В прошлом году даты отпуска выпали на май, следом за майскими праздниками. И родилась идея — поехать в речной теплоходный круиз, но так чтобы недорого и недолго. В феврале—марте того же года я присмотрела круиз из Перми до Самары, но покупать не стали, т. к. зомбоящик пугал новостями про коронавирус. И это было правильное решение. Отпуск 2020 (первую половину) провели в поездках по Уралу, пока погода позволяла. Но идея речного теплоходного круиза из моей головы никуда не делась. И вот наступил 2021 год. В марте я присмотрела круиз Пермь-Самара, но не купили. Т. к. мужу надо было перенести даты отпуска (кто же тогда знал, что ВВ всех перехитрит и майские каникулы объявит), а можно это сделать или нет станет понятно только в апреле. Вопрос с днями был улажен, но у турооператора Волга-Волга (он же перевозчик) осталась одна каюта по очень небюджетной цене. Казалось бы, всё, в очередной раз накрылась моя идея круиза медным тазом. Я уже почти отчаялась и смирилась с этой мыслью. Но в какой-то момент появилась другая мысль, что возможно каюты на эти даты есть у других туроператоров. Вопрос у каких? Ответ я не знала и обратилась к своей подруге, которая работает в турагентстве. В итоге нами был приобретен тур с кэшбеком 20% и по очень выгодной цене. Далее все как обычно: купила билеты на поезд, забронировала на нужные даты гостиницу в Самаре. В моих планах было остаться в Самаре на дня три. Но вот Сашу с работы так надолго не отпускали. Поэтому время в этом городе на Волге пришлось сократить до полутора суток.
Пермь. День обломов.
От трансферта изначально отказались. Хотела погулять по Перми и показать мужу город, т. к. он там впервые. Идея казалось хорошей. Накануне стояла прекрасная погода — тепло и солнечно почти +30. Но в дату отъезда погода начала резко портится. Ничего не поделаешь — Урал. Вчера +30 сегодня +5. У нас такое бывает… Главное одеться потеплее и все будет хорошо. Авось прорвемся, но не тут-то было…
Идея погулять по Перми с треском провалилась! Это стало понятно, как только мы вышли из здания вокзала Пермь-2. Прошли сад камней, который находится прямо на привокзальной площади. Он считается филиалом музея геологического факультета Пермского государственного университета, поэтому здесь собраны образцы горных пород Западного Урала: 20 камней лежат на газонах в хаотичном порядке.
Но пришли мы сюда не ради камней, а чтобы погулять по уютным парковым дорожкам и полюбоваться двумя арт-объектами: скульптурой жука-скарабея из автомобильных покрышек и 12-метровыми Пермскими воротами из еловых бревен.
Хватило нашего запала только до улицы Ленина. Саша упорствовал осматривать город из окна трамвая, т. к. там не так дует. Но моя взяла — гулять на своих двоих.
Далее прогулка превратилась в гастро- кофетур по шаурмячным, потому что только они были открыты рано утром. Надо ли говорить, что наелись мы шаурмы на полгода вперед. Хорошо хоть не отравились:)) На улице было +5, ощущается как — 3 выдал мне Яндекс прогноз погоды. Несмотря на то, что микрорайон называется Разгуляй, особо не разгуляешься. Вот такая ирония судьбы…
С каждым новым заведением шаурма и кофе становилась всё вкуснее. Глаза всё равно закрывались, организм в сытости и тепле упорно хотел спать и ничего больше. После очередной порции бодрящего напитка изжога сказала: «Вот я и пришла! Давно не виделись». Но, несмотря на перспективу уснуть в очередной шаурмячной, кое-что всё-таки удалось посмотреть.
Вот, например, на дом архитектора Турчевича я смотрела из окна кафе часа полтора не меньше.
Стоит о нем сказать пару слов, т. к. я уже сталкивалась с его творениями и в этот день мы еще их увидим. Александр Турчевич — личность выдающаяся: зодчий и большой любитель театра и именно последнее привело его в Пермь. Но в один прекрасный день осознав, что, ни родители, ни любовь к театру его не прокормят, он экстерном сдал экзамены в Строгановском училище (до этого он забросил учебу ради сцены). И быть может это к лучшему. Т. к. архитектор и его строительное бюро за свою жизнь реализовало около 150 различных проектов, 50 из них — здания православных храмов, но при этом сам архитектор был католиком. Работы архитектора можно увидеть в Перми, Осе, Кунгуре, Сарапуле, Верхотурье и Екатеринбурге.
