Турист Татьяна Васильева (tavasa100)
Татьяна Васильева
была 7 мая 20:14

Новый Афон — Абхазия Март 2021

Новый Афон — настоящая жемчужина Абхазии. Каждый турист обязательно стремится туда попасть. Благо, Абхазия страна не большая, и дорога в Новый Афон не утомительна.

Здесь, на побережье Черного моря, сосредоточена вся красота природы. Непосредственная близость к горным хребтам создаёт свой неповторимый благоприятный микроклимат, красОты этих мест не оставляют равнодушными нас, гостей и путешественников.

Новый Афон — спокойный и уютный черноморский город-курорт в Абхазии. Исторически местность известна еще с III века, когда здесь существовал город Анакопия (Трахея). В 1875 году монахи русского монастыря святого Пантелеймона из греческого Афона образовали здесь монастырь. Отчего и пошло современное название города — Новый Афон.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

Ново-Афонский монастырь был крупнейшим духовным центром Русской Церкви на Черноморском побережье Кавказа. Кроме того, монахи развернули широкую хозяйственную деятельность: высадили несколько тысяч деревьев (оливковых, цитрусовых), построили мастерские, открыли собственный конезавод, собирали мёд из ульев на своих пасеках. Занималась они и благотворительностью. В 1924 году монастырь был закрыт. Возрождение монастыря началось лишь в 1994 году после абхазско-грузинской войны. Сейчас в монастыре можно зайти в Пантелеймоновский собор, построенный в неовизантийском стиле.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый
Вход бесплатный. Новоафонский монастырь привлекает паломников и любопытных туристов со всего мира.

На протяжении вековой истории Новоафонский мужской монастырь видел многое — и расцвет, и многочисленных паломников, и запустение, и смену назначения. А в последние годы он оказался в центре церковного раскола, связанного с дележом имущества и власти между Русской православной церковью и грузинской патриархией. В общем, нам с вами не разобраться.

Рядом с монастырём смотровая площадка, одна из лучших видовых площадок Абхазии, уж поверьте.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

Отсюда открываются великолепные виды на море, на монастырские сады, на город.

В Новом Афоне я впервые побывала ещё в прошлом веке во времена СССР.

Конечно, 90% впечатлений уже стёрлось, остались только воспоминания о Новоафонской пещере. Помню, хозяйка квартиры, где мы остановились в Сочи, по великому блату пристроила нас в экскурсионный автобус в Новый Афон.

Новоафонская пещера — это самое настоящее подземное царство, поражающее своей красотой и величием.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

Комплекс полностью оборудован для посещения туристов, особой подготовки не требуется. Новоафонская пещера — одна из крупнейших пещер в Абхазии, представляет собой огромную карстовую полость объемом 1 млн кубических метров. История её открытия и исследования интересна. Молодой пастух Гиви Смыр спустился в провал за упавшей туда овцой. До дна он не добрался, но ему стало ясно, что это не обычный провал. Провал в виде колодца местные жители называли «Бездонная яма». Конечно же парень не нашёл свою потерю, но обнаружил огромную пещеру и рассказал об этом спелеологам. 14 июля 1961 г. группа спелеологов, в которую также входил Гиви Смыр, спустилась на 135 м. вглубь пещеры и впервые открыла и исследовала один из самых больших залов пещеры — Анакопия. На это у группы ушло более 18 часов. Так была открыта Новоафонская пещера. 4 июля 1975 года была открыта железная дорога протяженностью 1300 метров, предназначенная для доставки туристов в пещеру.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

Когда мы там были много лет назад, то до залов пещеры по этой железке довозили на переделанных шахтёрских вагонетках. То ещё зрелище!

В пещере 10 залов, 6 из них открыты для посещения туристов. В каждом зале останавливаемся на смотровых площадках, где экскурсовод рассказывает об очередной пещере. Стараюсь немного отставать от группы, чтобы сделать фотографии.

Первый зал — «Анакопия», огромный мешок площадью 5710 кв.м. Украшение зала — зелёное озеро Анатолия глубиной 26 метров. Другое озеро — «Голубое» голубовато-зеленоватого цвета.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

В этом зале есть сталактит-образование «Череп»,

Новый Афон. Удивительный и неповторимый
это самая интересная достопримечательность Анакопии.

Самый большой зал пещеры- зал Махаджиров площадью 10635 кв. м. Украшение зала- «Белая горка», которая растёт по 1 мм в год.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

Дальше- зал Нартаа, название взято из народного эпоса. Нарты — это богатыри народных эпосов. В этом зале обитает живность и есть растительность в виде мхов.

Зал Аюхаа самый узкий из всех залов, ширина 10–20 метров. Это самая сухая часть пещеры. Зал украшают красные и оранжевые образования.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

Зал «Апхиарца», здесь очень хорошая акустика и по своей форме он напоминает концертный зал. Здесь проводятся концерты, выступает Государственная капелла Абхазии, исполняя народные песни, выступают и другие коллективы. Апхиарца очень красивый зал с большим количеством сталактитов и сталагмитов разнообразных форм и размеров.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

Кстати, Апхиарца — это музыкальный народный, двухструнный инструмент. В старину рядом с оружием абхазы обязательно помещали один или несколько музыкальных инструментов — апхиарцу, аюмаа, ахымаа или ачарпын.

