Турист Юлия Станевская (julijaS)
Юлия Станевская
была сегодня 20:20

Скопье — Северная Македония Май 2021

Куда поехать на майские праздники? Раньше вариантов было немеряно. Сейчас — по пальцам пересчитать. Для меня ответ был очевиден: Северная Македония. Небольшая балканская страна круглый год дает россиянам девяносто безвизовых дней. Для въезда не нужны ни тесты, ни карантины, ни справки о вакцинации. Еще одно выгодное отличие от соседних стран: удобные правила въезда не менялись с осени прошлого года.

Добраться в Скопье можно самолетом «Эйр Сербия» с пересадкой в Белграде. Для транзита через белградский аэропорт не нужны тесты. Мы прилетели в Скопье в полвторого ночи. Я беспокоилась, как мы доберемся в условиях комендантского часа (в апреле он был с 20 до 05, в мае стал с 00 до 04). Однако, на деле все вышло удобно и быстро. В зале прилета работала обменка и даже кафе. В столь поздний час автобус уже не ходил и пришлось брать такси. Аэропорт обслуживает одна-единственная транспортная фирма. Ей разрешено возить пассажиров во время комендантского часа. Пассажирам нужно иметь при себе посадочные талоны. Нас, правда, никто не проверял. Такса стандартная: до города двадцать евро, можно платить валютой. Через полчаса мы были на месте.

Сегодня, возвращаясь куда-то, с тревогой оглядываешься по сторонам. Что новенького в нашем дурдоме? Македонское отделение мирового дурдома шло на поправку. Четыре месяца назад меня огорчила практика тотального и повсеместного хождения в масках. Еще больше огорчили полицейские патрули на улицах, которые это контролировали. К весне все устали: и люди, и полицейские, и коронавирус. В масках теперь ходило не больше трети горожан. Остальные, в том числе и стражи порядка, снимали их или сдвигали на подбородок. Македонские бабушки использовали маски в качестве веера.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Город сначала порадовал: широко обсуждавшийся снос фонтанов и памятников так и не начался. Центр Скопья по-прежнему сохраняет свой веселый и неповторимый облик.

Однако, приглядевшись, я заметила неприятные изменения. Бросились в глаза грязные окна закрытых магазинов, мастерских, офисов. На главных улицах еще куда ни шло. А свернешь в сторону — беда. Зато возле центральной площади Македония кипела работа: клали плитку. Променад вдоль Вардара скоро будет еще красивее! Красота требует жертв: снесли ряд киосков, кафе и ресторанов. Знакомо до боли.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Огорчала и погода. Уже несколько лет македонские друзья уговаривали меня приехать именно в апреле. Дескать, апрель — лучший месяц в Скопье. Я приехала. И что?! Туман, дождь и +11. Моя македонская подруга лишь разводила рукам. Уверяла, что не помнит такой сырой и холодной весны. О прогулках в горы речи не шло. Ездить на экскурсии по стране было неудобно из-за комендантского часа. Оставалась физкультура.

В каждый свой приезд я стараюсь почаще ходить в большой парк на берегу Вардара. Там есть длинная беговая дорожка, площадки для игры в мяч и много тренажеров. Спортсменов всегда полно — разных полов, возрастов и физических кондиций. У меня появились друзья-физкультурники — веселая компания пожилых македонцев. Теперь каждое мое явление на спортплощадку обставлялось торжественно: хор пенсионеров исполнял «Очи черные». Раньше мои друзья любили поболтать о политике. Этой зимой разговоры шли о медицине. Сейчас — только о кулинарии и спорте. Люди устали.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

В тот раз, обсудив достоинства разных сортов фасоли, я, наконец, приступила к упражнениям. Краем глаза заметила мужчину с мальчиком. Папа с сыном подошли к реке. Мужчина посмотрел на воду, мечтательно вздохнул и произнес на чистом русском языке: " Вот ведь… ! За… ли такую красивую реку! Сливают туда всякое… ! Каждый… швыряет разную… !" От неожиданности я чуть не упала.

