Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Тирана, Шкодер — Албания Июнь 2016

Ознакомившись со Скопье, городом памятников и дворцов, о чём поведаю позже, покатили в Албанию. На ночь глядя по албанским дорогам ехать было рискованно, но тратить лишний день на дорогу не хотелось, кроме того, оставшись в Скопье, рушили всю налаженную цепочку путешествия, пропадал не только день, но и оплаченные отели в Петрела и в Ульцинь.

300 км. по жаре +39, не спадающей даже поздно вечером, ехали 6 часов. Приходилось несколько раз останавливаться и охлаждать кондиционер, который в конце-концов эту жару не выдержал и машина «встала» прямо на албанской границе. Водители фур откатили наш fordик на парковку, осмотрели и вынесли вердикт: остынет — поедет, если не включать кондиционер, но до Германии точно не доедет. В какой то мере оказались правы, но это следующее приключение.

Оставив бедную Кашечку в тени остывать, пошли в ближайший ресторан ужинать, не имея ни леков, ни киндарок, валюты Албании, обменного пункта на границе не было. В ресторане согласились обслужить за евро. Не поняв ничего в меню, в словаре показали два слова: много и вкусно, вино и кофе они поняли без перевода. И чудо, всё действительно оказалось очень вкусным, блюда были подобраны отменно, наверно сами бы не сумели так выбрать из меню, Цены не знали и для смеха поспорили, кто ближе угадает, оба оказались далеки от реальной суммы, обед обошёлся в шесть евро за всё, оставили 10, получив ещё в подарок выпечку на дорогу.

В отель прибыли в полночь. Сонная хозяйка показала комнату и сразу удалилась, едва живые от перенасыщенного дня вскоре и мы отключились.

Семейный отель Рица.

Подскочили в шесть утра. В небольшом отеле все ещё спали, на территории обнаружили бассейн, где с удовольствием поплавали до обещанного в 7 утра завтрака.

Албанские приключения

О, завтрак, это очередное приключение, точнее злоключение, не последнее в этот день. В отеле мы были единственными посетителями и ни кто не заморачивался по поводу кормёжки клиентов. Были поданы: яичница из одного яйца, чашечка кофе и маленькая булочка с мармеладом, что даже для меня оказалось мало, тем более мы уже час активно поплавали. На просьбу принести что-нибудь посытнее, лишь развели руками, тогда попросили повторить в двойном размере утренний «завтрак» за дополнительную плату.

Сама деревня Петрела ничем не примечательна, но рядом на горе высится внушительная крепость, которую решили посетить.

После завтрака помахали ручкой персоналу и выкатились со двора. При развороте увидели бегущего к нам администратора с выпученными глазами, попросившего оплатить отель, прежде чем его покинем, после чего и у нас стали такие же глаза. Пояснили, что при заказе онлайн мы сразу оплатили отель и даже получили код. Долго разбирались, хозяйка показала документы с нашей бронью без оплаты. Проверить свой счёт без интернета мы не могли, решили оплатить наличкой 35 евро, лучше два раза, чем иметь дело с полицией, но настроение было испорчено.

Албанские приключения

В Черногории убедились, что деньги за отель действительно при заказе не сняли, хотя код дают лишь при оплате, поэтому и были уверены в оной. Позвонили хозяйке отеля Рица, заодно попросили поблагодарить администратора, который догнал «удирающих» клиентов и был предельно вежлив, ну и про скудный завтрак не забыли упомянуть.

День не задался с утра. Крепость открывается в 10, ждать более часа не было смысла. Полюбовавшись сверху видами на деревню Петрела, поехали в Тирану.

Албанские приключения

При въезде в Тирану машина затрещала, задымила и напрочь встала. Вода в бачке кипела, пахло гарью, вентилятор валялся внизу. Тут же набежали албанцы, цокали, качали головами, страшно галдели, сунув нос под капот машины. Расстроились так, что было всё равно, если авто растащат по винтикам, поняли, что двигаться дальше уже не сможем. Обидно, что проехали все славянские страны, где понимали язык, а машина сломалась именно в Албании. Но албанцы оказались очень дружелюбны. Всем скопом закатили машину во двор кафе, ибо создали большую пробку на узкой улочке с односторонним движением. Улица носила имя писателя Роберта Шварца, не знаем, которого из двух, найденных в интернете, но книга одного из них «План твоей души. О смысле жизненных испытаний, которые мы выбираем себе еще до рождения», точно подходила к нашей ситуации.

