Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 14:27
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Москва — Россия Август 2021

Театр Российской армии! Лично мне всегда приятно пройтись мимо этого большого здания в форме звезды. Последняя видна исключительно сверху, но колоннада и мощь конструкции по-любому впечатляют.

Неподалёку от театра музей Ф. М. Достоевского, Центральный музей Вооружённых Сил и Суворовская площадь.

Хорошо помню, как одинокий генералиссимус грустно смотрел на обшарпанное здание театра. Улица Советской Армии была утыкана торговыми палатками, словно прыщами. Везде и всюду валялся мусор, который никто не спешил убирать.

Новый памятник в Екатерининском парке

В настоящем всё не так. Суворовский сквер обустроен для отдыха.

Можно просто посидеть на скамейке, либо поизучать увеличенные чёрно-белые фотографии времён Великой Отечественной.

Улица Советской Армии трансформируется в Дурова, бывшую Божедомку — последний приют бездомных и неизвестных. По известному фильму, на Божедомке жила подруга Фокса Ира Соболевская, и домой к ней приходил Шарапов.

Впрочем, рассказать хочу не об этом. Не будем отклоняться в сторону…

Знаковым местом Мещанского района можно смело назвать Екатерининский парк. Неподалёку от него уголок Дурова. Мой хороший друг родился в начале 50-х, и всю жизнь прожил по соседству.

Михаил Васильевич помнит, как по Екатерининскому парку, вплоть до начала 60-х, выгуливали слониху Тяпу и жирафа. Теперь, увы, при таком количестве машин, ни жираф ни слониха не перейдут дорогу, испугаются, и могут даже взбеситься…

Что касается парка, он остаётся уголком спокойствия в центре Москвы. Это один из старейших парков города.

Новый памятник в Екатерининском парке

Историческая территория «Екатерининского парка» долгое время не имела застройки. Здесь протекала река Напрудная, приток Неглинки. Вдоль русла располагалось несколько прудов.

В XIV веке сюда перебрался Кресто-Воздвиженский монастырь. В 1492 г. была возведена церковь Трифона. В 1640 г. на её месте появилась каменная в честь Иоанна Воина.

В XVIII веке по соседству с церковью обустроил усадьбу граф В. С. Салтыков. Его сын, участник суворовских походов, являлся фаворитом Екатерины Великой. Матушка Екатерина в имении графа бывала неоднократно.

Новый памятник в Екатерининском парке

В 1802 г. обширные владения Салтыковых приобрела императрица Мария Фёдоровна для устройства Московского училища благородных девиц имени Св. Екатерины. С конца 1860-х Екатерининский институт начал сдавать под дачи расположенные севернее прудов земли.

Образовалось несколько участков. Один из таковых взял в аренду статский советник Александр Иммер. Он создал опытно-семенную станцию, обустроил оранжерею и парник.

В 30-х годах XX века Напрудную упрятали в трубу и снесли церковь Иоанна Воина. Перед Олимпиадой Мещанский район полностью перестроили. На территории парка появился музей Вооружённых Сил, а также студия военных художников им. Грекова. С разных сторон территорию подрезали Олимпийский проспект и улица Советской армии.

Летом 1998 года деревья парка сильно пострадали от урагана, что случился над Москвой в ночь с 20 на 21 июня. Впрочем, тогда досталось всему городу.

Новый памятник в Екатерининском парке

В советский период парк назывался «Парк ЦДСА» (Парк Центрального Дома Советской Армии). 3 января 1999 года мэрией Москвы было принято решение о благоустройстве.

Парку было возвращено историческое имя. Теперь, после реконструкции, это совсем другой парк!

На месте снесённой церкви возведён мемориальный комплекс в честь Суворова.

Новый памятник в Екатерининском парке

Напротив часовня Александра Невского.

Где любила чаёвничать гостившая у Салтыкова императрица, восстановлена ротонда Екатерины II.

Новый памятник в Екатерининском парке

Удивительное дело, спорткомплекс Олимпийский, казавшийся вечным, уже снесён. На его месте строят многоэтажные дома, а парк по прежнему радует тишиной и спокойствием.

На территории сразу несколько информационных щитов, памятников и монументов.

Екатерининский пруд символически перегорожен. В одной части можно взять лодку и работать вёслами.

Новый памятник в Екатерининском парке

Другую половину обжили два вида уток.

Холёные и чистенькие огари совсем ручные, подпускают на близкое расстояние.

Новый памятник в Екатерининском парке

На водоёме есть островок, который принадлежит птицам.

Но, самое главное, в Екатерининском пруду обитают большие рыбины под названием белый амур, и компанию им составляют черепахи. Здоровенные тушки, дабы наполнять брюхо хлебом, чуть ли не на берег выпрыгивают.

