Турист Марина Климчук (mariwka28)
Марина Климчук — была 26 марта 9:43
Вернулась на сайт :)

Новороссийск — Россия Июнь 2021

Для тех, кто прибывает на курорты Краснодарского края на поезде, пунктом прибытия и отправления часто становится Новороссийск. Мы впервые побывали в этом городе в июне 2021 года. Хочу рассказать о своих впечатлениях от города-героя.

Первое, что видит турист, прибывший на вокзал — огромные цистерны, расположенные параллельно рельсам. По словам нашего водителя, в них хранится зерно (в том числе выращенное в нашем родном Ульяновске), которое затем отправляют морем за границу.

Пара слов о камере хранения — если пару лет назал платить нужно было за каждый предмет багажа отдельно, то теперь система хранения улучшилась, и нужно складывать вещи в ячейки. Мы заплатили всего 600 рублей за ячейку среднего размера сроком на 8 часов, туда поместился немаленький объём багажа пяти взрослых человек. Поскольку наш поезд отправлялся в 00:30, у нас в распоряжении было шесть часов для знакомства с городом. Конечно же, мы решили осмотреть центральную часть Новороссийска с красивой набережной.

С вокзала мы сели на троллейбус номер 6 и отправились в центр города.

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

Мы вышли на остановке «Площадь Ленина», прошлись по скверу имени А. С. Пушкина и вышли на красивую улицу Новороссийской республики, мощёную брусчаткой начала 20 века. Улица Новороссийской республики ведёт прямо к набережной, и уже отсюда открывается вид на горы, окружающие город.

Несмотря на то, что Новороссийская республика как рабоче-крестьянское самоуправление просуществовала всего две недели (с 12 по 26 декабря 1905 года), память о ней бережно хранится Новороссийском. В честь республики в 2008 году был установлен памятник в виде высокой стеллы с золотым двуглавым орлом на вершине. Сама же улица была названа так в 1975 году в честь 70-летия Новороссийской республики (ранее — улица Мира).

Улицу украшают красивые старинные здания, памятники и многочисленные кафе. Отдельно хочется отметить красивую и оригинальную подсветку улицы, которую мы увидели вечером во всей красе (об этом расскажу в конце своего отзыва).

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

Набережная города открылась нам с очень красивого ракурса: слева мы увидели красивое здание с интересным шпилем и памятник-фонтан «Дарующая воду» — в честь открытия Троицкого водопровода; прямо перед нами был Крейсер «Михаил Кутузов»; справа — Фонтан «Морская слава России».

Набережная Новороссийска. Вид на памятник-фонтан Дарующая воду

Ребёнок сразу же повёл нас поближе к «Михаилу Кутузову», крейсеру внушительных размеров, названному в честь великого полководца.

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

История крейсера интересна, к примеру, помимо военных и спасательных операций, на нём был доставлен в Новороссийск из Севастополя вечный огонь, зажжённый на площади Героев в Новороссийске. Сейчас здесь находится филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. Музей открылся после ремонта, начатого в 2018 году, и снова принимает посетителей. Очередь туристов, желающих подняться на крейсер, была немаленькая, и мы решили пропустить этот пункт программы и отправились гулять на набережную.

Трогательная скульптура «Жене моряка»:

Здание морского вокзала Новороссийска, прозванное «тарелкой»:

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

Красивой доминантой Форумной площади (площади у Морвокзала) стал Фонтан «Морская слава России». На вершине стеллы установлена фигура крылатой богини победы Ники, в руках у неё — копия брига «Меркурий», тридцать четыре года прослужившего русскому флоту и принесшего немало героических побед. Считается, что именно этот корабль первым прибыл в Цемесскую бухту для строительства Новороссийска. Так ли это было в действительности, мы не знаем, но зато в наши дни легендарный бриг издалека встречает корабли, прибывающие в Новороссийск.

Форумная площадь — оживлённое туристическое место, вокруг много сувенирных павильонов, аттракционов, палаток с кофе и мороженым, есть прокат детских машинок, электросамокатов, велосипедов. Также вдоль набережной находятся многочисленные кафе и рестораны на самый разнообразный вкус.

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

Но самое красивое для меня — это прекрасный вид на море и горы, открывающийся с набережной. Когда я увидела облака, накрывшие горы, у меня дух захватило от этого пейзажа. Масштаб бухты очень впечатляет, сразу понимаешь, что находишься в крупном международном морском порту.

Прогуляемся по набережной от Форумной площади до Парка имени Фрунзе.

Набережная носит имя адмирала Л. М. Серебрякова. Поскольку он активно занимался строительством и развитием Новороссийска, то стал не только одним из трёх основателей города, но и получил статус «первого градостроителя».

На набережной установлены боевые орудия, пушки, якоря, поднятые с морского дна. Пояснительные таблички возле памятников описывают название, вес снаряда, и место, на котором он в своё время «служил». Поскольку мы были с ребёнком, то «зависли» на этой площадке надолго, пока не осмотрели и не потрогали все предметы:)

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

Здесь же можно увидеть памятник «Основателям Новороссийска» — генерал-лейтененту Н. Н. Раевскому, вице-адмиралу М. П. Лазареву, контр-адмиралу Л. М. Серебрякову.

