь располагалось множество секретных воинских частей и знаменитые укрепления Владивостокской крепости. После саммита АТЭС, проходившего в столице Приморья в 2012 г., остров был соединён с большой землёй одноименным мостом и открылся внешнему миру. В рекордные сроки был построен уникальный в масштабах страны кампус Дальневосточного федерального университета, а в 2016 году — открыт океанариум. Сегодня продолжается строительство крупнейшего музейно-театрального комплекса. Планируется возведение грандиозного центра «Аквапарадайз» с крытым аквапарком.

Попасть на территорию кампуса мы не смогли, так как там начал действовать пропускной режим. Владивосток готовился в сентябре принять Восточный экономический форум, который проходит на острове Русский уже в пятый раз. Но зато у нас осталось больше времени на Океанариум.

На край земли, навстречу солнцу

Я бывала во многих океанариумах, в том числе в Валенсии, Барселоне, Лиссабоне, поэтому мне есть, с чем сравнивать. Поверьте, что Приморский океанариум на фоне подобных объектов выглядит вполне достойно. Здание поражает своими размерами. Океанариум имеет общую площадь внутреннего пространства в 37 000 м² и является третьим в мире по величине. Кроме того, это единственный океанариум страны, который входит в структуру Российской академии наук.

Как и полагается океанариум поделен на территориальные зоны и тематические экспозиции. Почти во всех залах есть мультимедийные устройства и информационные стенды. В 135 аквариумах живут свыше 500 видов морских и пресноводных животных. Среди обитателей — тюлени, котики, дельфины, пингвины, акулы-зебры, скаты, мурены, медузы, рыбы-зебры, рыбы-собачки, рыбы-вороны и яркие тропические рыбки.

70-метровый тоннель, проходящий под самым большим резервуаром океанариума.
26 августа. Идём к must-see точке Русского острова — мысу Тобизина. Чтобы туда добраться, нужно проехать через весь остров, повернуть на невзрачную грунтовку, выйти на тенистую тропинку, прошагать бодрым шагом по лесу почти 2 км., покормить лису, которая обязательно покажется, дойти до моря, подкрепиться припасёнными бутербродами на краю обрыва и следуя ещё 3 км. вдоль обрывистого берега по бесконечным подъемам и спускам выйти в конце концов к мысу, на плато с плоскими камнями.

На край земли, навстречу солнцу

Всю дорогу нас сопровождали такие умопомрачительные пейзажи, что захватывало дух. Жаль, что ни одно фото не передает настроение, головокружительную высоту скал, запахи и то ощущение счастья, которое испытываешь, глядя на эту бесподобную красоту.

На край земли, навстречу солнцу
Самый южный мыс острова Русский. Назван в честь лейтенанта Германа Германовича Тобизина (1833–1871)
На край земли, навстречу солнцу

Природа — это главное, зачем едут туристы в Приморский край. Ради красот и неведомых далей мы порой готовы пуститься даже в самые авантюрные путешествия.

27 августа. Подъем в три часа ночи. Быстрые сборы и завтрак. В 4:00 выходим из дома. На мне рюкзак с перекусом, личными вещами и фотоаппаратом. В руках пакет с маской для ныряния и шляпка с бантиком. На Саньке навьючено всё остальное — палатка, надувной матрас, провизия на три дня, котелки, посуда, вода, квадракоптер, аптечка, горелка и масса других «полезных» в походе мелочей. Мы идём до остановки, где нас подбирает автобус с туристами. Глядя на огромную машину, сразу понимаешь, что этому монстру любое бездорожье по плечу.

На край земли, навстречу солнцу

Мы мчимся в Ольгинский район. Путь туда лежит неблизкий и занимает около 9 часов. Изредка делаем остановки на заправках и периодически подкрепляемся в каком-нибудь придорожном кафе. В три часа пополудни заглядываем на небольшую бухту в заливе Владимира. Залив был открыт в 1857 году знаменитым пароходо-корветом «Америка» во время дипломатической экспедиции графа Е.Путятина в Тяньцзинь (Китай). Тогда же назван заливом Святого Владимира в честь великого киевского князя Владимира. Берег залива скалист, обрывист и окаймлен надводными и подводными камнями.

На край земли, навстречу солнцу
Наконец, оставив позади 530 километров мы прибываем к мысу Четырех скал. Всё вокруг затянуло непроглядным, ватным туманом, в котором едва различаются размытые силуэты гор.

