Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была вчера 21:04
""

Хамышки — Россия Май 2021

Решая, куда отправиться на майские праздники в этом году, в первую очередь я, как обычно в это время, рассматривала направление потеплее, где можно хоть немного погреть косточки после нашей бесконечной зимы. В итоге выбор пал на Адыгею. Я понимала, что главная красота и гордость республики, ее горы, в это время еще не освободятся от снега, но в предгорьях уже вовсю будет бушевать весна, и не сомневалась, что нам будет чем там заняться. Как оказалось, так думала не только я, и на момент, когда дело дошло до бронирования жилья, свободных вариантов по адекватным ценам оказалось совсем мало. В итоге в ходе поисков я узнала о существовании села Хамышки, которое и приютило нас на неделю. Расположенное между известными туристическими центрами республики — станицей Даховской и поселком Гузерипль, о которых я до этого хотя бы что-то слышала или читала, для меня оно оказалось просто открытием. Хамышки намного меньше и тише своих раскрученных соседей, но, как и в них, здесь созданы условия для туристов. Поселок расположился на реке Белой, нежно любимой рафтерами, и здесь есть своя мастерская рафтинга. Не любите рафтинг — можно прокатиться на квадроциклах. Отсюда (при наличии машины, конечно, так как общественный транспорт здесь ходит очень редко), легко удобно добираться до главных достопримечательностей республики — плато Лаго-Наки, водопадов Руфабго, Хаджохской теснины, ущелья Мишоко.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Вариантов размещения для туристов здесь много, например, можно снять вот такой дом целиком,

или остановиться в отеле покрупнее с собственным бассейном. А нам достался маленький гостевой домик на окраине села у самого подножия небольшой горы, с мангалами и открытыми беседками на территории — что еще нужно, чтобы провести время на природе? Все здесь было прекрасно — кроме одного — полного отсутствия Интернента. Если дни напролет мы проводили в разъездах и прогулках, и местами, в крупных поселках, Интернет появлялся, можно было посмотреть прогноз погоды и скинуть фото родным, то вечера (в горах темнеет рано, вы помните) приходилось коротать за настольными играми. Спасением для нас стала детектив — игра «Шерлок Холмс», случайно прикупленная в Майкопе — цена вопроса -100 рублей, а процесс расследования загадочных преступлений занял у нас как раз шесть вечеров.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

В остальном от нашего домика остались исключительно приятные впечатления. Выйдя во двор, мы любовались местной достопримечательностью — скалой Монах. На вершину ее протоптана тропа, можно даже пройти по кольцевому маршруту, минуя небольшой водопадик на реке Кутанка, стекающей со скалы, и остатки древних мегалитов. В первоочередных наших планах восхождение туда не числилось, но и вероятности такой мы не исключали. В итоге все-таки не поднялись, не хватило времени.

Несмотря на статус туристического, поселок очень тихий. Здесь нет знаменитых адыгейских термальных источников, крупных отелей и дорогих ресторанов. Каждый день, идя в магазин или маленькое домашнее кафе, мы встречали разгуливающих по улицам лошадей.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Они же, под мелодичные переливы колокольчиков на шее, паслись ночами в заброшенном саду под нашим окном.

Единственный дождливый день мы посвятили культурной программе, решив наведаться в музеи Майкопа, да и хотя бы немного познакомиться со столицей республики. Немного прогулялись в самом центре, по площади Дружбы, где расположилась соборная мечеть Майкопа, построенная в 2000 году на средства шейха из ОАЭ.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Приятно удивил монумент «Единение и Согласие», двадцатиметровая башня в форме традиционного для Адыгеи очага. Ее фасад мемориала украшают горельефы, созданные по мотивам национального эпоса, изображения мифологических сцен, портреты знаменитых людей страны. Очень колоритное сооружение!

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Из работавших в этот день музеев нас заинтересовал музей Востока, находящийся поблизости. Северо-Кавказский филиал Музея искусства народов Востока специализируется на искусстве Северного Кавказа. В коллекции музея есть предметы изобразительного и народного искусства народов этого региона с древнейших времен до наших дней. Немного, правда, смутил перфоманс современного художника прямо в первом же зале,

но далее экспозиция стала более ожидаемой: сокровища адыгейских курганов, коллекция оружия, посуды, золотого шитья, народных костюмов, а так же картины и графика кавказских художников.

Ну, а следующие дни были посвящены знакомству с главной ценностью Адыгеи — ее неповторимой природой. Село Хамышки расположено как в сказке: направо ли, налево ли пойдешь — на карстовое плато Лаго — Наки попадешь. Первый путь — это вернуться в станицу Даховская, сразу от нее начинается дорога, взбирающаяся на плато. По пути не раз встречаются смотровые площадки, со всех ракурсов открывающие виды на адыгейские горы и долины. Из посещенных смотровых на этом пути мне больше всего понравилась площадка за Большой Азишской пещерой. Пройдя ряды лотков с сувенирами и вход в пещеру, по пронизанному головокружительными ароматами весенних первоцветов лесу, мы вышли к смотровой площадке.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Отсюда как на ладошке видны адыгейские горные массивы, их вам назовет расположенный здесь информационный стенд, только запоминай названия и попробуй угадать, кто где? Большой Тхач, Малый Тхач, Чертовы Ворота, Пшекиш, Уруштен, Абаго… Прямо впереди, на берегу реки Белая, расположились наши Хамышки.