По краям постамента на плитах увековечены наиболее памятные даты из истории Новороссийска, от строительства укрепления при устье реки Цемес в 1838 году до принятия постановления Правительства РФ о формировании Новороссийского военного-морского района в 1994 году.

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

Далее мы увидели памятник «Торпедный катер» — боевой катер модели «ТК-718», установленный на постаменте в виде морской волны. Этот катер участвовал в сражениях на Чёрном море в годы Великой Отечественной Войны. Торпедные катера такого типа в годы ВОВ обеспечивали сопровождение кораблей с десантными войсками и защищали их от шквального огня неприятелькой армии. Десантные войска, высадившиеся на берег 10 сентября 1943 г. под прикрытием героических моряков-черноморцев, освободили город от фашистов.

На старых фотографиях 1990-х годов этот памятник можно увидеть в окружении деревьев, сейчас же к нему вплотную подступили новостройки.

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

Отправляемся дальше и полюбуемся красивыми видами на Новороссийск:

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

В Новороссийске появился обустроенный городской пляж с навесами, шезлонгами и прокатом пляжного инвентаря. Мы были здесь перед началом туристического сезона, поэтому на фото пляж ещё только готовится к приёму отдыхающих.

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

Виды на город и набережную красивые, горы придают масштабность пейзажу, а портовые краны интересно перекликаются с одиночными деревьями и фонарями.

Дальше на набережной мы увидели красивую детскую площадку в виде корабля, опять же «зависли» там на некоторое время)

Русалка рядом с площадкой ждёт своего принца у моря, а мы ждём, пока ребёнок наиграется:) Официальное название этой скульптуры — «Девушка на дельфине», но мне она почему-то напомнила Русалочку из сказки.

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

Далее мы видим ещё один интересный объект для исследования — 100 миллиметровую палубную артиллерийскую установку Б-24 тральщика «Груз». Пояснительная табличка рядом описывает основные характеристики орудия, начальная скорость снаряда составляет 877 метров в секунду, а дальность стрельбы — 21 километр. Эта установка была поднята со дна моря в 2017 году, и сегодня на некогда грозном орудии играют дети.

Памятник «Неизвестному матросу», посвящённый всем черноморским морякам, участвовавшим в Великой Отечественной и Гражданских войнах.

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

Продолжаем прогулку по набережной.

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

Вдалеке показался комплекс «Малая Земля».

Мы попадаем на оживлённый участок набережной с ресторанами и магазинами, окружённый новостройками. В парк имени Фрунзе мы не зашли из-за нехватки времени. Зато послушали выступление уличного музыканта)

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

На набережной восстанавливают легендарный советский ресторан «Бочка»:

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

А наш путь лежит дальше, к так называемому «Мысу любви», выступающему в море. Согласно преданиям, в этом месте на удалении от жилой части города назначались тайные романтические свидания. Имеется и несколько романтическо-трагических историй, от рабовладельческого рынка до гимназиста 1910 года.

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

На «мысе любви» установлен памятник погибшим рыбакам, имеющий статус объекта искусства федерального значения. На гранитной плите памятника написано: «Экипажу сейнера „Уруп“ рыболовецкого колхоза „Черноморец“, погибшему во время урагана в районе Поти 21 февраля 1953 г.»

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

Пройдя ещё немного вдоль моря, мы осмотрели пронзительную скульптуру «Исход», изображающую эмиграцию белогвардейцев. Про этот памятник я прочитала на просторах интернета, что изначально на этой скульптуре не было поводьев и местные жители прозвали его «мужик ставит коня на сигнализацию».

Памятники на набережной произвели на нас сильное впечатление и напомнили о непростой истории нашей страны и Новороссийска в частности.

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

Храм Святых Петра и Февронии Муромских.

Наша прогулка по набережной почти завершилась, мы хотели дойти до Малой земли, но поскольку были с ребёнком, то решили сэкономить силы и вместо этого зашли подкрепиться :)

Гастропаб "Конь и дельфин":

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

От Гастропаба мы поднялись перпендикулярно морю извилистыми улочками жилых дворов, и прошлись вдоль автомобильной трассы.

Немного нетуристического Новороссийска:

И снова мы вышли к морю, чтобы посмотреть на набережную при вечернем освещении. И сделали мы это совершенно не зря, потому что вечером, при свете заходящего солнца, а потом и с уличным освещением, Новороссийск оказался удивительно красивым)

Фонтан «Морская слава России» с подсветкой:

Крейсер «Михаил Кутузов»:

Волшебное освещение улицы Новороссийской республики:

О Юге Российском! Часть первая: прогулка по Новороссийску

От прогулки у нас осталось очень радостное ощущение, к нему прибавились впечатления от исторического прошлого города Новороссийска и масштаба современного международного порта. Завершили день мы на железнодорожном вокзале. Мы доехали на маршрутке до остановки «Магистральная», откуда напрямик прошли до моста через рельсы вокзала (это кратчайший путь из центра к вокзалу).

Спасибо за внимание, также с моими впечатлениями от города можно познакомиться, посмотрев вот это видео: