Турист Вячеслав Волков (Slava)
Вячеслав Волков — был 22 апреля 16:09
Fuck the Borders! Fuck the Visas! Fuck the Wars!

Афганистан Май 2021

Всё рассыпалось в считанные дни… Испарилось как туман… Избранное уже во второй раз на «демократических» выборах правительство, до зубов вооруженная и два десятка лет обучаемая войсками коалиции армия, в которой, правда, по-факту оказалось чуть ли не в три раза меньше солдат, чем проходило по платежным ведомостям все эти десятки лет, разбежалась полиция, из страны, прихватив мешки с деньгами, поспешили ретироваться как убеленные сединами маршалы, так и спешно сложивший с себя полномочия Президент… Всё рассыпалось, все сдуло в один момент, как пыль, унесенная сквозняком куда-то под диван…

Афганистан. За три месяца до краха... Часть первая

Справедливости ради надо признать, что, конечно, не за несколько дней это произошло. Никому и никогда не удавалось взять полностью под контроль Афганистан — ни англичанам, в XIX веке, ни Советскому Союзу, в 80-х годах прошлого века, ни Талибану*, в конце 90-х. Не стали исключением и войска западной коалиции, во главе с американцами, осуществившими интервенцию в Афганистан вскоре после теракта 11 сентября 2001 года. Взяв под свой контроль основные города и объекты инфраструктуры, прежде всего военной, типа бывшей советской базы в Баграме, коалиционные войска даже не пытались соваться в некоторые районы Афганистана. Поэтому все эти двадцать лет чуть ли не целые провинции находились под контролем Талибана, особенно те, которые граничат с Пакистаном.

Бывшая советская военная техника
Афганистан. За три месяца до краха... Часть первая

И вот, в 2020 году, США подписывают соглашение с талибами по которому они обязуются в течение 14 месяцев покинуть территорию Афганистана и прекратить вмешиваться во внутренние дела страны. Победивший на выборах Президента США Джо Байден не стал никак пересматривать это соглашение и неоднократно выступает за скорейший вывод американских войск из Афганистана. Талибы ликуют, многие афганцы начинают покидать страну. Те же, кому ехать некуда и не на что с ужасом наблюдают за воспрянувшим Талибаном, который начинает планомерно устанавливать контроль за все новыми и новыми провинциями.

Афганистан. За три месяца до краха... Часть первая

Становится понятно, что если не поехать в Афганистан в ближайшее время, то новая возможность сделать это, без риска для жизни, появится очень нескоро, если вообще появится на нашем веку… Поэтому, весной 2021 года, мы, закусив удила, начали спешно искать возможность до Афганистана таки добраться.

Мечеть Зиярат-э-Сахи - одна из визитных карточек Кабула
Вид на Кабул
Панджшерское ущелье - когда-то неприступная вотчина легендарного Ахмад Шаха Масуда
Панджшерское ущелье

Несмотря на то, что Афганистан является самой опасной для путешествий страной в мире, туристы посещали его даже в самые суровые времена. Точно так же, как и вторую по опасности страну — Сомали. [О том, как в Сомали побывал я можно прочитать вот тут] Это было очень дорого, очень опасно и непросто с организационной точки зрения. Все двадцать лет, что Афганистан был оккупирован коалиционными войсками, предпринимались попытки построить на его территории полноценное государство. А у такого государства, которое к тому же обладает очень интересной и богатой историей, должна существовать туристическая отрасль экономики. Попытались ее организовать и в Афганистане. Это еще важно было сделать для того, чтобы как-то упорядочить поток туристов и прежде всего ради их же безопасности — новому правительству совершенно не нужны были заголовки новостей, где сообщалось бы об убийстве/захвате в заложники граждан других государств, которые решились таки посетить их измученную войной страну. Для этого было организовано лицензирование туристических компаний и, прежде всего, эти компании должны были доказать, что они способны гарантировать безопасность туристов на всем протяжении их поездки. Так что получить эту лицензию было непросто, но те, кому это удавалось сделать получали гарантированный поток туристов со всего мира, поскольку приглашение от этой компании, заверенное к тому же в МИД Афганистана, стало обязательным документом для получения визы.

