Турист Виктор (grau59)
Виктор
сейчас на сайте

Духовницкое — Россия Август 2019

В 2019 году я побывал во многих районах Саратовской области вместе с представителями СМИ и блогерами. Хотя увидел много нового, но обычно времени было в обрез. Не стала исключением поездка в Духовницкое. Интересно, что на противоположном берегу Волги находится город Хвалынск, где я бывал многократно, а в Духовницком появился в 2019 году впервые.

Официальной датой основания является 1778 год, об этом можно прочитать на стеле у въезда в посёлок.

Вечер в Духовницком

Но вот первое упоминание об этих местах появилось раньше официального основания.

30 июля 1636 года немецкое посольство, в котором служил в качестве советника Адам Олеарий (нем. Adam Olearius; Адам Ольшлегель, 1599–1671) отправилось из Нижнего Новгорода вниз по Волге и дальше по Каспийскому морю в Персию. 30 августа 1636 года корабли проходили по реке Волге мимо острова Сосновый, где изначально располагался город Хвалынск Хвальбуны яблочного края. В своих сочинениях Олеарий сделал отметку на карте: «Piscatorum tabernae. Vadum Qwetzebrod que Kosakorum transitus», что в переводе с латыни означает: «Хижины рыбацкие. Переправа казаков».

Пока мы ехали в Духовницкое, расстояние до которого от Саратове составляет 270 километров, мы несколько раз попадали под дождь. Духовницкое также умылось дождём.

Вечер в Духовницком

Но более во время нашего пребывания здесь дождя не было.

Первым увиденным памятником стал памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Он появился в Духовницком в 1975 году.

Вечер в Духовницком

Расположился на площади Победы.

В 1992 году был отреставрирован и дополнен мемориальными досками с именами не пришедших с полей сражений. В 2005 году рядом с памятником были установлены 2 пушки.

Вечер в Духовницком

Основной задачей нашего десанта было освещение праздника пирога, который проводился на площадке рядом с памятником.

После завершения праздника мы решили взглянуть на Духовницкое, большинство из нас здесь ни разу не бывали.

Мы отправились на центральную площадь посёлка.

Вечер в Духовницком

Уже солнце садилось, когда мы приехали к памятнику Перфила Фёдоровича Баулина (1885 — 1918) — полного кавалера ордена Святого Георгия. Все четыре Георгия были получены за доблесть и героизм в годы Первой Мировой войны. В годы Гражданской войны Баулин был командиром 4-го Николаевского советского полка Чапаевской дивизии. После гибели в бою его останки привезли в Духовницкое и захоронили на месте, где ныне находится памятник. Вместе с Перфилом Фёдоровичем здесь захоронены Алькин Андрей Федорович, Шевелёв Анисим Михайлович и Шемяков Захар Мареевич.

В 1972 году на месте захоронения был установлен памятник Баулину

и 3 надгробных плиты с именами героев.

Вечер в Духовницком

В 1996 году памятник был отреставрирован.

На этой площади мы увидели два сердца,

доску почёта,

фонтан.

Здесь же располагается храм во имя святого пророка Божия Илии.

Здание на этом месте неоднократно перестраивали. В 1837 году местным помещиком Михаилом Евграфьевичем Протопоповым на кладбище был построен молитвенный дом с небольшой часовней, в котором происходило отпевание и вынос покойников. В 1857 году вместо молитвенного дома вдова помещика Прасковья Александровна Протопопова построила храм, освященный во имя Архистратига Божия Михаила. Затем храм перестраивался в 1871 и 1894 годах. В годы Советской власти храм закрыли, в здании квартировали кинотеатр, учебно-курсовой комбинат управления сельского хозяйства и музыкальная школа. 31 мая 1995 года здание было возвращено верующим.

А когда в 2012 году стали освящать новое здание церкви, построенное в 2010–2012 годах по старым чертежам, только в каменном, а не деревянном исполнении, то храм получил новое имя — святого пророка Божия Илии.

Возле церкви располагается здание,

на котором располагается мемориальная доска, посвященная Героям Советского Союза.

Виктор Иванович Лавров (1925—1943) —  гвардии красноармеец.Звание Героя Советского Союза было присвоено посмертно указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на правом берегу реки.

Николай Иванович Луговцев (1917—1944) — лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии.  Герой Советского Союза (1945).

Николай Васильевич Грибанов (1925—1944) — младший сержант Рабоче-крестьянской Красной Армии. Герой Советского Союза (1945). 16 октября 1944 года отделение Грибанова ворвалось в первую немецкую траншею и выбило оттуда противника, однако дальнейшее наступление застопорилось из-за вражеского пулемёта. Грибанов закрыл его своим телом, заставив замолчать, но погибнув при этом. Виктор Иванович Лавров (1925—1943) — гвардии красноармеец.Звание Героя Советского Союза было присвоено посмертно указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на правом берегу реки. Николай Иванович Луговцев (1917—1944) — лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии. Герой Советского Союза (1945). Виктор Пахомович Темнов (1916—1978) — подполковник Советской Армии. Герой Советского Союза (1945).

От площади идёт сквер до набережной Волги.

Вечер в Духовницком

Здесь мы обратили внимание, что здания встречаются разные. Дервянные,

кирпичные

и нечто современное.

Вечер в Духовницком

Расположенный на берегу Саратовского водохранилища, посёлок почти полвека после его затопления страдал от недоделок по берегоукреплению. Ежегодно Волга отнимала 8–16 метров берега, протяжённость которого в районе Духовницкого составляет 7 километров.

Первые работы по укреплению берега были проведены в 1990-е годы, а в 2010 году береговая линия Духовницкого была укреплена каменными отвалами.

Так выглядит теперь набережная по обе стороны от спуска.

Вечер в Духовницком

Ну, а мы полюбовались закатом над Волгой, тщетно пытаясь понять в каком именно месте на том берегу находится Хвалынск.

Надо сказать спасибо Секретарю ЦК КПСС М. А. Суслову, у его июльскому визиту в 1975 году от улицы Ленина проложили асфальт к пристани. Новая пристань появилась в Духовницком в 1953 году, отсюда ходит до Хвалынска ОМик Речная переправа Хвалынск-Духовницкое.

Вечер в Духовницком

Мы как раз успели посмотреть как кораблик причаливает,

люди садятся на него,

отдаются швартовы

и корабль отчаливает,

чтобы постепенно исчезнуть в лучах заходящего солнца.

Вечер в Духовницком

После него появились моторные лодки.

Видимо рыбаки возвращались, т. к. на берегу их ждали автомобили.

Вечер в Духовницком

Лес здесь вплотную подходит к воде.

До Саратова нам нужно было еще пилить и пилить на микроавтобусе, пришло время отправляться назад.