Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 8:54
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Анцирабе, Антананариву — Мадагаскар Январь 2009

Предыдущая часть — Мадагаскар. Ч — 1. Знакомство с лемурами

После завтрака держим путь назад, в Антананариву, куда попадаем примерно через 6 часов. Столица Мадагаскара расположена в центре острова, на одном из 12 священных холмов, который называется Манзакамьяна, на высоте от 1240 до 1470 метров.

Город основан в начале 17 века королём народности мерина Андриандзакой. Название переводится как «город тысячи войнов», до 1977 г. именовался Тананариве (сокращённо Тана).

Движение по узким улочкам весьма интенсивное, много пробок, машины разъезжаются в сантиметрах друг от друга, но аварий и просто вмятин, на раритетных автомобилях я не заметил.

Книга о Мадагаскаре, написанная в 1984 г., повествует:

«Запасных частей для машин на Мадагаскаре очень мало или нет вообще. Для ремонта машин и автобусов снимают детали с ещё более ветхих автомобилей, что уменьшает имеющийся парк. В настоящее время пробок в стране не бывает».

В наши дни за деньги можно исполнить любой автокаприз. Мировые производители сверкают сервисами и автосалонами. Не отстаёт реалий и недвижимость: французский колониальный стиль двух-трёх этажных домов сочетается с азиатскими домиками, серые бетонные коробки ступенями, по склонам холмов, чередуются с убогими хибарами.

Автобус, петляя по узким улочкам, везёт нас на вершину священной горы, где находился сгоревший в 1995 г. исторический музей, бывший дворец королевы. Пожар нанёс непоправимый удар по истории и культуре острова.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

На месте дворца что-то строится напоминающее католический костёл. Впрочем, башенный кран со своей длинной стрелой застыл, словно часы без батарейки. Мировой кризис добрался до Мадагаскара.

Любуемся с самой высокой точки видами столицы.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

Как на ладони национальный стадион и имеющее форму сердца озеро Аноси.

Здесь нужно рассказать о здании судилища, которое тоже на холме, но расположено чуть ниже дворца. Оно представляет собой крышу, подпираемую колоннами в греческом стиле, где всего одна сплошная стена. Смысл в том, чтобы люди могли видеть сами, как свершилось правосудие…

Обвиняемому давали выпить танангин — ядовитое, желеобразное вещество, добываемое из коры и плодов одноимённого дерева. Человек испытывал жуткие мучения и умирал в страданиях. А если выживал, то считался невиновен.

Такое правосудие применялось по поводу и без повода, и народ постепенно нашёл выход. Дабы вызвать рвоту, обвиняемый старался выпить как можно больше отравы.

Король Радама 1, правивший с 1810—1828 гг. (почитается мальгашами как Пётр 1, именно при нём были установлены контакты с Европой), отменил пытки с танангином и ритуальные убийства детей, рождённых в неблагоприятное время.

От здания судилища веет суровым холодком. Потемневшие колонны озлобленны и напряженны, кажется, будто они вот-вот бросят на людей нависающую крышу. Спешим поскорее от этого места.

Патрик ведёт нас на центральную и самую широкую улицу города, где белых людей атакуют толпы попрошаек. Сумку приходится буквально приклеить к телу, жену держу (или она меня) борцовской хваткой, но, в один из моментов понимаю, что в кармане шорт орудует чужая рука.

Пытаюсь ее схватить и промахиваюсь. Непроизвольно бью ногой вслед. Удар достает убегающего пятилетнего пацана.

(После этого я был как сжатая пружина. Когда на сувенирном рынке супруга хотела меня обнять сзади, я ей чуть не врезал, напугав ее, себя и торговцев.)

В перерывах боев с попрошайками удается разглядеть местное развлекалово, где уличные фокусники показывают мастерство.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

Танцуют под дудочку замученные змеи. Акробаты, в газмановском стиле, прыгают через себя и поют.

Белых людей не видно. Одни короли Мадагаскара приглашали европейцев жить и вести хозяйство, другие прогоняли, забирая собственность.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

Такая чехарда продолжалась весь 19 век. От себя хочу заметить, Антананариву как город крайне неудобен для проживания.

На обед Патрик привел нас в уютный ресторан. Французы научили мальгашей вкусно готовить, и мы имели возможность убедиться в этом. Мясо зебу обжаривается в нескольких вариантах, бесподобны морепродукты, запоминаются горячи и холодные супы, бодрят местный чай и кофе.