В тумане горы похожи на спящих великанов. Этот, например, спит задрав нос
На высоком обрывистом берегу мы выгружаемся, разбиваем лагерь, ставим палатки и ужинаем. Время неумолимо приближается к закату.

На край земли, навстречу солнцу

28 августа. Ночью мы спали как убитые, но проснулись до восхода. Солнце в этих краях поднимается из-за моря. Оно появляется на горизонте яркой светящейся точкой, мгновенно озаряя весь мир новым светом.

Первые лучи скользят по макушкам деревьев, кустов и травинок, устремляются к холмам, окрашивая всё на своём пути нежно-желтые цвета.

На край земли, навстречу солнцу

Рассвет предвещает прекрасный летний день. В палатке закипает чай с даурским диким шиповником. Мы завтракаем и по довольно крутой тропинке спускаемся к морю. Стоя перед свободной водной стихией хочется кричать и петь:

О, море, море, преданным скалам
Ты ненадолго подаришь прибой
Море, возьми меня в дальние дали
Парусом алым вместе с собой…
                      (слова Г. Козловского)

На край земли, навстречу солнцу

Полукруглую бухту у мыса Четырех скал занимает большой галечный пляж. Лазурно-голубая вода настолько прозрачна, что даже сквозь метровую толщину видны камни, зеленые водоросли и мелкие рыбки.

На мелководье среди камней встречаются черные с красноватым отливом морские ежи. На их колючие иглы легко напороться, поэтому приходится плавать в резиновой обуви и внимательно смотреть под ноги. В Приморье «любят» морских ежей. Их разбивают и едят в сыром виде оранжевую икру, которую называют по-японски — «уни». Считается, что икра повышает адаптационные возможности человека к повышенным физическим нагрузкам.

На край земли, навстречу солнцу

Мы долго купаемся и бродим по камням, выискивая в расщелинах что-нибудь интересненькое.

После обеда сворачиваем лагерь и едем дальше, на север края, на побережье бухты Дубовая, известное своими гигантскими кекурами. Природа создала здесь невероятно живописный пейзаж. С вершин сопок открывается фантастический вид на лесные просторы и бескрайнюю гладь Японского моря.

На край земли, навстречу солнцу
Вечер наступает быстро. Дивный закат окутывает бухту расплавленным золотом, даря ощущение космической нереальности.

На край земли, навстречу солнцу

Сумрачные тени медленно ложатся на кекуры, очерчивая их неровные контуры. Столбовидные отвесные скалы, они же кекуры, официальных названий не имеют. Ветер и вода придали этим гранитным изваяниям самые причудливые формы, а местные жители дали им соответствующие имена: «Нефертити», «Курица», «Носорог». Не сложно догадаться из названия, что из себя представляет каждая скала.

29 августа. Ночь провели на самом берегу моря. Под убаюкивающий шелест волн спится особенно сладко. С первыми проблесками зари  опять бежим встречать солнце.

На край земли, навстречу солнцу

На рассвете кекуры становятся огненно-рыжими и выглядят весьма эффектно.

Самые фотогеничные «Нефертити» и «Курица» находятся в правой части бухты. Кекур «Носорог» прячется за ними в соседнем заливе.

На край земли, навстречу солнцу
Сквозь пустоши и каменные своды можно пройти вброд и тогда получится полюбоваться кекурами со всех сторон.

На край земли, навстречу солнцу

Мы ходили вдоль берега, радовались солнышку, теплой погоде и свежему ветру.

На край земли, навстречу солнцу

А иногда просто слушали шум прибоя и зачарованно смотрели как катятся волны, как каждую секунду море изменяет свой цвет, как ослепительно искрятся на воде солнечные блики.

На край земли, навстречу солнцу

Как ни жаль было расставаться с кекурами, но пора было отправляться домой. На обратной дороге  наш автобус делает остановку у изумительного красивого озера на окраине поселка Фабричный в Кавалерово. Водоем с бирюзовой водой является опасным для жизни. Ранее на этом месте находилась Центральная обогатительная фабрика первого Хрустальненского горно-обогатительного комбината, которая занималась обогащением руды цветных металлов. Сейчас от производства остались одни руины, склад-накопитель песков и шламов и вот эта ядовитая красотища.

Немного уставшими, но неимоверно довольные мы вернулись домой только в два часа ночи. Поездка получилась замечательная и уверена, что запомнится навсегда! Я очень благодарна руководителю тура Евгении и водителю Эдуарду за предоставленную возможность побывать в таких труднодоступных и потрясающих местах. И огромное спасибо сыну за прекрасный подарок!