Афганистан. За три месяца до краха... Часть первая

Через знакомых путешественников мы достаточно быстро нашли афганскую туркомпанию, которая готова была нас принять, обладала необходимой лицензией и имела хорошие рекомендации. Оговорюсь сразу — я не буду публиковать ни название компании, ни имен ее сотрудников, не увидите вы и их фотографий в рассказе. Все это только ради их же безопасности. Еще до последних событий, когда талибы захватили практически весь Афганистан, они недвусмысленно дали понять, что первые к кому у них «появятся вопросы» — те, кто сотрудничал с коалиционными войсками, различными западными организациями и просто люди, которые по каким-то причинам активно взаимодействовали с иностранцами. Никто не верит сейчас словам талибов о том, что подобных репрессий не будет — все прекрасно помнят, что они творили все пять лет, когда были у власти в прошлый раз. На сегодняшний день мы знаем, что часть сотрудников компании благополучно покинули страну, остальные ищут удобного случая сделать это в ближайшее время. Вот только сейчас, когда американцы уже вывели свои войска и вот-вот потеряют контроль над аэропортом Кабула, сделать это будет практически невозможно. Вот уж действительно — остается только молиться за этих людей…

Афганистан. За три месяца до краха... Часть первая

Ехать в Афганистан мы решили на майские праздники, для чего обратились в начале апреля в афганское Посольство в Москве и получили от них следующий перечень документов, который необходим для получения визы:

1. Действующий загранпаспорт
  2. Две цветные фотографии 3×4
  3. Заполненная на английском языке анкета
  4. Приглашение от уполномоченной на это афганской компании
  5. Маршрутный лист
  6. Медицинская страховка
  7. Справка об отсутствии судимости.

Афганистан. За три месяца до краха... Часть первая

В общем, ничего сложного и достаточно стандартный для подобных стран набор документов. Общение с сотрудниками Посольства проходило в очень дружелюбной манере. Они, конечно, немного удивились тому, что туристы, не смотря на сложную обстановку в стране, стремятся в нее попасть, но каких-то препятствий нам чинить не стали. Более того, они даже закрывали глаза на то, что на момент подачи не у всех из нас был полный комплект необходимых документов. Стоимость визы составила 80 долларов США и через неделю после подачи документов мы ее получили. Все, конечно, оказалось гораздо проще, чем нам представлялось с самого начала.

Афганистан. За три месяца до краха... Часть первая
Но вся эта поездка могла не состоятся и какое-то время мы находились на волосок от того, что все придется отменять. И все из-за того, что Россия, весной 2021 года, решила приостановить авиасообщение с Турцией. А это был единственный и, к тому же, приятно доступный по деньгам вариант перелета из Москвы в Кабул. Можно было добраться Emirates, через Дубай, но на этот перелет был просто конский ценник, чуть ли не под двести тысяч туда-обратно. В Афганистан, конечно, очень хотелось, но переплачивать за билеты в 3–4 раза в наши планы совершенно не входило. И тут, на нашу удачу, объявила о возобновлении авиасообщения с Россией авиакомпания Air Arabia, которая летает в Москву из Шарджи (ОАЭ) и из этого же города осуществляющая рейсы в Кабул. И цены были отличные, поэтому мы моментально забронировали билеты. Из минусов этого перелета было только то, что предстояло переночевать в Шардже, ожидая утреннего рейса в Кабул, а на обратном пути так и вообще провести в Эмиратах сутки. Мы решили, что это не то, что не проблема, а скорее прекрасная возможность дополнить наше путешествие еще и какими-то интересными приключениями в Объединенных Арабских Эмиратах. Забегая вперед, скажу, что эти приключения мы таки нашли:-)

И так, 5 мая 2021 года, я, с группой героических сподвижников, ступил на, скажем честно, не самую гостеприимную, землю Афганистана!