Смотровая популярна, помимо одиночных туристов здесь была и организованная группа, но чем хороша эта площадка -она очень протяженная, отойдя метров на сто в сторону, мы оказались в одиночестве, наслаждаясь теплым весенним днем, просыпающимся лесом и раскинувшейся внизу панорамой. А сколько здесь было ящериц! Разогретые майским солнышком, они шмыгали вокруг, только непрерывный треск и шорохи звучали в сухой прошлогодней траве.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

А мы поехали дальше, к КПП Кавказаского Биосферного заповедника, на территории которого и лежит плато Лаго-Наки. Перед шлагбаумом заповедника купили билеты (сотрудница заповедника занесла в книгу наши фамилии и номер машины), и проехали на плато. Метров через пятьсот дорога закончилась, дальше — только пешком.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Лаго-Наки раскинулось по территории Адыгеи и Краснодарского края и состоит из нескольких горных массивов и хребтов, сразу в нескольких климатических зонах, поэтому здесь можно встретить широколиственные леса, добраться до высокогорного редколесья, погулять по альпийским лугам и, говорят, даже увидеть ледники.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Конечно, в рамках двух-трехчасовой прогулки (здесь даже есть специальная «Тропа выходного дня»), да еще и по нерастаявшему снегу, сильно далеко не уйдешь, но насладиться замечательным солнечным днем — можно и нужно!

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Встретились нам и несколько групп, явно отправляющихся в серьезный поход, со снаряжением. Возможно, они даже дойдут до моря, ведь отсюда стартует знаменитый «30-й всесезонный маршрут», через горы к морю, который был очень популярен в советское время, да и сейчас по нему тоже активно идут туристы.

А вообще, здесь проходят маршруты любой сложности: от простых пешеходных, доступных даже детским группам, до альпинистских восхождений разных категорий.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Мы же просто гуляли, подставляя лица ласковому весеннему солнышку (причем, на радостях утратив бдительность, дружно обгорели), наслаждаясь тишиной, которую можно услышать только в горах, любуясь первыми нежными весенними цветочками.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Периодически просто дурманил голову медовый аромат, источаемый вот этими розовыми кустами.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Очень хочется приехать сюда летом, когда сойдет снег, и отправиться в горы хотя бы на день. Но теперь разведку мы провели, что где находится знаем, дело за малым — собраться в поход).

Если от поселка Хамышки поехать в сторону, противоположную станице Даховской, дорога приведет в поселок Гузерипль, еще один из центров туризма Адыгеи.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

В поселке, перейдя по мостику реку Белая, мы снова оказались у входа в Кавказский биосферный заповедник, оплатили вход и отправились гулять по его территории.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Сразу после входа в заповедник нас встретил самый крупный в Адыгее дольмен, построенный в I–II тысячелетии до н. э.

Территория здесь совсем небольшая, но очень ухоженная, правда — ни одной лавочки, прогулялся немного — проходи дальше.

Здесь разбиты вольерные комплексы, где содержатся олени, волки и еще какие-то зверюшки.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Есть здесь и небольшой музей Кавказского биосферного заповедника. Он был создан в 1956 году и посвящен истории создания Кавказского заповедника, его растительному и животному миру.

А после музея здесь можно прогуляться Тропе леопарда. Она начинается у дольмена, и по пихтовому лесу, минуя веревочный парк (если вам захочется его посетить, нужно будет заплатить отдельно), ведет к небольшому водопаду Филимонова.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

А теперь едем дальше, в место, откуда стартуют горные походы по Лаго-Наки — на Яворовую поляну. От Гузерипля, все время забирая вверх, туда ведет очень живописная и серпантинистая дорога. Едешь, и с каждым поворотом все нарастает чувство предвкушения, ведь горы все ближе, вот они уже вокруг! На каждом повороте хочется выскочить из машины, и вдыхать горный воздух, запечатлевая в сознании эти виды.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Яворовая поляна находится на высоте 1690 метров. Автомобильная дорога здесь заканчивается, дальше — треккинговые ботинки, палки и рюкзак — и вперед, на покорение горных вершин, хребтов, приютов, перевалов! Ну или просто на однодневную прогулку, наслаждаться альпийским разнотравьем и горными панорамами. Но это — летом. Сейчас поляну еще покрывал снег, лишь кое-где с неохотой обнажая маленькие участки земли, покрытой сухой травой и порослью мать-и-мачехи.

Стараясь выбирать участки, где снег растаял, мы отправились на небольшую разведку, в пути пытаясь угадать, где какая гора видна.

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Возможно, на фото ниже — кусочек Оштена?

А это — хребет Каменное море? Только Наталия Семчина, завсегдатай и вдохновенный певец этих мест, поможет разобраться!

Адыгея: Майкоп, Хамышки и Лаго-Наки

Больше мы в этой поездке так высоко забираться не будем, но нас ждало еще много красивых мест — горный хребет Уна-Коз, ущелье Мишоко, Хаджохская теснина и водопады Руфабго. О них я еще обязательно расскажу!