Когда три года назад я впервые приехала в Скопье, многие местные принимали меня за сотрудницу российского посольства. Просто других русских в Скопье практически не было. Сегодня ситуация изменилась кардинально. Наших людей все больше. Почти каждый день я слышала русскую речь на улицах города. Замечу, что то же самое я наблюдала в Сербии и Черногории. И это несмотря на все сложности последнего года!

Я разговорилась с русским мужчиной. Скопье ему нравилось. Хотя недостатков он нашел немало. Нашу привычку все ругать принято считать плохой. А мне кажется, что это — свидетельство ясности рассудка и самостоятельности мышления. Македонские пенсионеры растерянно переводили взгляд с меня на мужчину и обратно. Понять беглый русский с характерным московским аканьем они не могли. Вид у дедков был расстроенный. Когда папа с сыном ушли, меня спросили, почему русскому не понравился их прекрасный Вардар. Я постаралась объяснить, что мой земляк — человек неравнодушный. Любит природу вообще и реку Вардар в частности. И очень беспокоится за ее чистоту. Нецензурные слова — проявление душевного волнения. Не уверена, что македонцы меня поняли.

Жизнь, между тем, налаживалась. Погода лучшала. Приближалась Пасха.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Македонцы называют ее «Велигден» и празднуют целых четыре дня — с пятницы до понедельника. Естественно, сложилась традиция отправляться на греческие и албанские пляжи. Благо, дорога до них занимает столько же времени, сколько у некоторых москвичей поездка на дачу. Прошлую весну македонцы вынужденно сидели дома. Сейчас они с энтузиазмом ринулись в открывшиеся для них Албанию и Черногорию. Моя подруга тоже собралась в путь. А перед отъездом научила меня делать македонские сладости и объяснила, как полагается праздновать Велигден.

Яйца — главное пасхальное угощение. Македонские и русские бабушки красили их одинаково: луковой шелухой. Македонки перед окраской налепляли на скорлупу молодые листики (чаще всего петрушку) и заматывали яйца в чулок. Получался растительный орнамент. Красиво, но нам не подходит: в наших краях на Пасху обычно не бывает ни свежих листиков, ни, тем более, петрушки.

Сегодня мы часто используем фабричную краску, термоэтикетки, наклейки… В моем московском «магазине у дома» пасхальные украшения занимают целую полку. В Скопье я ожидала увидеть что-то подобное. Однако, в магазине «Рептил-маркет» праздничных товаров было совсем мало. Я отправилась в дешевый и весьма популярный «КАМ». Там не было ничего. Ни краски, ни украшений. Совсем ничего. Пришлось обращаться за помощью к бабушкам-покупательницам. Старушки пришли в ужас: «Нечем красить яйца! Что подумают о нас православные русские братья?!». Кассирша была отправлена на склад искать краску. Очередь в кассу проявила понимание. Минут через десять я вышла из магазина, зажав в кулаке два пакетика с краской. Красного цвета. Это принципиально.

В старину македонские хозяйки вставали в страстной четверг до рассвета и окрашивали в красный цвет три яйца. Первое посвящалось Господу, второе — семье, третье — будущему урожаю. Первое яйцо полагалось катать по щекам детей, приговаривая «Црвено, бело, дебело» (Красное, белое, толстое). Чтобы дети росли «кровь с молоком» и были здоровыми. В те времена слова «толстый» и «здоровый» являлись синонимами.

Велигденский стол не обходится без кулича.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Раньше его называли «Велигденско лебче» (Пасхальный хлебушек). В каждой местности пекли по-своему. Иногда — в виде каравая с кунжутом, иногда в форме косички. На родине моей подруги, в городе Велес, к празднику делали много небольших, но толстых бубликов. В маленькую дырку вставляли крашеное яйцо и дарили эту композицию родным и близким. В наши дни народ обленился. Вместо того, чтобы печь маленькие бублики, покупают в магазине большой кекс с изюмом, цукатами или шоколадом. Кекс, правда, тоже имеет форму толстого бублика. А называется, почему-то, немецким словом «милиброд».