В ресторане вспомнилась надпись, что висит в аэропорту — Сексуальному туризму нет.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

Пожилые французы и бельгийцы разговаривают за столиком о каких-то делах. Все разбиты на пары, взрослых мужчин сопровождают темнокожие красотки. Европейцы обсуждают бизнес, а вылетевшие из номера отеля покушать ночные бабочки, очаровательно хлопают глазками, прелестно улыбаются, и, зная свое место, в разговор не встревают.

Правительство пытается бороться с проституцией. Однано последняя побеждает. На Мадагаскар прилетают толстые дядьки, где их ждут и за деньги любят мальгашские девушки.

Сегодня Новый Год. Он как то вылетел из головы, но праздник есть праздник. Патрик рекомендует порадовать себя подарками, посетить сувенирный рынок.

Проезжаем цветочный базар, где удается разглядеть розы. Другие цветы кажутся тоже знакомыми. Наши женщины начинают проявлять интерес к растениям в горшках. Но увы, водитель остановить автобус на узкой дороге не может.

Город перерастает в пригород, застроенный фавелами. Прилично одетых людей становится меньше. Босоногие мальчишки, на свободных от мусора пространствах, чем-то похожим на мяч, гоняют в футбол.

Мадагаскар имеет футбольные клубы в различных городах и сборную, которая раз за разом пытается выйти из группы, чтобы принять участие в Чемпионате Африки и Чемпионате Мира. Мадагаскарцы уверенно выступают, но их неизменно громит сборная острова Маврикий. Каждый раз поражения оказываются роковыми.

Доставив нас до места, гид инструктирует, что необходимо торговаться. Народ в группе бывалый и всем не терпится поскорее отоварится.

Сувенирный рынок расположен вдоль одной из дорог, недалеко от Антананариву. Торговцы построили сарайчики и разложили внутри маски, жуков, разноцветных бабочек и скорпионов, изделия из полудрагоценный камней и крокодильей кожи, примитивные картины, заостренные копья…

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

По сувенирным развалам прогуляться интересно. Если подходить и планомерно прицениваться в различных лавках к одному и тому же товару, его цена дальше, которую нужно сбить в 5 раз, будет наоборот увеличиваться.

Специальный человек, быстро перемещаясь, сообщает, что именно ищет покупатель. Одним словом, нужно не быть лохом.

Отель Антананариву, в котором нам довелось остановиться, располагался в пригороде, недалеко от аэропорта. С балкона можно было наблюдать, как серебристые лайнеры, взлетая, прятались в появлявшихся к вечеру свинцовых тучах.

Когда темнело, вспышки далёких молний освещали аккуратные домики и построенное вездесущими китайцами здание бизнес центра.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

Вечером предстояло встречать новый 2009 год, но выявился казус — в номерах отсутствовал шампунь. Для мужчин это почти не важно, а для женщин проблема.

(Патрик позже объяснил, что в большом дефиците на острове маленькие ёмкости, куда можно заливать жидкость).

Георгий попросил сходить вместе в магазин. Мы вышли около 7 вечера, когда начинало темнеть, и быстро выяснили, что в окрестных лавках в продаже имеется только хозяйственное мыло.

В одной из парикмахерских шампунь был, но цирюльник выдавливал его определённое количество на клиента. После предложил помыть голову в его заведении, если мы будем подстригаться, что совсем не входило в наши планы.

В результате поисков мы забрели в небольшой супермаркет, нашли кокосовый шампунь и заняли очередь в кассу. Местные отоваривались, набирая продукты к праздничному столу. Появление белых вызвало удивление, а на залетевшую в магазин, и севшую на кассиршу огромную бабочку, никто даже не обратил внимания.

Белые люди живут на Мадагаскаре в основном по побережью, содержат отели, и посетить столицу не стремятся. Стоя в очереди 40 минут, мы затоварились снедью. Кассирша бросала на нас вожделенные взгляды, желая поскорее обсчитать белых чудиков.

Деньги на острове ходят настолько затёртые и засаленные, что запутаться в них можно без помощи местного населения.

Возвращаясь по тёмным улицам, мне показалось, что в пригороде криминальная обстановка более спокойная, чем в центре города.

Встречу Нового Года мы с женой проспали. Решили слегка покемарить около 9 вечера и проснулись уже утром. Товарищи в дверь стучали-стучали, но не достучались.

На следующий день по плану переезд в городок Анцирабе. Город стоит на основной трассе, протянувшейся от Антананариву до расположенного на юге Тулеар.

Лет 20 назад, во влажный сезон, проехать по ней можно было только на вездеходе, или на повозке запряжённой зебу. В сухой сезон скорость движения едва превышала 20 км. в час. Дожди и ураганы затрудняли укладку асфальта.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

В наше время машин на шоссе также мало, но дорога, петляя по холмам вправо и влево, просто блестит новым асфальтом и радует глаз водителя чёткой разметкой.

