Турист liolil (liolill)
liolil — была 3 мая 12:28

Армения, мерси шат!

Ереван, Бюракан — Армения Июль 2021

Армения сегодня — пожалуй, одна из наиболее удобных и безопасных для путешествия стран. Требуют всего по одному тесту по прилету или вакцинацию, не нужна виза и загранпаспорт. Есть прямые регулярные рейсы (летела из Екатеринбурга Nordwind Airlines и обратно Уральскими Авиалиниями) отменен масочный режим на улицах, все везде работает, о пандемии напоминает разве что манера здороваться локтем у мужчин (информация проверена на лето-2021).

Эта часть путешествия по непроторенным маршрутам Армении — почти без храмов и с едой-вином за кадром. Про ученье-свет, звезды и замки.

День 1. Ереван. Барев, вонц ес (привет, как дела)?

В Ереване есть улица Московская и даже свой район Черемушки — в стране вообще много советского. Но из советских времен Армения шагнула в будущее передовых технологий: гид рассказывает о том, как у молодежи популярна профессия программиста. Дверь в профессию IT и других модных дисциплин открывает образовательный центр TUMO — здесь все желающие жители страны от 12 до 18 лет и даже немного старше могут изучать анимацию, 3D, дизайн и другое бесплатно. Под заботливым руководством профессионалов ученики трудятся над своими проектами. Одна из особенно впечатливших меня тумоевских работ — программа для считывания древних манускриптов с помощью искусственного интеллекта. И это создавали ребята в возрасте от 14 до 17 лет (!). Все портфолио тумонианцев (правильно — тумоевцев, но такое написание кажется более подходящим по настроению) можно увидеть на странице официального сайта TUMO.

Центр креативных технологий TUMO и event-менеджер Aйкуш Егиазарян

Мы стоптали ноги по шумной столице — как же хорош вечерний Ереван! Оживают рестораны, играют уличные музыканты, гротескно подсвечиваются скульптуры у Каскада.

«Туфенкян Исторический Ереван»

Ночевали в отеле «Tufenikian Historic Yerevan», популярном среди туристов и местных. Отель находится в нескольких шагах от площади Республики рядом с ярмаркой народного творчества Вернисаж. Каждый номер создан в стиле XIX века и обставлен мебелью, изготовленной вручную армянскими мастерами. На первом этаже выставлены образцы ковров, созданных по старинной армянской технологии ковроткачества. Сеть гостиниц «Туфенкян» есть еще в Дзорагете, Дилижане и на восточном побережье озера Севан. Везде выдержана концепция лучших традиций армянского гостеприимства и атмосфера спокойствия, уединения.

День 2. Оргов, Бюракан, Амберд. Сирум ем кез (я тебя люблю)

Ради чего я решилась на эту затею: движемся на север к седовласым звездочетам, неисправимым мечтателям и бесконечным романтикам.

В часе езды от Еревана на головокружительном обрыве горы Арагац находится монастырь-крепость XIII века Тегер. Строгий и неприступный храм из черного базальта внутри также аскетичен — из декора лишь алтарь и картины местных художников. Оказывается, такие картины пишут по специальному заказу и перед передачей церкви освящают.

Монастырь Тегер

За глубокой историей почерневшего от времен и набегов кочевников Тегера диссонансом и пронзительной белизной сверкает первый в мире радио-оптический телескоп имени Париса Геруни. Погружаемся в мир изобретателя этого устройства. В селе Оргов (ударение на второй слог) его верные соратники, до самых седин впитавшие дух советской интеллигенции, как зеницу ока берегут телескоп. Эхом по долине и металлической сфере разносятся рассказы хранителей больших антенн. О том, с каким безумием и упорством воплощал свою мечту Геруни. Проект молодого амбициозного ученого поразил самого Королёва, после бюрократических проволочек началось строительство телескопа. Чтобы соорудить радиозеркало диаметром 54 метра взорвали котловину, залили ее бетоном и обложили 3600 щитами. Каждый щит точностью 70 микрон отливали и обрабатывали вручную. Для изготовления щитов Геруни отыскал нужного специалиста и специальную землю из России, привлек жителей ближайших сел к работе.

Здание измерительных антенн в селе Оргов

Удивляет уже даже не сооружение рядом, словно фантик чьих-то надежд, закинутый в горы. Удивляют сами люди — они горели работой и фанатичным рвением своего предводителя, а сегодня живут прежней закалкой и юным трепетом перед бесконечным космосом. И еще запоминающегося о Геруни: он считал, что во Вселенной не было Большого Взрыва и что обсерватория армянского села Караундж старше британского Стоунхенджа.

