Турист Сергей (sergo197007)
Сергей
был 25 апреля 16:31

Покхара, Катманду — Непал Октябрь 2019

Начало здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_29524, здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_33892, здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_33947 и здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_33961.

ПОКХАРА.

«Мы путешествуем не для того,

чтобы сбежать от жизни, а для того,

чтобы жизнь не сбежала из нас».

Утром мы прибыли в Покхару. То, что мы появились с небес — абсолютная и непреложная истина! А то, что увидели внизу, было больше похоже на автовокзал. На такой «махровый» советский автовокзал! Впрочем, выбирать не приходится: что есть, то есть.

Таксист, на удивление, оказался почти честным, запросив за извоз 400 рупий. Почему почти? Впоследствии, прогуливаясь по городку, я за 25–30 минут добирался от отеля до аэропорта. Заметьте, совершенно не зная города! Поэтому 200 рупий — good price! Женщинам он показался слегка нетрезвым, а мне было всё равно.

Малые непальские хроники, ч.5.

В отель нас не селили. Нет, не отказывали, но предлагали чуть-чуть подождать: уборка, смена белья, что-то ещё. Потом последовал завтрак, приправленный новой непальской специей «подождать». Потом мы просто ждали. А потом это надоело, и мы ушли… гулять по городу. Первое впечатление: наверное, трудно найти более мирный городок. В Покхаре царит полный покой, столь не характерный для Азии. Никто никуда не спешит. На улицах мало автомобилей и мотоциклов. Люди предпочитают ходить пешком, чтобы насладиться тишиной и подышать живительным горным воздухом.

Малые непальские хроники, ч.5.

Покхара — это уникальное по своей естественной красоте место! Как и положено всякому благопристойному курортному месту, это изобилует магазинчиками, сувенирными лавками, закусочными всех мастей и национальностей и предложениями по организации твоего досуга. Естественно, различной ценовой категории, как правило, завышенной в пару-тройку раз. Впрочем, выражение «I know the local price» оказывает порой магическое и отрезвляющее действие на уличных торговцев. Некоторые почему-то моментально теряют к тебе интерес, а другие охотно торгуются, позволяя получить солидную скидку от первоначальной цены. Жена, прознав каким-то образом про такое положение вещей, бесстыдно этим промышляла, обирая местных барыг, экономя, тем самым, наш бюджет! Впрочем, местные не обижаются. Это — Лейксайд — туристический район. Непальцы здесь практически не живут! Они как бы играют какие-то нужные роли, создавая привычную атмосферу для туристов, чтобы те оставались спокойными и довольными. Турист в Непале — «животное» священное.

Малые непальские хроники, ч.5.

В конечном итоге, нас все-таки заселили в отель. Из окна открывался превосходный вид на вершины. Они нависают над тобой, как бы приглашая прогуляться по их склонам. Может быть… когда-нибудь…

В этот раз цели преследовались другие. Мало того, что Покхара ниже Катманду почти на 600 метров, но здесь ещё и абсолютно чистый воздух. Хочется просто отдыхать и наслаждаться жизнью во всех её проявлениях. Достопримечательностей немного, но всё же…

Озеро Фева.

Малые непальские хроники, ч.5.

В водной глади озера в хорошую погоду отражаются белоснежные вершины Аннапурны и Мачапучаре. По озеру плавают разноцветные прогулочные лодочки, делая его особенно живописным. Можно взять напрокат лодку и, заплыв на середину озера, медитировать там, либо, как мы, усесться на подобие парома и тоже… медитировать, но уже на острове.

Малые непальские хроники, ч.5.

В центре озера, на небольшом островке, находится самый важный религиозный памятник Покхары — храм Варахи, посвященный одной из реинкарнаций индуистского бога Вишну.

Малые непальские хроники, ч.5.

Прогуливаясь по берегу, можно забрести в места компактного проживания местного населения, отойти, что называется, от искусственно созданного кусочка цивилизации: женщины с кувшинами ходят за водой, стирают одежду в озере и моют головы. Местами вода по береговой линии белая от глины, мыла и порошка.

Остаток дня мы провели в «разъездах».

Пещеры Махендра.

Малые непальские хроники, ч.5.

Пока вы спускаетесь в пещеру, то видите на стенах различные картины. Например, из древнеиндийского эпоса «Махабхарата»…

Малые непальские хроники, ч.5.

… Душа восседает на колеснице тела, которой правит разум. Ум — это решимость достичь цели; наши чувства — лошади, которых объекты чувств побуждают к действиям. Если наши чувства будут разрывать наш ум и брать вверх, то невозможно будет достичь цели…

… Под землей находится буддистский храм, а путь заканчивается перед огромной расщелиной, где сверху падает поток воды. Правда, увидеть это можно не всегда. В этот раз нам не повезло, наверное, напор слабый был.