«В 1888 году Александр Турчевич все-таки получил финансовую поддержку от семьи, ему досталось большое наследство. Часть этих средств он потратил на регистрацию „Строительно-технического бюро А. Б. Турчевича“ и возведение собственного дома, в котором располагалось бюро. Это особняк на пересечении улиц Екатерининской и Николая Островского, построенное в 1891–1892 годах. Как и многим проектам архитектора, „Дому Турчевича“ присвоен статус памятника архитектуры». Источник
Дом интересен своей нестандартной архитектурой, которую можно отнести к стилю эклектика. Простая на первый взгляд композиция дома Турчевича, на самом деле, состоит из множества отдельных архитектурных элементов, вызывающих восхищение при детальном рассмотрении.
Свою любовь к сцене архитектор не оставил и по-прежнему со своей женой, которая тоже была неординарной личностью — актрисой, увлекалась фотографией и была членом Пермского фотографического общества, участвовал в различных постановках и занимался благотворительностью. Вот такой был разносторонний человек был этот архитектор.
Еще в прошлый мой приезд в Пермь на улице Екатерининская случайно увидела большое граффити. В этот раз решила найти интересный стрит-арт. Трудность заключалась в том, что каких-либо готовых маршрутов нет. Есть разрозненная информация в интернете. И первым делом мы отправились на поиски граффити врачам. Тем более, что maps me говорило, что оно недалеко в студгородке, но интернет-источник мне подсказывал другое — оно в районе автовокзала, но точных координатов не указывал. Maps me нагло наврало, но и возле вокзала мы походили и не нашли его. Может не там искали или интернет-источники так же оказались недостоверными? Разбираться не стали. Если бы погода благоволила, то искали бы лучше.
Зато увидели другой стрит-арт на улице Пермской и Екатерининской. Я о них писала подробно уже здесь.
Кстати, о многих граффити нет никакой информации в интернете, но гуляя и смотря внимательно по сторонам, можно увидеть много чего интересного.
Центр города мы посмотрели в быстрых забегах от одной кафешки к другой. А что нам еще оставалось делать? Прошлись по улицам Ленина, Екатерининской, Пермской, Комсомольскому проспекту, Монастырской чтобы посмотреть не только интересные граффити, но и исторические здания и достопримечательности.
На улице Ленина находится интересный и даже немного странноватый (мне он еще в прошлый мой приезд напомнил питерский памятник Петру Первому в Петропавловской крепости) памятник легендарному пермскому врачу, основоположнику пермской медицины Федору Гралю. Памятник известному пермскому доктору был установлен 11 июня 2005 г. у здания 2-й клинической больницы, которая в 2003 г. была названа в его честь.
Далее прошли Театр-театр, который раньше назывался Пермским академическим театром драмы. Его переименовали в 2007 году из-за разнообразного репертуара: кроме традиционных спектаклей здесь ставят мюзиклы, балеты и театральные эксперименты. Последние можно посмотреть на «Сцене молот» — это небольшой современный театр на первом этаже.
На улице Екатерининской издалека посмотрели на образец готической архитектуры 19 века, Евангелическо-Лютеранскую Церковь Святой Мари. Для Перми это единственное здание в подобном стиле.
Здание оперного театра — одно из центральных мест города. Рядом находится живописный театральный сад, дом Смышляева, Мариинская гимназия и главпочтамп. «Оперный театр — это старейший культурный центр Прикамья, который насчитывает 150 летнюю историю. Сейчас полное название театра — Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского, а когда то он носил более простое имя — городской театр.
А история его началась можно сказать с ничего. Точнее, с площади. Ее назвали плац-парадной, потому что в 1824 году именно на этом месте император Александр I принимал парад и производил развод пермских войск.
Здесь даже хотели поставить церковь. Но городское общество не дало согласия на это строительство. А вот здание театра почему-то разрешило. Принято это решение было в 1874 году, и здесь следует остановиться, чтобы рассказать, что в это время происходило с пермским театром.
Театральная жизнь в Перми зарождается раньше, чем было построено здание театра, в 20-х годах XIX века, когда в доме чиновника казенной палаты В. Н. Берха начали выступать артисты Очерского крепостного театра. В 40-х годах устраиваются представления в соляных амбарах Строгановых, а в 1846 году недалеко от того места, где сейчас располагается оперный театр, строится деревянное здание для выступлений трупп и артистов.
Датой рождения пермского театра оперы и балета считают 24 ноября 1870, когда в новом деревянном здании для выступлений прозвучала опера „Жизнь за царя“. С этого времени начинается деятельность пермских активистов за постройку в городе Перми здания городского театра. Сбор средств шел три года, весомый вклад внесли пароходчик Любимов, П. Д. Дягилев и мотовилихинские рабочие. Строительство оперного (городского) театра в Перми начинается в 1877 году и заканчивается в 1880. Однако первый театральный сезон в Перми начинается на год раньше — в 1879 году.