Позвонили в ADAC — самая крупная в Европе организация автомобилистов Германии, основная функция которой: техническая, информационная и юридическая помощь. Обещанный эвакуатор приехал лишь через полтора часа. Водитель не мог найти улицу, «съев» своими звонками кучу денег на нашем сотовом, плюс звонки в ADAC, в сумме обошлось в 60 евро.

Албанские приключения

Ремонтная мастерская была небольшой и весь малочисленный персонал был «на ушах»: во-первых, немецкие клиенты, что уже для них невиданно, во-вторых, их «достали» частые звонки с албанского филиала ADAC. Вскоре приехал шеф мастерской и остался до конца ремонта.

Мечеть Этхем Бей (1789 – 1823 г.г.) интересна тем, что её фрески изображают деревья, водопады, мосты; натюрморты, что уже нонсенс для оформления мечетей. Посещение только с экскурсией на албанском и английском.  Часовая башня увенчана часами с четырёх сторон, построена в 1822 году.
Мечеть Этхем Бей (1789 – 1823 г.г.) интересна тем, что её фрески изображают деревья, водопады, мосты; натюрморты, что уже нонсенс для оформления мечетей. Посещение только с экскурсией на албанском и английском. Часовая башня увенчана часами с четырёх сторон, построена в 1822 году.

В мастерской не оказалось в наличии вентилятора, его могли привезти только на следующий день. ADAC оплачивало отель, но нас совершенно не устраивала ночёвка в Тиране, пусть даже бесплатная. Мы должны быть к вечеру в Черногории, поэтому попросили кинуть все силы на ремонт машины в течение дня за дополнительную оплату.

Шеф обзвонил множество автомастерским, но нашли лишь бэушный вентилятор, на который пришлось согласиться, к слову, он проработал ещё 8 лет, пока я не рассталась со своей Кашечкой.

Прошло семь долгих часов, пока: нас доставили в автомастерскую; всех обзвонили; привезли вентилятор; отремонтировали. Надо отдать должное ребятам, над машиной работал весь персонал без перерыва. Снова гадали, во сколько станет такое старание. В Германии не менее 600 евро, возможно и больше. Албания снова поразила — 70 евро за всё-про-всё!!!!

В здании с колоннами расположены Национальный театр оперы и балета и Национальная библиотека. Первый камень был символически заложен Никитой Хрущевым во время его визита в Албанию в 1959 году.

В центре Тираны оказались в 16, которую уже не надеялись увидеть. По столице Албании гуляли полтора часа, вместо запланированных шести, хотели посетить…, впрочем, какая теперь разница, что хотели, главное — мы снова «лошадные».

Центральная площадь Скандербег.  Вдали здание исторического музея.
Центральная площадь Скандербег. Вдали здание исторического музея.
Конная статуя Скандербегу, герою албанского сопротивления османам в 15 веке, была воздвигнута в 1968 году по случаю 500-летия его смерти. Сооружена на месте памятника Сталину.

Нам и тут не повезло, именно в это время прибыла в столицу их любимая национальная сборная по футболу с европейского чемпионата 2016. Команда больших высот не достигла, но встречали их как национальных героев.

Последние приготовления к встрече.

Улицы были перекрыты, везде толпы ожидающего народа, полчища полицейских, кружащие в небе вертолёты. Машину пришлось оставить за пару километров от центральной площади, где велись последние приготовления к встрече команды. Игрокам вручили символический ключ от Тираны и миллион евро на всех.

Албанские приключения

Собор Воскресения Христова построен в 2012 году. В комплекс входит: часовня; колокольня, высотой 46 м.; резиденция Священного Синода, а так же культурный центр, который занимает два этажа под землей по всей площади кафедрального собора, с амфитеатром в центре вместимостью до 850 мест.

Албанские приключения

В 18 распрощались с Тираной и покатили в Черногорию через Скадар, в котором побывали в 2012 году.

Скадар.

Поскольку уже второй раз в этом городе, опишу наше посещение в 2012 году. У кого то есть место силы, а у нас есть место злоключений, это Албания. Не только в последней поездке, но и в предыдущей не обошлось без приключений.

