Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 12:13
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Вдоль реки Ведуги в окрестностях села Губарево в поисках мегалитов и окаменелостей...

Семилуки — Россия Август 2021

Длина реки Ведуги — 94 км. Это приток Дона.

Лингвист М. В. Фёдорова название реки возводит к венгерскому глаголу véd — защищать, откуда vedők — защита, защитники.

Лингвистическими предками венгров являются воинственные полукочевники-скотоводы, прародиной которых считаются степные области к востоку от Урала.

Примерно в I тыс. н. э. венгры перекочевали в бассейн Нижней Камы, позже в эти места и в причерноморские и приазовские степи и находились под властью хазар и булгар.

Река Ведуга не судоходна. Она представляет собой обычную небольшую речку срединной России. Извилиста. Река почти на всем своём протяжении не шире 10–15 метров. Глубина не более 3 метров (в самых глубоких омутах).

Село Губарево (Воронежская область, Семилукский район), раскинувшееся на правом берегу реки Ведуга, основано в 16 веке.

С 18-го века здесь сложилось обширное землевладение, принадлежавшее дворянам Лосевым, которые владели многими имениями в округе.

От их усадьбы в Губарево до сего времени сохранились господский дом, два флигеля, а таже засыпанный грот и остатки усадебного парка.

Правда бывший господский дом приватизирован (раньше тут размещалась школа) и только благодаря этому восстановлен.

От старой отделки остались только несколько элементов под крышей.

Теперь этот дом частная собственность и попасть туда не получится.

А приватизировали этот дом за смешные 2,5 миллиона рублей.

От села и проезжей дороги усадьбу отделяла ограда с угловыми башнями, которая в наше время утрачена. Ядром комплекса являлся господский дом, расположенный на бровке верхней береговой террасы и обращённый главным фасадом к реке.

К нему вела аллея, начинающаяся на севере от ворот в ограде со стороны села. С восточной стороны дома, торцом к нему, поставлены два полутораэтажных флигеля. Грот расположен в склоне береговой террасы, к западу от дома, по его центральной оси.

Здесь существовал особый культурный дворянский мир. Они ещё в 18-м веке строили для крестьян церкви, школы, парки, аллеи.

Здесь была часть монастырский крестьян. Когда у монастырей отняли земли, крестьяне перешли в разряд государственных.

Внесли дворяне Лосевы свой вклад в дело победы над Наполеоном, отдав в Народное Ополчение 838 души, в том числе 45 ратников.

После национализации усадьбы в 1923 году в усадьбе разместился техникум, а затем — школа.

В Губарево нас встретила гид Сунцова Наталья Николаевна.

Эта 76-летняя енергичная не по годам женщина приехала сюда с «северов», на пенсии.

Наталья Николаевна бежит по полям как девочка.

Кто из нас помоложе поспевает за ней, остальные дородные тетечки из Липецка отстают и издали ругаются.

Всем хочется послушать гида. Та оправдывается что если так медленно идти, то она нам и половину не успеет показать.

В конце-концов отстающие тетеньки нажаловались Елене (липецкому нашему основному гиду), та сделала выговор Наталье Николаевне (которая старше ее вдвое), и последняя сникла и умерила свой пыл.

Губарево стоит на другой стороне речной подковы, на западном склоне Чернышовой горы, то есть в эпицентре старинных преданий о сверхъестественных камнях и пещерах. В последней четверти XVIII и первой половине XIX века в селе было два основных поместья с усадебными домами.

На другой стороне речной подковы перед вами, как на ладони, — Терновое с его замечательным храмом.

В этих местах обнаружены пустоты и кемберлитовые трубки. Но это пока большой секрет.

Олигарх Прохоров вкладывался в благотворительность на нашей земле, надеясь что ему отдадут эти будущие «алмазные копи».

Вообще усадьбы Лосевых тут две.

Ещё одна расположена в селе Раздолье.

Для сохранившихся воронежских помещичьих домов двухэтажный усадебный дом в Раздолье — редкой архитектуры: весь второй этаж здания — деревянный, в том числе четырехколонный портик.

Несмотря на это, усадьба в свое время не была включена в перечень охраняемых государством памятников истории и культуры, возможно — просто забыли.

В советское время бывший господский дом занимала школа, сельский клуб.

Здание давно не ремонтировалось: где-то в 2009 году закрыли здешнюю школу, в итоге на втором этаже от сырости обрушился потолок.

Сейчас закрыт и клуб, дом признан аварийным и прогноз дальнейшей его судьбы весьма туманен.