Автором проекта стал городской архитектор Рудольф Карвовский. Он взял за основу проекты столичных театров, но не все технические особенности удалось реализовать, например, сцена в его проекте оказалась совсем маленькой — длиной всего 15 метров.
За годы своего существования в театре сформировалась своя труппа, но правда, к 20 годам 20 века, а в годы ВОВ труппе пришлось стать передвижным театром, т. к. здание приютило труппу Ленинградского театра оперы и балета. Во второй половине 50-х годов здание театра подверглось масштабной реконструкции». Подробнее об истории театра можно прочитать здесь. Жаль, конечно, что внутрь театра я и в этот раз не попала. Было бы интересно взглянуть и прикоснуться к более древним стенам театра, ведь, если верить интернет-источникам, новое здание во время реконструкции возвели вокруг старого. Читала, что здесь бывают экскурсии, а еще ежегодно проводиться Дягилевский фестиваль с известным дирижером Теодором Курентзисом. Увы, у меня ни разу не получалось совместить мое короткое пребывание в Перми с культурной программой (посещение фестиваля и театра).
С некоторыми знаковыми достопримечательностями города тоже вышла не задача. Городские власти затеяли какую-то масштабную реконструкцию, всё перекопали, причем в самых интересных с точки зрения туриста местах. Так расположенный между улицами Ленина и Петропавловской, замечательный парк Эспланада — место проведения различных городских мероприятий, экспозиций, прогулками по которому я наслаждалась летом 2017, был перекопан. Арт-объект «Кама-река» с его характерным для коми-пермяков звериным стилем перед зданием гостиницы «Урал» выглядел как артефакт, который откопали археологи.
А символ города — медведь стоял упакованный в пленку. Весь Комсомольский проспект с его красивой аллеей и различными скульптурами тоже был перекопан. Правда, нам все-таки кое-что удалось сделать — это примерить соленые пермские уши.
И всю красоту дома Грибушиных мы так же в тот день не смогли оценить. Благо, что некоторые объекты входят в маршруты Красной и Зеленой линий, поэтому снабжены информацией и фотографиями объектов. Хоть здесь показала, как это должно было бы выглядеть, если бы не реконструкция.
Кстати, этот дом также принадлежит руке уже знакомого нам Александра Турчевича. Дом упоминается Борисом Пастернаком в романе «Доктор Живаго», как «дом с фигурами», напротив которого Лара жила в Юрятине. А Грибушины — это известные крупные чайные магнаты своего времени.
Рядом с домом расположен мурал на эту тему. Эх, в тот момент чая бы для согрева и снятия стресса не помешало. Фото с прошлой поездки.
Слегка разочарованные и окончательно замерзшие отправились смотреть на кости тех, кто вымерз здесь до нас — в музей Пермских древностей. Об этом замечательном музее писала здесь. С удовольствием пришла в этот небольшой, но очень интересный музей еще раз. Несмотря на ранний час, народу было много. Даже работница музея удивилась такому потоку посетителей. Причиной, скорее всего, послужила погода, и наличие свободного времени на майских каникулах.
Мы же, в отличие от обитателей Пермского периода, намерены были выжить, т. к. наши кости, вряд ли кого-то заинтересуют. Следующим теплым местом должна была стать Пермская художественная картинная галерея, которая в тот день, а это был четверг, открывалась в 12 часов. Добежали до нее так быстро, что, оказалось еще рано, и охрана нас и еще несколько таких же бедолаг выгнала в холод и ветер на улицу. Но, см. первое предложение абзаца, мы в отличие от всех выгнанных решили подождать в кафе и подкрепиться, нет, на сей раз не шаурмой, местным блюдом — посикунчики и выпить очередную порцию кофе. Это оказались самые вкусные посикунчики, которые мы попробовали в Перми (потом для равнения купили еще двух видов в киоске на Набережной. Не то пальто). Минут 30 мы сидели в кафе и смотрели на красивое здание галереи, а так же на то, как охрана выгоняет других посетителей и они разочарованные уходят, или как неприкаянные мнутся возле крыльца, ожидая открытия. За 30 минут я насчитала с нами вместе человек 10 не меньше. В тот момент еще удивлялась, что это музей так посетителями разбрасывается! Но потом поняла — с такой-то коллекцией может себе позволить! Она очень впечатляет. Но все-таки персоналу надо быть немного человечнее… Отзыв о Пермской художественной галерее здесь.
Пермская художественная галерея находится в здании Спасо-Преображенского собора. Чертежи для его расширения в 90-х годах XIX столетия подготовил уже знакомый нам архитектор Турчевич (неспроста я про него рассказала в самом начале). В результате по бокам переходной галереи, соединяющей колокольню и зимний храм, появились дополнительные приделы, над алтарями которых были устроены купола с луковичным завершением. Архитектор выровнял кровлю перехода к колокольне, который стал прямым продолжением зимнего храма. Также его авторству принадлежит «верхний свет» в подкупольной части собора и новые оконные проемы на боковых фасадах здания.