А вот с творожной пасхой в Македонии проблемы. Ее просто нет. Как нет и несоленого творога. Путем проб и ошибок я нашла самый пресный вариант местного творога «урда». В качестве формы пошла баночка из-под сметаны. Вуаля. Македонские друзья сильно удивились диковинному блюду. Потом настал мой черед удивляться: оказывается, на велигденском столе не должно быть ни свинины, ни говядины. Только баранина. Разве что, в последние годы присутствует пасхальный заяц. Но в виде игрушки.

Проводив подругу к морю, я задумалась, как лучше отметить Велигден. Мы с мужем — люди не особо религиозные. Но формат праздника обязывал. Подумав, мы решили посмотреть несколько старинных церквей в окрестностях Скопья. Благо пасхальные дни выдались жаркими и солнечными.

Наш путь лежал в каньон Матка, который находится в получасе езды от центра города. Река Треска прорезала горный массив глубоким узким ущельем. Построенная в 1938 году электростанция превратила ущелье в длинное озеро между отвесными скалами. Места живописнейшие. Недаром здесь так любят отдыхать горожане.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

В Матку приезжает много туристов. Не все из них знают, что, кроме чудесной природы, стоит посмотреть и древние храмы, разбросанные в окрестных горах.

В знаменитый каньон проще всего добраться на автобусе № 60. Он отправляется от автостанции (ее еще называют «Транспортен центар») примерно раз в час: в 7.00, 7.45, 8.45, 9.40, 10.30, 11.20 и т. д. Маршрут идет через весь город по проспекту Партизански Одреди, где можно сесть на любой остановке. О билете (пластиковой карточке) нужно позаботиться заранее. Ее можно купить в специальных киосках в центре города или на автостанции. Проезд стоит 35 денаров (примерно 50 рублей).

Мы вышли на предпоследней остановке, возле монастыря Успения Пресвятой Богородицы. Он открывал наш пасхальный паломнический тур.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Небольшая каменная церковь датируется серединой XIV века, хотя известно, что она стоит на месте более древних построек. В кладке стен можно заметить античные элементы. Их использовали в качестве стройматериалов. В угловую часть храма вмурована мраморная баранья голова, которую датируют II–III веками. Жаль, что я прочитала об этом уже после поездки. Теперь есть повод вернуться и рассмотреть античного барана.

Вскоре после постройки церкви начались неспокойные времена. Пришли османские завоеватели. Храм был частично разрушен: обвалилась крыша, испортились фрески. В конце XV века местная женщина по имени Милица отремонтировала церковь на свои средства.

Есть в истории монастыря и «русский след». В начале XX века здесь жил русский монах по имени Геласий. Местные жители считали его святым. Жизнь праведника оборвалась трагически. Геласий погиб от рук грабителей, решивших, что у него много денег.

В наши дни Монастырь Успения Пресвятой Богородицы — действующий женский монастырь Македонской Православной Церкви. Монахини занимаются пошивом церковных одеяний и делают настоящие шедевры. Желающие могут посмотреть их работы на сайте монастыря.

Когда мы вошли в монастырский двор, там было много народа. Люди заходили в храм, ставилии свечи в отдельной пристройке и просто гуляли.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

В церкви я заметила две большие корзины с яйцами. В одной все яйца были красного цвета, в другой — разноцветные. Мне объяснили, что красные яйца — из монастырского хозяйства. Монахини угощают всех прихожан. Прихожане, в свою очередь, приносят из дома разноцветные яйца в подарок монахиням.

