Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была вчера 22:23

Сысерть — Россия Май 2021

В своем первом рассказе о Сысерти «Большая деревня или маленький город Сысерть» я ходила по старой части Сысерти, которая так и называется: Старый центр. Всего в Сысерти двенадцать микрорайонов с очень своеобразными названиями. Есть микрорайон, который с непосредственностью так и называется «Микрорайон», а есть микрорайоны «За рекой», «За стадионом».

Дочь поехала по делам в Сысерть и я решила поехать с ней, чтобы посмотреть еще кое-что в Сысерти. Ее «дела» были в микрорайоне «Сосновый бор», откуда я пошла пешком до Старого центра и далее.

В микрорайоне «Сосновый бор» как и в Старом центре частные дома, но совсем другие.

Больше всех мне вот этот понравился.

Очень много симпатичных.

С двух сторон микрорайона настоящий сосновый бор. Красота тут жить! Я направляюсь к многоэтажкам, прохожу микрорайон «Новый».

Такая разная Сысерть

Частные домики здесь тоже есть.

В микрорайоне «Центр» площадь, на которой находятся здание Администрации города и Дворец культуры.

Такая разная Сысерть

Справа от Дворца культуры парк, посвященный сказам Бажова.

На улицах много цветущих деревьев.

Такая разная Сысерть

Торговый центр называется «Бажов».

Для Сысерти очень много значит, что здесь родился уральский сказитель.

Внутри ТЦ круто!

Дальше я иду уже по Старому центру по улице Коммуны. Прохожу здание Полиции,

рядом Прокуратура.

До чего милы сысертские деревянные простые домики. Интересно, что во многих домах окна пластиковые, а вокруг ажурные наличники.

Вот такой резной забор мне очень нравится.

Такая разная Сысерть

А пейзажи за домами прекрасные.

Не прошло и часа, как я уже пересекаю знакомую мне улицу Большевиков,

Такая разная Сысерть

по ней несколько памятников архитектуры XIX века.

На пересечении с улицей Быкова школа, в которой учился Павел Бажов и которая тогда была Цифирная школа.

Такая разная Сысерть

На школе висит мемориальная табличка. Каменное здание школы построено в1735 году и сначала школа была при заводе, а в дальнейшем она стала земской. Деревянный пристрой был сделан в XIX веке и увеличил вместимость школы в четыре раза. Во времена Бажова, который учился в школе с 1886 по 1889 год, в школе обучалось 150 мальчиков. Павел был одним из лучших учеников.

В настоящее время в каменном здании находится библиотека Районо, а в деревянном пристрое — вечерняя школа.

По улице Быкова дохожу до здания бывшей конторы Сысертского горного округа, построенного в 1779 году. Сейчас в этом здании Краеведческий музей, с экспозицией которого я познакомилась в прошлую прогулку по Сысерти.

Такая разная Сысерть

Вокруг Музея стройплощадка — восстанавливают исторический центр города, чтобы он стал привлекательным для туристов.

Прохожу на другую стройку — здесь будет новая набережная. Проект благоустройства набережной выиграл грант 70 млн в 2018 году на Всесоюзном конкурсе среди малых городов. Заявку на конкурс подало «Агентство развития Сысерти», которым руководит екатеринбургский предприниматель Ян Кожан. На реализацию проекта нужно 150 млн, остальные средства пойдут из областного и муниципального бюджетов, а также от частных инвесторов.

Такая разная Сысерть

На набережной будут ресторан, кафе, прокат катамаранов и турснаряжения, аттракционы.

Слева от набережной сохранились корпуса старого завода.

С железоделательного завода, строительство которого развернулось в 1732 году по распоряжению де Геннина, началась история Сысерти.

Такая разная Сысерть

Завод выпускал пушки, ядра, якоря.

Корпуса Сысертского железоделательного завода являются памятником федерального значения.

Завод заброшен не так давно. В 1954 году здесь работала артель «Металлист», а в 1970 годах был Сысертский электротехнический завод, который выпускал стиральные машины «Малютка», пользовавшиеся большим спросом.

Агентство развития Сысерти планирует в корпусах завода разместить большой культурно-образовательный центр. Московским архитектором Наримэ Тютчевой разработан проект, на который выделен грант 7,5 млн рублей. В центре будут выставки, ярмарки, музей, мастерские, ресторан, кафе, салоны. Организацией музея занимается предприниматель, архитектор по образованию, краевед Александр Савичев, который увлечен программой развития Сысерти, а старый завод называет «Колизей Урала». Экспонаты для музея приносят жители города. Сплоченный коллектив, в который кроме директора Агентства развития Сысерти Яна Кожана и краеведа Александра Савичева привлекли екатеринбургского архитектора Евгения Волкова и главу Сысертского округа Дмитрия Нисковского, активно занимается программой развития Сысерти и реконструкцией здания завода. Корпуса завода занимают 7,5 тыс. кв. м, а территория вокруг завода 3 га, много чего можно разместить. Вокруг культурно-образовательного центра будет парк.

Сысертский завод станет началом туристического центра «Большая Сысерть». На реализацию проекта требуется 1 млрд рублей.

Прохожу по щебенке строящейся набережной и оказываюсь у подножия Бессоновской горки. Здесь меня встречают персонажи сказов Бажова и портрет писателя

Оглядываюсь на город.

Такая разная Сысерть

Забор гостиницы «У горки» разрисован сюжетами сказов.

Такая разная Сысерть

Хозяйку Медной горы зачем-то поставили к столбу, а сверху на нее смотрит ящерица, в которую она сама превращается.

Чуть ниже Хозяйки Медной горы вытянула руки Бабка Синюшка.

Такая разная Сысерть

По крутой дорожке поднимаюсь на горку. На Бессоновскую горку ведет дорога, по которой некоторые заезжают на машинах.

С горки открывается замечательный вид на город.

Такая разная Сысерть

На вершине Бессоновской горки установлен самый большой в мире православный чугунный крест высотой 12 м и весом 23 тонны.

Такая разная Сысерть

Крест отлит на Сысертском заводе «Уралгидромаш» к в 2001 году в честь 270-летия Сысерти. Когда-то до революции на этом месте стояла Никольская часовня, а гора называлась Караульной, на ней был сторожевой пункт.

При Пугачеве с этой высоты велись обстрелы по Сысертскому заводу, который пугачевцы пытались захватить. Оборона города была хорошо организована хозяином завода Турчаниновым и восставшие отступили.

Полюбовавшись на окрестности спускаюсь вниз.

Такая разная Сысерть

Снова прохожу мимо скульптур сказов Бажова.

Иду по щебенке строящейся набережной.

Разглядываю корпуса старого завода.

Такая разная Сысерть

С набережной сворачиваю на знакомую мне улицу Быкова, а потом иду по Красноармейской. Любуюсь зданием детского сада «Теремок».

Здание построено в I половине XIX века, до революции это был административный корпус завода и техническая библиотека. Детский садик открыт в 1943 году. В 2001 году здесь снимали фильм «Тайная сила» по сказам Бажова.

Снова выхожу на улицу Большевиков.

Такая разная Сысерть

Памятник сысертским рабочим, погибшим в гражданскую войну, установлен на пересечении улиц Большевиков и Красноармейской в 1923 году. Из этого маленького города на войну ушло тогда 3 тысячи человек.

Очень разный и интересный маленький уральский город Сысерть.