После галереи по пути на вокзал не упустили возможности пообщаться с котиками в котокафе «Котовский». Место с приятной атмосферой, пушистыми очаровательными обитателями, хорошей игротекой и небольшими двумя комнатами. О нем здесь.
Наобщавшись с котиками отправились за чемоданом на вокзал вначале по одной из самых старых улиц города Монастырской. По пути посмотрели здание соборной мечети, построенного в 1901–1903 годах на средства богатых мусульман города. А затем свернули на Петропавловскую.
Забрав на вокзале чемодан, поехали на речной вокзал.
Регистрация еще не началась, поэтому было время прогуляться по Набережной. Хотя, это первое, что должен сделать турист, приехавший впервые в Пермь. Но, как я уже писала выше, нас погода утром напугала. К вечеру же выглянуло солнце, и стало немного веселее и комфортнее.
По субботам и воскресеньям здесь проходят концерты пермских музыкантов, танцевальные мастер-классы и показы фильмов, устраивают ярмарки. На них можно приобрести пермские сувениры, игрушки, бижутерию, мыло ручной работы и аксессуары на зиму.
В самом конце набережной есть тренажерный зал под открытым небом и если есть свободная минутка, то можно «потягать железо»,
а так же здесь один из самых знаменитых символов Перми — арт-объект «Счастье не за горами».
На мой взгляд, его должен увидеть каждый путешественник. Пермяки шутят: если ты не сфотографировался со «Счастьем» — значит, не был в Перми.
Зарегистрировались, надели браслеты, закинули вещи в каюту и отправились смотреть отправление теплохода с палубы. И вот мы уже на палубе — любуемся надписью «Счастье не за горами» с изнаночной стороны и полноразмерным видом на речной фасад вокзала.
С воды открывается панорама города, очень хорошо видны его достопримечательности.
Дом Мешкова — один из самых красивых особняков Перми, где сейчас расположен краеведческий музей. Кстати, это одно из творений все того же архитектора, думаю вы уже запомнили эту фамилию, Александра Турчевича.
Проплываем коммунальный и железнодорожные мосты. Солнце золотит город, остающийся где-то позади… А впереди несколько дней речного круиза…
«Павел Бажов» человек и пароход теплоход
А мы пока в предвкушении начала круиза идем осматривать теплоход.
Теплоход «Павел Бажов» трехпалубный. Построен в далеком 1960 году в уже несуществующей стране ГДР. Вот не знаю, радоваться или огорчаться этому факту. Можно порадоваться и подивиться, как в Германии строили, до сих пор используются, вот качество! Но все же, такой солидный возраст этой посудины немного пугает.
В прошлом году была произведена реновация. Но сильно это на интерьеры в стиле ретро не повлияло. Хотя нас, в целом устроило. Есть в этом определенный шарм.
Еще здесь есть две столовых. Кстати, питание очень вкусное и разнообразное, трехразовое. Короче, голодными не останетесь. Бар с вполне адекватными ценами и концертный зал (но это так одно название) и полюбившаяся нам открытая «солнечная палуба».
Каюту брала эконом-класса на нижней палубе. На тот момент сомневалась, но той, что хотела взять, уже не было. А каюты на палубах выше не устраивали, т. к. их окна выходят на прогулочные палубы. А в наш иллюминатор разве что рыбы могут заглянуть и то, если сильно изловчаться. Учитывая соотношение цена-качество каютой остались довольны.
Единственный минус — это анимация. Тут два варианта или 55+ или 10-. Для первых — это различные вечера и мастер-классы, а для вторых детская дискотека и всевозможные квесты, а для самых маленьких сказки и детская игровая комната. А для тех, кто не попадает в эти возрастные категории, персонал теплохода не предлагает ничего подходящего. Нам анимацию особо и не надо было, мы всегда способны себя занять сами, но все-таки… Иногда хотелось развлечений. Особенно в плохую погоду.
И дело даже не в том, что молодежь на речном теплоходном круизе в меньшинстве, а круизы пользуются спросом у людей возраста 55+. А именно в персонале, а точнее в голове арт-директора круиза. Ее программы как будто из провинциального дома отдыха советских времен. Ведь можно было организовать джазовый концерт или хотя бы концерт саксофониста, а не перепевать, не попадая в ноты, песни Антонова и Магомаева. Но, если не нравится, то можно и не ходить. И это тоже плюс.
Теги:
Круиз, Культурно-познавательный туризм