Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 22:09
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Моршанск — Россия Август 2021

Посетить Моршанск хотелось давно, но удобный случай никак не появлялся. И вот наконец я в это лето я оказался в Тамбове. Через Моршанск проходит железнодорожная ветка Ряжск — Пенза. Но удобней добираться автобусом из Тамбова. По времени это 2 часа. Если на автомобиле — чуть больше часа.

Моршанск и его музей

В моём случае было второе. В Моршанск мы приехали с братом на машине. От Тамбова город на расстоянии 90 км. Если Тамбовская область по большей части равнинная, то на пути к Моршанску появляются холмы и горки. Дорога периодически прыгает вниз и поднимается вверх.

На одном из таких холмов, возле Моршанска, открывается панорама города. Моршанск утопает в зелёной листве, над которой величаво возвышается Троицкий собор. Золотые купола храма плывут над поверхностью вне времени и пространства. Кажется, что собор был здесь всегда.

Позже в музее я обратил внимание на картину, написанную примерно с этой точки. Троицкий собор — один из главных символов города.

Моршанск и его музей

Моршанск при первом знакомстве произвёл положительное впечатление. Когда на этом месте образовалось поселение, доподлинно неизвестно.

16 сентября 1779 по именному указу Екатерины II Морша — центр хлебной торговли на Цне — преобразована в город Моршанск, ставший уездным.

Моршанск и его музей

С моршанских пристаней грузы на баржах отправлялись по рекам Мокше, Оке, Волге и далее по речным системам в Петербург, Рыбинск, Нижний Новгород, Москву, Муром.

За год из Моршанска вывозили до 14 млн пудов различных грузов: хлеб, муку, сало, кожу, скот, пеньку, махорку. Одновременно прибывали для переправки гужевым транспортом в южные уезды губернии камень, соль, разные фабричные изделия.

Ежегодно для обслуживания цнинского водного пути под Моршанском сооружалось свыше сотни различных судов. На их постройке и перевозке грузов была занята целая армия наёмных работников.

С появлением железных дорог значение города резко упало. Дело усугубил сильный пожар, произошедший летом 1875 года.

Моршанск и его музей

В любом случае, каменные купеческие особняки в городе есть. Со стороны улиц здания выглядят привлекательно, а вот во дворы, дабы не портить впечатление, лучше не заходить.

Потеряв статус торгового города, Моршанск начал развиваться как центр суконной и табачной промышленности. В годы Великой Отечественной являлся тыловым городом, одним из основных центров махорочного и табачного производства, продукцией которых снабжалась Красная армия.

В 1922 г. здесь родился прославленный хоккеист и футболист Всеволод Бобров. На одной из площадей города Боброву установлен памятник, где спортсмен изображён футболистом.

В 1990 году Моршанск получил статус исторического города.

Проехав по центральной части, мы оставили машину возле торговых рядов. Посмотрели в парке Калинина скульптурное изображение Всесоюзного старосты, после чего отправились в музей.

Моршанск и его музей

Мне думалось, что я после пробегусь по улочкам с фотоаппаратом. Не получилось. После музея пришлось срочно возвращаться в Тамбов. Так что, читатель, поверь, Моршанск город интересный, но я далее расскажу про Моршанский историко-художественный музей.

С 1918 г. он располагается в бывшем магазине верхней одежды купцов Кавериных, в одном из лучших зданий города.

Моршанск и его музей

Во внутреннем дворике бюст матушки-Екатерины. Как символ былого судоходства — якорь, рядом большие весы. У входной двери металлические панно советского периода, где изображены люди труда.

Здесь же плакат напоминающий о сформированной в Моршанске 2-ой Гвардейской армии, сокрушившей немцев под Сталинградом.

Заходим, покупаем билеты, после чего с удовольствием слушаем экскурсовода. Видя наш неподдельный интерес, научный сотрудник более часа рассказывала для нас двоих.

Первый зал наполнен простенькими витринами, без слов говорящими о купеческом прошлом. Другие посвящены археологии и зарождению музея. История образования поистине уникальна. Музей основан в 1918 году археологом-самоучкой, художником и краеведом Петром Петровичем Ивановым.

Пётр Петрович Иванов родился в Моршанске шестым ребёнком в бедной семье. Получив образование, увлёкся живописью. Когда обыватели стали покупать его работы, Иванов начал приобретать антиквариат.

