Магадан — Россия Май 2016

В Магадан я полетела в командировку в мае 2016 года, мало что зная о регионе. Порт на берегу Охотского моря, сопки, Колыма, лагеря, золото — вот, пожалуй, и все мои скудные знания на тот момент. Очень повезло, что в плотном рабочем графике удалось выкроить время на осмотр города и окрестностей.

Магадан оказался совсем маленьким: в городе, обеспечивающем аэронавигационное обслуживание самой большой воздушно-территориальной зоны России, крупнейшем транспортным узле огромнейшего региона, вторым по величине порте северо-востока страны, оказалось всего чуть более 90 тысяч жителей. Площадь с новым Свято-Троицким кафедральным собором, несколько центральных улиц с многоэтажками в стиле сталинского ампира, некоторое количество стандартных пятиэтажек и разбросанные по сопкам на окраинах 2–3 этажные дома барачного типа — таким на первый взгляд представляется Магадан.

Пляжи Магадана

К нему сейчас даже железная дорога не ведет, только автомагистраль соединяет Магадан с Якутском и «большой землей». Город, как город, но природа! Завораживающая, ни на что не похожая суровая красота севера.

Пляжи Магадана

Расположение у Магадана уникальное, на перешейке между бухтами Нагаева и Гартнера. Нагаевская бухта — это темно-синие воды Охотского моря, в которых из-за волн не отражаются окружающие сопки, запах морской капусты, крики чаек и силуэты стоящих на рейде кораблей. Куски льда у кромки воды и силуэт полуострова Кони вдали. А еще памятник Высоцкому.

Пляжи Магадана

Здесь же, в бухте Нагаева, установлена скульптура «Время» — огромный мамонт, «шкура» которого сделана из металлолома и напоминает часовой механизм. То ли в честь найденного на Колыме уникального шерстистого мамонтенка Димы, то ли чтобы сообщить, что Россия — родина слонов, то ли как напоминание о быстротечности времени. В любом случае памятник получился очень крутым и быстро стал одним из символов Магадана.

Пляжи Магадана

Бухта Нагаева — одно из первых мест, откуда началось освоение региона. В XX веке в связи с поиском новых мест добычи драгоценных металлов возрос интерес русского правительства к Чукотке и Охотскому побережью. На окраину России снаряжалось несколько экспедиций, однако установить геологические предпосылки для добычи золота в промышленных масштабах на Колыме удалось только в середине 20-х годов прошлого века. Исходной точкой для строительства дороги была выбрана как раз бухта Нагаева. Поселок Магадан на месте будущего города был основан в 1929, городом стал 10 лет спустя. Именно в районе нагаевской бухты сохранились самые старые дома — скорее деревянные бараки — в которых жили первопроходцы. Позже появился маяк, инфраструктура, дома стали лучше. Но кое-какие артефакты тех суровых времен сохранились по сей день.

Пляжи Магадана

Трагическая история освоения богатейшего региона в наше время хорошо освещена. В память о жертвах политических репрессий на высокой сопке Крутая над Магаданом расположен мемориал «Маска Скорби» скульптора Эрнста Неизвестного. Центральная скульптура мемориала представляет собой стилизованное лицо человека высотой 15 метров, из левого глаза которого текут слёзы в виде маленьких масок. Правый глаз изображён в форме окна с решёткой. На обратной стороне бронзовая скульптура плачущей женщины под неканоническим распятием. Внутри монумента находится копия типичной тюремной камеры. Рядом — бетонные таблички с названиями лагерей. Страшное место.

Пляжи Магадана

Но, не смотря на весь ужас 20 века, сейчас Магадан совсем не выглядит депрессивным городом. Город любим своими жителями. Все, с кем мне посчастливилось встречаться, с горящими глазами рассказывали и о самом Магадане, и об окрестностях. В городе развитая инфраструктура, буквально каждый второй магазин — ювелирный. Кстати, только здесь я встречала изделия с настоящими золотыми самородками. А еще здесь фантастически вкусная рыба и крабы за довольно приемлемые деньги, в отличии от стоимости огурцов.

Совсем рядом с Магаданом находится Марчеканская сопка — высочайшая точка полуострова Старицкого. Подходы к ней завалены сухими стволами стланика, похожими на оленьи рога. Это гарь, смотрится она фантастически. А с самой сопки открывается потрясающий вид почти на весь город и бухту Гартнера.

Пляжи Магадана

К сожалению, я не помню всех названий бухт и заливов, которые удалось увидеть в окрестностях Магадана. Та же Нагаевская бухта в точке высадки первой колымской экспедиции 1928 года выглядит совсем не так, как в черте города. Здесь галечный пляж, на котором в летнее время загорают жители, а самые отчаянные — еще и купаются. Говорят, в хорошие дни вода может прогреться до +16 градусов, бодрит! Рядом скалы, над которыми местные экстремалы любят летать на парапланах.

Пляжи Магадана

В некотором удалении видны остатки бетонных бочек, в которых несколько десятков лет назад рыбозаготовительные артели мариновали селедку. Помните большие плоские, похожие на гигантские шайбы, металлические банки с сельдью? Сейчас рыба ушла — переусердствовали с ловом, промысел угас. Не знаю, откуда на прилавки магазинов сейчас попадают такие банки, но точно не из Магадана.

Пляжи Магадана

В одной из небольших бухт, куда мы заезжали, люди активно жарили шашлыки. Как сказал гид, очень часто работодатели идут навстречу сотрудникам и в хорошие солнечные дни отпускают людей с работы на пикник.

Пляжи Магадана

Еще в одной бухте нам показали параллельные волны. Никогда такого не видела: на равном удалении друг за другом шли идеально ровные полосы волн. Больше было похоже на какой-то механизм, чем на реальное море. Странно и очень красиво.

Пляжи Магадана

Была еще бухта с остовами кораблей, ржавеющими на берегу. Оттуда открывался умопомрачительный вид на полуостров Кони.

Пляжи Магадана

Крики птиц, запах водорослей, бесконечно высокое небо, заснеженные хребты на горизонте и море, величественное и суровое, — такими мне запомнились пляжи Магадана. Понимаю, что отдых «на любителя» но разочек съездить точно стоит! Магадан — это просто космос! Хоть раз в жизни нужно увидеть эти умопомрачительные пейзажи, проникнуться суровой красотой севера, ну или крабов поесть и купить колечко с самородком.