Телескоп пережил землетрясение и темные времена. С 1995 по 2010 годы был на реставрации, но по-прежнему нуждается в реставрации. Старожилы верят в воскрешение станции мало, называют ее пирамидой Хеопса. Сегодня объект на консервации, для просмотра требуется специальный запрос. Молодое поколение смотрит на ситуацию более оптимистично — на оживление станции необходимо около 60 млн. долларов.

Семья Мнацаканянов

В Армении есть бог гостеприимства Ванатур, отголоски культа сохранились и сегодня, но такое впечатление, что каждый рожденный в Армении с молоком матери впитывает искусство гостеприимства и организации застолий.

Становится популярным формат гастро-дворов — когда можно присоединиться к застолью жителей сел и ощутить всю глубину армянской души и широту ее добрых объятий. Мы побывали в гастро-дворе Мнацаканяновв селе Бюракан недалеко от села Оргов, этот пункт просто обязателен в этом «звездном» пути. Здесь можно попробовать помимо традиционной армянской кухни незнакомые даже самим жителям страны блюда — суп гхаршим из орехов и чечевицы, например, или шашлык из тандыра. А хозяин заведения Артур Мнацаканян — винодел с 30-летним стажем, угощает домашним вином, щедро осыпая дегустацию поэтическими тостами и философскими изречениями.

Обсерватория Амбарцумяна

Отправляемся в бюраканскую обсерваторию имени Виктора Амбарцумяна. Директор обсерватории, Товарищ Арег Микаелян рассказывает, что научный туризм восполняет в Армении другие виды туризма. Храмы не интересны, например, мусульманам или американцам, диковинных мест ищут искушенные путешественники. А в обсерватории для этого все есть: подробный сайт, экскурсии по музею и телескопам, демонстрация работы телескопа и наблюдение за небом ночью.

Главный штаб обсерватории окружает дендропарк из собранных Виктором Амбарцумяном 140 растений. В саду находится дом-музей основателя Бюраканской обсерватории, в нем находится все, что его вдохновляло: фото всей семьи, сувениры из разных стран, большой атлас, портрет Че Гевары и многое другое.

Дом-музей имени Виктора Амбцарумяна

Великий астроном и астрофизик известен своими трудами о происхождении звездных систем, космогонии звезд и галактик. «Виктор Амбарцумян называл астрономию главной наукой человечества. Тогда мы еще не понимали истинного значения его слов. Но сегодня действительность показывает — все на Земле обусловлено небесными явлениями» — вспоминает Арег Микаелян.

Телескоп обсерватории в Бюракане

Увидеть космос во всем его великолепии не удалось — ночью начался дождь. Но нам показали телескоп в действии ясным днем — и даже от этого дух захватывает. Что-то из ассоциаций про «Солярис» Тарковского или тех же «Звездных войн». Под гул оборудования открывается «глаз» в бездну, можно подняться на площадку под серебряным куполом и осмотреть просторы красной от солнца травы и насладиться тишиной в горах.

Церковь XI века Ваграмашен
Амберд в переводе с армянского - крепость облаков

В получасе езды от Бюракана находится крепость Амберд XII века — та самая, ради защиты которой строили когда-то монастырь Тегер. Погода портится и тут это кстати — тучи воронкой сгущаются прямо над сооружением, крепость как бы вторит своему названию: в переводе с армянского «амберд» — «подпирающая облака».

Стены крепости Амберд
Дорога к замку Амберд

Амберд находится в живописном глубоком ущелье, внизу течет водопад, от этой всей красоты и порывистого ветра дух захватывает и хочется замереть от восторга. Часть стены разрушена и лежит у обрыва, окошки вверху зияют черным. Все — словно кадр из кино про Средние века, будто бы вот тут только что происходили сражения и варвары атаковали неприступную твердыню. На самом деле, здесь действительно снимали фильм, хоть и другой эпохи — «Сволочи» в 2006 году.

Если до этого мне казалось, восхищение от обсерваторий уже не переплюнет ничто в Армении, то теперь крепость Амберд заняла место № 1 в рейтинге впечатлений.

Отель Амберд

Останавливаемся в уютном отеле «Амберд» — в нем есть сауна, SPA и открытый бассейн, но из-за позднего заселения, увы, всем этим насладиться не удалось. Играет живая музыка, есть прокат велосипедов, теннисный корт и бильярд, а зимой — горнолыжный спуск. В ресторане обслуживают неожиданно внушительного вида официанты-охрана и подают такие же внушительные порции головокружительно вкусной армянской кухни. Обязательно просите ко всему ряжан — так тут принято, это что-то вроде вкусной и супержирной ряженки.

Исключительно приятное знакомство с Арменией организовал Национальный Комитет по туризму Министерство экономики РА (Armenia. Travel). За предельное погружение в историю и традиции спасибо уважаемому Ашоту Левоняну. За благополучный проезд ко всему, куда даже бывало ни на каком осле не подобраться, спасибо бессменному водителю Каро.

Минч нор андипум (до новых встреч)!