Пётр Петрович в хорошем смысле был одержим историей родного края, собирал древности, увлекался археологией. Музейная коллекция на 95% сформирована стараниями Петра Петровича.

О создании музея Иванов просил власти ещё в 1912 году. Мечта осуществилась с новыми властями через 6 лет. Все собранные за 15 лет накопления Иванов отдал в музей, став первым его директором.

В этой должности проработал до осени 1942 года. Когда в первую военную зиму топить было нечем, многие музеи использовали в качестве дров второстепенные экспонаты. Иванов, оставшись в здании один, замерзал, в результате чего заболел и скончался, но ни один экспонат из коллекции не пропал.

Директор умер на рабочем месте. Сотрудники музея его наследие свято чтут. Показателен тот факт, что с 1918 года вплоть до наших дней сменилось всего три директора.

На одной из витрин зонт художника Иванова, мольберт, кисти и краски.

Пётр Петрович рисовал горячо любимый Моршанский район.

Его картины напитаны теплотой и любовью.

Моршанск и его музей

Скажу честно, прослушав биографию Иванова, на первых порах я не мог до конца оценить значения этой личности.

Всё встало на свои места, как только мы перешагнули порог второго зала.

Моршанск и его музей

Он оказался посвящён церковным реликвиям.

Когда утварь из храмов забирали, церкви закрывали, а иконы сжигали, Иванов одним из первых обратился к гражданам с призывом, сохранять культурное наследие.

Моршанск и его музей

Пётр Петрович, получив от новой власти полномочия, разъезжал по деревням, спасая от поруганий раритетные ценности.

В настоящем в Моршанском музее очень достойная экспозиция. Что-то в дар приносили местные жители, другая часть из Ивановской коллекции.

Глядя на собранные раритеты, а они все именно из Моршанского района, невольно задаёшься вопросом, какое огромное количество произведений искусства мы потеряли в Революцию.

Моршанск и его музей

В Моршанске вторая в России по величине и качеству коллекция древнерусской деревянной скульптуры.

Она представлена более 70 произведениями XVII–XVIII веков, выставочным залом и залом древнерусского искусства.

Моршанск и его музей

Если бы не Иванов, мы бы никогда не узнали, что в Средней полосе России обычными деревенскими мастерами создавались удивительные шедевры.

До этого мне думалось, что скульптуры из дерева вырезали исключительно на Севере.

Два ангела в исполнении неизвестного мастера кажутся добрыми деревенскими недотёпами.

Другие скульптуры, из той же церкви, похожи на них лицами.

Моршанск и его музей

Что хотел сказать этим мастер? Теперь мы этого никогда не узнаем.

Особую ценность представляет икона «Умягчение злых сердец. Пресвятая Богородица». Она написана в последней трети XIX века на доске, что была в пустыньке Отца Серафима. Епископ, отобразивший Богоматерь, позже был причислен к лику святых.

Глаза и руки Богородицы создают единое целое. Образ получился на редкость нежным и добрым, способным умягчить самое жестокое сердце.

Моршанск и его музей

Могу похвастать, нам с братом очень сильно повезло — мы видели, как в соседнем зале работает реставратор. Бородатый, словно монах, художник трудился над горельефом Николы Можайского.

Оклад 1911 года, состоящий из серебра, глазури, цветной эмали, стекла и перламутра оказался почти готов. Подобное можно было сказать и о горельефе. Очень жаль, но снимать работу реставратор не разрешили. Дабы читатель имел представление, покажу фотографии со стенда.

В любом случае, радует тот факт, что провинциальный музей имеет собственного реставратора.

Моршанск и его музей

Кованой железной лестницей поднимаемся на второй этаж, где в былые времена купец Каверин держал магазин женских свадебных платий. На лестничном пролёте сохранилось большое зеркало, и мы можем представлять, как хорошенькие барышни рассматривали себя в обновках.

В провинциальных музеях, с их скрипучими ступенями, истлевшими чучелами и разложенными по принципу, что осталось, экспонатами, я бывал часто. Музеи маленьких городов обдирают как липку Москва и областные центры. По этой причине особых шедевров в провинции не ждёшь.

Каково же было моё удивление лицезреть в Моршанске «Малый Эрмитаж»!

Моршанск и его музей

Повторюсь ещё раз, всё то, что мы видим в зале дворянских усадеб, собрано одним человеком.