Если бы мне в советское время сказали, что парк преобразится подобным образом, я бы наверняка не поверил. С другой стороны, читателя подобным не удивишь. Читатель Туристер.ру много где побывал и о многом читал. Писать про один только парк я бы не стал, если бы не одно обстоятельство.

Возле главного входа мы застали репетицию открытия нового памятника под названием «Жена офицера». Узнав, что открытие состоится завтра, я решил, мероприятие посетить. По словам охранников, должен был приехать Министр Обороны С. К. Шойгу.

За полчаса до начала церемонии я был на месте. Однако, судя по мерам предосторожности, сразу понял, Шойгу не будет.

Новый памятник в Екатерининском парке

Что представляет собой памятник, я видел вчера. Теперь же он оказался накрыт простынёй.

Прилегающее пространство наполнялось народом. Большую часть составляли военные. Такого количества людей в форме я не видел давно.

В былые времена офицеры на улице друг друга приветствовали, честь отдавая, теперь все в гражданке предпочитают ходить, переодеваясь на службе. Очень жаль. Форма мужчин действительно украшает.

На парадке этого нет, тогда как на военно-полевой форме можно прочесть фамилию военнослужащего.

Новый памятник в Екатерининском парке

Между тем события развивались по нарастающей. Возле памятника справа и слева встали на караул солдаты. Под руководством офицера они репетировали, как будут плавно снимать материю.

Отчеканив шаг по асфальту, сбоку заняла место рота музыкантов.

Новый памятник в Екатерининском парке

Живой звук это совершенно другое, нежели музыка из динамиков.

Солдатики, само внимание, не пропускали ни единого жеста дирижёра.

Интересно, бывает ли дедовщина в музыкальной роте?… Впрочем, думать о подобном было некогда. Площадка возле памятника заполнялась всё больше и больше.

Новый памятник в Екатерининском парке

Офицеры среднего звена просили их не снимать, зато желания курсантов никто не спрашивал.

Молодые и неженатые, скоро они окончат училище. Жизнь поставит новую задачу в виде выбора второй половины. Дай Бог, чтобы у ребят всё сложилось хорошо.

Когда образовалась группа из генералов, и фотографы начали их снимать, я переключился полностью на командный состав.

Такого количества генералов, собранных в одном месте, я сроду не видел. Когда служил в армии, визит генерала в часть считался особо важным событием.

Новый памятник в Екатерининском парке

Как-то раз, зная, что приедет генерал, командир роты поставил дневальным молодого солдата. Парню многократно повторили, что он должен делать — стоять по стойке смирно и крикнуть: «Рота смирно! Дежурный по роте на выход!»

Солдату проклевали весь мозг.

Новый памятник в Екатерининском парке

Когда появился генерал, он с перепугу так и крикнул: «Генерал!!!»

Свою промашку сослуживец отрабатывал в нарядах.

Новый памятник в Екатерининском парке

Когда началась торжественная церемония, первым выступил исполняющий обязанности начальника Главного военно-политического управления генерал-лейтенант Алексей Цыганков.

— Сегодня мы открываем в сердце нашей Родины, городе-герое Москве, памятник тем, кто по зову любящего сердца делит с военнослужащими не только радости, но и трудности военного быта. Уникальными личными качествами офицерских жен всегда восхищаются и вдохновляются поэты, писатели, художники, композиторы, режиссеры — все те, кто создает трогательные истории о любви и преданности. Тема вечная… Теперь настала очередь и скульпторов.

После заслуженный строитель РСФСР генерал-полковник Леонид Шумилов рассказал, как он служил на Новой земле и как трудно приходилось офицерским жёнам.

Новый памятник в Екатерининском парке

Тёплые слова об офицерских жёнах сказал Герой Социалистического труда генерал-лейтенант Алексей Макарычев.

Наконец, когда все выступили, почётный караул торжественно снял накрывавшую памятник материю.

Новый памятник в Екатерининском парке

Взору собравшихся предстала молодая женщина в капитанском кителе. Она стоит на лестничной клетке и ждёт мужа. Рядом кот, как символ домашнего уюта.

Насколько тяжела доля офицерской жены, лично я хорошо представляю.

Моя тётя вышла замуж за офицера, и прожила вместе с ним 25 лет в гарнизонах Забайкалья.

Новый памятник в Екатерининском парке

Анатолий Иванович многократно повторял, что его супруге нужно памятник ставить. Всё так и есть — поставили!

Идея создания памятника «Жена офицера» поступила от группы ветеранов военно-строительного комплекса, которые обратились к генерал-полковнику в отставке Леониду Вениаминовичу Шумилову и в Студию военных художников имени М. Б. Грекова.

Авторами композиции стали скульпторы Дмитрий Клавсуц и Алексей Игнатов.

Это памятник женщинам, создающим крепкий тыл нашим Вооружённым силам.

Новый памятник в Екатерининском парке

Низкий им поклон за их выбор жизненного пути!