Остаётся справа горный хребет Анкаратра.

Мимо проплывают бескрайние рисовые поля и живописные сопки.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

Деревьев встречается меньше, особенно хвойных, появляются кустарники. Выпирающие из земли камни исчезают. Речки сплошь красные от цвета почвы, а террасные поля создают впечатление, что мы находимся где-то в Юго-Восточной Азии.

Самые древние кости человека, найденные на острове, имеют возраст 2000 лет. Учёные спорят о происхождении мальгашей.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

Однако, глядя на рисовые поля, понимаешь, что народ этот пришёл из Юго-Восточной Азии, а потемнел, в результате набегов на Африку и последующих браков с африканцами.

В деревнях наблюдаем различные по форме деревянные и каменные церкви. На Мадагаскаре присутствуют абсолютно все религиозные концессии: от секты Муна до Православной церкви, от загадочных исмаилитов до индуизской общины Баниан. При этом часть людей придерживается и традиционных верований.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

Попытки распространения католицизма начались одновременно с открытием острова португальцами в 1500 г. В наши дни многие госдеятели занимают ключевые посты в церковной иерархии.

Например, президент М. Равалуманана является вице-президентом Реформированной Церкви Иисуса Христа на Мадагаскаре (жизнь внесла коррективы, пока писал рассказ, произошёл переворот, но об этом я ещё расскажу), а председатель Национального Собрания Ж. Лахинирику — национальным казначеем Мадагаскарской лютеранской церкви.

Забегая вперёд хочу отметить, где встречались церкви, нет нищеты и попрошайничества. В этом плане запомнился придорожный городок Амбаталампи.

Местное мужское население здесь одето в рубашки с коротким рукавом, встречаются даже люди в галстуках, рваных футболок нет даже у детишек. Двухэтажные домики раскрашены в яркие цвета, на втором этаже на балконах резные парапеты, крыши из красной черепицы. Впечатление такое, будто мы попали в Португалию.

После обеда гид завёз нас на озеро Андрайкиба. Оно считается священным.

Господствовавшие 64 года на острове французы превратили его в зону отдыха. Возможно, озеро потеряло после этого свой сакральный смысл, но в наше время купаться здесь запрещено. Можно только любоваться отражающимся в воде небом и слушать, как набегающие волны рассказывают интересную легенду.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

Один местный король решил жениться. Было две претендентки. Но как выбрать лучшую? Правитель решил довериться судьбе. Девушкам было предложено переплыть озеро, кто первой это сделает — станет женой короля.

Вначале обе уверенно плыли рядом. Возле желанного берега одна стала тонуть. Жестокий правитель стоял и смотрел, кто одержит победу. Несчастная понимая что погибает, изо всех сил крикнула ему: «Андрайкиба!» (я беременна).

Увы, воды озера сомкнулись над её головой.

Король женился на победительнице. Детей в браке не было. Он тосковал по погибшей, запретил купаться в озере и брать из него воду.

К 17 ч, как и планировалось, достигаем Анцирабе («соляное место»). Город считается курортом, расположен на высоте 1500 м. Здесь не бывает жары, тучи приходят редко и много солнечных дней в году.

Целебные свойства местной минеральной воды были открыты в 1872 г. миссионерами, которые использовали ее для лечения ревматизма. Основанный в 1856 г. норвежскими купцами Анцирабе очень похож на европейский город.

На главной улице стела мальгашам погибшим за Францию в 1-ой и 2-ой Мировых войнах.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

Молодежь с удовольствием отдыхает на газонах. Рикши со своими разрисованными повозками ждут клиентов.

Нас облепляет стая попрошаек и уличных торговцев. Отвязаться получается, зайдя на территорию старинного дворца. Гид рассказывает, что здание более 100 лет назад построил в подарок Мадагаскару султан Марокко, и это вовсе не дворец, а гостевой дом, используемый ныне как отель.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

Нас Патрик отвозит на ночлег в……. социальный приют для стариков. У мальгашей не принято отдавать пожилых людей на сторону. Все доживают свой век с родственниками, и кроме одинокой европейской бабульки, других стариков я не заметил.

Приют оказался самым обычным отелем, правда, очень старинным. Здесь впервые появились ночные мучители — комары.

Патрик родом из Анцирабе и на ночёвку ходил домой. Утром он удивил интересным рассказом. Впрочем обо всё по порядку.