Водопад Дэвиса.

Знаменит он, скорее всего, тем, что в него смыло одного швейцарского туриста, когда он проплывал на лодке по озеру Фева. А может, врут. Впрочем, тело так и не нашли, но имя увековечили: Devi’s Fall.

Малые непальские хроники, ч.5.

Ступа Мира или Пагода Мира — это буддийская ступа, созданная для единения людей всех рас и вероисповеданий в поисках мира и спокойствия. Большинство таких ступ было построено под руководством Нитидацу Фудзии — буддистского монаха из Японии. Встреча с Махатмой Ганди в 1931 году так вдохновила Фудзии, что он решил посвятить свою жизнь пропаганде ненасилия.

Малые непальские хроники, ч.5.

В 1947 годуон начал строительство Ступ Мира по всему свету. Помимо того, что Cтупа сама по себе впечатляющее сооружение, с нее открывается красивейший вид на массив Аннапурны и город. Но в этот раз горы были скрыты густой непрозрачной дымкой.

Малые непальские хроники, ч.5.

В попытках разглядеть хоть что-нибудь, мы выяснили, что на рассвете с горы Сарангкот открывается ох…, какой вид на Мачапучаре. Что ж, завтра в 6 часов мы должны быть на этой вершине!

Ближе к вечеру мы немного побродили по «своей» улице, окончательно сбрасывая с себя «оковы» городов и столиц. Завтра у нас ещё один день перед выходом на трек. Как там всё сложится?

…Она великолепна, эта, никому не отдавшаяся, Гора. За свой экзотический внешний вид получила название — Рыбий хвост. Изысканная и величавая, хотя и не самая высокая в регионе.

Малые непальские хроники, ч.5.

Впрочем, одна из самых узнаваемых в Гималаях. Вид, которым нас поприветствовала Сарангкот, был первым на большие Гималаи в нашей ПУНХИЛЛОПУПЕЕ. Конечно, впечатления неимоверные. Вот он, один из сверкающих бриллиантов в «короне» Гималаев. Кроме всего прочего, выход на Сарангкот был своего рода небольшой акклиматизацией, всё-таки её высота почти 1600 метров.

НАЧАЛО.

«Главное для нас — не уподобляться овцам,

которые всегда бегут вслед за стадом,

направляясь не туда, куда нужно,

а туда, куда идут все.

Нет на свете вещи, навлекающей на нас больше зол и бед,

чем привычка сообразовываться с общественным мнением,

почитая за лучшее то, что принимается большинством

и чему мы больше видим примеров;

мы живем не разумением, а подражанием».

Скажите, для вас существуют места, куда бы вы очень хотели попасть, и, в принципе, даже можете себе это позволить, но не решаетесь совершить это, тем более в одиночку или с таким же «чайником»? Вы годами сидите, читаете отчёты «отважных», которые там побывали, грустите, что никак не удаётся рискнуть. А может быть, вы просто не верите в свои силы и боитесь, что не сдюжите?

Непал и Гималаи относятся именно к таким местам. Можно много читать про героических покорителей горных вершин, можно безошибочно показывать на карте, где находятся все 14 восьмитысячников, и никогда не побывать там. Да, туда летают, но только не я! В качестве одной из причин фигурирует отдалённость от различных альпинистских тусовок. Не увлекался, не состоял… А может, всё-таки рискнуть?

18 октября, в 7–00, без объявления «войны», погрузились в такси и двинулись навстречу чистому воздуху Гималаев! Дорога уходит в горы. Перевалы, перевалы: склончик левый, склончик правый… Иногда появлялся хороший асфальт, и по нему водитель, лихо вписываясь в витки серпантина, гнал так, что захватывало дух. С одной стороны пропасть, с другой — скала…

Малые непальские хроники, ч.5.

Впереди замаячил Наяпул. Чуть дальше, в Birethanti, традиционный чек-поинт. Нас зарегистрировали и отпустили на вольные хлеба. Объявляю о наличии хороших новостей. Если ГРАМОТНО идти, соблюдая все рекомендации, слушая себя, то можно дойти до конца (и вернуться), даже, несмотря на то, что вам далеко за 60. Европенсионеров на треке вагон и маленькая тележка (основная масса доходит).Мы готовы, мы начинаем!

Малые непальские хроники, ч.5.