Я спросила у монахини разрешения сфотографировать внутренность храма. Она покачала головой с сомнением: «Вообще-то нельзя, нужно идти к настоятельнице…». Прихожане возмутились: «Это же наши православные братья! Они приехали издалека!». Монахиня улыбнулась и развела руками: «Разве что несколько снимков…». Муж торопливо защелкал фотоаппаратом, стараясь запечатлеть фрески XV века.

После посещения обители наш путь лежал вверх, к горной церкви Свети Спас. Широкая, обозначенная на картах тропинка начинается слева от монастырских ворот.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Дальше она разветвляется. Мы пошли верхней тропой, надеясь полюбоваться видами. По бокам дорожки цвели плодовые деревья. Пахло медом. Луговые цветы под жарким солнцем тоже источали аромат.

Все было замечательно. Вот только виды не оправдали ожиданий.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Позже я поняла, что за панорамой каньона Матка, нужно идти низом.

По какой бы тропинке вы ни пошли, путь приведет вас на грунтовую дорогу, ведущую в Свети Спас. В праздничный день люди приезжали сюда на машинах целыми семьями. Многие гуляли по дороге.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Другие устраивали пикники в церковном дворе.

Играли там в мяч и даже загорали. Мне очень нравится здешнее отношение к религии — спокойное, без экзальтации. Религия стала частью повседневной жизни.

Храм Свети Спас, как и монастырь Успения Пресвятой Богородицы, был сооружен в XIV веке на месте раннехристианских культовых построек. Сама церковь — крошечная. Рядом — недавно построенная девятиметровая колокольня.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Долгие годы храм был заброшен. Видимо поэтому убранство внутри — незатейливое, а иконы — простые. Кладешь на стол монетки и берешь свечи, которые можно поставить тут же, внутри церкви.

Рядом с церковью можно видеть руины еще более старого храма Святой Троицы XII–XIII веков. От него остались лишь разрушенные стены и куски римских колонн, которые, видимо, служили стройматериалами.

Как ни странно, храм действующий: в алтарной части стоят иконы и горят свечи.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Табличка на поляне сообщает, что где-то здесь есть еще и остатки церкви Святого Георгия. Разглядеть их мне не удалось.

За Свети Спасом широкая дорога закончилась. Дальше мы шли по тропинке. Нашей следующей целью был храм Света Неделя XIV века. Тропа сначала петляла по лесу, а потом стала взбираться на крутой скальник.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Справа и слева стояли старые стены и развалины домов. Это село Иванье, покинутое жителями двести лет назад. Сразу за селом — ровная площадка, с трех сторон окруженная обрывами. Отсюда открывается замечательная панорама Скопской котловины.

Для любителей видов есть беседка.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Виды — хорошо, но где же церковь? Заметили мы ее не сразу. Храм прилепился к отвесной скале чуть выше беседки.

Был он сильно разрушен. По сути от церкви остались две стены и кусок крыши. К моему удивлению, на стенах сохранились древние фрески. Есть несколько новых икон и место, где можно поставить свечи. Купить их, естественно, негде. Знающие люди приносят свечи с собой.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Света Неделя стоит на крошечной ровной площадке на вершине отвесной скалы. Когда мы пришли, здесь было многолюдно. Народ ставил свечки, пикниковал и любовался видами. Один гражданин лежал в гамаке, привязав его к тонкому дереву. Надеюсь, он не свалился в пропасть.

Присмотревшись к камням, на которых сидели отдыхающие, я поняла, что это остатки древних строений. Легенда гласит, что в XIV веке рядом с храмом был дом местного властелина Господина Бойко. Другая легенда рассказывает о красавице Бояне. Не желая стать турецкой рабыней, она бросилась в пропасть как раз с этой скалы. В детстве я слышала историю про девушку Маньку, которая прыгнула с крутого берега в реку Пахру. Молодая крестьянка не выдержала издевательств злой помещицы Салтычихи. Там — иностранные завоеватели, тут — «своя» помещица. А результат один. Угнетатели не имеют национальности.

