Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 17:19

Хвалынск — Россия Октябрь 2013

В октябре—ноябре 2013 года отдыхал в пансионате «Пещера монаха», возникшего на обломках санатория «Черемшаны -1». Разговорился с главным врачом Тамарой Васильевной, она много мне рассказала про историю этих мест.

Реформы патриарха Никона, начатые в 1653 году, раскололи православных Российского государства на две части. Государственная машина всей мощью давила на сторонников старых обычаев. Старообрядцы изгонялись с насиженных мест, бросались в тюрьмы, порой их сжигали заживо в скитах. Горели старообрядческие храмы и книги.

Своим появлением на берегах Волги старообрядцы обязаны императрицы Екатерине II, которая кроме немцев пригласила в 1762 году из Речи Посполитой, куда бежали из России от произвола русские староверы. Вокруг реки большой Иргиз появились несколько старообрядческих монастырей. Но недолго длилась религиозная оттепель. При Александре I политика по отношению к старообрядцам стала меняться в худшую для них сторону, а при Николае I иргизские монастыри были разгромлены с применением воинской силы. Многие староверы в 1840 годах перебрались на правый берег Волги в Черемшаны, что раскинулись возле Хвалынска. В Хвалынске было много купцов- староверов и они помогали своим единоверцам. Постепенно возникли несколько скитов, из которых появились Черемшанские мужской и женский монастыри.

Это только малая толика из информации, рассказанной Тамарой Васильевной, человеком влюбленным в историю своего родного края Хвалынска. В конце своего долгого рассказа она предложила отдыхающим пройтись и найти сохранившиеся места, связанными со старообрядцами. Большинству присутствующих такая мысль показалась совершенно неинтересной, но для меня побывать в историческом месте и не облазить его — было совершенно неприемлемым.

На территории бывшего санатория находится замечательно сохранившийся Собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1881 году, правда без купола, который снесли еще в царское время.

Черемшаны. По следам старообрядцев

В советское время в помещении храма размещалась столовая санатория «Черемшаны-1». Возле алтаря был пристроен склеп в котором покоились останки основателя монастыря Серапиона. Этот склеп уничтожен, на его месте пристройка к зданию бывшего собора.

Сохранилось кирпичное здание, в котором размещались кельи монахов.

Правда, кое-кто говорил мне, что все четыре корпуса санатория, расположенные вокруг бывшего собора, были построены монахами, но будем придерживаться общепризнанной точки зрения.

Если спуститься ниже, то перед нами раскинется бывший монастырский пруд.

Черемшаны. По следам старообрядцев

На нём когда-то располагалась водяная мельница, разломанная в революционные годы. От неё осталось лишь обломки мельничного колеса, которые валяются внизу под дамбой, огораживающей пруд со стороны бывшего русла реки Черемшанки.

Для того, чтобы найти бывшее кладбище мужского монастыря — пришлось осмотреть ближайшие окрестности санатория. На месте кладбища была расположена танцевальная площадка.

Интересно, если бы отдыхающим сказали, что они веселятся на бывшем месте захоронения монахов, убавилось бы у них веселья или нет.

Рядом с корпусами «Пещеры монаха» одна зоркая отдыхающая обнаружила небольшой отдельно стоящий крест. Расспросы персонала ни к чему не привели. «Может это просто палку в землю воткнули,« — из их уст услышали мы предположение. С учётом долгого пребывания в этих местах санатория вполне резонное предположение, но когда в конце прошлого века здесь царила разруха, то мало ли что могло быть.

Черемшаны. По следам старообрядцев

Закончив с мужским монастырём, отправился в женский. На его территории ныне располагается санаторий «Родник». Проще до него идти через лес, чем по дороге.

Быстрее получается. Но через некоторое время я понял, что следовать советам не всегда нужно точно. Мне рассказали, что нужно подняться вверх от танцевальной площадки, затем тропинка приведёт меня к «Роднику». Это на самом деле так, но если выйти из старых ворот санатория и пройдя буквально метров 20, свернуть налево и пойти по этой тропинке, то не надо карабкаться, а спокойно и быстрее дойти до забора, которым отгорожен санаторий «Родник» от леса.

Черемшаны. По следам старообрядцев

Да и на обратном пути виды лучше.

Дыр в заборе хватает и можно спокойно пройтись по местам, где век назад располагался женский монастырь. В отличие от мужского монастыря храм в женском уничтожен под ноль. На его месте в 2008 установили поклонный крест.

Черемшаны. По следам старообрядцев

Какие из домиков сохранились от времен житься здесь монахинь подсказать было некому.

А вот место, где находится кладбище женского монастыря, пришлось искать долго. Толком объяснить никто не мог, а идти занятым людям не хотелось. Три дня между обедом и ужином я методично обходил леса вокруг санатория «Родник», насобирал целую кучу грибов, а еще больше их сфотографировал,

Черемшаны. По следам старообрядцев

после чего прослыл экспертом по сбору грибов, но до кладбища так и не добрался.

Потом вспомнил, как в рассказе было упомянут ров, куда были сброшены часть каменных надгробий, и начал искать в окрестностяъ санатория «Родник» глубокую канаву. И нашёл её, в ней валялись несколько разбитых надгробий,

а на краях стояли несколько покрытых зёленым мохом остатков памятников.

На некоторых из них можно даже прочитать какие-то надписи.

Черемшаны. По следам старообрядцев

Ров окружал небольшую возвышенность, со ямами — следами раскопок чёрных копателей.