У мальгашей (возможно только у племен Мерина и Бицилеу) существует обычай принимать мальчика в свой род. Когда ребенок достигает пятилетнего возраста, в назначенный день собираются родственники. Мальчику обрезают крайнюю плоть и его родной дедушка по отцу сразу её съедает. После подобного мальчишка считается полноправным членом семьи.

Шкурку нашего гида дедушка давно съел. Однако у Патрика двое сыновей, подобное действие ему предстоит в будущем. Нам предлагается присутствовать на такой церемонии, но для этого нужно изменить маршрут. Увы, время расписано по часам, и мы вынуждены отказаться.

После завтрака грузимся в автобус, направляемся в сторону Амбоситры, но, чуть отъехав от города, натыкаемся на взорванный мост. К нему раньше подходила дорога. Новая трасса с новым мостом прошла рядом. Строители решили построить все заново, ибо это дешевле.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

Когда я учился в школе, нам постоянно рассказывали, какие страны, совершив революцию, выбрали социалистический путь развития. Один мальчик спросил:

«А когда произойдет революция в США?»

Учитель (член КПСС) начал туманные речи, смысл которых был в том, что революция возможна только в бедной стране.

Поколесив по свету, я убедился, что где жизнь сытая там и спокойная, а в нищие державы живут как на вулкане. В 1972 г. тогдашний президент Мадагаскара организовал безальтернативные выборы, набрал 99,7 голосов, а через две недели его свергли. К власти пришло правительство Г. Рамананцуа, просуществовавшее три года.

12.02.1975 г. группа военных во главе с генералом Ж. Андриамахазу захватила власть, но уже 15.06.1975 г. тайным голосованием главой государства стал Д. Рацирака.

Рацирака морской лейтенант служил военным атташе в Париже, стал капитаном уже будучи в правительстве. Как министр иностранных дел он завоевал авторитет, требуя пересмотра договора с Францией, который сам подписал с малагасийской стороны, различным народностям острова пообещав желанное.

СССР признал Мадагаскар в день провозглашения независимости (26.06.1960 г.), однако дипломатические отношения были установлены лишь 29.09.1972 г. После официального визита Д. Рацирака в Москву, остров взял курс на социалистический путь развития.

Мадагаскар. Ч - 2. Столица, центральная часть острова и немного истории

С 1977 по 1980 годы наибольшей помощи от СССР. Однако классовая борьба, к которой приплюсовывалась межэтническая, вспыхивала, затихала, затем вновь бурлила, как река после дождя. Д. Рацирака успешно раскрывал заговоры, справлялся с неурожаями, с саботажем и правил на острове до падения СССР.

В 1992 г. он вынужден был провести честные выборы, которые проиграл. Оказавшиеся у руля «демократы» не смогли наладить хозяйство. Остров залихорадило.

В 1996 г. на новых выборах к власти вновь пришёл Д. Рацирака. Теперь его курс был на Вашингтон, Брюссель и Париж.

Через пять лет 16.12.2001 г. мэр Антананариву М. Равалуманана, проиграв выборы Д. Рацираке, обвинил власти в подлоге, неспособности управлять экономикой и объявил себя президентом. Д. Рацирака со своим окружением бежал в город Тумасина.

В стране установилось двоевластие, города Высокого плато оказались блокированы. Возникла угроза гражданской войны.

При посредничестве международного сообщества состоялись новые выборы, где победил мэр, но их результат уже не признал Д. Рацирака. Он опирался на преданных губернаторов и воинские части.

Новый президент, используя армию (большая часть перешла на его сторону), стал добиваться отстранения сепаратистов от власти. В апреле 2002 г. штурмом был взят дворец губернатора провинции Фианаранцуа. В июне аналогичная операция была проведена в городе Сава.

На острове разгорались локальные боевые действия, где понемногу удача переходила к бывшему мэру. 26 июня, в День независимости, США признали президентом М. Равалуманану. Д. Рацирака без боя сдал свою столицу Тумасину и бежал.

Через месяц, после возвращения с Мадагаскара, по телевизору наблюдал, как на главной улице Антананариву сторонники теперешнего мэра устроили грандиозную забастовку. Мэр признал себя главой правительства, в связи с, тем, что президент…

Одним словом, новый мэр, работавший ранее ди-джеем на радио, стал президентом. Теперь уже М. Равалуманана бежал, но положение дел в стране всё это вряд ли изменит.

Невольно вспоминается:

Она хотела бы жить на Манхэтене,

И с Деми Мур делиться секретами.

А он просто ди-джей на радио,

Илучше бы ей не знать его.

Жаль что придорожные камни, взорванный мост и шевелящий зелёной листвой кустарник не умеют разговаривать, а может и шепчут, может, предупреждают. Увы, люди считают себя умнее и повторяют глупости.