Мы с мужем прошли в сторону каньона Матка настолько, насколько позволял обрывистый склон. Уселись на камни и принялись созерцать горную панораму.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

В полукилометре под нами, на дне каньона текла река Треска.

Не знаю, как описать эту красоту. Разве что стихами.

Я сижу на скале.

Весеннего теплого дня.

(Михаил Магарэ)

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Сидеть на теплых камнях, вдыхать аромат цветов и смотреть вниз можно было бесконечно. Однако, пришлось встать и продолжить путь. На дне ущелья, прямо под храмом Света Неделя, расположился монастырь Святого Андрея XIV века. К нему вела обозначенная на карте тропинка. Меня удивило, что она была нарисована прямой линией. Я решила, что это ошибка: должен быть серпантин. Увы, ошибки не было. Тропа шла вниз практически вертикально. К тому же, она была не очень хорошего качества. Неудивительно. Здесь мало кто ходит. Большинство людей возвращается к Свети Спасу. Тропинка — местами грязная, местами заросшая, местами засыпана камнями.

Мы даже увидели гадюку, которая быстро уползла, недовольная, что ее потревожили. Спускаться по этой дорожке советую только тем, кто обут в спортивную обувь и уверен в своей физподготовке. Крутой спуск имел и плюсы: мы смогли разглядеть церковь Святого Николая на другом берегу во всех возможных ракурсах.

Полюбоваться живописными горами.

На отвесной стене мы с удивлением заметили каяк. Он висел метрах в двухстах над поверхностью воды. Это что, здесь бывают такие волны?! Пожалуй, больше напоминает шутку местных альпинистов.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Тропинка закончилась неожиданно. Вот мы продираемся сквозь лесную чащу, а вот уже стоим на ровной площадке в окружении толпы народа. Начало каньона Матка — место популярное. Здесь можно покататься на лодке. Посетить с экскурсией пещеру Врело. Погулять вдоль каньона по хорошо оборудованной дорожке. И, конечно, пообедать в одном из ресторанов. Последнее, впрочем, не советую. Рестораны готовят стандартные блюда европейской кухни. И делают это не лучшим образом.

Каньон Матка — это отдельная тема. Программа нашего пасхального турне предусматривала лишь посещение монастыря Святого Андрея. Монастырская церковь была построена в 1389 году и знаменита своими уникальными фресками. Сто лет назад в монастыре Святого Андрея нашли приют русские монахи с Ладоги, бежавшие от большевиков.

С церковью нам не везло. Мы много раз бывали в Матке и всегда она была закрыта. В праздничный день я шла к храму с надеждой. Увы. На двери снова висел замок. То ли стоило прийти пораньше, то ли церковь сейчас вообще закрыта… Это осталось для меня непонятным.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Вечерело и пора было возвращаться в Скопье. Автобус № 60 имеет неприятную особенность: во второй половине дня он часто отправляется не от конечной остановки Матка, а от деревни Глумово. Или вообще — из района Сарай в пяти километрах от каньона. Понять, откуда точно он отправится в конкретный день, мне не удалось ни разу. Подозреваю, что тут не обходится без сговора с местными таксистами — преимущественно албанцами из Сарая. Тружеников баранки в Матке пруд пруди. Впрочем, это не худшие представители своей профессии. С ними вполне можно поторговаться и доехать до города за полчаса и за разумную цену (500 -600 денаров или 10 евро). Если хочется сэкономить — не ждите автобуса, шагайте по дороге вниз до следующей остановки. Или до послеследующей. Или до Сарая. Там прибавляются еще автобусы № 12 и № 2.

Пасхальное турне запомнилось. Прогулка подарила прекрасное настроение и яркие впечатления. Настоятельно рекомендую этот маршрут всем нашим путешественникам. А таковых в Скопье все больше.

Пасхальное турне в окрестностях Скопья

Не устаю повторять: сегодня важно поддерживать своим присутствием (и деньгами) немногие дружественные туристам страны. Северная Македония — как раз такая страна.