Когда-то усадьба Лосевых занимала обширный участок вдоль склона реки и согласно архивной описи имения за 1863 год здесь значились:

«Господский дом двухэтажный, низ каменный, а верх деревянный, из соснового леса, о двадцати комнатах. Водяная мельница, каменная кузница и еще 14 деревянных служб при доме, в том числе две „скотные избы“ и две „птичьи избы“, три хлебных амбара, конюшня».

На сегодняшний день от всего комплекса усадьбы сохранились главный дом и одна хозяйственная постройка, а также сад и парк.

Председатель местного совхоза (да такие ещё сохранились) близок к местной областной администрации.

Однако, земли сельхоз назначения продают москвичам и воронежцам под дачи и будущие заводики. Но работы благодаря этим заводикам местным крестьянам не добавилось.

Возят на работу персонал в автобусах с ПЛОТНО закрытыми окнами.

Думаю сюда возят таджиков и нелегальных рабов под охраной.

Судя по крышам с шифером и простеньким «Жигулям» местные «крестьяне» живут бедно.

Фирмы выкупившие земли у местной администрации собираются делать частный пляж на реке Ведуге, конные прогулки, строить гостиницы.

В Ведугу впадает речушка Трещевка.

Здесь же находится скифское Городище.

Поскольку мы не успеваем никуда, то Наталья Николаевна показывает нам фото чудес найденных в этих местах.

Городище и менгиры мы не успели посмотреть из-за нерасторопных попутчиков.

Посмотрите, вход в таинственное подземелье!

Самое время вспомнить о легендарных тайнах Чернышовой горы, о «дольменах» и подземельях.

М. А. Веневитинов родился в 1844 г. в семье потомственных дворян Воронежской губернии. Первоначальное образование получил дома, а завершил его в Санкт-Петербургском Императорском университете по историко-филологическому факультету со степенью кандидата. В 1868 году он вернулся на жительство в Воронеж и поступил сверхштатным старшим чиновником особых поручений при губернаторе. В том же году М. А. Веневитинов был назначен штатным чиновником и заведующим канцелярией воронежского губернатора, а в следующем — секретарём губернского статистического комитета.

В первых публикациях М. А. Веневитинова, подготовленных в 1869 году для «Воронежских губернских ведомостей» под общим названием «Несколько преданий из окрестностей Воронежа» весьма интересным с археологической точки зрения представляется описание Чернышевой горы, находящейся на правом берегу р. Дон близ устья р. Ведуги, между селами Семилуки, Губарево и Русская Гвоздевка (входившими тогда в Землянский уезд). Большая часть материала была получена исследователем непосредственно от местного пасечника Гавриила Попова, который отлично знал окрестности, и сам часто водил к таинственному месту любопытствующих путешественников и кладоискателей. Вот что он поведал барину: «Гора называется Чернышевой потому, что давно еще, когда татары здесь были, жил в этих местах богатырь по имени Чернышев. Он был разбойник, имел шайку и скрывался с ней в пещере, в которой хранилось также награбленное им добро».

Как почти всегда в подобных случаях, предание по смерти Чернышева поручило эту местность покровительству нечистой силы. «Несколько лет тому назад, всякий полдень и всякую полночь из пещеры слышалась музыка, звуки скрипок и барабанов, и раздавались удары в роде пушечного выстрела, как будто хлопала крышка тяжелого сундука. Иногда над входом в подземелье светилась свечка. Прежде, давно уж, близ той пещеры страсти представлялись: из нее выбегал разъяренный бык с чудовищной головой, бросался на людей, попадавшихся ему на встречу и загонял их. Раз как-то только что хотел войти в пещеру, чтобы там копать, как вдруг мимо него проскакала огненная карета и въехала в подземелье».

«А то года четыре тому назад пришел неизвестно какой человек, неизвестно откуда. Этот старик встретил в поле мужика, спросил у него, где та пещера, где водится клад и просил показать ему то место. Мужик привел его в подземелье и показал вход. Тогда неизвестный человек взял свечу, велел мужику уйти прочь и полез. Долго провозился он там; наконец, вылез бедный, едва живой. Лесные караульщики нашли его у выхода, да и отнесли в ближнюю деревню. Он три недели был болен, а потом умер от горячки. У него спрашивали, что с ним в пещере случилось такого. Он рассказывал, что когда копал там, то увидал вдруг молодца, который у него спросил, что он делает?

— Клад ищу!

— Дай мне рукопись!

Неизвестный не хотел отдать рукопись и испугался. Так он и помер, а клада не мог найти».

С тех пор многие лазили в Чернышеву пещеру. Был в ней и сам Гавриил Попов. Он копал в ней с караульщиками леса и нашел кое-какие сабли, да кости. В конце пещеры, по его словам, можно выйти к двенадцати «нарям», которые все похожи на главную пещеру.

Набираем ключевой воды в источнике.

Едем в село Богоявленка.

Но это уже совсем другая история.