В 2012 ом отдыхали в Будве, авто на прокат не брали (позже сами удивлялись, почему), а ездили везде общественным транспортом. В один из дней решили посетить Албанию, ближайший город к границе Скадар, вот рано утром и выехали туда автобусом, с пересадкой в Ульцинь. Сидели на переднем сидении и не без опаски наблюдали за «мастерством» водителя, который одновременно: беспрестанно курил; отвечал по телефону, держа его в руке; болтал с кондуктором и при этом довольно быстро ехал по горному серпантину, придерживая руль… локтем, ибо руки были заняты сигаретой и телефоном. Страху натерпелись, но в Ульцинь приехали вовремя и без происшествий.

Албанский Скадар произносят по-разному, город происходит от латинского слова scutarii, что в буквальном переводе означает «защитники» и пишется на славянском Скадар, Албанском Shkodër, турецком Skutari.

Основными достопримечательностями города являются: сохранившаяся античная крепость; древние церкви и мечети; оттоманский каменный мост (Mesi Bridge), построенный еще Али Пашой. Но тогда мы ещё не готовились так тщательно к поездкам, поэтому погуляли по центру, полюбовались мечетью Абу-Бекр и собором Рождества Христова. К крепости за городом на горе подняться не успели по времени, а про каменный оттоманский мост просто не знали, впрочем, всё равно бы не увидели, так как он расположен в деревне Меси в 10 км от Скадар.

Грандиозное здание Великой Мечети Абу-Бекр возведено в 1995 году. По краям ее украшают два 42-х метровых минарета.

Были удивлены, что в центре города в шаговой доступности находятся мечеть, католический храм и православный собор, равноправно соседствуя.

Православный собор Рождества Христова построен в 2000 году

Католический Кафедральный собор Святого Стефана (1858 год). Его размеры 74 на 50 м и 23,5 в высоту, в главном зале могут поместиться 6 тыс. человек! Рядом возвышается квадратная колокольня с часами, венчаемая крестом. На протяжении своей истории храм периодически разрушался и восстанавливался. В 1967 году, при гонении на религию, церковь стала Дворцом спорта, открыв свои двери для прихожан лишь в 1991 году. В свое время его посещали Мать Тереза и Папа Иван Павел II.

Театральная площадь.

Примечательно, что не заметила укутанных в покрывала и хиджаб женщин, даже наоборот, настолько «раздетых» женщин не встретишь даже в Европе, молодёжь в прозрачных блузках и коротких юбках. Собственно, как и в Стамбуле, создаётся впечатление, что именно в Европе мусульманская община решила сохранять свои традиции.

Перед дорогой муж напутствовал, никаких открытых плеч, голых ног и желательно закрыть голову, исполнила и…пожалуй была самой одетой женщиной в городе, ну если не считать тётушек около мечети.

Албанские приключения
Что то это мне напоминает...
Обожаю рыбу, но при жаре +35 вонь стояла невероятная.

После трёх часов знакомства с городом не скажу, что Скадар вызвал особые эмоции, ожидали нечто иное, Албания всё же, а увидели просто ещё один городок, до боли знакомый.

От Скадар до Ульцинь всего 45 км, на обратную дорогу оставили два часа, решив, что вполне успеем на последний рейс до Будвы в 19. Но парниша за рулём оказался настоящей флегмой, ехал не спеша и на границе едва шевелился, собирая паспорта, напоминая зверька ленивца, который поставит одну лапу и замрёт. До Ульциня ехать по горному серпантину около часа, столько же осталось до отправления последнего автобуса до Будвы. Когда водила начал медленно раздавать документы, а пассажиров более 20. не выдержала, отобрала паспорта, сказав, что раздам сама, а он, если успеет к автобусу, получит 3 евро (в 2012 году для албанцев это была сумма). Ох, лучше бы я этого не делала, флегма в мгновение ока превратился в холерика и понёсся по серпантину на большой скорости. Я вжалась в сиденье от ужаса, видя, как автобус при поворотах просто нависает над пропастью. Отдала водиле несчастные 3 евро, взяв назад свои «если успеешь», но он продолжал «лететь», охваченный юношеским задором. На автовокзале буквально перехватили на ходу отъзжающий автобус до Будвы, Успели, но после этого точно знаю, с какого времени начала седеть.

Возвращаюсь снова в 2016 год.

На этот раз появилось «новенькое» на границе Албании с Черногорией, где «шуршали» цыганские дети, наглые до безобразия. Сладости брали с кислой физиономией, еду с презрением закидывали обратно в авто, бегая от машины к машине, просили мани—мани.

В Ульцинь, приморский городок Черногории, прибыли поздно вечером, здесь ожидали друзья, неделя отдыха на море и множество интересных мест, которые посетили, но это уже другая история.