Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 15:39

Хвалынск — Россия Октябрь 2013

Хвалынск является самым северным и самым старым из городов Саратовской области, официальной датой его основания является 1556 год.

Хвальбуны яблочного края

Правда располагался город не на нынешнем месте, а посередине реки Волги на Сосновом острове, ушедшим под воду после создания Волгоградского водохранилища. И носило село, еще не ставшее городом, точно такое же название — Сосновый Остров.

Когда в 1556 году сотник Кобилев основал на Сосновом острове городок-крепость, то владельцем городка, острова и прилегающих «тихих сосновых вод» стал Чудов монастырь. Причудлива история России — здесь прятался беглый послушник Чудова монастыря Григорий Отрепьев, которого мы больше знаем как Лжедмитрия I. Именно он, как царь Дмитрий Иванович, в 1606 году даровал Чудову монастырю грамоту на владение здешней землей и рыбную ловлю. Так Хвалынск стал первым местом в России, где не только официально стали ловить стерлядь, но затем эта рыба перебралась и на герб города, исчезнув на короткий период с него в 1980–1999 году, но триумфально на него вернувшаяся. Вот только в окрестных водах про стерлядь не слышали уже давным-давно.

Хвальбуны яблочного края

До сих пор ходят легенды, что в горах вокруг города в пещерах спрятаны разбойничьи сокровища, но только никто их не находил. Дважды в этих местах побывал Пётр Первый, но если в 1 июля 1695 года во время Низового похода его корабль проплыл мимо, то в 1722 году во время Персидского похода из селения были взяты лоцманы и гребцы. К этому же времени относится и легенда о появлении названия Хвалынск. Квартирмейстеры, плывшие впереди речного каравана судов Петра Первого и прибывшие на Сосновый остров, изрядно запугали жителей провинциального городка: «Мол сам царь-батюшка к Вам приезжает и надо его встретить ласково и гостеприимно!». Делать нечего — почесал репу местный люд и не ударил в грязь лицом. Когда царь Пётр ступил на землю со своего струга, то в качестве подарка его подвели козла с золотыми рогами. Долго смеялся царь над диковинным подарком, потом поинтересовался названием села.

Ему бодро доложили: «Сосновый Остров, Ваше Величество!»

«Ну нет», — сказал весёлый царь. «Живут здесь хвальбуны и быть ему теперь Хвалынском!»

Большинство зданий города, как часто было в ту пору строилось из дерева, благо соснового строевого леса вокруг Хвалынска хватало, и «огненный петух» частенько гулял по городку.

В настоящее время Хвалынск большей частью одноэтажный и среди домов много деревянных, как старой, так и новой постройки.

Хвальбуны яблочного края

Лишь в центре города встречаются кирпичные одно и двухэтажные старинные дома, а на окраине несколько пятиэтажных домов.

В настоящее время Волга вплотную подошла к городу, чтобы предотвратить размывание, была построена бетонная дамба и оборудована набережная.

Хвальбуны яблочного края

В XVIII веке хвалынские земли стали пристанищем для старообрядцев, которые в густых лесах создавали мужские и женские скиты Черемшаны. По следам старообрядцев.

Единственный сохранившийся в Хвалынске до наших времён храм, хотя и принадлежит в настоящее время православной церкви, был построен старообрядцами.

Хвальбуны яблочного края

За городом на красивом холме, с которого открывается изумительный вид на Волгу, находится старообрядческое кладбище, изуродованное вандалами советского периода, посносивших многие кресты, разломавших склепы и памятники. Про него я рассказывал в материале На высоком холме. Чуть выше кладбища находится гора Каланча (222 метра над уровнем моря). С её вершины открывается замечательный вид на Хвалынск и его окрестности.

Хвалынск считается яблочным краем и его сорта яблок «анис», «черное дерево», «скрут» были известны далеко за пределами края. В 1905 году по нескольку миллионов пудов хвалынских яблок экспортировалась по всему свету.

Хвальбуны яблочного края

Парадоксально, но разбивать фруктовые сады заставила жизнь, т. к. развитие города только как рыбацкой деревушки было бы тупиковым. Сочетание микроклимата в глубокой чаше, окруженной с трех сторон горами, и богатые микроэлементами меловые почвы привело к развитию фруктовых садов.

Побывавший в XIX веке в Хвалынске Жуковский называл его «городом с ароматным запахом». Поэт сопровождал цесаревича, будущего императора Александра II, в 1837 году. Сохранился дом, в котором они останавливались.

Хвальбуны яблочного края

Вокруг города до сих пор сохранились реликтовые леса со множеством ручейков, родников и прудов.

В августе 1994 года здесь был создан национальный парк.

Хвальбуны яблочного края

Лес во многих местах спускается прямо к Волге.

На территории парка находится известная многим «Пещера монаха», в которой длительное время обитали монахи-отшельники Пещера монаха.

Хвальбуны яблочного края

В окрестностях Хвалынска расположен горнолыжный курорт.

Парадоксально, но факт. Зимой многие жители Саратовской области и не только ездят сюда на горных лыжах кататься.

Самыми известными уроженцами Хвалынская являются художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Память о художнике, купавшем красного коня и поэт Сергей Сергеевич Наровчатов. Сохранился дом, который Петров-Водкин купил для своей матери.

Хвальбуны яблочного края

Круг времени застрял здесь на месте. Населения в Хвалынске столько же, сколько было в 1859 году, около 13 000 человек. И если было время когда численность Хвалынска была в полтора раза больше, чем в Самаре, то те времена давно ушли в прошлое и уже не вернутся.

Когда я в сумрачный осенний воскресный день бродил по Хвалынску, то редко встречались на улице люди, больше было пустынных улиц.

Хвальбуны яблочного края

Настроения хвальбунов нет и в помине, некоторые горожане считают, что и городом Хвалынск называется за старые заслуги. Только не приезжает сюда Пётр Первый и не переименовывает город обратно в Сосновый остров…