Турист Виктор (grau59)
Виктор
сейчас на сайте

Будва — Черногория Октябрь 2019

В песенке Бармалея из художественного фильма «Айболит-66» поётся: «Нормальные герои всегда идут в обход!».

В Черногории я старался придерживаться непритязательного графика: день — купаюсь в Будве, хотя заодно и в Бечичи покупался Прогулка по Бечичи, день — выезжаю из Будвы на экскурсии или своим ходом на местных автобусах.

В один из дней решил отправиться в крепость Могрен.

Крепость Могрен, также называемая батареей Яз, обязана своим появлением Австро-Венгерской империи. Построена была в 1860 году. В своё время в Европе, да и не только в ней, понастроили уйму крепостей. Но во время наполеоновских войн роль крепостей уменьшилась. Впоследствии Первая мировая война показала, что любая изолированная крепость вскоре будет взята противником, но при наличии связи с тылом крепость может стать крепкой опорой для обороняющейся армии. Во второй половине XIX века австрийцы построили вдоль всего побережья Адриатического моря целую группу крепостей для контроля прилегающей акватории моря. Крепость Могрен, пусть уже устаревшую, использовали итальянцы во время Второй Мировой войны.

Самый простой вариант добраться до крепости был незатейлив и не требовал никакой фантазии. Выходи на Ядранский путь и иди себе вверх по дороге в сторону аэропорта, откуда мы приехали.

Поход в крепость Могрен

Но было жарко и я решил соединить приятное с полезным. Отыскать пляжи Могрен-1 и Могрен-2, искупаться, а затем подняться наверх к крепости.

Поэтому я, пройдя немного влоль трассы, свернул в какой-то переулочек и вышел к морю. Заодно обнаружил католический храм с кладбищем, которые находились за пределами Старого города Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы.

Путь к пляжам оказался в нескольких десятках метров от выхода из Старого города, где мы побывали несколько дней назад, и вскоре я шагал вдоль моря с огромными каменюгами.

Поход в крепость Могрен

Здесь меня поджидал один из символов Будвы Четырнадцатилетняя бегунья. Подлинная история символа Будвы.

Сначала появился пляж Могрен -1,

Поход в крепость Могрен

затем пришёл черед пляжа Могрен-2.

С удовольствием искупался, позагорал, а затем, как ни хотелось остаться на уютном пляже,

Поход в крепость Могрен

отправился вперёд вдоль берега.

Прыгать по камням было неудобно, а когда я хотел с пляжа Могрен -2 подняться вверх,

чтобы попасть в крепость Могрен, то местный отдыхающий просветил меня, что ранее удобная тропинка обвалилась и этот трюк можно проделать с большим трудом. Сначала я его не послушал и хотел по-быстрому вверх подняться, но поскользнувшись на камнях и чуть не расшибив себе голову — решил не гневить бога и пошёл как нормальные герои, т. е. в обход.

Поход в крепость Могрен

Обход — дело утомительное, когда я снова решил срезать путь и попёрся вверх, наивно полагая, что все пути ведут на Ядранский путь, то глубоко ошибся. Тропинки поднимались и заканчивались в домах, а сквозных не было. Минут тридцать плутал, в одном месте даже увидел шоссе, но путь к нему преграждал двойной забор. Спасибо местной жительнице — показала она мне заветную тропу и вот я шагаю к крепости.

Расстояние от центра Будвы до крепости километра два, подъём хотя и не слишком крутой, но всё же подъём, а конец сентября в Будве выдался жарким. С одной стороны сначала виднелась Будва с лабиринтами, по которым я бродил как ёжик тумане, затем море,

Поход в крепость Могрен

с другой — отвесные скалы.

Вот наконец вдалеке показалась крепость Могрен, затем туннель — как главный ориентир для поворота направо. Перед туннелем стоял указатель.

Поход в крепость Могрен

И вот грунтовая дорожка, сразу напомнившая о множестве таких раскисающих в дождь дорог на просторах российской глубинки.

Есть и в Черногории такие дороги!

Но не страшны после наших дорог черногорские, минут через десять я стою возле искомой цели путешествия.

Поход в крепость Могрен

15 апреля 1979 года морское побережье Черногории было буквально сметено землетрясением, но если саму Будву привели в порядок, то до крепости Могрен руки не дошли. В 2015 году хотели привести её в божеский вид и сделать из форта туристический объект, но посмотрели, подумали и решили оставить всё как есть.

И стоит форт,

Поход в крепость Могрен

местами чуть живой, и разрушается.

Хотя есть хорошо сохранившиеся участки стены,

башни

и какие-то подземные сооружения.

Поход в крепость Могрен

Кстати, вот так выглядит часть тропинки, которая ведёт вниз к пляжу, и по которой мог и я подняться к форту.

Но в это день приключений на мою долю хватило и слазить со скалы не было охоты.

Внутри крепости многочисленные руины.

Поход в крепость Могрен

Зато какие виды открываются. На прилегающие горы,

Посредине видно дорогу, по которой я поднимался

остров Святого Николая,

Поход в крепость Могрен

Старый город Будвы и пляж.

Только ради этих видов стоит подняться сюда.