И, наконец, зал «Апсны». Апсны — в переводе с абхазского — Страна Души. Так абхазы называют свою страну. В этом зале очень высокая влажность, по моим ощущениям — 100%. Здесь расположен 30-метровый окаменевший водопад из миллионов сталактитов,

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

есть и настоящий водяной водопад (извините за тавтологию),

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

льющийся с высоты отвесной стены. Зал украшен сотнями сталактитов, возрастом более 5 тысяч лет.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

Этот зал мне понравился больше всего, именно этого я и ожидала — драпировки, занавески, водопады, медузы, колоннады.

А теперь о более земном. Дача Сталина в Новом Афоне.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый
Вообще, я не планировала туда попасть. Но по пути в Сухум экскурсовод предложила заехать в этот музей, мы не отказались. За отдельную плату, разумеется.

В Абхазии несколько дач: одна на холодной речке в Гагре, вторая здесь, в Новом Афоне, ещё на озере Рица, в Мюссере, в Сухуме. Они не называются «дача Сталина», у государства они числятся как «Государственная дача республики Абхазия».

Новоафонская дача была построена очень быстро, всего за 1 год, с 1946 по 1947. Одной из причин выбора именно этого места был железнодорожный туннель, который в 1942 году начали прорубать под Новым Афоном. От этого туннеля сделали отводку в сторону дачи, а с дачи был ход к туннелю, так что с дачи можно было стремительно скрыться под землю. При строительстве главное внимание в этом комплексе уделялось безопасности, что было связано с манией преследования и боязнью за собственную жизнь Иосифа Сталина. Фасад дома был выкрашен в зеленый цвет, чтобы он сливался с зеленью и становился как можно менее заметным издали. В каждой комнате было по несколько выходов, чтобы Сталин мог в любой момент покинуть ее. Были созданы потайные ходы, которые вели от дачи к морю (они до сих пор существуют, но закрыты и засекречены). Неподалеку от здания дачи была выстроена смотровая площадка, где постоянно дежурила охрана вместе со снайпером, который наблюдал за территорией. Прислугу меняли каждые 3 месяца, чтобы не было утечки информации.

На обустройство дачи денег не жалели: мебель была трофейная немецкая, стены обшиты ценными породами дерева (ясень, бук, грецкий орех, карельская береза, каштан),

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

стекла изготавливались из хрусталя, а в самой даче по требованию Сталина было 3 спальни и 3 ванные комнаты, к которым была подведена как горячая и холодная пресная и морская вода.

Сталин предпочитал эту дачу всем остальным, жил здесь по несколько месяцев в году. Последний раз — в декабре 1952 года, за пару месяцев до своей смерти. В рабочем кабинете советского правителя стоял телефон, имевший прямое соединение с Кремлем.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

В банкетном зале висит копия картины Шишкина «Сибирский пейзаж».

Оригинал весел до 1953 года, сейчас он находится в Санкт-Петербурге в Русском музее. Предусмотрены на даче были и развлечения: небольшой кинотеатр и бильярд.

Помимо самого здания музея-дачи интересна и территория комплекса. Здесь растет много тропических растений, есть дорожки и лавки для отдыха.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый
Дача Сталина в Новом Афоне является действующей резиденцией президента Абхазии.

После смерти Сталина эта дача использовалась редко. В 90-е годы эту дачу сдавали под элитный отдых — здесь успели пожить Лужков и Жириновский. Возможно и сейчас можно договориться с администрацией и пожить тут за большие деньги.

Новый Афон полон красивых мест. Одно из них — приморский парк с прудами, утопающими в зелени, с арочными мостиками и Лебединым озером.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

Лебеди не боятся людей и без стеснения выпрашивают угощение.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

Я видела только чёрных лебедей, но здесь есть и белые. Туристы любят фотографировать этих гордых изящных птиц. По весне у лебединых пар появляются птенцы, взрослые их кормят, учат уму-разуму, учат плавать и нырять.

Родители не отпускают малышей от себя, оберегают от наглых уток.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

На озере обустроены домики для птиц.

Искусственный водопад на реке Псырцха — ещё одна визитная карточка Нового Афона, он образовался при строительстве монахами гидроэлектростанции в 19 веке.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

Плотина стала главной частью уникального для того времени объекта — гидроэлектростанции и стала основой орошения монастырских садов.
Водопад шумит и окутывает вас мелкими капельками, так что камеру надо держать аккуратно, чтобы вода не попадала на объектив.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

Камеру-то я оберегала, но карта памяти кончилась в самый не подходящий момент, когда я поднялась вверх по каменной лестнице, чтобы увидеть красивейшее озеро и заброшенную железнодорожную станцию Псырцха.

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

Несколько фоток пришлось сделать с телефона.

Здесь же рядом с водопадом находится Псырцхинская гидроэлектростанция

Новый Афон. Удивительный и неповторимый

и православный храм Симона Кананита. Храм закрыт на реставрацию.

Храм считается шедевром церковного зодчества Абхазии времён раннего Средневековья, архитектурной школы Кавказа, впитавшей в себя греческие (византийские) традиции.

Новый Афон — уникальное место на Черноморском побережье. Ежегодно туристы и паломники съезжаются сюда со всего мира насладиться красотой местных достопримечательностей и поближе познакомиться с историей. Я — не исключение. Край настолько хорош, что ты теряешь нить реальности, встречая сказочные места и историческое притяжение.