Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 14:52

Будва — Черногория Октябрь 2019

Первым из католических храмов Будвы мне встретился собор Святого Иоанна Крестителя, расположенный в Старом городе Буды.

Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы

Он был закрыт и мы отправились дальше знакомиться с достопримечательностями.

Полезно для расширения знаний путешествовать. Сидя дома, я считал, что Албания — чисто мусульманская страна, а Черногория — чисто православная. По факту оказывается совсем не так. Существует оказывается Католическая церковь Черногории. По данным общенациональной переписи 2003 года католиками считают себя 21 972 человека или 3,5% общего населения страны. В XIX веке Черногория стала независимой, в 1886 году был заключён конкордат между Черногорией и Святым Престолом. После возобновления независимости в XXI веке в 2011 году премьер-министр страны Игор Лукшич и папа Бенедикт XVI подписали новое соглашение, в котором оговаривается юридический статус и права Католической церкви в Черногории.

Этому есть исторические причины. Когда-то морское побережье Черногории входило в состав Венецианской Республики под названием Венецианская Албания, территория которой постепенно сжималась, пока не стала охватывать земли возле Котора.

(Из Интернета)

Здесь государственной религией было католичество с 1420 по 1797 год. В 1571 году турки захватили у венецианцев город Бар. И теперь существуют две католические епархии, причем Диоцез Котора совпадает как раз с теми землями, что оставались в руках венецианцев до 1797 года.Тёмно-синий цвет — Диоцез Тёмно-синий цвет — Диоцез Котора. Светло-зелёный цвет — Архидиоцез Бара  (Из Интернета)

Согласно некоторым оценкам, из 111 000 жителей этого региона около 10 000 считают себя католиками.

Собор Святого Иоанна Крестителя в Старом городе Будвы является как раз не православным, как все остальные храмы, а католическим. Вот таким он видится с высоты Цитадели Будвы.

Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы

Помимо храма и колокольни, имеется здание епископа и прилегающий к нему двор.

Дело в том, что между 1089 годом и серединой XII века Будва стала местом постоянного пребывания епископа,

Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы

кафедральным собором которого стал храм Святого Иоанна Крестителя.

Первым известным епископом Будвы был Сильвестр (около 1143 года).

На обратном пути собор был открыт.

Фотографировать в нём отчего-то запрещено, но удалось сделать снимки иконостаса

Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы

и прилегающий к главной комнате комнатки-часовенки,

вместе с некоторыми иконами.

Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы

Здание собора было воздвигнуто в конце XII или начале XIII века. Несколько раз перестраивалось и реставрировалось, последний раз — после землетрясения 1979 года.

Второй католический храм Старого города — Святой Марии ин Пунта — в настоящее время не действует.

Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы

Когда находишься на пляже возле Старого города, то невольно обращаешь внимание на храм, который расположен прямо в крепостной стене.

За храмом видно только море, особенно хорошо это видно со стороны пляжа Могрен, поэтому и имеется приставка к названию «пунта» , буквально «на кончике».

Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы

Несколько непонятно, чем руководствовались древние архитекторы, устраивая церковь в стене, а если верить надписям в храме, то построена церковь была в 840 году, ведь нападавшие могли разрушить стену и церковь бы непременно пострадала.

Согласно легенды имя своё церковь получила в честь Богородицы, которую привезли с собой икону Девы Марии. Для хранения этой иконы был возведён храм, а вокруг храма возник бенедектинский монастырь. Икона получила название «Будванская Богородица» и хранилась в алтаре церкви Святой Марии ин Пунта.

Венецианцы правили Будвой с 1420 по 1797 год, в 1797 году Венецианская Республика перестала существовать. С 1797 по 1806 год Будва была под оккупацией Австрии, а затем с 1806 по 1807 года, она была под властью российского правительства. С 1807 и по 1813 год Будва находилась под французской оккупацией. Прославленные воины Наполена были безбожниками и похабниками. Страшно представить, что творили в 1812 году французские войска в Москве с храмами, безжалостно оскверняя их. В Кёльне закрывались французами во время их оккупации монастыри. То же самое творилось в Будве, в 1807 году монастырь был закрыт, в церкви Святой Марии ин Пунта были устроены конюшни. А священную икону жители успели спасти. Но несмотря на все беды храм дожил до наших дней, правда с большими переделками за столетия существования.

Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы

О храмах в Старом городе знают практически все туристы, побывавшие в Будве.

Но я набрёл на уникальное место в Будве, практически никому не известное. Изначальный путь, как забрёл я сюда — не помню, но зато затем мог спокойно сюда доходить за пару минут из известных мест города Будвы.

На старом кладбище находятся церковь Святого Томаса и часовня.

Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы

Кладбище сразу видно — не заброшенное,

за памятниками ухаживают.

Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы

Кладбище и сакральные заведения на нём были закрыты.

Возле кладбища сидел и тихо обедал бомж. Фотографироваться отчего-то он не пожелал. Зато на вопросы отвечал, хотя иногда невпопад. Он сказал мне, что на кладбище расположен старый католический храм.

Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы

Про часовню ничего сказать он не смог.

Интересно, что ни на туристической карте Будвы, ни на Яндекс-картах ни кладбища, ни храма с часовней просто-напросто нет. Не изображены. Зато на Google-картах присутствует храм.

Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы

Не попав на кладбище и в храм, я прошёл вдоль забора

и наткнулся на строение, похожее на небольшую часовенку, но расположенную за пределами ограды кладбища.

Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы

Заглянул вовнутрь, а там целое хранилище хлама всевозможного. И тут обедающий бомж срывается с места и несётся ко мне, что-то крича и маша руками. Видимо в часовенке его личный склад располагался.

Ну я не стал с ним ругаться и пошёл на пляж.