Первый день трека обещал быть романтическим. Такая себе тихая прогулкапо аграрному Непалу с залитыми солнцем долинами, цветущими садами и рисовыми террасами. Нас добросили на джипе от Наяпула до Кимчи, сберегая таким образом наши ноги. Откровенно говоря, на этом участке трека никаких красот, кроме пыли и ухабов, мы не заметили, поэтому наши коленные суставы получили солидную скидку…

Малые непальские хроники, ч.5.

… Здесь надо сделать небольшое пояснение: оно не принципиальное, но для нас, в конечном итоге, оказалось судьбоносным. Решительное большинство начинает маршрут в сторону Уллери, завершая его в Кимчи. Мы двинулись в сторону последнего. Почему пошли «против течения»? Ещё находясь дома и анализируя карту местности, я заметил одну особенность: при равной протяженности пешего хода в обоих направлениях перепад высот в первом случае составлял 800–900 метров. Во втором — 400–500! Значит, «нормальный» маршрут просто круче! Выглядело и звучало логично. Да и, вообще, я всегда был поперечным!…Мой стиль — не есть во всём соглашаться с обществом. Мне не много нужно — лишь свобода оставаться самим собой!

Малые непальские хроники, ч.5.

…В принципе, в первый день мы рассчитывали максимум на 3–4 часа лёгкой прогулки до ближайшего посёлка. Обычно, когда хочешь, чтобы было, как лучше, получается, как всегда. А в этот раз, почему-то, получилось всё хорошо. Если не считать легкой заминки перед местом первой ночёвки, то стартовый этап можно оценить на 4+…

… Набор высоты становился все резче, и хотя нехватка кислорода не чувствовалась, постепенно приходило осознание того, что прогулки, как летним вечером в парке, в её нормальном понимании, не получится! Как бы ты не представлял свой поход в горы, он все равно будет отличаться от того, что ты ожидаешь. Скорее всего, я понял это раньше других, но, видя бодрые лица моих попутчиц, благоразумно промолчал. «Мы — бодры, веселы!». Будь, что будет…

Следуя вверх, я представлял себе, как всего каких-то сто лет назад, движимые красотой и жаждой познания, экспедиции Рериха искали здесь неизведанное. Шаг за шагом наверх. И вот ты уже начинаешь ощущать это состояние сопричастности. Ты тоже своего рода первооткрыватель, но чего-то глубинного и личного. Это ещё не Шамбала, но верная дорога к ней. Красота меняет нас, пытаясь сделать лучше.

Уже на первом километре приходит осознание и понимание высокого смысла фразы: «В горах каждый лишний грамм становится килограммом!». Нет, в принципе, битву свесом я не проиграл: эти 15–20 кг. за спиной мне особо не мешали. К рюкзаку привык быстро. Из неудобств: мгновенно промокающая от пота футболка. Хотя, честно скажу, где-то в глубинах подсознания, проскакивала идея облегчить мой рюкзак, впарив кому-нибудь пару-тройку килограммов. Но наша группа шла довольно-таки рассредоточено, а потому сделать это незаметно не представлялось возможным. Мы не старались держаться кучкой. Иной раз темп у каждого был свой, а подстраиваться под товарища, значит, устать раньше времени. Просто, лидер «гонки» периодически поджидал спутников.

Главный враг новичков в первый день похода банальная паника. Назад ходу нет, только вперёд. А там полная неизвестность и куча новых для тебя ощущений, к которым добавляются непривычные нагрузки. Паника может сковать тебе мышцы или начать сдавливать бронхи. Где-то прочитал, что первый день похода — это эйфория, второй — медленное «умирание», третий — воскрешение. Дальше должно становиться легче. Кто-то «умирает» все дни. Обычно уже на второй день ты получаешь опыт затяжных наборов высоты, спусков, и они перестают тебя пугать. И в этот момент ты расстаешься с иллюзией того, что боишься высоты, потому что страх не может быть бесконечным. Ты начинаешь представлять, из чего состоит трек. Ты пытаешься приспособиться переносить подъёмы. Ты привыкаешь к нагрузкам. И как только страх от неизвестности отступает, организм начинает работать в полную силу. У меня все дни была эйфория!

Малые непальские хроники, ч.5.

На часах около двух. Вывеска: «Welcome to Ghandruk». Гандрук — столица гурунгов. Для первого дня ходьбы вполне себе достаточно. Отличное место для ночевки и медитативного отдыха! Кстати, в этот день и во все последующие погода нас баловала. Обычно с утра было свежо, а к обеду, чтобы не угробить нас окончательно, и так уставших смертно, небо затягивала нежная дымка. В общем, идти было комфортно… Ну, почти… Ну, ладно, приврал чуть-чуть, но ведь живы остались!

Малые непальские хроники, ч.5.

Здесь третья серия путешествия по Непалу: