Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 11:47

Сысерть — Россия Апрель 2021

Вокруг Сысерти великолепные леса и живописные горки, поэтому в окрестностях много баз отдыха и детских летних лагерей.

Первый раз я попала в Сысерть много лет назад, когда поехала в детский летний лагерь к дочери. Доехав до автостанции мы с подругой пешком отправились в лагерь. От той Сысерти осталось два воспоминания: большая деревня и живописный Тальков камень, на который мы сходили, пока в лагере был тихий час.

На этот раз я поехала посетить музей Бажова. Дочь высадила меня в историческом центре города на три часа, а сама уехала по делам в Екатеринбург, который в 40 км от Сысерти.

Направляюсь к музею Бажова.

Большая деревня или маленький город Сысерть

Но ворота во двор оказались закрыты. Читаю все надписи на ограде, звоню, стучу, но…

Решила прийти попозднее и пошла вниз к пруду.

Большая деревня или маленький город Сысерть

Вот здесь маленький Павел ловил рыбу со своими друзьями, о чем рассказал в автобиографической повести «Зеленая кобылка». Зеленой кобылкой они называли кузнечиков, которых насаживали как приманку.

Иду к храму, где Бажова крестили.

Большая деревня или маленький город Сысерть

Церковь Симеона и Анны построена в Сысерти в 1788 году на средства заводчика Турчанинова А.Ф., не дожившего до завершения строительства. Храм был построен в стиле петровского барокко с уникальным шатровым безопорным куполом.

Кирпич изготавливали на местном заводе.

Внутри храма было богатое убранство, использовался жемчуг, росписи были сделаны по эскизам Карла Брюллова.

Для поселения в 10 тысяч человек это была необычайно богатая церковь. В 1824 году храм посещал Александр I.

В 1936 году купол и колокольня высотой 50 м были взорваны.

Фото из интернета.

С 1937 по 1991 год здесь был кинотеатр. Затем церковь передана верующим и началось ее восстановления на средства благотворителей.

Уникальный купол тоже был восстановлен.

Большая деревня или маленький город Сысерть

На первом этаже храма через 100 лет возобновила свою работу церковно- приходская школа, храм располагается на втором этаже, где идут реставрационные работы.

Рядом с храмом шумит стройка. Восстанавливают исторический центр города.

Большая деревня или маленький город Сысерть

На плакате можно посмотреть как это будет выглядеть.

Закончить строительные работы планируется в августе 2021 года.

Напротив храма красивый Чайный дом.

Большая деревня или маленький город Сысерть

Можно и чайку попить. У входа в заведение настоящая выставка деревенского быта.

Захожу внутрь и опять сюрприз.

Большая деревня или маленький город Сысерть

Заказываю чай с пирожком, который приносят на красивом подносе. Когда мыла руки у входа в кухню, попросила разрешения сфотографировать.

В зале почти музей.

Приятно посидеть в таком заведении, а чай и пирожок были очень вкусные.

Из Чайного дома снова направляюсь к музею Бажова. У ворот стоит машина- это обнадеживает. Звоню и мне открывают. Здесь уже есть посетительница, это ее машина стояла у ворот. Девушка- музейный работник встречает приветливо, показывает, рассказывает и фотографирует нас на свой телефон для отчета. Ну, значит и нам на память надо сняться.

Большая деревня или маленький город Сысерть

Об экспозиции музея я рассказала здесь .

Потом сотрудница посоветовала сходить в Краеведческий музей. Конечно, пойду, я и не знала, что здесь еще и краеведческий есть.

Когда закончат реставрацию исторического центра, то к Краеведческому музею можно будет пройти через площадь Победы, но сейчас на ней стройка. По улице Большевиков прохожу снова мимо Чайного дома, церкви Семиона и Анны, перед отелем «Смирновъ»

Большая деревня или маленький город Сысерть

поворачиваю в сторону пруда по Красноармейской улице. Ее пересекает улица Быкова, но прежде чем направиться в сторону музея по этой улице, сворачиваю налево и дохожу до школы, в которой учился Павел Бажов. На школе памятная доска. Это и есть та самая цифирная школа. Сейчас в ней спортзал школы № 14.

Краеведческий музей расположен на улице Быкова, 62 в бывшем здании конторы Сысертского горного округа. Это здание построено в 1779 году.