Октябрьская социалистическая революция способствовала тому, что часть имущества дворянских усадеб была передана народному историко-археологическому музею.

Моршанск и его музей

Это был первый уездный провинциальный музей, открытый в первый год советской власти.

Среди картин большое количество европейских мастеров. Эта называется «Похищение Европы». Автор — Теодор ван Тюльден (1606 — 1669), Фламандская школа, мастерская Рубенса.

Моршанск и его музей

Люди знатного происхождения в Моршанском районе до Революции жили в большом количестве, как и богатые купцы.

Их книги, мебель и посуда сделались достоянием музея.

Глядя на китайский фарфор и курительные трубки, можно понять, чем являлся в позапрошлом веке Моршанск. Город поддерживал торговые связи как с Европой, так и с Азией.

Моршанск и его музей

Мебель, посуда и сервизы из имения Долгоруких, вполне могли украсить собой Эрмитаж.

На одном из стендов грамота императора Павла I. Согласно воле монарха, имение Сосновка было подарено генералу, бывшему военному рижскому губернатору — Христофору Ивановичу Бенкендорфу.

После его кончины имение досталось сыновьям Александру (1783 — 1844) и Константину (1785 — 1828) и далее перешло к потомкам.

В позапрошлом веке это было одно из самых богатых имений губернии. Сосновка славилась садоводством, лесным хозяйством и сахарным производством. На территории действовали: водяная мельница, винокуренный и крахмальный завод. Вдобавок к этому Сосновка являлась крупным торговым рынком.

Бенкендорфы Революцию приняли, добровольно передав имущество директору музея П. П. Иванову. Сами поселились по соседству в небольшом домике, но позже из России таки уехали.

Что произошло точно, сказать сложно. Почти сразу, как Иванов забрал из имения картины, мебель, антиквариат и три мешка старых дипломатических писем, господский дом сгорел. Скорее всего, это подвигло Бенкендорфов к отъезду.

И вот теперь мы можем видеть бюсты графа и графини Бенкендорфов. Скульптор изобразил их римскими патрициями. Бюсты сохранились стараниями Петра Петровича Иванова.

Моршанск и его музей

Четвёртый зал тематически поделён на две половины, где граница проходит по 1917 году.

Картина «Пахарь» (1870) магическим образом притягивает взгляд. Автор русский живописец-пейзажист Лев Каменев (1833 — 1886)

Моршанск и его музей

Не каждый музей может похвастать произведениями Айвазовского. Благодаря Иванову в Моршанске «Украинский вечер» (1871) и «Лунная ночь на Чёрном море» (Берег Одессы, 1859)

Чудо как хороши настольные скульптурки Николая Либериха (1828 — 1883) и Евгения Лансере (1848 — 1886). «Крестьянка на лошади» попала в музей из усадьбы Долгоруких. Казака с казачкой и лезгин музею подарили наследники.

Во времена военного Коммунизма и первых пятилеток Иванов продолжал пополнять коллекцию. На смену изящным столовым сервизам и фарфоровым фигуркам пришла агитационная посуда.

Картина Константина Юона (1875 — 1958) под названием «Автокарнавал» (1936) непонятным образом попала в Моршанск и висела в рабочем клубе, в ненадлежащих условиях. Пётр Петрович её приметил и определил в музей.

Моршанск и его музей

Это было едва ли не последним приобретением Иванова. Напомню, легендарный директор скончался в сентябре 1942 г.

Дальнейшим расширением коллекции занимались ученики и сподвижники.

Моршанск и его музей

Их стараниями музей получил две работы Александра Герасимова (1881 — 1963) — «Тихий дождь» (1947) и «Бобыль» (1911)

После экскурсии у меня создалось впечатление, будто первый директор присутствовал где-то рядом и именно он водил нас по залам. Удивительное дело, Петра Петровича Иванова, основателя уникального музея, нет в Википедии!

(К примеру краеведческий музей Кирсанова, сразу после основания, постигла тяжёлая участь. Из Москвы приехал человек и предъявил местным властям мандат о своём назначении на должность директора. Заняв должность, взял в банке кредит, погрузил ночью всё самое ценное в грузовик и был таков. Как результат, Кирсановский музей на интересные экспонаты довольно беден)

Моё знакомство с городом состоялось в укороченном виде. Зато Моршанский историко-художественный музей удалось изучить в полноценном объёме.

Друзья, будете в этих краях, Моршанск и его музей настоятельно советую!