Большая деревня или маленький город Сысерть

Интересно, что заводчик Турчанинов А. Ф. организовал при конторе минералогический музей и научную библиотеку. Это в XVIII веке в небольшом заводском поселке.

Действующий в настоящее время музей открыл свою первую экспозицию в 1969 году.

Основанием города считается 1732 год, когда был заложен Сысертский завод и появился одноименный поселок.

Большая деревня или маленький город Сысерть

Завод начали строить по распоряжению де Геннина, который лично выбрал место для строительства. Железная руда была здесь найдена еще в 1680 году. В августе 1733 года завод выпустил первое железо. Государственное предприятие оказалось убыточным и в 1759 году его продали Алексею Федоровичу Турчанинову.

Турчанинов владел пятью металлургическими заводами на Урале, на которых смог наладить качественное производство. В дальнейшем у завода были разные времена, его перепрофилировали и в настоящее время его преемник сысертский завод"Уралгидромаш»

В музее представлена продукция железоделательного завода.

Большая деревня или маленький город Сысерть

С давних времен в Сысерти было развито гончарное производство.

На основе этого мастерства на базе артели по производству керамики в 1960 году был создан Фарфоровый завод. Завод процветает, с 1992 года его продукция отнесена к народным промыслам. Образцы фарфоровых изделий завода представлены в витринах музея.

Большая деревня или маленький город Сысерть

Завод изготавливает даже иконостасы. В 1999 году изготовлен иконостас для Крестовоздвиженского монастыря в Верхотурье, позднее для Храма-на- Крови в Екатеринбурге, Свято- Преображенского собора в Невьянске и для церкви в Кольцово.

В помещение, в котором была Казна Конторы горного округа, выставлена нумизматическая коллекция.

Большая деревня или маленький город Сысерть

В краеведческом музее можно познакомиться с животным миром окрестностей Сысерти,

с бытовыми вещами ушедшего века.

Прялку вижу третью за два часа.

Собрана мебель прошлых лет

и другие музейные экспонаты.

Познакомившись с историей Сысерти пошла посмотреть ее в действительности. Рядом с музеем за забором интересное здание бывшего детского сада.

Красивые деревянные дома.

Большая деревня или маленький город Сысерть

За поворотом по улице детский сад «Теремок»

В Сысерти двенадцать микрорайонов, в которых живет 21 тысяча человек. Городская застройка только в микрорайонах Центр, Микрорайон и Новый, в остальных районах деревенские дома. Я все время ходила по микрорайону Старый центр. Есть красивые домики.

Большая деревня или маленький город Сысерть

Окна чаще всего с украшениями.

Есть и двухэтажные дома.

Большая деревня или маленький город Сысерть

Вдоль домов и над дорогой идут газовые трубы.

Это не очень красиво, но экономно. Как мне потом сказала дочь: «В деревнях всегда так делают», — без всякого сомнения, что Сысерть- деревня.

По улице Красноармейской дохожу до школы им. Бажова.

Большая деревня или маленький город Сысерть

Справа за школой видны типовые дома современного микрорайона Центр.

Поворачиваю налево по ул. Свердлова. А вчера в Екатеринбурге ходила по Красноармейской, только до Свердлова от нее далеко. Везде одинаковые названия. Но вот что мне понравилось: на угловых домах висят вот такие таблички.

Большая деревня или маленький город Сысерть

В Екатеринбурге иногда трудно на углу улицы найти название действующее, а не то что старое.

По Свердлова дохожу до Ленина, направо вижу центральную площадь и здание Администрации города.

Большая деревня или маленький город Сысерть

Обратно иду по Ленина и возвращаюсь к церкви. И как раз звонит дочь, что едет за мной, поехали в ее деревню в Челябинской области. Когда едешь по Челябинскому тракту, то показан поворот на Сысерть, город расположен недалеко от тракта.

Сотрудница музея советовала сходить на Бессоновскую горку, на вершине которой стоит двенадцатиметровый чугунный крест, установленный в 2001 году к 270 — летию Сысерти, а по дороге скульптуры героев сказов Бажова. С вершины горки красивый вид на Сысерть, реку и окрестности. Ближе к пруду есть музей завода с сохранившимися корпусами и старая плотина. Придется еще приехать, когда закончат реконструкцию Старого центра.